Конспект урока на тему «Мой любимый город»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад компенсирующего вида №26»

управления образования Администрации
















Конспект урока на тему «Мой любимый город»














Подготовила и провела

Учитель-логопед Чистякова Е.Б.












г. Вологда



Цель: Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи.

Задачи:

- уточнять, расширять словарь по теме;

- закреплять навык употребления в речи антонимов (прилагательных);

- закреплять навык правильного согласования прилагательного с

существительным в роде, числе, падеже;

- закреплять навык правильного употребления в речи существительных в

В.п. с предлогом «на»;

- закреплять навык составления простого распространённого предложения;

- учить составлять сложноподчинённые предложения с предлогом «чтобы»;

- закреплять у детей навык диалогической речи;

- развивать просодические элементы речи: ритм, темп, выразительность;

- развивать общую и мелкую моторику;

- развивать зрительное и слуховое восприятие;

- воспитывать любовь к родному городу и гордость за знаменитых земляков.

Оборудование: демонстрационные картины и фотографии с изображением вологодских

зданий и памятников, две демонстрационные картинки с изображением

деревянного и кирпичного домов; две маски лисы; мяч, металлическая

палочка.

Предварительная работа: экскурсии по городу, посещение областной детской

библиотеки, драматического театра, филармонии, знакомство

с творчеством вологодских поэтов Н. Рубцова, К. Батюшкова,

Т. Петуховой, самодеятельного композитора В.Андреева.


Ход занятия


Логопед предлагает сесть на место тем детям, про которых можно сказать «вологжанка», «вологжанин»?

Логопед: - Как можно назвать всех нас, почему?

Предполагаемый ответ детей (П.о.д.) – Нас можно назвать «вологжане», потому что мы живём в Вологде.

Логопед читает стихотворение «Посвящение Вологде» (Е.Чистякова)

Мой город юный и старинный,

Уютный, светлый и родной,

Ты то серьёзный, строгий, чинный,

То неуёмный и простой.


Твои проспекты вдаль стремятся,

А переулки тихо спят.

Берёзки в реченьку глядятся,

На клумбах бархатцы горят.


Здесь рядом выглядят логично

И небоскрёб и теремок.

Зовёт так нежно и привычно

Нас колокольный голосок.

Логопед:

- Все мы живём на разных улицах. Я, например, живу на улице Мира, а вы?

П.о.д. - Я живу на улице Чехова и т. д.

Логопед предлагает детям поиграть в игру «Скажи наоборот»

(Логопед подбирает определение к слову «улица» и бросает мяч ребёнку, ребёнок,

возвращая мяч, называет определение, противоположное по смыслу. Например:

длинная улица – короткая улица, узкая улица – широкая улица, чистая улица –

грязная улица, старинная улица – современная улица, ближняя улица – дальняя улица,

светлая улица – тёмная улица, городская улица – сельская улица, зимняя улица –

летняя улица и т.д.)

Логопед:

- В нашем городе много разных домов. В одних люди живут, в других - работают. Есть старинные здания, а есть – современные, неприметные и те

которые надолго остаются в памяти. Назовите здания на фотографиях.

П.о.д. - Это Софийский собор. Это музыкальная школа. Это театр кукол «Теремок» и т. д.)

Логопед: - Давайте и мы построим свой дом.

Пальчиковая игра « Строим дом» (Е.Чистякова)

Строим, строим, строим дом Окон в доме 3 и 3, поскорей в них загляни,

Дом с высоким потолком Там увидишь печку, на печке – человечка!

С треугольной крышей. ( дети имитируют движения из потешки)

-Вот с такой? – Нет, выше!

Логопед предлагает вниманию детей две демонстрационные картинки с изображением

домов.

Логопед:

-На какой из этих двух картинок нарисован построенный нами дом? Как вы его узнали?

П.о.д. - Наш дом слева. У него треугольная крыша, есть труба и т. д.


Логопед предлагает детям прогуляться по осеннему парку.


Физкультурная минутка (Е.Чистякова)

Капля раз, капля два, капля медленно сперва.

(дети идут по кругу, ритмично топая на 3 долю)

А потом, потом, потом всё бегом, бегом, бегом.

(дети продолжают идти по кругу, топая на каждый слог)

На ногах сапожки – не промочим ножки.

(дети ритмично приседают 4 раза)

Нам не страшен дождик, мы раскроем зонтик.

(дети разводят руки в стороны, затем соединяют руки над головой, изображая зонт)

Логопед предлагает детям послушать, как барабанят капли по крышам и отхлопать

этот ритмический рисунок (ХХххх, Ххх, ххХ, ххХХ).

Логопед предлагает детям закрыть глаза, прикасается металлической палочкой к

различным частям тела детей.

Логопед: - Куда упала капля?

П.о.д. - Капля упала на мой нос, капля упала на мою ногу и т. д.

Логопед предлагает детям пойти в театр. Вместо билетов – правильные ответы на вопросы:

Логопед: - Чего нельзя делать в театре?

П.о.д. - В театре нельзя кричать, мусорить, спать, грустить и т. д.

Логопед: - Что можно делать в театре?

П.о.д. - В театре можно смотреть, слушать, восхищаться, радоваться и т. д.


Инсценировка рассказа – диалога «Глупая лиса»

(исполняют 3 детей)

Бежала лиса по полю. Увидели её собаки и погнались за ней. Лиса спряталась в нору,

спрашивает: - Ушки, ушки, что вы делали?

- Мы слушали, да слушали, чтобы собаки лисоньку не скушали.

- Лапки, лапки, что вы делали?

- Мы бежали, да бежали, чтобы собаки лисоньку не поймали.

- Глазки, глазки, что вы делали?

- Мы глядели, да глядели, чтобы собаки лисоньку не съели.

- А ты, хвост, что делал?

- Я по пням, по кустам цеплялся.

- Ах, вот ты какой! Нате, собаки, ешьте мой хвост!

Лиса высунула хвост из норы, собаки её за хвост и вытащили.

Вот какая глупая лиса!


Логопед предлагает детям вернуться в детский сад и продолжить беседу о родном

городе.

Логопед: - Когда люди договариваются о встрече, часто назначают её у какого-нибудь памятника. Ксюша, давай встретимся у памятника Николаю Рубцову.

(ребёнок подходит к соответствующей фотографии)

Логопед: - Кто такой Н.Рубцов? Почему его называют нашим земляком?

П.о.д. - Н.Рубцов – поэт. Он жил в Вологде.

Логопед: - Алёша, я назначаю тебе встречу у «Вечного огня».

(ребёнок подходит к фото)

Логопед: - О чём напоминает нам этот памятник?

П.о.д. - Этот памятник напоминает нам о войне, о погибших солдатах.

Логопед: - Русские люди не хотят войны, даже дети пишут стихи о мире.

Ребёнок читает стихотворение «Мы за мир», (А.Смирнов, 9 лет)


Мы за солнце на заре,

За галчонка на дворе,

За бельчонка на сосне,

За воробушка на пне,

За собаку Тузика,

За котёнка Мурзика,

За цветочки на столе

И за мир на всей Земле!


Логопед: - Какой замечательный у нас город. Здесь есть школы и детские сады,

театры и библиотеки, зелёные парки и красивые памятники. Можно целый день гулять по любимому городу и любоваться его красотой.

Логопед предлагает поиграть в игру «Продолжи предложение».

(Логопед начинает предложение, ребёнок продолжает его)

Я пойду в музей, чтобы …полюбоваться на животных.

Я пойду в парк, чтобы подышать свежим воздухом.

Я пойду в театр, чтобы посмотреть интересный спектакль.

Я пойду в библиотеку, чтобы взять новую книгу.

Я пойду в музыкальную школу, чтобы учиться играть на скрипке.


Логопед заканчивает занятие строками стихотворения «Посвящение Вологде» (Е.Чистякова)


Когда негаданно – нежданно

Меня, окликнут, я скажу:

- Я здесь живу, я – вологжанка

И очень этим дорожу.

Мой юный друг, наследник милый,

Ты эти строчки сохрани

И город свой, такой красивый,

Оберегай, лелей, храни!


Литература

1.Моя Вологда. Прогулки по старому городу Автор: Сазонов А.И.Издательство: Древности Севера Год: 2006.

2. Нищева Н. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР, Издательство: Детство-Пресс, год издания: 2009.











Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории география:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ