Конспект урока по географии "УНИКАЛЬНЫЕ ФОРМЫ РЕЛЬЕФА И ИХ ОХРАНА" 6 класс
Фролова О.О. вчитель вищої категорії. Новоолександрівська ЗОШ Єланецького р-ну
Урок географии. 6 класс
Тема. УНИКАЛЬНЫЕ ФОРМЫ РЕЛЬЕФА И ИХ ОХРАНА
Цель: углубить и систематизировать знание учеников о литосфере путем изучения охраны недр; сформировать у учеников умение работать со статистическими данными и тематическими картами; продлить формировать умение учеников делать выводы, используя полученные знания и дополнительные источники информации; содействовать развитию экологического мышления учеников, воспитания хозяйственного отношения к естественным богатствам своего края.
Базовые понятия: минералы, горные породы, полезные ископаемые, природоохранные территории.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
И. Организацийний момент
II. Актуализация опорных знаний и умений
Прием «Блиц-опрос»
3 каких слоев складывается материковая и океаническая земная кора?
Какими способами ученые изучают состав земной коры?
3 какой целью изучают земные недра?
Как человек использует в хозяйственной деятельности полезные ископаемые?
Что являет собой литосфера?
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности
Прием «Фантастическая добавка»
Учитель. Мы живем в окружении воздуха и воды, растений и животных, а также разных камней. Камни обычно относят к «неживой природе», но часто можно услышать, то даже молчаливые камни «живут» своей особенной жизнью. Казалось бы, что необычного в камне? Однако это одно из удивительнейших творений природы. Если внимательно всмотреться в камне (демонстрирует образцы), шо повсюду вокруг нас, то можно легко убедиться в том, шо все они разные: одни — серые, желтые, другие — зелени, красные; одни тверди, а другие — пышные. Все камни — это горные породы и минералы, из которых состоит земная кора. Изучение строения, составлю и свойств горных пород и минералов позволяет ученым воспроизводить геологическую историю формирования нашей планеты. Считается, что камни молчат. Но это не совсем так. Сегодня на уроке мы с вами научимся «слушать» и «понимать» то, о чем могут рассказать камни.
IV. Изучение нового материала
Развернут план этапа
1. Уникальные формы рельефа – неповторимые, своего рода единственные формы земной поверхности.
(Работа с текстом учебника — фронтально).
Задание. Выписать в тетради:
А) Группы уникальных форм рельефа;
Б) Дать им короткую характеристику.
В) Подобрать к ним примеры.
Создание уникальных форм рельефа в результате внутренних и внешних процессов Земли, работы ветра, текучих вод, выветривания. (Смотри рисунок №1.)
2. Значение уникальных форм рельефа.
Прием « Творческая лаборатория». (Каждому ученику нужно назвать значение уникальных форм рельефа.)
- Научная ценность;
- Познание и «рассказ» о развитии рельефа;
- Дознание о геологическом времени;
- Обогащение знаний о животном и растительном мире, полезных ископаемых;
- Развитие флоры и фауны;
- Создание естественных музеев и заповедников;
- Бережное отношение к таким формам рельефа.( Смотри рисунок №2)
4. Уникальные формы рельефа на территории Украины. (Короткие выступления учеников об уникальных формах рельефа на территории Крымского полуострова: вулкан Карадаг, Большой каньон Крыма, Арабатска стрелка.) (Смотри рисунок №3)
Рубрика «Интересно знать»
В юго-восточной части Подольской возвышенности есть невысокие известняковые пасма с живописными вершинами. Это остатки давнего тропического моря Сарматки. Его волны плюскотіли здесь в неогеновом периоде кайнозойской эры, где-то 20-25 млн лет потому. Во время горообразования в Карпатах море отступило, а остатки его органического мира стали основой для образования огромных прибрежных коралловых рифов, которые зовутся товтрами. Подольские Товтри — уникальная достопримечательность геологического прошлого, подобной которой нет во всей Европе. Главное их пасмо в ширину от 2—3 до 10-12 км протягивается приблизительно на 200 км, пересекая Подолье от поселка Подкамня на Львовщине к Кам'янця-подільського. В среднем товтрове пасмо возвышается над окружающей средой на 50-70 м. Отдельные вершины вдоль каньйоноподібних долин Днестра достигают 100-150 м. За чрезвычайную живописность, за напоенную ароматами медоносов воздуха эту местность называют Медоборами. Крепкие товтрові известняки Медоборив издавна используются в качестве сырье для асфальтовых и цементных заводов. Из белого медоборського камню построена древнерусская крепость в Старом Збаражи, а также сотни сел и городов, в частности кварталы возрожденного после Великой Отечественной войны Тернополя.
Наибольшее впечатление на всех, кто приезжает в Канев, исправляет на удивление странный рельеф окружающей местности. Увидено здесь внезапно переносит нас из равнины в самые настоящие горы. Эти горы не обозначены на картах, но Каневские горы — явление уникально для всей Восточноевропейской равнины. Местность здесь приобретает горный вид благодаря своему окраинному географическому положению на стыке Приднепровской возвышенности и одноименной низменности, что размежеванные долиной Днепра. Общая длина Каневских гор — 75 км, максимальная ширина — 35 км. Несколько миллионов лет потому на территории Каневских гор катило волны море. В его осадочных отложениях сохранились остатки вымерших животных: моллюсков, ихтиозавров, плезиозавров, великанов-китов, акул, морских раков. На берегах моря росли пальмы, фикусы, эвкалипты, янтарные сосны. Около 260 тыс. лет потому территория была захвачена днепровским ледником, который надвигался из севера. Вероятно, шо именно ледник насунул более давние породы на молодежи. Улесових и песчаных отложениях Каневских гор случаются кости мамонта, найденные также кости шерстистого носорога, великана-оленя, зубра, пещерного медведя и тому подобное. Каневские горы являются настоящим музеем под открытым небом, потому здесь создан заповедник, где работают ученые геоморфологи, палеонтологи, геологи, биологи но др. Немало естественных каменных образований есть в пустыне Аризона (США), в так называемой Долине памятников. На северном востоке штата Вайоминг (США) одна из самых выразительных естественных скульптур — «Башня дьявола», она даже изображена на почтовой марке. Это округлая брыла діаметром около 250 м из красного порфира высотой 240 м. Существует мысль, что «Башня дня вола» е остатком давнего геологического образования или вулкана.
V. Закрепление изученного материала
Прием « Собственные примеры»
Задание:
1. Разработайте собственные мероприятия по сохранению окружающей среды. Предложите ваши варианты решения этих проблем и рационального использования богатств Земли. (После выработки месторождений полезных ископаемых некоторые котлованы заливают водой, берега их озеленяют. В водоемах разводят рыбу, водоплавающих птиц, рационально добывать и использовать полезные ископаемые, предотвращать возникновение оврагов, экономно отводить землю под строительство городов, фабрик, заводов, железных дорог и шоссейных дорог.)
Прием «Собственные примеры» (работа в группах или индивидуально) Задание разработайте собственные мероприятия по сохранению и рациональному использованию полезных ископаемых. Приведите как можно больше примеров полезных ископаемых, шо окружают вас или используются в повседневной жизни. Прием «Собственные примеры» (работа в группах или индивидуально) Задание разработайте собственные мероприятия по сохранению и рациональному использованию полезных ископаемых. Приведите как можно больше примеров полезных ископаемых, шо окружают вас или используются в повседневной жизни. Прием «Собственные примеры» (работа в группах или индивидуально) Задание разработайте собственные мероприятия по сохранению и рациональному использованию полезных ископаемых. Приведите как можно больше примеров полезных ископаемых, шо окружают вас или используются в повседневной жизни. Прием «Собственные примеры» (работа в группах или индивидуально) Задание разработайте собственные мероприятия по сохранению и рациональному использованию полезных ископаемых. Приведите как можно больше примеров полезных ископаемых, шо окружают вас или используются в повседневной жизни. Прием «Собственные примеры» (работа в группах или индивидуально) Задание разработайте собственные мероприятия по сохранению и рациональному использованию полезных ископаемых. Приведите как можно больше примеров полезных ископаемых, шо окружают вас или используются в повседневной жизни. Прием «Собственные примеры» (работа в группах или индивидуально) Задание разработайте собственные мероприятия по сохранению и рациональному использованию полезных ископаемых. Приведите как можно больше примеров полезных ископаемых, шо окружают вас или используются в повседневной жизни. Прием «Собственные примеры» (работа в группах или индивидуально) Задание разработайте собственные мероприятия по сохранению и рациональному использованию полезных ископаемых. Приведите как можно больше примеров полезных ископаемых, шо окружают вас или используются в повседневной жизни.
Заключительное слово учителя
Земная кора состоит из горных пород и минералов, разных за свойствами в зависимости от происхождения. Большинство горных пород и минералов широко используются людьми в хозяйственной деятельности. Украина богата на разные виды полезных ископаемых, что создает благоприятные условия для развития отраслей хозяйства.
Наша планета богата на уникальные и неповторимые за красотой формы рельефа. С целью их охраны и сохранения создают природоохранные территории.
VII. Домашнее задание
• Проработать параграф учебника, повторить параграфы раздела « Литосфера».
• Подготовиться к уроку обобщения знаний.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории география:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ