конспект урока по географии в 8 классе "Ресурсы растительного и животного мира. Охрана биологических ресурсов."

МБОУ «Новотимошкинская ООШ»

Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан





Конспект урока по географии

в 8 классе

«Ресурсы растительного и животного мира. Охрана биологических ресурсов.»





Подготовила:

учитель географии, биологии, химии

Анорьева Сильвия Витальевна












с.Новое Тимошкино

2014 г.

Конспект урока географии в 8 классе на тему «Ресурсы растительного и животного мира. Охрана биологических ресурсов»

Цель урока: 

Образовательные : расширить знания о растительном и животном мире, дать знания о заповедниках, заказниках, национальных парках. Показать роль органического мира в жизни и деятельности человека. Формирование понимания необходимости охраны природы.

Развивающие : развитие творческих способностей учащихся, развитие познавательного интереса, стремление к самостоятельному поиску знаний.

Воспитательные : формирование экологического мышления и культуры у учащихся. Развитие толерантности и коммуникативных навыков. Формирование целостной картины мира.

Оборудование: компьютер, учебник, атлас, настенная карта "Природные зоны России", тесты, вопросы, презентация

Ход урока:

I.Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята! Читаем наш любимый стишок( на доске)

В школу я бегу с утра

И кричу во всю «Ура!»

Потому что у нас сегодня география.

Я географию люблю

На урок всегда хожу.

Легко дается мне предмет

Его на свете лучше нет!



II. Повторение. Проверка домашнего задания.

Ребята, давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке.

А)Работа по карте

Перед вами карта «Природные зоны».Назовите и покажите на карте все природные зоны России с севера на юг.

Б) Работа по карточкам.

Ребята, перед вами карточка с вопросом о животном и растительном мире России, о приспособлениях к условиям обитания животных и растений. Вы читаете этот вопрос всему классу и даете полный развернутый ответ. Другие вас слушают и могут дополнять.

Вопросы по карточкам

1. Как приспособились к условиям среды животные тундры?

2.Как приспособились к условиям обитания животные арктической пустыни?

3.Как приспособились к условиям среды обитания животные тайги?

4. Как приспособились к среде обитания животные степей?

5. Как приспособились к условиям среды обитания животные полупустынь и пустынь?

6. Почему в тундре не растут деревья?

7.Почему в Восточной Сибири тайгу образует только лиственница?

8.почему тайга бывает темнохвойной и светлохвойной?


В) А сейчас выполните тестовое задание на печатных листах

1. По видовому составу богаче:

а) мир растений

б) мир животных

2. Среди представителей животного мира по видовому составу богаче:

а) насекомые

б) рыбы

в) земноводные

3. Найдите ошибку.

Основными типами растительности России являются:

а) тундра

б) степи

в) леса

г) луга

4. Царством пресмыкающихся является:

а) тундра

б) пустыня,

в) степь

г) леса

5. В какой части России растут светлохвойные леса:

а) на Русской равнине

б) в Восточной Сибири

6. В каком природном сообществе животные распределены по ярусам:

а) в степи

б) в тайге

в) в тундре

7. Какое дерево является образным символом России:

а) липа

б) берёза

в) дуб

8. Лемминги- представители фауны:

а) тундры

б) лесов

в) степей

г) пустынь

9. Найдите ошибку для растительного покрова тундры характерны:

а) лишайник ягель

б) брусника

в) типчак

г) голубика

10. Основным продуктом леса является :

А) лекарственное сырье

Б) древесина

В)орехи

Г) грибы


 Поменяйте листочками с соседом. Проверяем! 1б,2а,3г,4б,5а,6б,7б, 8а,9в,10б

І І І. Актуализация знаний

-Ребята, вы хотели бы гордиться нашей страной?(да)

-Благодаря чему наша страна может стать такой, чтобы вы ею гордились?

(страна должна быть богата умными талантливыми людьми, спортивными достижениями, природными ресурсами,  достижениями в разных областях науки и т.д. Ответ на третий вопрос позволит вывести учащихся на понимание того, что достижение успешности страны во многом зависит от ее богатств, в том числе природных.)

-Какие из компонентов природы оказывают наибольшее влияние на жизнь и хозяйственную деятельность человека?(климат, рельеф, почва, расти. и живот. мир)

-Какие природные ресурсы вам известны?(минеральные, водные, климатические земельные, , биологические, рекреационные)

-Какими природными ресурсами богата наша страна? (минеральные : недра страны имеют крупные запасы нефти, газа, угля, железной руды, апатитов, бокситов и др., водные: богаче водными ресурсами Сибирь и Дальний Восток, где живет меньшая часть населения страны; земельные: плодородные почвы имеют степные районы юга русской равнины и юга Западной Сибири, но большая часть России не может быть использована для земледелия, т.к. около половины территории имеют мерзлые грунты, а около ¼ территории России находится за полярным кругом; лесные: леса занимают 40 % территории особенно ценные хвойные породы –лиственница, ель, сосна; рекреационные: это ресурсы, которые используют для отдыха, восстановления здоровья человека.)

-Какими природными ресурсами богата наша республика, РТ? (минеральные: нефть и газ –главное богатство РТ, водные: главные реки Татарстана- это Волга, Кама, Вятка, Белая и два водохранилища: Куйбышевское и Нижнекамское; земельные: 90 % земель находятся в пользовании сельского хозяйства)

Так значит, что называется природными ресурсами? (природные ресурсы - все компоненты природы, которые человек использует или может использовать для своих целей.)

-Распределите  природные ресурсы на две группы по исчерпаемости: исчерпаемые: возобновляемые (водные, земельные,  биологические, рекреационные); невозобновляемые: минеральные; неисчерпаемые ( климатические- это энергия солнца, ветра, текучей воды, приливов и отливов).

-Можно ли восстановить ресурсы? Все ресурсы восстановимы? Какие ресурсы можно восстановить?   (Возобновимые ресурсы могут быть восполнены в процессе производства, например, биологические. Большинство ресурсов восстановить нельзя, например, минеральные

(на доске высказывания ученых )

- Ребята, обратите внимание на доску, прочитайте высказывания ученого:

«Считалось, что дикая природа так же вечна, как ветер и солнечные закаты, но вот она начала исчезать под натиском прогресса. И теперь мы столкнулись с вопросом, оправдает ли еще более высокий уровень жизни связанную с ним гибель зверей и птиц…» ( Ю. Одум)

- О чем идет речь в этих высказываниях?( об исчезновения растительного и животного мира)

- Что необходимо предпринять человеку, чтобы избежать полного исчезновения растительного и животного мира? (охранять, не истреблять животных)

Вот мы и подошли к теме и целям нашего урока. Как вы догадались. Тема урока. Охрана биологических ресурсов. Ресурсы растительного и животного мира. Напишите тему урока в тетрадь. Подумайте и скажите, что хотелось бы узнать на уроке и чему научиться.(предположение детей) Молодцы и так наша задача: расширить знания о растительном и животном мире, знать что такое заповедник, национальный парк, заказник и как рационально использовать биологические ресурсы.

  Невозможно представить себе нашу Землю без животных, птиц, деревьев, цветов, насекомых. А вы не задумывались над тем, какую роль в жизни нашей планеты играют живые организмы? Давайте вместе ответим на этот вопрос с помощью схемы.

-микроорганизмы разлагают органические вещества

-этим самым создают почву, повышают плодородие почвы

-деревья и кустарники защищают почву от эрозии

-участвуют в образовании горных пород (торф, известняк)

-растения обогащают воздух кислородом

- растения влияет на климат, увлажняя воздух.

Есть среди животных и растений  вредные насекомые, грызуны, кровососущие, растения-сорняки, те, кто по-нашему мнению не приносит никакой пользы. Так ли это? 

 Я думаю, в природе нет вредных организмов. Комары, например, нам не нравятся, но личинками комаров (мотылём) питается рыба. Хищные птицы истребляют вредных грызунов и т.д.

Всегда нужно помнить о многочисленных связях, существующих в природе. Каждый из обитателей планеты выполняет свою роль.

Все-все на свете нужны

и мошки не меньше нужны, чем слоны

нельзя обойтись без чудищ нелепых

и даже без хищников злых и свирепых

нужны все на свете, нужны все подряд

кто делает мёд, и кто делает яд.

Плохие делишки у кошки без мышки,

 у мышки без кошки не лучше делишки.

И если мы с кем-то не очень дружны,

Мы всё-таки очень друг другу нужны.


Часть живых организмов человек использует в хозяйственной деятельности. Это биологические ресурсы. Откройте учебник на стр.161 и посмотрите на рисунок 124

И так, Различают растительные ресурсы и ресурсы животного мира.

-Ребята, что дают человеку растения?

(Растительный мир даёт человеку пищу и корма, топливо и сырьё. Ещё люди используют плоды дикорастущих растений- ягоды, орехи, фрукты, грибы.

 Луга, пастбища, сенокосы- это кормовая база животноводства.

Многие растения являются сырьём для производства лекарств. Вспомните, какие лекарственные растения вы знаете и используете? (для заживление ран используем подорожник. От простуды – мать-и-мачеха, иван-чай, малина. При заболевание желудочно-кишечного тракта – зверобой, чистотел и др.)

Леса дают человеку древесину, химическое сырьё.

А ещё это места отдыха для людей. 

- Что дают человеку животные? Назовите ресурсы животного мира.

1. Охотничье-промысловые –прежде всего, пушные ресурсы.

-Какие животные относятся к пушным животным? ( к пушным животным относятся белки, песец, соболь, куница, бобр, выдра, колонок, норка)

- а у какого животного самый ценный мех?( самый ценный мех имеет соболь)

Ради мяса и шкуры охотятся на копытных животных: лосей, кабанов, северных оленей. Рога – марала, изюбра, благородного оленя используют для получения лекарства «пантокрин»


Теперь мы можем сделать вывод о роли биологических ресурсов в жизни человека. Какой вывод? (Что роль живых организмов в жизни человека огромна, биологические ресурсы – это жильё, пища, одежда, лекарство, зоны отдыха.)

Масштабы использования биологических ресурсов постоянно растут, т.к. увеличивается численность населения, возрастает потребность людей. Человек , осваивая ресурсы, истощает их запасы, а иногда полностью уничтожает: под пашни распаханы почти вся степь России; под города, дороги, карьеры заняты огромные площади земель. Уничтожена естественная растительность, а ,значит, исчезли и животные. В городах можно увидеть серый асфальт и серых ворон. Многие тысячи гектаров хвойных лесов вырублены, а на месте их растут вторичные малоценные леса из осины и березы. Значительно снизился и ресурсы животного мира. Наиболее ценные животные более всего пострадали: почти истребили кавказских туров, зубров, соболя баргузинского. Многие виды занесены в Красную охранную книгу.


С глубоким сожалением можно сказать, что любое взаимодействие человека с природой сопряжено с увеличением пресса на окружающую среду. Задумайтесь над таким фактом: из огромного количества ресурсов, которые изымаются для производственных целей, только 2% их превращаются в конечный продукт! А остальные просто выбрасываются. Антропогенное воздействие на флору и фауну обусловливает снижение численности, и даже уничтожение особенно редких и исчезающих видов.  Что же является причинами такого сокращения? Вы уже знаете, что одной из таких причин является загрязнение природы человеком.

Ученик: Забывчивый охотник на привале 

              не растоптал, не разметал костра

              И он ушёл, а ветки догорали

              и нехотя чадили до утра.

             А утром ветер разогнал туманы

             И ожил вдруг потухнувший костёр

             И сыпля искрами посреди поляны

             Багровые лохмотья распростёр

-Каков итог безответственного поведения охотника?( Пожар уничтожил лес).

Ученик: На вездеходах ездят браконьеры

На самый красный, на запретный цвет,

Не для святых, для воровских побед

Минуя все кюветы и барьеры

Страхуя твердо, всё на свете зная

Уверенный преступник не дрожит:

Как лося или стерлядь потрошит.

Ученик: В Волгоградской области у рыбаков было изъято 9 тонн рыбы, из них 4,4 т осетра, 90кг икры. Задержали 1250 браконьеров.  А ещё строительство плотины на Волге нарушило пути движения рыбы на нерест. Это ущерб рыбному хозяйству.

Ученик: Во время освоения целинных земель распахивались огромные территории, где всегда селились степные птицы-дрофы. Их численность сократилась, т.к. была нарушена среда их обитания.

Ученик: Очень часто  по телевизору сообщают об аварии танкеров, которые перевозят нефть. Я знаю, что нефть покрывает перья морских птиц и они теряют способность сохранять тепло. Птицы гибнут. 

Ученик: На берегу самого чистого озера Байкал построены целлюлозно-бумажный комбинат. Комитет ЮНЕСКО обратился к России с призывом прекратить работу этого комбината, т.к. воды озера загрязняются химическими отходами.

Мы перечислили лишь некоторые поступки  человека, которые влекут за собой гибель животных и растений.  Значит, человек совершает преступление?  По отношению к природе мы назовём их экологическими преступлениями.  Любое преступление наказуемо.

-Здравствуйте, друзья! Здравствуйте, леса, поля,  птицы и звери! Если бы вот так человек приветствовал каждый день всё, что его окружает,  может быть, тогда не исчезли бы те животные и растения, которых мы уже никогда не увидим.

Из 350 видов млекопитающих 67 уже исчезли, из710 видов птиц107 уже исчезли, под угрозой исчезновения находятся 11 видов растений и 4 вида амфибий. Многие из них занесены в Красную книгу.

Ученик Красная книга, красная

                                                             Значит природа в опасности

 КРАСНАЯ КНИГА-название списков редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных. Сбор информации для Красной книги был начат Международным союзом охраны природы и природных ресурсов в 1949 году и выпускается поныне. В СССР Красная книга была учреждена в 1974 году. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации Красная книга должна издаваться не реже, чем один раз в десять лет. В 2000 году при активном участии Института проблем экологии и эволюции имени А. Н. Северцова Российской академии наук в свет вышло очередное издание Красной книги России.

В списках Международной Красной книги встречаем такие названия животных и растений: Амурский тигр, стерх, зубр, степной шмель, и в списках Красной книги Республики Татарстан читаем: орлан-белохвост, беркут, серый журавль, серая жаба и другие

Надо ли охранять природу?

Ученик: Дерево, трава и птица не всегда сумеют защититься

               Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни

               Ведь сколько исчезло с планеты зверья, растений?

               И это восполнить нельзя!

               И если теперь не спасти нам остатки,

              То завтра проснёмся в Сахаре, друзья!


Раньше человек боялся природы, а теперь природа боится человека.  Не случайно в одном из зоопарков мира на стене пустой клетки висит зеркало и табличка с надписью «Самый страшный зверь». Чтобы человек задумался над своим отношением ко всему живому.

Физминутка.

-Как же человек может спасти животных и растений, нуждающихся в охране? (создать заповедники)

Верно, но не только заповедники, но и национальные парки и заказники.

А сейчас прочитайте на стр.163 учебника пункт «Особо охраняемые территории». 

-Ребята, ответьте на территории России сколько заповедников?(89)

-Сколько из них биосферных? (17)

-Что значит биосферный заповедник?(заповедник, в котором охраняются ландшафты: типичная тундра, типичная степь и т.д.)

-Крупнейший заповедник в нашей стране?(о. Врангеля, 800 тыс.га)

-В каком году был построен первый заповедник?(1882)

-Ребята, кто знает чем заповедники отличаются от национальных парков?

(Заповедник-охраняемая территория, где в естественном состоянии сохраняется весь природный комплекс,здесь запрещен любой вид хозяйственной деятельности.

А национальный парк –это охраняемая территория с малонарушенными природными комплексами, но сюда допускается посещение туристов поспециальным маршрутам. )

-В России 29 национальных парков. А еще есть заказники-это территория,где постоянно или временно запрещены виды хозяйственной деятельности,здесь в отличии заповедника охраняется не весь природный комплекс ,а только отдельные компоненты, например, один или несколько видов животных, растений.

А сейчас мы послушаем сообщение о заповедниках Татарстана.(Сибгатуллин Радик )


 Природа ещё раз испытывает нас на разумность. И вам придётся исправлять наши промахи, ошибки, наше недомыслие. Как?  Я думаю, теперь вы это знаете.. А закончить урок мне бы хотелось четверостишием:  

                                О, человек, что значишь ты

                                Без трав, без птиц?

                                И без пчелы в цветах дрожащих?

                                Без миловидных лисьих лиц?

                                Когда поймёшь ты, наконец,

                                Вгрызаясь в горные породы,

                                О, человек, венец природы!

                                Что без природы твой венец?

А теперь ответьте на вопросы Сегодня на уроке мне удалось :

-узнать

-понять

-применять

-объяснять

-находить

Выставление отметок учащимся за работу на уроке.

Домашнее задание:

  параграф 29, вопросы устно, понятия

Задания на выбор:

  1. составить кроссворд

  2. написать мини-сочинение от имени растения или животного, находящегося под угрозой исчезновения.

  3. Создать компьютерную презентацию «Красная книга РТ» или «Заповедники РТ»

 































































Список использованной литературы:

  1. Образование и обучение с использованием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия): Учебно-методическое пособие. М., 2002.

  2. География "Природа России" 8 класс, И.М. Раковская, Просвещение, 2004.

  3. Энциклопедия для детей. География. Москва. Аванта + , 2001.

  4. Энциклопедия для детей. Биология. Москва, Аванта +, 2001.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории география:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ