Конспект урока по географии "Строение земной коры"
Тема урока: Строение земной коры.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Т.Е.Ц.: 1. Создать условия для усвоения знаний учащимися об особенностях строения земной коры. Ввести понятия: «платформа», «геосинклиналь», «щит», «плита». Познакомить учащихся с геохронологической таблицей. Помочь учащимся понять особенности строения материковой и океанической земной коры, теорию движения литосферных плит, влияние строения земной коры и движения литосферных плит на рельеф Земли.
2. Продолжать развивать навыки работы с текстовыми и картографическими источниками информации, навыки логического мышления на основе выявления причинно-следственных связей, анализа имеющихся знаний.
3. Воспитывать взаимоуважение, организованность, аккуратность, умение выслушивать мнение другого человека, любовь и уважение к природе. Воспитывать осознанные мотивы учения.
Оборудование: учебники, атласы, физическая карта мира, карта строения земной коры.
Используемая литература: А.С. Бейсенова, С.А. Абилмажинова, К.Д. Каймулдинова «География. Материки и океаны», В.А. Коринская, В.А. Щенёв, И.В. Душина «География материков и океанов», К.С. Лазаревич «Я иду на урок географии», Н.В. Алисов, И.М. Кузина, Н.А. Марченко «Готовимся к экзамену по географии».
Ход урока
Этап урока
Содержание
Методы, ФОУД
I. Организа-ционный момент
Приветствие. Проверка готовности класса и кабинета к уроку. Отсутствующие.
II. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению знаний.
- Что такое карта? Какие виды карт существуют?
- Откройте карту строения земной коры. Какая это карта по охвату территории и содержанию?
- На сегодняшнем уроке мы приступаем к изучению главных закономерностей, законов по которым живёт наша Земля. Зная эти законы можно объяснить все особенности природы и ответить на многие вопросы «почему?». Некоторые из этих законов мы уже рассматривали при изучении оболочек Земли. Теперь мы их вспомним, уточним и дополним.
Запишите тему нашего урока «Строение земной коры»
- Какова цель нашего урока? - На какие вопросы необходимо ответить, чтобы достигнуть цели? - Какими источниками информации вы можете воспользоваться сегодня на уроке?
Актуализация знаний, практическое задание.
Мотивация.
Запись в тетради.
Фронтальная беседа.
III. Усвоение новых знаний.
- Как вы думаете, всегда ли наша Земля выглядела так, как сейчас?
В истории развития Земли, по возрасту горных пород, останкам живых организмов, выделяются эры и периоды. Они составляют геохронологическую таблицу (стр. 21, рис. 11):
Эры
Периоды
Горообразования
Кайнозой Kz
Четвертичный Q
Альпийское
Неоген N
Палеоген P
Мезозой Mz
Мел M
Мезозойское
Юра J
Триас T
Палеозой Pz
Пермь P
Герцинское
Карбон C
Девон D
Каледонское
Силур S
Ордовик O
Байкальское
Кембрий Е
Протерозой Pt
Архей Ar
- Земная кора под океанами и материками имеет одинаковую мощность? (под материками 30-80 км, под океанами 5-12 км.)
- Почему мощность земной коры разная?
Земная кора
материковая
океаническая
1. Осадочный
2. Гранитный
3. Базальтовый
1. Осадочный
2. Базальтовый
- Прежде чем мы продолжим разговор о строении земной коры, необходимо познакомиться с великим немецким учёным, профессором. Альфред Вегенер, который родился 1880г и погиб в 1930 году, был «генератором» идей. Его научные труды были посвящены астрономии, метеорологии, геофизике. Он был исследователем севера – Гренландии. Именно там в своей третьей экспедиции он погиб. Но главный его научный труд касался геологии – науки о строении земной коры. Он, внимательно изучая конфигурацию материков, впервые выдвинул теорию о дрейфе материков.
Литосферные плиты – это большие блоки земной коры. Рис.12.
Пангея – древний единый материк:
Лавразия – северный материк.
Гондвана – южный материк.
- Изучая литосферу, мы уже говорили о движении литосферных плит. Что будет происходить, если литосферные плиты расходятся?
(образуются срединно-океанические хребты)
- А если сталкиваются материковая и океаническая плиты?
(Материковая сминается в складки и на побережье образуются горы, а
океаническая подползает под материковую, образуются глубоководные желоба)
- А если сталкиваются две материковые? (обе сминаются в складки)
Платформа – древнейший (Ar, Pt) относительно устойчивый и выровненный участок земной коры.
Строение платформы – кристаллическое основание, осадочный чехол.
Чехол – это слой осадочных пород, лежащий на древнем основании.
Щит – выходы древних кристаллических пород на поверхность.
Геосинклиналь – подвижный участок земной коры.
Эвристическая беседа.
Работа с текстом учебника (таблицей), обсуждение.
Актуализация знаний.
Эвристическая беседа, запись в тетради.
Эвристический рассказ.
Запись в тетради.
Актуализация знаний, обсуждение, схематизация.
Запись в тетради.
IV. Закрепление
Давайте закрепим то, что вы узнали на этом уроке.
- Что собой представляет геохронологическая таблица?
- На какие эры делится? Какое горообразование было самым древним? Современное горообразование?
- Чем материковая земная кора отличается от океанической?
- какую теорию выдвинул Альфред Вегенер?
- Что происходит при движении литосферных плит?
- Что такое платформа? Чехол? Щит? Геосинклиналь?
Фронтальный опрос.
V. Дом. зад.
§ 4 (пересказ), вопросы 2,3.
Запись в дневнике
VI. Итог урока.
Оценка работы класса и отдельных учащихся. Выставление отметок.
- Какова была цель урока? Удалось ли её достигнуть?
- Какие затруднения возникали сегодня на уроке? Почему?
- Что необходимо изменить или сделать по-другому на следующем уроке, чтобы подобные затруднения больше не возникали?
- Что нового вы сегодня узнали? Чему научились?
Фронтальная беседа.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории география:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ