Конспект урока по географии "Сфера услуг" 8 класс

Тема урока: Сфера услуг 19.02.2014г. 8 класс


Домашнее задание на урок 43: 1) изучить § 42; 2) ответить на вопросы и выполнить задания 3—11 (если на предыдущем уроке учащиеся отдали предпочтение анкетированию, то задание 11 можно не выполнять); 3) выполнить задания 35 на с. 58; 56 и 57 на с. 62 тренажера.



Урок 43. Сфера услуг


      Цель урока:

- познакомить учащихся с отраслями сферы услуг.


      • Выявить, что такое услуга, и какие отрасли образуют сферу услуг.
      • Раскрыть понятие «территориальная организация обслуживания».
      • Выявить отличия сферы услуг в городе и сельской местности.
      • Развивать умение проводить простейшие социологические исследования (анкетирование).

Задачи:

Познавательные:

- рассмотреть природные ресурсы морей России;

- раскрыть экологические проблемы морей России;

- изучить по картам моря, проливы, заливы.

Развивающие:

- развивать умение составлять описание географического объекта с опорой на предложенный план;

- продолжить формировать умения самостоятельно работать с разными источниками географической информации

Воспитательные:

- воспитывать чувство гордости за свою страну, бережное отношение к природе;


 Основное содержание: сфера услуг. Состав и значение сферы услуг. Виды услуг. Территориальная организация сферы обслуживания. Особенности организации обслуживания в городах и сельской местности. Территориальная система обслуживания.
      

Практикум. Оценка степени доступности сферы услуг и спроса на различные виды услуг на примере своей местности.
      

Способы действия учащихся: проанализировать текст § 43, схему «Состав сферы услуг», провести анкетирование по определению степени доступности и спроса на различные виды услуг, дать предложения по улучшению территориальной организации обслуживания.
      

Ценностный компонент урока: значение сферы услуг для общества и себя лично, проблемы развития непроизводственной сферы.
      

Проверка домашнего задания:
Проверку домашнего задания учитель осуществляет на основе материала § 42 и заданий тренажера.

1. Повторение ранее изученного.

- 1 место по грузообороту занимает …

- самый дорогой вид транспорта ….

- наиболее густая трансп.сеть сформирована в РФ на …

- главное преимущество автомобильного транспорта …

- главная ж/д магистраль РФ …

- самые дешевые перевозки …

- погодные условия особенно сильно влияют на работу …

- самый крупный порт на Балтике…

- 1 место в грузообороте принадлежит портам … бассейна

- судоходство между портами своей страны называется …

- самый большой объем перевозок грузов имеет порт …

- перевозка пассажиров на дальние расстояния – главная специализация…транспорта.


      

Ход урока:


Организационный этап

1

Приветствие учителя, ответная реакция учеников, использование этого эмоционального момента в воспитательных целях



Учитель приветствует учащихся. Все вместе приветствуют присутствующих гостей.

Ответная реакция детей.


Этап всесторонней проверки знаний

2

Формирование положительной мотивации к восприятию нового.


3

Применение приемов педагогического воздействия для стимулирования и формирования личностного отношения к предстоящей деятельности (каких?)



Подвести к теме, заинтересовать (чем?)

Жизнь современного человека невозможно представить без транспорта и телефона, без магазинов, школ, парикмахерских, ремонтных мастерских, театров, музеев – иными словами, без сферы обслуживания. От уровня ее развития зависит уровень нашей жизни. Сфера обслуживания или социальная инфраструктура состоит из множества отраслей, предоставляющих услуги.



Этап подготовки к усвоению новых знаний, формирование субъектной позиции учащихся в учебном процессе

4

Совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, определение путей достижения общего и индивидуальных результатов


5

Осознание и принятие цели учебной деятельности учащимися, включение учащихся в процесс целеполагания


6

Ориентация на интересы и потребности учащихся, учет уровня их подготовленности к предстоящей деятельности


7

Связь изучаемой проблемы с жизненными ситуациями сегодняшнего дня.



Можно привести примеры отраслей хозяйства и попросить распределить, какие относятся к производственной сфере, а какие - нет. В конце урока повторить это задание



Этап усвоения новых знаний или способов действий.

8

Использование воспитательной ценности материала.


9

Создание ситуаций выбора


10

Совместное распределение поручений, обязанностей, функций, средств, видов групповой деятельности в соответствии с возможностями каждого участника деятельности


11

Обеспечение возможности для учащегося добиваться положительного результата, успеха в работе





Проверка понимания учащимися нового материала.

12

Индивидуальный подход к “непонятливым”


13

Отсутствие вспышек раздражительности, гнева со стороны учителя




Закрепление знаний и способов действий.

14

Наличие заданий, направленных на развитие эмоционально-чувственного восприятия, творческого воображения и интуиции.


15

Поддержка индивидуальных достижений учащегося, адекватная их оценка.


16

Формирование и развитие оценочных умений (комментирование оценок учителем, обсуждение оценок с учащимися, коллективное оценивание, взаимопроверка и оценивание друг друга учащимися) (подчеркнуть)


17

Поощрение учителем взаимопомощи.


18

Адекватность самооценки возможностей и способностей учащимися


3. Закрепление нового материала.

- какие отрасли включает в себя непроизводственная сфера?

- каково значение сферы обслуживания для человека?

- продолжите предложение - "услуга - это..."

- какие виды услуг вы знаете?

- какие отрасли образуют сферу услуг?

- какие рекреационные зоны можно выделить на территории РФ и стран бывшего СССР ?

- назовите наиболее популярные зарубежные курорты.



Рефлексия

19

Способность учащихся анализировать учебную деятельность, рефлексивно относиться к своим действиям и достижениям.




Домашнее задание, инструктаж по выполнению.

20

Ориентация на необходимость добросовестного систематического отношения к выполнению домашнего задания


21

Вариативность домашнего задания


22

Алгоритм выполнения домашнего задания




Изучение нового материала:


Три сектора экономики:

Первичный сектор экономики объединяет отрасли, связанные с добычей сырья и его переработкой в полуфабрикаты. К первичному сектору относятся сельское хозяйство, рыболовство, лесоводство, охота (аграрно-промысловый сектор) и добыча природного сырья (угля, нефти, металлических руд и т. п.).


Вторичный сектор экономики  обрабатывающая промышленность и строительство.


Третичный сектор экономики — сфера услуг. Переход к господствующей третичной экономике связан с ростом производительности труда в промышленности, в связи с чем высвобождались ресурсы для развития сферы услуг. К сферам услуг относят транспортсвязьторговлю, туризмздравоохранение и т. п.


«Что такое сфера услуг и какие отрасли ее образуют»

Итак, сфера услуг – часть третичного сектора экономики, имеющая все большее значение в современном обществе. Эта сфера либо доводит до потребителя то, что произвели в других отраслях (через торговлю), и обеспечивает их эксплуатацию (с помощью ремонта), либо сама производит услуги для населения (юрист, актер, учитель, врач и др.). То есть, услуги бывают двух видов.


Сравним:

Часовой завод (материальные блага - часы)

Мастерская по ремонту часов (новые материальные блага не производятся, а оказывается услуга по ремонту).


Большая часть товаров поступает к потребителю через сферу обслуживания.



      На уроке, посвященном изучению непроизводственной сферы (или сферы услуг), учащиеся прежде всего устанавливают ее состав. В этом им помогает рисунок 75 (с. 203 учебника). Работа с карточками (индивидуально) – привести примеры по каждой отрасли сферы услуг.

Учитель задает вопрос: «Почему в связи с развитием общества возрастает роль непроизводственной сферы?»
      Современный человек нуждается в услугах и привык пользоваться сферой услуг в течение всей жизни. Обращая внимание учеников на определение (с. 202 учебника), учитель вводит понятие услуга — деятельность, не создающая новый вещественный продукт, но меняющая качество продукта или предоставляющая некое благо в форме деятельности.

Как вы понимаете это определение? Определение разобрать и записать в тетрадь


 Особую специфику размещения имеют рекреационные и санаторно-курортные учреждения. При их размещении важным оказывается не только близость к потребителю услуг, но и наличие соответствующих природных и социально-экономических ресурсов. Поэтому два крупных рекреационно-курортных района сформировалось в нашей стране на Северном Кавказе - - наиболее благоприятном по природным условиям районе России, располагающем к тому же. большими запасами минеральных вод и другими лечебными факторами. Это район Кавказских Минеральных Вод в Ставропольском крае (города Пятигорск, Железноводск, Ессентуки и др.) и черноморское побережье Краснодарского края (Сочи, Анапа, Геленджик).

Однако большую вместимость имеют также рекреационные и санаторно-курортные учреждения Московской области. Их развитие было обусловлено не благоприятными природными условиями, а близостью потребителя. Рассчитаны они в основном на краткосрочные отдых и лечение. Важные центры туризма расположены в Северо-Западном (Санкт-Петербрг с пригородами, Ростов Великий, Новгород, Псков) и Центральном экономических районах (города Золотого кольца России — Москва, Владимир, Суздаль, Ярославль, Углич, Переславль-Залесский, Сергиев Посад).



      Следующий вопрос, рассматриваемый на уроке, — «Территориальная организация сферы обслуживания». (Какими услугами вы пользуетесь каждый день? Приведите примеры.). (Какими услугами вы пользуетесь эпизодически? периодически? Приведите примеры.)

Размещение учреждений определяется прежде всего частотой спроса.


На с. 204 учебника школьники находят ответ на вопрос, что включает в себя территориальная организация обслуживания. 


Доходы населения определяют соотношение самообслуживания и общественного обслуживания. Чем выше уровень доходов семьи, тем меньше доля самообслуживания, так как исчезает необходимость экономить средства на услуги, предоставляемые специализированными организациями сферы обслуживания. С ростом доходов растут также потребности в количестве и качестве предоставляемых услуг.

Здесь можно с анкетами что-то придумать!!!


На примере медицинского обслуживания учащиеся выявляют особенности территориальной системы обслуживания.


Карта Гугл с подписанными учреждениями Центрального района


Организация обслуживания в городах и сельской местности


Придумать задание (чтобы сами додумались) . Может распечатать планы местности… и дети будут с ними работать
      Затем обсуждается вопрос, чем отличается организация обслуживания в городе и сельской местности. Желательно, чтобы учащиеся сами высказались по этому поводу на основе личных наблюдений и опыта.
      В завершение урока учащиеся выполняют задания рубрик «Это я могу» и «Это мне интересно» на с. 205 учебника.
     

Практическая работа

(возможно, с анкетами)

      Домашнее задание: 1) изучить § 43; 2) ответить на вопросы 1—4 на с. 205; 3) выполнить задания №14 на с. 52; №37 на с. 58—59; №58 на с. 62 тренажера.



Рекреационное хозяйство

Выделяют районы: 1) на основе природных ресурсов и условий (ЧПК, Кавказские мин.воды, Байкал);

2) вокруг крупных городов (крупная рекреац.зона – Подмосковье);

3) ценных культурно-исторических объектов ( Сергиев Посад, Суздаль, дворцово-парковые объекты С.-Петербурга – Петродворец, Павлов, Пушкин).

Рекреационное хозяйство размещается по территории страны крайне неравномерно, большая часть учреждений сосредоточена в Европейской части РФ, в Северо-Кавказском эк. районе, на Среднем Урале. Главной проблемой рекреационного хозяйства является то, что созданная в стране сеть учреждений отдыха и туризма не обеспечивает потребности населения в услугах. Например, спрос на экскурсионные услуги удовлетворяется только на 20 - 30 %, в общем объеме платных услуг вес оздоровительных услуг не превышает 10 %. Актуальным сегодня является и то, что после распада СССР за рубежами РФ остались наиболее благоустроенные курорты Крыма, Закавказья и Прибалтики.


Можно выделить главные особенности сферы обслуживания:


1. Место и время производства и потребления услуги для большинства видов услуг совпадают. Поэтому при размещении

большинства организаций сферы обслуживания наиболее важной оказывается ориентация на потребителя - или на его место жительства, или на его место работы, или на транспортные потоки между местами жительства и работы. 2. Услуги могут быть нужными всем и всегда (например, услуги жилищно-коммунального хозяйства), многим и всегда (транспорт — для поездок с самыми разнообразными целями), немногим и всегда (школы — для тех семей, где есть дети школьного возраста), немногим и иногда (больницы — людям с плохими состоянием здоровья).

3. Услуги, как правило, можно подразделить на повседневные (необходимые постоянно), периодические (необходимые от одного до нескольких раз в месяц) и эпизодические (необходимые несколько раз в год или реже). Для первой группы особенно важна близость к потребителям — их жилью или работе. Организации, оказывающие услуги, как правило, самые маленькие, а их сеть самая густая. Для эпизодических услуг более важным оказывается качество, разнообразие, обеспеченность специалистами. Организации наиболее крупные, и находятся они обычно в местах, одинаково хорошо доступных для большого количества потребителей (в центре города). Организации, оказывающие периодические услуги, по характеристикам занимают промежуточное положение между двумя крайними группами, а их размещение наиболее тесно связано с транспортными потоками.

4. Для большинства услуг характерны резкие временные колебания потребности в них. Эти колебания могут быть суточными (утренний и вечерний
часы пик на транспорте), недельными (нагрузка на зрелищные учреждения в основном в выходные дни), сезонными (курортный сезон для учреждений рекреации и лечения, а также для „всех других организаций сферы обслуживания в курортных районах). Общая мощность организаций должна быть такой, чтобы обеспечивать удовлетворение потребностей в период максимальной нагрузки. Но значительную часть времени "пиковые" мощности простаивают, что снижает экономическую эффективность сферы обслуживания.

5. Для каждого вида услуг можно выделить минимальные и оптимальные размеры предприятий с точки зрения качества и себестоимости услуг. При этом обычно резко преобладают организации минимального размера. Укрупнение размеров ведет к повышению качества и снижению себестоимости, но при этом происходит удаление организаций обслуживания от потребителей. Таким образом, социальная эффективность (удобство для потребителей) вступает в противоречие с экономической (оптимальные размеры предприятий).

6. Выделяются услуги платные и бесплатные. Последние также являются платными, но их предоставление финансирует все общество в целом через соответствующие бюджетные и внебюджетные фонды. Поэтому для конкретных потребителей они получаются бесплатными. Платные услуги предоставляются всем желающим их получить и способным оплатить. Поэтому связь между конкретными потребителями и организациями оказывается вероятностной. Вероятность использования определенного предприятия тем больше, чем более оно доступно для потребителя. Для бесплатных услуг, как правило, существует четкая привязка (территориальная) потребителей к организациям. Обычно потребители привязаны к ближайшим (территориально) организациям, но особенности административного устройства могут вносить нарушения в эту зависимость.

7. Одним из главных критериев уровня развития сферы обслуживания и оптимальности ее территориальной организации является доступность услуг. Она может быть территориальной (временной) и финансовой (доходной). Территориальная система обслуживания — учреждения обслуживания вместе со своей зоной влияния. Соответственно, можно выделить центры обслуживания — пункты, которые обслуживают не только собственное население, но и из других мест. Доступность в таком случае можно выразить как долю людей, пользующихся услугой, от всего количества населения в зоне влияния, которое нуждается в данной услуге.

8. Территориальные системы обслуживания различаются в городах и в сельской местности. В городах система состоит из трех уровней: 1) город; 2) жилой район; 3) микрорайон. Для каждого уровня формируется свой
набор учреждений сферы обслуживания.

В больших городах численность населения микрорайонов достигает 20 тыс. чел., районов - до 100—150 тыс. чел. В малых городах выделяются только микрорайоны с населением 4—6 тыс. чел. В пределах микрорайона, как правило, предоставляются все повседневные услуги. Главное — близость к потребителю (в пределах пешеходной доступности 5—10 мин) при минимальном уровне качества. В пределах района предоставляется большинство периодических услуг. Организации наиболее часто концентрируются в транспортных узлах (пересечение магистралей, станции метро и т. п.). Территориальная доступность — 5—10 мин на общественном транспорте. На уровне города предоставляются практически все услуги, в том числе эпизодические. Для них главное — это качество при доступности для максимального количества потребителей. Поэтому соответствующие организации концентрируются обычно в центре города.

9. На селе относительный полный набор учреждений повседневного обслуживания можно создать только в населенных пунктах с более чем 1 тыс. жителей. Это будет соответствовать микрорайону в городе, но некоторые организации придется дотировать, так число клиентов будет слишком мало для безубыточной работы. В более мелких поселениях будут только отдельные учреждения (магазины, школы, больницы и др.), а в большинстве сельских населенных пунктов вообще нет никаких учреждений обслуживания. Эпизодические и большинство периодических услуг сельским жителям предоставляются в городах, что является одним из проявлений центральных функций городов.

10. Можно выделить несколько основных показателей развитости сферы обслуживания. В сельской местности особенно большое значение имеют транспорт и сеть дорог, чтобы обеспечить доставку потребителей к центрам обслуживания. Поэтому очень важный показатель — густота транспортной сети. Для каждого вида услуг можно определить удовлетворенность — по нормативам (нормативный метод) или по реальному потреблению (поведенческий метод). Существенно также потребление услуг на человека (в абсолютных или денежных показателях), но душевое потребление обязательно надо соотносить с доступностью — долей потребляющих услугу от всех нуждающихся в ней. Среднее душевое потребление может быть относительно высоким, при этом для большинства нуждающихся услуга может быть недоступной по тем или иным причинам. Важный показатель — комплексность сферы обслуживания. Предоставление многих видов услуг может быть развито очень хорошо, но при этом услуги не взаимозаменяемы. И отсутствие хотя бы одной из основных услуг делает всю сферу обслуживания неразвитой, не способной удовлетворить потребности. Наконец, о значении сферы услуг в экономике судят по ее доле в ВВП и занятости. Но при этом иногда даже 100% доля сферы обслуживания является свидетельством не ее высокого уровня развития, а показателем неразвитости всех остальных сфер экономики (например, такая ситуация может сложиться в шахтерском городе после закрытия всех шахт).

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории география:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ