Конспект урока на тему «Мой любимый город»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
« Детский сад компенсирующего вида №26»
управления образования Администрации
Конспект урока на тему «Мой любимый город»
Подготовила и провела
Учитель-логопед Чистякова Е.Б.
г. Вологда
Цель: Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи.
Задачи:
- уточнять, расширять словарь по теме;
- закреплять навык употребления в речи антонимов (прилагательных);
- закреплять навык правильного согласования прилагательного с
существительным в роде, числе, падеже;
- закреплять навык правильного употребления в речи существительных в
В.п. с предлогом «на»;
- закреплять навык составления простого распространённого предложения;
- учить составлять сложноподчинённые предложения с предлогом «чтобы»;
- закреплять у детей навык диалогической речи;
- развивать просодические элементы речи: ритм, темп, выразительность;
- развивать общую и мелкую моторику;
- развивать зрительное и слуховое восприятие;
- воспитывать любовь к родному городу и гордость за знаменитых земляков.
Оборудование: демонстрационные картины и фотографии с изображением вологодских
зданий и памятников, две демонстрационные картинки с изображением
деревянного и кирпичного домов; две маски лисы; мяч, металлическая
палочка.
Предварительная работа: экскурсии по городу, посещение областной детской
библиотеки, драматического театра, филармонии, знакомство
с творчеством вологодских поэтов Н. Рубцова, К. Батюшкова,
Т. Петуховой, самодеятельного композитора В.Андреева.
Ход занятия
Логопед предлагает сесть на место тем детям, про которых можно сказать «вологжанка», «вологжанин»?
Логопед: - Как можно назвать всех нас, почему?
Предполагаемый ответ детей (П.о.д.) – Нас можно назвать «вологжане», потому что мы живём в Вологде.
Логопед читает стихотворение «Посвящение Вологде» (Е.Чистякова)
Мой город юный и старинный,
Уютный, светлый и родной,
Ты то серьёзный, строгий, чинный,
То неуёмный и простой.
Твои проспекты вдаль стремятся,
А переулки тихо спят.
Берёзки в реченьку глядятся,
На клумбах бархатцы горят.
Здесь рядом выглядят логично
И небоскрёб и теремок.
Зовёт так нежно и привычно
Нас колокольный голосок.
Логопед:
- Все мы живём на разных улицах. Я, например, живу на улице Мира, а вы?
П.о.д. - Я живу на улице Чехова и т. д.
Логопед предлагает детям поиграть в игру «Скажи наоборот»
(Логопед подбирает определение к слову «улица» и бросает мяч ребёнку, ребёнок,
возвращая мяч, называет определение, противоположное по смыслу. Например:
длинная улица – короткая улица, узкая улица – широкая улица, чистая улица –
грязная улица, старинная улица – современная улица, ближняя улица – дальняя улица,
светлая улица – тёмная улица, городская улица – сельская улица, зимняя улица –
летняя улица и т.д.)
Логопед:
- В нашем городе много разных домов. В одних люди живут, в других - работают. Есть старинные здания, а есть – современные, неприметные и те
которые надолго остаются в памяти. Назовите здания на фотографиях.
П.о.д. - Это Софийский собор. Это музыкальная школа. Это театр кукол «Теремок» и т. д.)
Логопед: - Давайте и мы построим свой дом.
Пальчиковая игра « Строим дом» (Е.Чистякова)
Строим, строим, строим дом Окон в доме 3 и 3, поскорей в них загляни,
Дом с высоким потолком Там увидишь печку, на печке – человечка!
С треугольной крышей. ( дети имитируют движения из потешки)
-Вот с такой? – Нет, выше!
Логопед предлагает вниманию детей две демонстрационные картинки с изображением
домов.
Логопед:
-На какой из этих двух картинок нарисован построенный нами дом? Как вы его узнали?
П.о.д. - Наш дом слева. У него треугольная крыша, есть труба и т. д.
Логопед предлагает детям прогуляться по осеннему парку.
Физкультурная минутка (Е.Чистякова)
Капля раз, капля два, капля медленно сперва.
(дети идут по кругу, ритмично топая на 3 долю)
А потом, потом, потом всё бегом, бегом, бегом.
(дети продолжают идти по кругу, топая на каждый слог)
На ногах сапожки – не промочим ножки.
(дети ритмично приседают 4 раза)
Нам не страшен дождик, мы раскроем зонтик.
(дети разводят руки в стороны, затем соединяют руки над головой, изображая зонт)
Логопед предлагает детям послушать, как барабанят капли по крышам и отхлопать
этот ритмический рисунок (ХХххх, Ххх, ххХ, ххХХ).
Логопед предлагает детям закрыть глаза, прикасается металлической палочкой к
различным частям тела детей.
Логопед: - Куда упала капля?
П.о.д. - Капля упала на мой нос, капля упала на мою ногу и т. д.
Логопед предлагает детям пойти в театр. Вместо билетов – правильные ответы на вопросы:
Логопед: - Чего нельзя делать в театре?
П.о.д. - В театре нельзя кричать, мусорить, спать, грустить и т. д.
Логопед: - Что можно делать в театре?
П.о.д. - В театре можно смотреть, слушать, восхищаться, радоваться и т. д.
Инсценировка рассказа – диалога «Глупая лиса»
(исполняют 3 детей)
Бежала лиса по полю. Увидели её собаки и погнались за ней. Лиса спряталась в нору,
спрашивает: - Ушки, ушки, что вы делали?
- Мы слушали, да слушали, чтобы собаки лисоньку не скушали.
- Лапки, лапки, что вы делали?
- Мы бежали, да бежали, чтобы собаки лисоньку не поймали.
- Глазки, глазки, что вы делали?
- Мы глядели, да глядели, чтобы собаки лисоньку не съели.
- А ты, хвост, что делал?
- Я по пням, по кустам цеплялся.
- Ах, вот ты какой! Нате, собаки, ешьте мой хвост!
Лиса высунула хвост из норы, собаки её за хвост и вытащили.
Вот какая глупая лиса!
Логопед предлагает детям вернуться в детский сад и продолжить беседу о родном
городе.
Логопед: - Когда люди договариваются о встрече, часто назначают её у какого-нибудь памятника. Ксюша, давай встретимся у памятника Николаю Рубцову.
(ребёнок подходит к соответствующей фотографии)
Логопед: - Кто такой Н.Рубцов? Почему его называют нашим земляком?
П.о.д. - Н.Рубцов – поэт. Он жил в Вологде.
Логопед: - Алёша, я назначаю тебе встречу у «Вечного огня».
(ребёнок подходит к фото)
Логопед: - О чём напоминает нам этот памятник?
П.о.д. - Этот памятник напоминает нам о войне, о погибших солдатах.
Логопед: - Русские люди не хотят войны, даже дети пишут стихи о мире.
Ребёнок читает стихотворение «Мы за мир», (А.Смирнов, 9 лет)
Мы за солнце на заре,
За галчонка на дворе,
За бельчонка на сосне,
За воробушка на пне,
За собаку Тузика,
За котёнка Мурзика,
За цветочки на столе
И за мир на всей Земле!
Логопед: - Какой замечательный у нас город. Здесь есть школы и детские сады,
театры и библиотеки, зелёные парки и красивые памятники. Можно целый день гулять по любимому городу и любоваться его красотой.
Логопед предлагает поиграть в игру «Продолжи предложение».
(Логопед начинает предложение, ребёнок продолжает его)
Я пойду в музей, чтобы …полюбоваться на животных.
Я пойду в парк, чтобы подышать свежим воздухом.
Я пойду в театр, чтобы посмотреть интересный спектакль.
Я пойду в библиотеку, чтобы взять новую книгу.
Я пойду в музыкальную школу, чтобы учиться играть на скрипке.
Логопед заканчивает занятие строками стихотворения «Посвящение Вологде» (Е.Чистякова)
Когда негаданно – нежданно
Меня, окликнут, я скажу:
- Я здесь живу, я – вологжанка
И очень этим дорожу.
Мой юный друг, наследник милый,
Ты эти строчки сохрани
И город свой, такой красивый,
Оберегай, лелей, храни!
Литература
1.Моя Вологда. Прогулки по старому городу Автор: Сазонов А.И.Издательство: Древности Севера Год: 2006.
2. Нищева Н. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР, Издательство: Детство-Пресс, год издания: 2009.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории география:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ