Конструкт урока по географии для 6 класса "Виды облаков. Атмосферные осадки"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
п. Арамиль
Конструкт урока по географии
в 6 классе
«Виды облаков. Атмосферные осадки»
подготовила
учитель географии
Полякова Татьяна Леонидовна
п. Арамиль
2014
Пояснительная записка.
Урок входит в состав рабочей программы по географии 6 класса «География. Природа и люди». Тема из раздела «Атмосфера – воздушная оболочка Земли».
Урок построен в групповой форме. Работа в команде позволяет развивать у обучающихся коммуникативные УУД (умение слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели, функции участников, способы взаимодействия, умение точно выражать свои мысли, управлять поведением партнёра), регулятивные УУД (действия, обеспечивающие организацию учебной деятельности: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка), познавательные УУД (выделение необходимой информации, умение структурировать знания, смысловое чтение, анализировать объекты с целью выделения признаков, устанавливать причинно-следственные связи).
Тема урока: «Виды облаков и атмосферные осадки»
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель урока: формирование у обучающихся понятий «облака» и «атмосферные осадки»; знакомство с видами облаков и атмосферных осадков; условиями их образования.
Задачи: 1. Когнитивная: предполагается, что к концу урока обучающиеся будут знать понятия «облака» и «атмосферные осадки»; выделить условия образования различных видов облаков и атмосферных осадков.
2. Развивающая: обеспечить условия для развития умений и навыков работы с текстом учебника, выделять главное, систематизировать материал; развивать умение извлекать необходимую географическую информацию; устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы; способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности; развивать навыки работы в команде; планировать учебную деятельность; производить действия взаимопроверки и взаимооценки; корректировать учебную деятельность; представлять продукт работы группы одноклассникам.
3. Воспитательная: вырабатывать в личности навыки общения с одноклассниками в группе на основе равноправных отношений и взаимного уважения, конструктивно разрешать конфликты; выслушивать разные точки зрения; приходить к общему решению. Способствовать формированию научного мировоззрения. Воспитывать любовь к русской природе через наблюдение за облаками; воспитывать любовь к предмету через народный фольклор.
Форма организации учебной деятельности: сочетание фронтальной работы и работы в малых группах и парах. Индивидуальная работа.
Технология: традиционная, элементы критического мышления и проблемного обучения, ИКТ.
Информационная среда. Оборудование.
Презентация «Облака»
Карточки с заданиями для работы в группе
Карточка «План представления самостоятельной работы одноклассникам»
Карточка «Взаимооценка работы группы»
Учебно-методический комплекс.
Рабочая программа соответствует государственному образовательному стандарту и федеральному базисному учебному плану, утверждённому Министерством образования РФ.
Конструкт урока.
№
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Методы и приёмы
Продукт деятельности ученика
Универсальные учебные действия
1
2
Организационно-мотивационный
Подготовка к усвоению нового материала
Психологически настраивает обучающихся на предстоящее занятие
Подводит учащихся к формулировке темы урока через отгадывание загадок об облаках, атмосферных осадках.
Выводит на экран картины, соответствующие отгадкам.
Подводит к формулировке учащимися темы и цели учебного занятия
Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе.
Организует выступления обучающихся по полученной на стадии «вызова» информации
Отгадывают загадки.
Определяют тему урока
Записывают тему и дату в тетрадь.
Формулируют задачи
урока
Вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу (делают предположения), систематизируют информацию до её изучения, задают вопросы, на которые хотели бы получить ответы
Представляют полученную информацию классу
Технология РКМЧП – «кластер»
Стадия «вызова»
Составление списка известной информации
1.Тема и цель урока
2.Систематизи ровнная ранее известная информация
3. Вопросы, на которые учащиеся хотели бы получить ответы
Регулятивные УУД:
целеполагание, постановка учебной задачи
Коммуникативные УУД:.
Продуктивно сотрудничать в группе при оставлении списка информации, умение точно выражать свои мысли, умение слушать и вступать в диалог, умение представлять информацию классу Познавательные УУД:
Умение классифицировать, строить логические рассуждения и делать выводы.
3
4
Этап открытия новых знаний.
Проверка понимания материала
Организует работу в группах по заполнению кластера через чтение текста учебника.
Организует работу облучающихся по восприятию, осознанию, осмыслению, первичному обобщению и систематизации новых знаний
Организует работу облучающихся по вычленению в изучаемых объектах и явлениях существенных признаков
Организует работу облучающихся по усвоению способов и путей, которые привели к данному обобщению
Организует проверку кластера.
Организует оценку работы группы
Заполняют кластер.
Представляют работу классу.
Оценивают работу членов своей группы по специальным критериям и заносят результаты оценки в таблицу, заранее выданную учителем.
Проверяют кластер других групп, исправляют, дополняют, высказывают свою точку зрения и отстаивают её.
Оценивают работу группы
Исследовательс-
кая деятельность
Кластер
Личностные УУД: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Регулятивные УУД:
Фиксировать результаты изучения текста и делать выводы, планировать и регулировать свою деятельность, умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.
Познавательные УУД:
Умение определять понятие, классифицировать, строить логические рассуждения и делать выводы.
Коммуникативные УУД:.
Продуктивно сотрудничать в группе при составлении кластера и его представлению классу.
5
Закрепление нового материала
1.Организует работу с интернет источниками (фотографии с видами облаков)
2. Добивается прочного и отчётливого понимания нового материала
3. Обучает учащихся навыкам самоконтроля
4. Выявляет обучающихся, не усвоивших новый материал
5. Организует выполнение практической работы по календарю погоды
1.Отвечают на поставленные вопросы
2.Работают с интернет источниками, определяют виды облаков
3. Анализируют календарь погоды за месяц
1. Фронтальный опрос
2. Работа с интернет источниками
3. Выполнение практической работы
1. Правильное определение видов облаков и условий их образования
2. Определяют, какие осадки выпадали и какая облачность наблюдалась в течение месяца Вспоминают, какие виды облаков преобладали
3. Делают вывод и озвучивают его классу
Регулятивные УУД:
контроль правильности ответов;
Коммуникативные УУД:
Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
Умение сотрудничать, отстаивать корректно свою точку зрения
Познавательные УУД:
Структурировать знания, выделять существенную информацию
6
Проверка усвоения материала
1.Организует тестовый опрос
2. Выявляет уровень усвоения материала обучающимися
3. Развивает навыки работы в парах в режиме «взаимопроверки»
1. Отмечают правильные ответы в тесте индивидуально
2. Проверяют работы друг у друга по правильному образцу, предложенному учителем
3. Оценивают работы друг у друга по предложенным учителем критериям
Индивидуальная самостоятельная работа
1.Лист с ответами на вопросы теста
2. Проверенный и оценённый тест
Познавательные УУД:
Умение структурировать знания
Регулятивные УУД:
оценка как осознание качества и уровня усвоения
Коммуникативные УУД:
Умение сотрудничать, отстаивать корректно свою точку зрения
7
Домашнее задание
Подведение итогов урока
1.Объясняет домашнее задание
2. Разъясняет методику его выполнения
3. Подводит итог урока
Слушают рекомендации учителя по домашнему заданию, записываю его в дневник
Объяснение
Стимуляция к организации деятельности во внеурочное время
Запись домашнего задания в дневник
Инструктаж по выполнению домашнего задания
Познавательный УУД:
Выделять существенную информацию
Регулятивные УУД:
способность к преодолению препятствий;
предвосхищение результата и уровня усвоения.
8
Рефлексия
1.Организует обсуждение достижений
2.Предлагает определить уровень своих достижений
3. Наметить перспективы работы
1.Участвуют в беседе по обсуждению достижений
2.Оценивают уровень личных достижений
3.Уточняют пробелы в знаниях
Фронтальная беседа
Осознание значимости изученного материала для своего развития
Регулятивные УУД:
Осуществление самоконтроля и планирование будущей деятельности;
Познавательные УУД:
Анализ степени усвоения нового материала
КЛАСТЕР
ПРИЛОЖЕНИЕ
к конструкту урока
ЗАГАДКИ
Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут. Облака.
Вечером-водой, ночью-водой, а утром – в небеса. Дождь.
С неба – звездой, в ладошку – водой Снег.
Падает горошком, скачет по дорожкам. Град.
Вечером наземь слетает, ночь на земле пребывает, утром опять улетает. Роса.
Карточка 1
Записать аккуратно на один лист, все мысли, которые пришли вам в голову по теме «Влага в атмосфере»
Записать, что вы хотели бы узнать по этой теме крупными печатными буквами на отдельном листе
Зачитать классу все мысли
Карточка 2
Схема кластера
Карточка 3
План работы по составлению кластера
Прочитать §44
Обсудить строение кластера и заполнить простым карандашом
Обсудить правильность заполнения кластера
Прийти к общему решению, исправить и заполнить кластер окончательно.
Карточка 4
План ответа «Представление кластера одноклассникам»
Распределить роли: 1) рассказывает про облака;
2) рассказывает про виды атмосферных осадков;
3) рассказывает о том, где больше и где меньше выпадает осадков и какими приборами их измеряют и в каких единицах;
4) обобщает материал по следующим вопросам: что такое облака? Как образуются облака? Называет три основных вида облаков. Называет основные виды осадков и места их выпадения.
2. Выйти к доске и представить свою работу с применением наглядности.
Карточка 5
«Самооценка своей работы в группе»
Фамилия, имя________________________________________________________________________
№
Правила работы группы
Отметка о выполнении поставить знак «+»
1
Я знал (а), что надо делать
2
Я внимательно слушал(а), что говорили ребята в группе
3
Я чётко высказывал(а) своё мнение
6
Я изучил(а) свой вопрос и составил(а) план ответа
7
Я представил(а) свою часть работы классу чётко и уверенно
8
Я представил(а) свою часть работы классу неуверенно
9
Я старался(лась) выполнить хорошо свою работу
10
Я не старался(лась) выполнить хорошо свою работу
11
Я прочно усвоил(а) новый материал
12
Я недостаточно хорошо усвоил(а) новый материал, мне надо дома поработать над (указать то, что не усвоил)
ОЦЕНКА РАБОТЫ ГРУППЫ
Состав группы: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№
Правила работы группы
Отметка о выполнении выполнении поставить знак «+»
1
Все знали, что надо делать
2
В группе всегда говорил только один, остальные слушали
3
Выслушивали мнение всех
4
Находили общее решение
5
Распределили роли для представления работы классу
6
Составили план ответа
7
В группе работали хорошо (указать фамилии)
8
В группе работали плохо (указать фамилии)
9
В группе не работали (указать фамилии)
ТЕСТ
по теме «Влага в атмосфере»
(выбери верный ответ и отметь галочкой)
1. Скопление водяных капель или кристаллов льда, находящихся на значительной высоте над поверхностью Земли – это:
а) туман
б) облака
2. Осадки в жидком состоянии:
а) дождь, изморозь, роса, туман
б) дождь, роса, морось
3. Осадки в твёрдом состоянии:
а) снег, град, иней
б) снег, град, морось, иней
4. Ниже всех образуются:
а) слоисто-дождевые облака
б) перисто-слоистые облака
5. Больше всех выпадает осадков на:
а) наветренном склоне гор
б) подветренном склоне гор
6. Облачность препятствует или усиливает нагревание Земли Солнцем?
а) препятствует
б) усиливает
7. Где выпадает больше осадков?
а) в пустыне Сахара
б) в городе Сочи
8. Причина образования облаков:
а) нагретый воздух поднимается, охлаждается и находящийся в нём пар переходит в жидкое состояние, образуя облака;
б) находящийся вверху воздух опускается к поверхности Земли и превращается в облака
9. Какие сегодня облака в нашей местности? _______________________________
Критерии
«5» - ошибок нет
«4» - в тесте допущены 1-2 ошибки
«3» - в тесте допущены 3-4 ошибки
«2» - допущено 5 ошибок и более
Список использованной литературы
Учебно-методический комплект серии «Полярная звезда» под редакцией А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
Фотографии облаков с сайта Википедия: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D0%BA%D0%B0http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D0%BA%D0%B0
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории география:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ