Конспект урока по географии "Центрально-Чернозёмный район" 9 класс
Схема конспекта урока
Учитель: Тишин Валерий Николаевич
Предмет: география Класс: 9
Тема урока: Центрально-Чернозёмный район
Этапы работы
Содержание этапа
(заполняется педагогом)
1.
Организационный момент, включающий:
Цели, которые должны будут достигнуть обучающиеся:
Настрой на учебную деятельность, предмет и тему урока, создание творческой, деловой атмосферы.
Цели, которые учитель хочет достичь на данном этапе:
Включить учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне, конкретизировать изучаемый материал.
Задачи: создать атмосферу доброжелательности на уроке, придать уверенность в своих силах.
Применяемые методы:
словесный - беседа.
Критерий достижения цели: положительный настрой обучающихся к работе, ответы на вопросы учителя по предложенной ситуации.
- Здравствуйте, ребята! Я рад видеть вас.
- Что мы изучали на прошлом уроке?
Сегодня мы будем изучать район, название которого состоит из двух слов. Первое определяет его географическое положение, а второе главное природное богатство. Я прочту текст, а вы сформулируйте название района, о котором пойдёт речь на уроке. В формировании хозяйственного комплекса данного экономического района важную роль играют наличие богатейших запасов железных руд, массивов плодородных черноземных земель в сочетании с благоприятными агроклиматическими условиями и удобное ЭГП. Своим названием район обязан преобладающим на его территории плодородным черноземным почвам. Почти все земли, за исключением неудобных для распашки, превращены в пашню, которая занимает более 80% всей площади. Это единственный район страны, где действуют сразу две атомные электростанции — Курская и Нововоронежская.
О каком районе пойдёт речь?
Слайд №1
Определим цель сегодняшнего урока. С чего мы должны начать изучение данного района. Что и в какой последовательности нужно узнать, чтобы познакомится с темой нашего урока. Слайд №2
Знания этой темы позволят вам оценить значимость природных условий для развития хозяйства региона, а следовательно и для развития хозяйства нашей страны.
Донесение до учеников критериев оценки на уроке. Оценка на уроке будет складываться из оценки за тест и устных ответов учащихся.
2.
Тестирование обучающихся по заданному на дом материалу
Цели, которые должны будут достигнуть обучающиеся:
Учащиеся смогут выявить свой уровень знаний по изученной ранее теме.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:
Проверить, насколько глубоко усвоен заданный на дом материал. Выявить характерные недостатки в знаниях, их причины. Ликвидировать обнаруженные недочеты.
Выявить уровень овладения знаниями у учащихся.
Применяемые методы:
метод программированный, метод стимулирования (похвала).
Критерий достижения цели:
ответы на вопросы теста.
Выполним тест для того, чтобы проверить уровень усвоения темы прошлого урока.
Укажите субъект РФ не входящий в состав Волго-Вятского района
а) Марий Эл,
б) Мордовия,
в) Кировская область,
г) Пензенская область.
Главной отраслью специализации Волго-Вятского района является
а) Чёрная металлургия,
б) Машиностроение,
в) Химическая промышленность,
г) Овцеводство.
В какой из республик Волго-Вятского района преобладает коренное население?
а) Чувашия,
б) Марий Эл,
в) Мордовия.
Укажите самый крупный город Волго-Вятского района.
а) Киров,
б) Чебоксары,
в) Нижний Новгород,
г) Йошкар-Ола.
Укажите столицу Мордовии
а) Чебоксары,
б) Саранск,
в) Йошкар-Ола.
Обучающиеся выполняют тестирование.
Учитель ставит оценки.
3.
Изучение нового учебного материала.
Цели, которые должны быть достигнуты обучающимися:
Учащиеся смогут определить состав Центрально-Чернозёмного района.
Закрепят навык работы с контурной картой.
Вычислят плотность населения данного района.
Дадут общую характеристику району.
Сделают описание экономико-географического положения ЦЧР.
Определят выгодность географического положения данного района.
Познакомятся с отраслями специализации района и научатся видеть логическую связь между природными ресурсами и отраслями специализации данного района.
Цели, которые учитель хочет достичь на данном этапе:
Создать ситуацию для решения проблемного вопроса.
Побудить учащихся к поиску новых знаний.
-Организовать деятельность обучающихся по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях.
Метод работы на данном этапе:
метод наглядный, практический, частично-поисковый, словесный, сообщающая беседа.
Описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала:
Создание ситуации успеха, оценка ответа учителем, взаимоподдержка.
Формы работы на данном этапе:
Самостоятельная, практическая, работа в парах.
Критерий достижения цели: верно заполненная контурная карта, верно выполненное описание ЭГП района, активное участие учащихся в обсуждении.
Конечно, мы должны узнать, из каких субъектов состоит Центрально-Чернозёмный район. Обратимся к таблице и посмотрим на состав данного района.
Один из учеников называет состав района. Учитель демонстрирует слайд № 3 с изображением карты данного субъекта федерации.
Самостоятельная работа учащихся. Подпишем на контурной карте название областей входящих в изучаемый район и обведём границы его территории.
Дать общую характеристику Центрально-Чернозёмного района нам помогут статистические данные учебника на стр.222.
Самостоятельная работа учащихся. Выпишите в тетрадь площадь территории данного района, его численность и самостоятельно определите плотность населения.
Выпишите в тетрадь долю городского населения района.
Общая характеристика Центрально-Черноземного района. Слайд №4
Площадь: 168000 км²,
Численность населения: 7236 тыс. чел. (2008),
Плотность населения: 43 чел./км²,
Уровень урбанизации: 63,2 % населения проживает в городах.
Итак, вы определили состав района и дали ему общую характеристику. Теперь перед вами следующая задача: описать по плану ЭГП района.
План описания ЭГП района: Слайд№5
Состав экономического района.
Положение района (окраинное, пограничное, центральное в стране).
Экономическое окружение (соседние районы, пограничные государства, экономические центры).
Положение по отношению к транспортным магистралям (железнодорожным, автомобильным, речным, морским путям).
Вывод: возможности влияния ЭГП района на развитие его хозяйства.
Работа с тематическими картами и параграфом.
Состав района вы уже определили. Посмотрим на карту Р.Ф. Мы видим, что положение района пограничное.
Самостоятельная работа учащихся. Учащиеся работают в парах. Определим с помощью карты границы данного экономического района. Подпишем эти субъекты на контурную карту, с которой работали ранее. (Граничит на севере с Центральным экономическим районом, на востоке – с Поволжским, на юге – Северо-Кавказский экономическим районом. Входит в состав Центральной России. Пограничные государства: на западе - Украина (г. Киев).
Транспортные оси, идущие с севера на юг, пересекаются транспортными путями широтного протяжения. В местах их пересечения – крупные города и промышленные узлы. Назовите крупные города и промышленные узлы района. (Воронеж, Липецк, Курск, Белгород, Тамбов).
Сделайте вывод: Выгодное ли положение Центрально-Чернозёмного района?
Слайд № 6
Положение района - пограничное.
Экономическое окружение:
Граничит на севере с Центральным экономическим районом, на востоке – с Поволжским, на юге – Северо-Кавказский экономическим районом. Входит в состав Центральной России.
Пограничные государства: на западе - Украина (г. Киев).
Транспортные оси, идущие с севера на юг, пересекаются транспортными путями широтного протяжения. В местах их пересечения – крупные города и промышленные узлы: Воронеж, Липецк, Курск, Белгород, Тамбов.
Вывод: ЭГП района выгодное.
Особенности Центрального Черноземья.
Рассмотрим особенности развития хозяйства изучаемого района. Обратимся к рисунку 9 на стр 68 учебника.
В развитии ЦЧР можно выделить следующие этапы:
XIII в
Дикое поле.
XVII в.
Русская помещичье-крестьянская колонизация.
XVIII-XIX вв.
Развитие зернового хозяйства, снабжение хлебом
промышленного Центра.
Конец XIX – начало XX
Кризис, вызванный конкуренцией новых зерновых
районов и аграрным перенаселением.
1900-1930 гг.
Расширение доли технических культур в земледелии,
производство сахара, развитие химической
промышленности на пищевом сырье.
с 1950-х гг.
Начало освоения руд Курской магнитной аномалии,
развитие черной металлургии и машиностроения.
Учитель поясняет данный рисунок.
Учитель сообщает информацию об основных отраслях специализации Центрально-Чернозёмного района, иллюстрируя свой рассказ слайдами из презентации.
Основные отрасли специализации: сельское хозяйство и пищевая промышленность, чёрная металлургия, металлоёмкое машиностроение, химическая и нефтехимическая промышленность.
В сельском хозяйстве преобладает растениеводство — посевы сахарной свёклы, масличных и зерновых культур. В животноводстве развито: молочно-мясное скотоводство, свиноводство и птицеводство.
Экологические проблемы Центрально-Черноземного экономического района.
Сообщение учащегося по материалам учебника из статьи «Стоп-кадр» и задаёт учащимся заранее приготовленные вопросы по данной теме.
4.
Закрепление учебного материала
Цель для обучающихся:
Учащиеся смогут выявить уровень усвоенных на уроке знаний.
Систематизируют полученные знания.
Цель, которую ставит перед собой учитель:
Закрепить у учащихся полученные знания по данному материалу.
Выявить типичные недостатки в знаниях и установить их причины.
Метод работы на данном этапе:
программированный, словесный.
Критерий достижения цели:
Правильные ответы учащихся на тестовые задания. Правильные и логичные рассуждения при ответе на вопросы, требующие развёрнутого ответа.
Итог урока. Рефлексия.
Цель учащихся:
Осознать значимость полученных знаний и использовать их в процессе выполнения домашнего задания.
Цель учителя:
Анализ, оценка успешности достижения цели урока.
Методы: словесные.
Критерии достижения цели -
устные монологические микро высказывания о том, что нового узнали ученики, что они умеют теперь делать.
Учащиеся выполняют тестирование для того чтобы выявить уровень усвоения материала, полученного на уроке.
Обобщение пройденного материала:
1. Выберите выражения, характеризующие особенности Центрально-Черноземного района:
А) самый многонациональный район России;
Б) самый маленький по площади район;
В) сельскохозяйственный район России;
Г) сосредотачивает большие запасы железной руды.
2. Выберите верные ответы. В состав Центрально-Черноземного района входят:
А) Воронежская область;
Б) Липецкая область;
В) Ульяновская область;
Г) Курская область.
3. Определите ресурсы, запасы которых в Центральном Черноземье значительны:
А) черноземы;
Б) железная руда;
В) каменный уголь;
Г) бурый уголь.
Назовите главные отрасли специализации ЦЧР.
Влияет ли наличие природных ресурсов (таких как железная руда) на формирование отраслей специализации данного района.
Проводится взаимопроверка. И работа над ошибками.
Учитель предлагает учащимся сравнить результат своей работы на уроке с поставленной к уроку целью. Учащиеся делают выводы о степени достижения цели урока в процессе их работы над изучаемой темой.
5.
Задание на дом
Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:
Уяснить содержание, приемы и последовательность выполнения домашнего задания.
Закрепить полученные знания на уроке, оценить возможность их использования в процессе выполнения домашнего задания.
Определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание
на дом:
Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания;
Стимулировать на работу с дополнительной литературой.
Методы: словесные.
Критерии достижения цели:
принятие и осознание всеми учащимися формы и методики выполнения домашнего задания.
Параграф 15, задания в конце параграфа.
*Как сохранить главное богатство района – чернозём, который В. В. Докучаев называл «царём почв»? Предложите пути решения проблемы.
(*) – задания выше стандарта, которые выполняются обучающимися по желанию и оцениваются отдельно, направленные на дифференцированный подход к обучающимся
Ребята. Все сегодня замечательно, плодотворно поработали.
Спасибо всем. Урок окончен.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории география:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ