Конспект урока по Географии "Стороны горизонта"

«Стороны горизонта»


Цели: - формирование представлений о горизонте, направлениях, ориентировании.

Задачи:

личностные: развивать понимание своих знаний и незнаний, развивать мотивацию к познанию, этические нормы понимания поведения человека в природе;

метапредметные: развивать навыки познавательной, учебно-исследовательской и практической деятельности; развивать способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности;

предметные: создать условия для формирования понятий «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование».

Планируемые образовательные результаты.

Предметные: объясняют значение понятий «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование», умеют определять основные стороны горизонта по компасу и местным признакам.

Метапредметные: владеют навыками познавательной, учебно-исследовательской и практической деятельности, навыками разрешения проблем.

Личностные: становление основных умений принятия новой социальной роли в определении для себя необходимых общечеловеческих знаний; определение знаний и незнаний в мотивации познания нового.

Оборудование: учебник, атлас, физическая карта полушарий, презентация.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

1. Мотивация к учебной деятельности, актуализация и пробное учебное дей-ствие.

Проверка готовности к уроку, мотивация учения, организация работы на уроке.

Что такое горизонт?



Как называют воображаемую линию, ограничивающую горизонт?

Сейчас  я  вам  прочитаю  отрывок  одной  из  очень  известной  сказки. Узнайте  сказку.

«Будур  подала  магрибинцу  кубок  вина,  в  которое  она  подсыпала  сонного  порошка.  Магрибинец  выпил  и  сразу  же  уснул. Алладин  вбежал  и  вытащил  лампу  из-за  пазухи.  Потер  ее  и  сейчас  же  появился  Маймун,  раб  лампы. «Что  прикажешь  хозяин?»-  спросил  Маймун. «Отнеси  дворец  на  прежнее место!»- сказал  Алладин.  «А  что  сделать  с  ним?»- спросил  Маймун,  указывая  на  магрибинца. «А  пусть  идет  на  все  четыре  стороны»-ответил  Алладин.  Через  мгновения  дворец  уже  стоял  напротив  дворца  султана.  Султан  встретил  их,  плача  от  радости. Алладин  долго и  счастливо  жил  со  своей  Будур,  султаном  и  с  матерью.»

Что  же  это  за  сказка? А  о  каких  четырех  сторонах  идет  речь?

Сформулируйте тему урока. 

Готовятся к уроку, слушают, отвечают на вопросы.

(окружающее видимое пространство)

(линия горизонта)


слушают сказку, формулируют тему урока


2. Постановка проблемы, по-строение вы-хода из за-труднения

Какие стороны горизонта вам известны?

Как определить стороны горизонта?

Что значит сориентироваться в пространстве?

Какие способы ориентирования вы знаете?

Какой прибор помогает ориентироваться?

Отвечают на вопросы

3. Реализация построенного проекта, пер-вичное за-крепление во внешней речи.

Как определить на карте, где север, юг, запад, восток?

Рисование схемы.

север

с-з с-в


запад восток

ю-з ю-в

юг

Выполнение упражнений на определение сторон горизонта по рисункам учебника, в классе, по карте.

Слушают, анализиру-ют, отвечают на вопро-сы учителя, рисуют схему, выполняют тренировочные упражнения


4. Самостоя-тельная работа

Отработка умений определять стороны горизонта в парах.

Работа в парах

5. Включение нового знания в систему зна-ний и повто-рение.

Работа с презентацией.

Беседа.

Что называют горизонтом?

Объясните, что такое линия горизонта?

Перечислите основные и промежуточные стороны горизонта.

Какие способы ориентирования вы знаете.

Из долголетних наблюдений установлено, что:

- кора деревьев с северной стороны обычно грубее и темнее, чем с южной;

- мох и лишайник покрывают стволы деревьев, камни, скалы с северной стороны;

- муравейники располагаются с южной стороны деревьев, пней, кустов; их южная сторона более пологая, чем северная;

- на хвойных деревьях смола накапливается с южной стороны;

- ягоды и фрукты в период созревания приобретают зрелую окраску с южной стороны;

- ветви дерева, как правило, более развиты, гуще и длиннее с южной стороны;

- около отдельно стоящих деревьев, столбов, больших камней трава растет гуще с южной стороны;

- просеки в больших лесных массивах, как правило, прорубают строго по линии север-юг, запад-восток;

- алтари и часовни православных церквей обращены на восток, колокольни на запад;

- на склонах, обращенных к югу, весной снег тает быстрее, чем на склонах, обращенных к северу.

Когда вам могут пригодиться знания ориентирования?

С  Московского  аэропорта  отправляются  рейсы  Москва- Сидней,  Москва-Лондон,  Москва- Рио-де- Жанейро,  Москва-Владивосток.  Какой  курс  должны  держать  пилоты,  что  бы  приземлиться  в данном  городе?

Смотрят, слушают, анализируют, отвечают на вопросы.

6. Домашнее задание.

&16, вопросы и задания.

Записывают домашнее задание в дневник.

7. Рефлексия

Заполните анкету.

  1. На уроке я работал активно/пассивно.

2. Своей работой на уроке я доволен /не доволен.

3. Урок для меня показался коротким/длинным/

4. За урок я устал / не устал

5. Материал урока мне был понятен /не понятен.

Заполняют анкету

8. Окончание урока.

Подведение итогов урока



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории география:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ