Конспект урока в 8 классе за курс «Природа России» по теме «Климат и человек» с использованием ЭОР
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Гимназия № 5" г. Брянска
Конспект урока в 8 классе за курс «Природа России»
по теме «Климат и человек» с использованием ЭОР
Подготовила
учитель географии высшей категории
Глебова Евгения Николаевна
Брянск-2013
Задачи:
Систематизировать и расширить представления уч-ся о влиянии климата на жизнь, здоровье, хозяйственную деятельность человека, дать знания об агроклиматических ресурсах и неблагоприятных климатических линиях.
Продолжить формирование умения работать с:
а) различными источниками информации (словарями, энциклопедиями, научно-популярной литературой, базой данных Интернета, статистическими данными, картами атласа и т.д.)
б) отстаивать свою точку зрения, вести монологическую речь, участвовать в дискуссии
в) работы в группах (чувство коллективизма, ответственности)
3. Способствовать развитию:
-познавательного интереса к предмету
-раскрытию индивидуальных способностей творческих (личностно-ориентированный подход) учащихся
-экологической культуры
-патриотического воспитания (любви к Отчизне, в том числе и на примере своей области)
Цель: использование знаний и умений учащихся, полученных на уроке, в быту и в процессе подготовки к будущей профессиональной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности и адаптации к условиям окружающее среду. Воспитание патриотизма, социально-ответственного отношения к окружающей среде в ходе повседневной жизни; целостность ПК, взаимодействие компонентов.
Оборудование: магнитная доска, «Климат России», карта Брянской области, политико-административная (или физическая) карты; ПК, экран, рабочие листы, отчеты о проделанной работе, инструктивные карточки, атласы, карты, электронные презентации.
Базовый учебник
Алексеев А.И., Ким Э. В., и др. География России. Природа и население. 8 класс М.:- «Дрофа», 2008.
Оформление доски:
Тема урока: «Климат и человек», эпиграф к уроку: «Власть климата сильнее всех властей» (Ш.Монтескье).
Проблемные вопросы:
Уменьшается или увеличивается зависимость человека от климата в условиях современного информационного общества?
Является ли чистый атмосферный воздух неисчерпаемым ресурсом? (можно высветить на экране)
Как человек влияет на изменение климата?
Тип урока: семинар (научно – практический)
Новые термины:
- адаптация (биологическая, небиологическая)
- медицинская география
- рекреационные районы, ресурсы – это ресурсы, способствующие восстановлению здоровья человека, создающие условия для хорошего отдыха
- агроклиматические ресурсы
- активные t
- k увлажнения
- кислотные дожди
- смог (городская дымка)
- мониторинг
Ход урока:
Оргмомент (организация рабочих мест, настрой на работу, отсутствующие)
Целеполагание
Слово учителя: Если вы помните, это высказывание французского просветителя 19 века предваряло тему «Климат России», и мы с вами договорились провести научно-исследовательский семинар с участием специалистов в различных областях знаний, обсудить этот вопрос всесторонне. Задачи перед собой группы специалистов ставили по-видимому разные, а вот цель у нас одна.
В: Какова цель семинара?
П.о.: Выяснить, актуально ли это высказывание в настоящее время, как климат влияет на различные стороны жизни человека, и как человек влияет на климат. Суммировать теоретические знания по это теме и уметь применять в повседневной жизни.
Цель семинара высвечивается на экране:
«Систематизировать знания и дать всесторонний анализ взаимодействия в системе «климат-человек»».
Настрой на работу:
Внимательно следить за выступлениями, самое важное (новые термины, факты) отражайте в рабочих листах, в таблице. Задаем вопросы
Знаю
Хочу узнать
Узнал
Новые термины отражаются на доске (секретарь?)
В результате работы мы должны подвести итог, сдать отчетные листы.
Итог работы - синквейн:
Климат ( 3 прилагательных, 3 глагола, краткое предложение, резюме)
Выступления четкие, лаконичные, работа с использованием карт.
Желаю удачи и отличных результатов!
Ход семинара:
Отчет климатологов:
А) Краткий анализ климата России (вывешивается климатическая карта) (ЭОР№1)
Б) Неблагоприятные явления (презентация ЭОР№2)
У: Было бы интересно и уместно выяснить особенности климата Брянской области и неблагоприятные климатические явления.
Отчет краеведов (карта на экране)
А) Главные черты климата Брянщины
Б) Неблагоприятные климатические явления
У: Итак, географическое положение России (занимает северо-восточный «угол» Евразии, определяет характер ее климата, а вместе с ним во многом – жизнь населения). Давайте дадим слово этнографам.
Отчет этнографов
А) Влияние климата на культуру, образ жизни людей
жилище одежда занятия
(ЭОР№3, ЭОР№4)
Б) Отражение темы «Климат» в устном народном творчестве
пословицы поговорки сказки праздники, песни, игры
Привести цитату Василия Осиповича Ключевского (стр. 265, учебник Э.Р.Раковской «География 8 кл»): «Вологодские и архангельские деревни не спутаешь с рязанскими. На Рязанщине избы как бы от полуденного солнца отгораживаются, а открытые дворы безбоязненно небу подставили.
Архангельские же избы каждым окошком солнышко ловят, а подворье свое крышей укрывают, скотину от холода спасают.
Вологодские избы стоят плотными рядами, а окна все на озера да на речку смотрят.
У тульских и орловских сел от крайней избы далеко все, как на ладони видно».
У жителей разных районов различная планировка населенных пунктов и размещение их на местности:
1) на лесных мореных холмах населенные пункты невелики по размерам, расположены на вершинах холмов, на склонах - пашня, а низины – болота или озера
2) в степной южной части Восточно-Европейской равнины в условиях недостаточной увлажненности крупные села вытянуты вдоль рек
3) в Западной Сибири города и деревни тяготеют к склонам речных долин
У: Несомненно, климат оказывает непосредственное влияние на организм человека, а с тонкостями этой проблемы нас познакомят медики.
4. Отчет медиков
1) влияние климата на организм человека
2) определение степени комфортности климата: а) показатели, определяющие комфорт климата (средняя температура, осадки, продолжительность безморозного периода, годовые амплитуды температуры); б) анализ карты
3) курортные зоны России
У: Итак, мы познакомились с особенностями биологической и внебиологической адаптации, а сейчас разберем влияние климата на хозяйственную деятельность человека. Исследованием этого вопроса занимались агроклиматологии и экономисты.
5. Отчет агроклиматологов
1) агроклиматические ресурсы и показатели их характеризующие
2) анализ карты «Агроклиматические ресурсы России»
3)вопрос краеведам «Какова оценка агроклиматических ресурсов Брянской области». Фенологические наблюдения, народные приметы.
4) вопрос климатологам: Можно ли управлять погодой?
У: Какова оценка экономистов влияния климата на хозяйственную деятельность? (ЭОР№5)
1) анализ карты «Зона Севера в России» (крупные города, промышленные центы крайнего, среднего и ближнего Севера)
2) Влияние северного положения России на особенности х/д.
У: И климат и человек компоненты ПК, а значит взаимосвязаны. Каково же влияние человека на климат? Слово экологам
1) каково влияние х/д на состояние атмосферного воздуха. Основные источники загрязнения воздуха. Краеведы- по Брянской области
2) анализ карты (наиболее загрязненный воздушный бассейн в городах России (Москва, Братск, Новокузнецк, Норильск, Липецк, Омск, Хабаровск, Казань, Воронеж).
Вопрос климатологам
3) прогноз изменения климата в 21 в?
4) меры по охране атмосферного воздуха?
У: Подведем итоги (возвращаемся к проблемным вопросам)
1)степень зависимости человека от климата в настоящее время снизилась, но этот компонент природы все еще серьезно влияет на образ жизни, культуру, х/д человека, поэтому высказывание актуально!
2) атмосферный воздух - ресурс, исчерпываемый возобновимый, наши учения по охране могут способствовать изменению ситуации в лучшую сторону.
3) человек влияет на климат, изменяя его, тем самым изменяя всё в природе, и при этом изменяется сам
-
+
―
Контроль за погодой
Промышленное загрязнение атмосферного воздуха
метеопрогноз
Потепление климата
Мониторинг окр. среды
Кислотные дожди, смог
Синквейн
климат
1. разнообразный; изменяющийся; комфортный; дискомфортный
2. определяет, воздействует, формирует, обеспечивает, изменяется
3. Власть климата сильна!
Климат и человек тесно взаимосвязаны
4. Адаптация! Мониторинг!
Подведение и итогов, выставление оценок.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№
Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1.
Климатическая карта России
Комбинированный
Интерактивная карта
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7db6fdea-19c3-4f73-8261-18f52f418734/?interface=catalog
2.
Неблагоприятные явления
Информационный
Презентация
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/77f796f6-d679-43f5-a057-d85b7b919b4d/?interface=catalog
3.
Зависимость традиционных занятий людей от климата
Комбинированный
карта
4.
Влияние климата на человека
Комбинированный
Интерактивная таблица
5.
Влияние климата на сельскохозяйственную специализацию
Комбинированный
Презентация
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории география:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ