Конспект урока географии в 6 классе «Озёра. Водохранилища. Пруды»
Конспект урока географии в 6 классе
«Озёра. Водохранилища. Пруды»
Коррекционно-образовательные:
Закрепить знания об изученных ранее водоёмах посредством выполнения специально подобранных учебных заданий.
Сформировать представления о возникновении, строении, использовании озёр, водохранилищ, прудов посредством обучающей беседы, графической наглядности.
Коррекционно-развивающие:
Развивать и корригировать пространственное восприятие и мышление учащихся при чтении и зарисовке схем рек и озёр.
Корригировать операции синтеза и анализа во время учебно-познавательной деятельности.
Коррекционно-воспитательные:
Формировать элементы научного мировоззрения, настойчивость, ответственность, любознательность учащихся в процессе изучения географии.
Оборудование: Учебники географии, карточки (Приложение №1, №2, №3), компьютер
Деятельность учителя
Индивидуальная и дифференцированная работа с учащимися
Организационный момент
Приветствие, проверка посещаемости и готовности к уроку. Психологический настрой на познавательную деятельность.
Записать дату в тетрадях.
Проверка домашнего задания
- Какое домашнее задание вы выполняли?
- Поднимите руки, кто внимательно прочитал статью учебника! Сейчас я пройду по рядам и посмотрю, какие схемы у вас получились ( проходит по рядам).
- Пользуясь схемой в тетрадях, расскажите, как человек использует реки.
-Один ученик будет рассказывать, а другой возьмёт конверт, выйдет к классной доске, будет доставать и прикреплять магнитиками соответствующие рассказу картинки (Приложение №1).
- Какой вывод мы сделали с вами на прошлом уроке?
- Молодцы, ребята! Вы хорошо потрудились вчера во время самоподготовки.
-Я знала, что вы ответственные. А сейчас мы узнаем, кто из вас умеет разгадывать загадки.
-Мы должны были прочитать с 51-53 учебника и нарисовать схему «Использование рек» (рис 53)
Ученик 3 группы рассказывает, а 2 группы работает с иллюстрациями.
-Человек использует реки в промышленности, для отдыха, в сельском хозяйстве, для получения электроэнергии, в быту и как пути сообщения.
Ученик 3 группы читает вывод на с. 53
-Реки имеют большое хозяйственное значение. По рекам сплавляют грузы и перевозят пассажиров. Воду рек используют для бытовых и хозяйственных нужд. В реках ловят рыбу. На берегах рек располагаются базы отдыха.
Всесторонняя проверка знаний
Кругом вода, а с питьём беда.
Чуть дрожит на ветерке.
Лента на просторе,
Узкий кончик в роднике,
А широкий – в море.
Не море, не земля,
Корабли не плавают,
А ходить нельзя.
- Назовите одним обобщающим словом: море, река, болото – это…
-Каким цветом на карте обозначают моря, океаны, реки?
-Как называется место, где река берёт своё начало?
-Углубление, по которому течёт река?
-Место впадения реки в море, озеро, другую реку?
- Река, впадающая в другую реку называется…?
- Реки, протекающие по равнинной местности называются…
-Реки, протекающие по гористой местности называются…
-А сейчас вы по описанию попробуете определить, о какой реке говорится: гористой или равнинной.
Учитель читает описание рек Волга, Терек (приложение №3), дети определяют какие это реки, обосновывают свой ответ.
-Посмотрите на схему, цифрами обозначены части реки, в тетрадях запишите названия, соответствующие каждой цифре. (Приложение №2)
Учитель проходит по рядам и оказывает индивидуаль-ную помощь (направляющую, стимулирующую) учащимся.
Дети отгадывают загадки и объясняют почему они так считают.
-Море
-Река
-Болото
-Море, река, болото – это водоёмы.
-Их обозначают на карте синим цветом.
Учащиеся 1-2 группы.
- Исток.
- Русло.
- Устье.
-Притоком.
-Равнинными реками.
-Горными реками.
Учащиеся 1-2 группы.
- Волга – равнинная река, она течёт медленно и плавно, сливаясь с горизонтом, её пространство бороздят тысячи судов.
-Терек – горная река, он бурный, течёт между утёсами, воет…
Дифференциация по объему и сложности материала для детей разных познавательных способностей (группам 1,2 – 1 вариант, группам 3,4 – 2 вариант)
Подготовка к изучению нового материала
- Давайте проверим работы. Сверьте свои работы с ключом (Приложение №3).
- Поднимите руки, кто выполнил всё правильно.
- Молодцы!
-Посмотрите в третий столбик нашей таблицы и скажите, какой водоём мы с вами ещё не изучали на уроках географии?
-Тема нашего урока будет звучать:
Озёра. Водохранилища. Пруды. (учитель записывает на доске)
Физкультминутка
Дети поднимают руки.
Мы не изучали ещё озеро.
Дети записывают в тетрадях
Изучение нового материала
Откройте страницу учебника 54, найдите определение озера, прочитайте про себя, а потом вслух, запишите в тетради.
- Поверхность земли может быть не только равнинной, на ней бывают горы, холмы и углубления.
-От чего возникают углубления на поверхности земли?
-Иногда земная поверхность опускается, прогибается после землетрясения, образуя углубление, иногда углубление образуется в кратере древнего вулкана, а иногда в результате горных обвалов. Если это углубление заполнится водой, то образуется озеро.
-Нарисуйте, как выглядит озеро, если на него посмотреть сверху? Учитель проходит по рядам.
- Правильно, так озёра изображают на плане, карте. А каким цветом оно должно быть обозначено на плане или карте?
- Возьмите синие карандаши и заштрихуйте им озеро.
-А откуда может появиться вода в озере?
-Совершенно верно, озёра могут питать воды ручьёв и рек, осадки, подземные воды.
- Вы нарисовали озеро, посмотрите и подумайте, какие воды питают ваше озеро?
- Правильно, в наше озеро не является истоком для других рек. Такие озёра называют БЕССТОЧНЫМИ.
-Давайте повторим хором и подпишем своё озеро, чтобы запомнить новое слово.
-Может ли река брать начало из озера? То есть озеро может быть истоком реки?
-Значит, вода из этого озера будет стекать, и такое озеро называется СТОЧНЫМ.
-Давайте повторим хором и нарисуем сточное озеро и подпишем его.
-А может быть такое озеро, в которое будет впадать река, и из которого будет брать своё начало другая река?
-Нарисуйте такую схему. Дети рисуют, а учитель проходит по рядам (3-4 группе оказывает обучающую помощь).
- Если в озеро впадает река, и другая река берёт начало, то такое озеро будет называться ПРОТОЧНЫМ. Подпишите свой рисунок.
Учитель вызывает ученика 1 группы для того чтобы нарисовать схему на доске.
- Таким образом, мы узнали, что озёра могут быть:
- Посмотрите на свою схему, которую вы рисовали на самоподготовке «Использование рек» и давайте по ней разберём, как человек использует озёра.
-Для чего не использует человек озёра, но использует реки? Озёра, реки – естественные водохранилища.
- А может человек сделать сам углубление на поверхности земли?
-А если это углубление заполнят подземные и осадочные воды, ручьи принесут свои воды, то получится ПРУД.
- Можно будет брать воду для питья из пруда?
-Если человек перегородит реку плотиной, так как перегородили нашу реку Рефт, то получится ВОДОХРАНИЛИЩЕ. Кто отдыхал на Рефтинском водохранилище?
-Для чего было построено Рефтинское водохранилище?
-Ежегодно мы с ребятами принимаем участие в международном конкурсе «Pley energy» и бываем на экскурсии на Рефтинской ГРЭС, вы подрастёте, и мы вместе с Вами тоже побываем на это станции.
- А пока, давайте рассмотрим схему «Польза и вред водохранилища» с 55, рис. 59 учебника.
Озеро- впадина (углубление) на поверхности земли, заполненная водой.
Схема постепенно во время рассказа зарисовывается на доске учителем, учащимися в тетрадях.
Дети рисуют в тетрадях.
-На карте, плане озеро синего цвета.
Дети раскрашивают озеро синим цветом.
Учащиеся 1 группы.
- Горная река после обвала будет наполнять озеро, вода осадков, подземные воды.
- Наше озеро могут питать воды осадков или подземные воды.
БЕССТОЧНОЕ ОЗЕРО
Учащиеся 2-3 группы.
-Да, озеро может быть истоком реки.
СТОЧНОЕ ОЗЕРО море
ПРОТОЧНОЕ ОЗЕРО
море
Учащийся 1-2 группы
- Озёра можно использовать для бытовых нужд, отдыха, промышленности, сельского хозяйства, путей сообщения.
-Для получения электроэнергии
-Человек может сделать углубление в поверхности земли.
-Нет, вода в пруду будет застаиваться.
-Дети поднимают руки.
-На неё построили Рефтинскую ГЭС.
Проверка понимания нового материала
- Заполним схему. Мы уже с вами знаем, что водоёмы бывают естественные и искусственные. Я начну чертить схему, а вы дополните её названиями тех водоёмов, которые мы сегодня изучали. Напомните мне, о каких водоёмах мы говорили?
- Разместите их названия в пустые рамки схемы. Слова для справок: озёра, водохранилища, пруды, сточные, бессточные, проточные. (для уч-ся 3-4групп)
-К какому озеру вы отнесёте озеро, из которого не бёрёт начало ни одна река, но одна река впадает в него?
-Молодцы, вы хорошо поняли учебный материал.
-Мы говорили об озёрах, водохранилищах и прудах.
Учащиеся 1-2 группы делают самостоятельно, 3-4 группа с помощью учителя.
Учащиеся 1группы
- Это озеро называется бессточным, так как стока воды из него нет.
Закрепление нового материала
- Давайте прочитаем с 54- 56 учебника.
- Составим по схеме «Польза и вред водохранилища» рассказ
Учащиеся 2-3 группы
-Польза водохранилищ в том, что они позволяют делать большие запасы воды и вырабатывать электроэнергию.
-Вред водохранилищ в том, что они затапливают плодородные земли , места обитания животных, приводят к обмелению рек.
Итог, ДЗ
- Сегодня на уроке мы узнали много нового про озёра, водохранилища и пруды. Подведём итог, прочитав вывод урока с 56 учебника, он написан в красной рамочке. Оценивание учащихся.
Д/З: с 54-56 читать, устно ответить на в 1,2,3. Любознательные учащиеся (1-20 группа) прочитают дополнительный материал на с 56-57 и подготовят рассказ об одном интересном факте про озёра.
Литература и Интернет-ресурсы
Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. Начальный курс физической географии: 6 класс.: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида –М.: Просвещение, 2006.-184с.
![](/assets/6990c512/images/basic.png)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории география:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ