Программа и планирование факультативного курса по истории Санкт-Петербурга для 8 класса
Частное общеобразовательное учреждение « Школа имени И. В. Каргеля и Ф. В. Бедекера
Петроградского района Санкт-Петербурга
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждена»
на заседании методического Заместитель директора по Директор ЧОУ «Школа им.
объединения учителей_____________ УВР_________________ И.В. Каргеля и Ф.В. Бедекера
Протокол №_____________________ _____________________ __________________ Г.И. Моллер
от «____» июня 2013 года от «___» августа 2013 года Приказ № ___________________
Руководитель методического от «____» августа 2013 года
Объединения____________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ
по истории и культуре Санкт-Петербурга
факультатив
класс 8
учитель Федоренко Сергей Александрович
учебный год 2013 / 2014
Санкт-Петербург
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Требования к уровню подготовки учащихся
Содержание программы
Поурочное планирование курса истории и культуры Санкт-Петербурга
Список литературы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель данного факультатива – ознакомить учащихся с архитектурными стилями, которые определили сегодняшний облик Санкт-Петербурга. Архитектура неразрывно связана с историей, политикой, экономикой. Стиль в архитектуре – это реальное воплощение потребителей, идей и вкусов не только архитекторов и заказчиков, но и общество в целом.
Учебный материал курса для 8 класса сохраняет преемственность от того материала, который изучается в предшествующих классах по линии факультатива «История и культура Санкт-Петербурга».
Факультативный курс построен по хронологическому принципу с традиционной классификацией стилей. Материал позволяет учителю делать свой выбор при освещении спорных вопросов. Например, некоторые исследователи не выделяют особо барокко времён царствования Анны I Иоанновны, полагая, что резких стилистических изменений в архитектуре в это время не произошло. Нет единой точки зрения и на ампир – одни считают его таким же полноправным стилем, как классицизм, а другие – завершающим этапом классицизма. Нечто подобное происходит и с сооружениями. Не всегда удаётся некоторые постройки однозначно приписать к тому или иному стилю.
Это бывает обусловлено разными причинами, например, строительство порой растягивается на десятилетия, меняются хозяева и исполнители, и каждый из них привносит что-то своё.
Принцип изложения материала в факультативном курсе таков. Сначала даётся очень краткая характеристика времени, в котором появляется новый стиль. Затем приводятся характерные особенности стиля, чтобы именно на них учащиеся обращали особое внимание при дальнейшем знакомстве с конкретными образцами. При этом учитель рассказывает о сооружениях, в которых данный стиль проявляется наиболее ярко. Эти примеры обычно объединяются по видам архитектурных сооружений (например, «Дворцы и дачи», «Церкви, часовни и монастыри»). Самые замечательные сооружения выделены в отдельные маленькие разделы.
Рассматриваемая тема весьма обширна, поэтому многое оказалось не включённым в состав учебного материала данной программы. В конце данной рабочей программы приведён список литературы, который поможет в случае необходимости восполнить недостающий материал.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
По завершении изучения факультативного курса учащиеся должны знать / понимать:
классификацию по видам архитектурных сооружений;
архитектурную терминологию в пределах изученного курса;
истоки петербургской архитектуры;
градостроительные идеи основателя Петербурга Петра Великого;
архитектурные проекты и имена первых зодчих города;
характерные черты архитектурных стилей Санкт-Петербурга;
наиболее характерные для каждого стиля архитектурные памятники.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Архитектура и стиль. Три стороны архитектуры. Эстетическая сторона архитектуры.
Истоки петербургской архитектуры. Градостроительные идеи Петра I. Первые зодчие города. Этапы петербургского барокко.
Архитектура петровского Петербурга (петровское барокко). Суровая утилитарность и простота архитектурных форм первых построек Петербурга. Характерные черты петровского барокко.
Просветительная деятельность Петра I.
Крупнейшие произведения петровского барокко в Петербурге. Зодчие петровского Петербурга.
Анненское барокко (барокко переходного периода). Его характерные черты. Архитектурные памятники, построенные в этом стиле. Архитекторы Иван Коробов и Михаил Земцов – крупнейшие мастера анненского барокко.
Русское (елизаветинское) барокко. Его характерные черты. Архитектурные памятники, построенные в этом стиле. Архитекторы Варфоломей Растрелли и Савва Чевакинский.
Петербургский классицизм. Истоки классицизма. Характерные черты петербургского классицизма. Этапы развития классицизма в Петербурге и характерные особенности каждого из этих этапов. Строгий классицизм. Палладианство. Архитекторы строгого классицизма: Чарльз Камерон, Иван Старов, Винченцо Бренна, Василий Баженов, Николай Львов и др.
Ампир. Характерные особенности ампира. Истоки имперского стиля. Символика ампира. Карл Росси, Тома де Томон, Огюст Монферран, Альбер Кавос и др. Городские ансамбли в стиле ампир.
Период эклектики. Истоки эклектики. Характерные черты эклектики. Архитекторы ранней эклектики: А. И. Штакеншнейдер, А. П. Брюллов. Поздняя эклектика. Строительство в Петербурге в 1875 – 1900 годы. Доходные дома и общественные сооружения Петербурга эпохи эклектики. Промышленная архитектура. «Русский стиль» конца XIX века.
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
Распределение учебного материала в 8 кл.
-
№ п/п
Наименование раздела
Количество часов
1
Архитектура петровского Петербурга (петровское барокко)
5
2
Анненское барокко (барокко переходного периода)
2
3
Русское (елизаветинское) барокко
4
4
Петербургский классицизм
21
5
Период эклектики
3
№
Тема урока
Виды контроля
Основное содержание излагаемого материала
Тип занятия
1
Архитектура и стиль
УО
Функциональная сторона архитектуры.
Техническая сторона архитектуры.
Эстетическая
(художественная) сторона архитектуры.
Римский архитектор и инженер Витрувий Поллион (I век до н. э.) о требованиях к архитектурным сооружениям.
Архитектурный стиль. Исторические стили.
Таблица стилей.
Рассказ-показ
2
Истоки петербургской архитектуры
УО
Древнерусское каменное зодчество.
Украинское барокко. Его влияние на московское зодчество.
«Нарышкинское барокко». Характерные особенности «нарышкинского барокко».
Черты светскости в церковном зодчестве Москвы. Церковь Архангела Гавриила («Меншикова башня») в Москве архитектора Ивана Петровича Зарудного (1704 – 1707 годы).
Европеизация русской культуры в эпоху реформ Петра Великого. Петербург как строительный центр России.
Градостроительные идеи Петра I. Застройка города по берегам. Восхищение Петра голландской архитектурой и попытка придать Петербургу черты Амстердама.
Формирование первого городского центра на Городском острове вблизи Санкт-Петербургской (Петропавловской) крепости.
Проект застройки города первого архитектора Петербурга Доменико Трезини (1716 год).
Грандиозный нереализованный план строительства «идеального» города-крепости архитектора Жана Батиста Леблона (1717 год).
КУ
3
Первые зодчие Санкт-Петербурга
УО
Доменико Трезини, Джованни Фонтана и другие итальянские зодчие: Н. Микетти, Г. Киавери, К.Б. Растрелли.
Немецкие и голландские зодчие: Г. Маттарнови, И.Г. Шедель, А. Шлютер, Г. ван Болес, Н. Гербель.
Русские архитекторы, выучившиеся за границей: Иван Коробов, Иван Мичурин, Пётр Еропкин, Тимофей Усов и др.
Создание работавшими в Санкт-Петербурге архитекторами стиля петровского (русского) барокко.
Этапы петербургского барокко: петровское, аннинское (переходного периода) и елизаветинское (пышное, зрелое).
КУ
4
Петровское барокко
УО
Суровая утилитарность и простота архитектурных форм первых построек Петербурга.
Характерные черты петровского барокко.
Просветительная деятельность Петра I.
КУ (с элементами практической работы)
5
Памятники архитектуры петровского барокко
УО
Петропавловская крепость: крепостные бастионы, куртины и равелины, Петровские крепостные ворота (арх. Д. Трезини), Петропавловский собор.
Александро-Невская лавра. Благовещенская церковь (Д. Трезини, 1713-1724 гг.).
Кунсткамера (Г. Маттарнови, Н. Гербель, Г. Киавери и М. Г. Земцов, 1718-1734).
Здание Двенадцати коллегий (Д. Трезини, Т. Швертфегер, 1722-1742 гг.).
Летний дворец Петра I в Летнем саду (арх. Д. Трезини, 1710-1712 гг.).
Меншиковский дворец на Васильевском острове (арх. Д. М. Фонтана, 1710-1720гг.).
Дворец императора Петра II (Учебный корпус Санкт-Петербургского Университета) (1727-1761 гг.).
Палаты Кикина (1714-1720).
Дом стольника А. И. Троекурова на Васильевском острове.
Л (с элементами практической работы)
6
Анненское барокко (барокко переходного периода)
УО
Триумфальные арки в честь возвращения Анны Иоанновны в Петербург.
Создание комиссии о Санкт-Петербургском строении (1737 год).
Заложение основы современного административного деления города.
Архитекторы Пётр Михайлович Еропкин (ок. 1698 – 1740) и Иван Кузьмич Коробов (1700 – 1747).
РБ
7
Памятники анненского барокко в Петербурге
УО, ИР, СР
Церковь святого великомученика Пантелеймона-целителя (1735 – 1736 гг., арх. И. К. Коробов).
Церковь святых Симеона и Анны (1731 – 1734 гг., арх. М.Г. Земцов).
Составление сравнительной таблицы петровского и анненского барокко.
КУ
8
Особенности стиля елизаветинского (русского) барокко
УО, ИР, СР
Достижение вершины архитектурного совершенства стиля елизаветинского барокко в творчестве Ф. Б. Растрелли и С. И. Чевакинского.
Характерные черты русского (елизаветинского) барокко.
РБ
9
Памятники архитектуры елизаветинского барокко: дворцы
УО, ИР, СР
Воронцовский дворец (арх. Ф.Б. Растрелли, 1749 – 1757 гг.).
Строгановский дворец (Ф.Б. Растрелли,1752 – 1754 гг.).
Зимний дворец (Ф.Б. Растрелли, 1754 – 1762 гг.).
Шереметевский дворец (Фонтанный дом) (арх. С. И. Чевакинский, 1750 – 1755 гг.).
Шуваловский дворец ((арх. С. И. Чевакинский, 1753 – 1755 гг.).
Л
10
Памятники архитектуры елизаветинского барокко: петербургские дома
УО, ИР, СР
Дом Граббе на Гороховой улице (арх. неизвестен).
Дом Демидова.
Л
11
Памятники архитектуры елизаветинского барокко: церкви и монастыри
УО, ИР, СР
Князь-Владимирский собор (1741 – 1760 гг., арх. М.Г. Земцов, П. Трезини, А. Ринальди, И.Е. Старов).
Владимирская церковь (арх. Растрелли?).
Смольный собор (Собор Воскресения Словущего) (1748 – 1754гг., арх. Ф.Б. Растрелли).
Никольский Морской собор (1753 – 1762 гг., арх. С.И. Чевакинский).
РБ
12
Этапы развития петербургского классицизма и его характерные особенности
УО, ИР, СР
Ранний классицизм (1760 – 1770 гг.).
Строгий (зрелый) классицизм (1780 – 1800 гг.).
Высокий классицизм (1800 – 1810 гг.).
Поздний классицизм (1810 – 1830 гг.).
Характерные черты классицизма в экстерьере и интерьере.
Л
13
Строительство в Петербурге периода раннего и строгого классицизма
УО, ИР, СР
План реконструкции Дворцовой площади – главной площади Российской Империи – архитектора А.В. Квасова (1765 г.).
Деятельность Комиссии о каменном строении и Канцелярии от строений домов и садов.
Архитектор Ю.М. Фельтен.
Л
14
Дворцы, усадьбы и дома раннего классицизма
УО, ИР, СР
Дворец К.Г. Разумовского (ныне РГПУ им. А.И. Герцена) (1760-е годы, арх-ры А.Ф. Кокоринов и Ж.Б. Валлен-Деламот.
Юсуповский дворец (1760-е годы, арх. Ж.Б. Валлен-Деламот).
Усадьба «Александрино» на Петергофской дороге (1770-е годы, арх. Ж.Б. Валлен-Деламот ?).
Каменноостровский дворец (арх. неизвестен, 1776 – 1781 гг.).
Дом Волконских на наб. Мойки, 12 (арх. неизвестен, возможно участие Антонио Ринальди).
Рождение Эрмитажа. Малый Эрмитаж (1770-е годы, арх. Ж.Б. Валлен-Деламот).
Архитектор Антонио Ринальди (1709 – 1794 гг.).
Мраморный дворец (1768 – 1785 гг., архитектор Антонио Ринальди).
Б
15
Общественные сооружения 60 – 70-х годов XVIII века
УО
Большой Гостиный двор (1748 – 1785 гг., арх. Ф.Б. Растрелли, А.Ф. Кокоринов, Ж.Б. Валлен-Деламот).
Академия художеств (1764 – 1788 гг., А.Ф. Кокоринов, Ж.Б. Валлен-Деламот).
Л
16
Промышленная архитектура 60 – 70-х годов XVIII века
УО
Пеньковые амбары на Тучковом буяне (1763 год, архитектор Антонио Ринальди).
«Новая Голландия» (1765 – 1780-е годы, арх. Ж.Б. Валлен-Деламот и С.И. Чевакинский).
КУ
17
Культовые сооружения раннего классицизма
УО
Костёл святой Екатерины (1762 год, арх. Ж.Б. Валлен-Деламот).
Архитектор Ю.М. Фельтен (1730 -1801).
Армянская церковь с двумя жилыми домами (1771 – 1780 гг., архитектор Ю.М. Фельтен).
Лютеранская церковь св. Екатерины (1768 – 1771 гг., архитектор Ю.М. Фельтен).
Лютеранская церковь св. Анны (1775 – 1779 гг., архитектор Ю.М. Фельтен).
Ансамбль Чесменского дворца и церкви (1777 – 1780 гг., архитектор Ю.М. Фельтен).
Л
18
Строгий классицизм
УО
Окончательное освобождение классицизма от элементов барокко.
Палладианство.
Архитектор Чарльз Камерон (1743 – 1812 гг.).
Л
19
Строительство в Петербурге в конце XVIII века
УО
Ансамбль центральных площадей (Дворцовая, Адмиралтейская, Сенатская).
Застройка других районов города.
КУ
20
Жилые дома Петербурга конца XVIII века
УО
Дом Голицына на наб. Фонтанки (1787 – 1790 гг.).
Дом Пашковых на наб. Фонтанки (1780-е годы).
Дом Полторацких на наб. Фонтанки (1790 – 1793 гг.).
Дом Саввы Яковлева (1780-е годы).
Л
21
Дворцы Петербурга конца XVIII века
ФО
Юсуповский дворец (1790-е годы, арх. Д. Кваренги).
Дворец Бобринских (1790-е годы, арх. Луиджи Руска).
Архитектор Иван Егорович Старов (1745 – 1808 гг.).
Таврический дворец (1783 – 1789 гг., арх. И.Е. Старов).
Михайловский замок (1796 – 1800 гг., арх. В.И. Баженов, В. Бренна).
Архитектор Винченцо Бренна (1747 – 1820 гг.).
Архитектор Василий Иванович Баженов (1737 – 1799 гг.).
Дачи екатерининских вельмож. Архитектор Николай Александрович Львов (1751 – 1803 гг.).
Л
22
Общественные сооружения Петербурга конца XVIII века
Здание Иностранной коллегии на Английской набережной (1782 – 1783 гг., арх. Д. Кваренги).
Эрмитажный театр (арх. Д. Кваренги).
Ассигнационный банк (Финансово-экономический институт) (1783 – 1790 гг., арх. Д. Кваренги).
Главное здание Академии наук (1783 – 1789 гг., арх. Д. Кваренги).
Второй кадетский корпус (1797год, арх. Ф.И. Демерцов).
Морской кадетский корпус (1796 – 1798 гг., арх. Ф.И. Волков).
Смольный институт (Смольный).(1806 г., арх. Д. Кваренги).
Серебряные ряды (1784 – 1787 гг., арх. Д. Кваренги).
Круглый рынок (1790-е годы, арх. Д. Кваренги).
Л
23
Церкви Петербурга конца XVIII века
ИР, СР, Т
Троицкий собор Лавры (1770-е годы, арх. И.Е. Старов).
Надвратная церковь Александро-Невской Лавры (1783 – 1785 гг., арх. И.Е. Старов).
Свято-Троицкая церковь в Александровском («Кулич и Пасха») (1785 год, арх. Н.А. Львов).
КУ
24
Поздний классицизм. Архитектура 1800 – 1810 гг.
Т
1.Начало творческого пути А.Н. Воронихина, А.Д. Захарова и Ж.Ф. Тома де Томона.
2. Строительство в 1800-е годы.
3. Ансамбль центральных площадей. Адмиралтейство (1806 – 1823 гг., арх. А.Д. Захаров). Конногвардейский манеж (1804 – 1807 гг., арх. Д. Кваренги).
Л
25
Ансамбль Невского проспекта
ТР, ИР
Корпус Кабинета (Учебный корпус Дворца детского творчества) (1803 – 1805 гг., арх. Д. Кваренги).
Казанский собор (1806 – 1811 гг., арх. А.Н. Воронихин).
Андрей Никифорович Воронихин (1759 – 1814 гг.).
Л
26
Ансамбль стрелки Васильевского острова
УО
Фондовая биржа (1804 – 1816 гг., арх. Ж.Ф. Тома де Томон).
Ростральные колонны-маяки.
Южный и северный пакгаузы (1826 – 1832 гг., арх. И.Ф. Лукин).
Новобиржевой гостиный двор (начало XIX века, арх. Д. Кваренги).
«Музейный флигель» Академии наук (1826 – 1831 гг., арх. И.Ф. Лукини).
КУ
27
Общественные сооружения Санкт-Петербурга первой трети XIX века
УО
Екатерининский институт (1804 – 1807 гг., арх. Д. Кваренги).
Мариинская больница для бедных (1803 – 1805 гг., арх. Д. Кваренги).
Горный институт (1806 – 1811 гг., арх. А.Н. Воронихин).
Л
28
Строительство в Петербурге в 1810 – 1830-е годы
УО
Характерные черты ампира
Создание «Комитета для приведения в лучшее устройство всех строений и гидравлических работ» в 1816 году.
Перестройка К.И. Росси домов на Дворцовой площади для Главного штаба.
Возведение Александровской колонны на Дворцовой площади.
Архитектор Карл Иванович Росси (1777 – 1849 гг.).
Александринский театр (1828 – 1832 гг., арх. К.И. Росси).
Начало строительства О. Р. Монферраном (1786 – 1858) Исаакиевского собора.
КУ
29
Строительство в Петербурге в 1810 – 1830-е годы
УО
Ансамбль Дворцовой площади. Здание Главного штаба (1820-е годы, арх. К.И. Росси).
Ансамбль Сенатской площади. Здания Сената и Синода (1829 – 1834 гг., арх. К.И. Росси).
Ансамбль Михайловского дворца (1819 – 1825гг., арх. К.И. Росси).
Ансамбль Марсова поля. Казармы Павловского полка (1816 г., арх. В.П. Стасов).
Российская национальная библиотека (1828 – 1834 гг., арх. К.И. Росси).
Улица Зодчего Росси.
Ансамбль Елагина острова. Елагинский дворец (1818 – 1822 гг., арх. К.И. Росси).
Л
30
Строительство жилых и общественных сооружений в Петербурге в 1810 – 1830-е годы
УО
Дом Лобанова-Ростовского (1817 – 1820 гг., арх. О. Монферран).
Дом Адамини (1823 – 1820 гг., арх. Д. Адамини).
Дом Котомина (1812 – 1815 гг., арх. В. П. Стасов).
Дом Глуховского на берегу Малой Невки.
Дача Долгорукова на наб. Малой Невки(1831 – 1832 гг., арх. С.Л. Шустов) и дача Шишмарёва в Старой Деревне – редчайшие памятники русского деревянного зодчества периода классицизма.
Здание Придворных конюшен на Конюшенной площади с церковью Спаса Нерукотворного Образа (1817 – 1823 гг., арх. В. П. Стасов).
Ларинская гимназия (1835 – 1836 гг., арх. А.Ф. Щедрин).
Каменноостровский театр (1827 год, арх. С.Л. Шустов)
Здание таможни (ИРЛИ РАН – Пушкинский Дом) (1829 – 1832 гг., арх. И.Ф. Лукини).
Здание гауптвахты на Сенной площади (1818 – 1820 гг., арх. В.И. Беретти).
Л
31
Триумфальные сооружения и памятники
УО
Нарвские триумфальные ворота – последнее сооружение Джакомо Кваренги.
Московские триумфальные ворота на пересечении Московского шоссе и Лиговского канала архитектора В. П. Стасова.
Памятники героям отечественной войны 1812 года.
КУ
32
Церкви позднего классицизма
УО
Собор лейб-гвардии Преображенского полка (1743 – 1754 гг., арх. М.Г. Земцов и П. Трезини, перестройка В. П. Стасова в 1825 году).
Троицкий Измайловский собор (1828 – 1835 гг., арх. В. П. Стасов и Д.И. Гримм).
Исаакиевский собор (1818 – 1858 гг., арх. О.Р. Монферран).
Л
33
Период ранней эклектики
УО
Кризис классицизма.
Стилистические направления раннего периода эклектики: неоготика, неороманский стиль, русско-византийский стиль, необарокко, неоренессанс.
Архитектор Александр Павлович Брюллов (1798 – 1877 гг.).
Особняки и дворцы. Мариинский дворец (1839 – 1841 гг., арх. А. Штакеншнейдер). Особняк Юсуповой на Литейном. (1852 – 1858 гг., арх. Л.Л. Бонштедт).
Общественные здания. Здание Главной Пулковской обсерватории (1830-е годы, арх. А.П. Брюллов, К.А. Тон). Мариинский театр (арх. А.К. Кавос). Балтийский вокзал (1855 – 1857 гг., арх. А.И. Кракау).
Доходные дома.
Л
34
Поздняя эклектика
УО, ИР
Строительство в Петербурге в 1875 – 1900 годах
Поиски стиля.
Промышленная архитектура.
«Кирпичный стиль». Дом банкира А.О. Мейера (1876 год, арх. В.А. Шретер). Главная станция городских водопроводов (1860 – 1863 гг., арх. И.А. Мерц).
Л
35
«Русский стиль» конца XIX века
УО
Успенская церковь Подворья Киево-Печёрской Лавры (1895 – 1898 гг., арх. В.А. Косяков).
Музей А.В. Суворова (1901 – 1904 гг., арх. А.И. фон Гоген).
Храм Воскресения Христова («Спас на Крови») (1883 – 1907 гг., арх. архимандрит Игнатий (Малышев) и А.А. Парланд).
Л
Формы контроля:
УО – устный опрос
ФО – фронтальный опрос
ВК – взаимоконтроль
ТД – терминологический диктант
СР – самостоятельная работа
КР – контрольная работа
Т – тестирование
ТР – творческая работа
ИР – индивидуальная работа
ЛПР – лабораторно - практическая работа
Тип урока:
Л – лекция
КУ – комбинированный урок
ЛПЗ – лабораторно-практическое занятие
СЗ – семинарское занятие
УК – урок-конференция
ПИ – педагогическая мастерская
УЭ – урок-экскурсия
УИНМ – урок изложения нового материала
УО – урок-обобщение
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Александрова Л.Б. Луиджи Руска. - Л.: Лениздат, 1990.
Бартенев И.А. Современная архитектура Ленинграда. - Л.: Лениздат,1966.
Бастарева Л.И., Сидорова В.И. Петропавловская крепость. - Л.: Лениздат,1989.
Баторевич Н.И., Кожицева Т.Д. Архитектурный словарь. - СПб: Стройиздат, 2001.
Богданов И.А. Гостиный двор. - Л.: Лениздат,1988.
Бунин М.С. Архитектурный ансамбль стрелки Васильевского острова и Университетской набережной. - Л.: Художник РСФСР, 1973.
Бутиков Г.П. Исаакиевский собор. - Л.: Художник РСФСР, 1973.
Горюнов В.С., Тубли М.П. Архитектура эпохи модерна. - СПб.: Стройиздат, 1992.
Грубе Г.Р., Кучмар А. Путеводитель по архитектурным формам. - М.: Стройиздат, 1990.
Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург. Век ХХ: Пособие по истории города. - СПб.: КОРОНА принт, 2001.
Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург. Культура и быт: Пособие по истории города. - СПб.: КОРОНА принт, 2001.
Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург. Пособие по истории города. - СПб.: КОРОНА принт, 2000.
Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург: архитектурные стили. Пособие по истории города. - СПб.: КОРОНА принт, 2008.
Ермолаева М.К., Лебедева И.М. Здесь будет город… Прогулки по Петербургу. - СПб.: Химия, 2000.
Ермолаева М.К., Лебедева И.М. Перед взором владыки морей. Прогулки по Петербургу. - СПб.: Химия, 1998.
Ермолаева М.К., Лебедева И.М. По берегам Медвежьей речки. - СПб.: Химия, 1992.
Заварихин С.П. Явление Санктъ-Питеръ-Бурха: Архитектурные портреты. - СПб.: Стройиздат СПб, 1996.
Зодчие Санкт-Петербурга. ХХ век. - СПб.: Лениздат, 2000.
Исаченко В.Г. Архитектура Санкт-Петербурга. Справочник-путеводитель. - СПб.: Паритет, 2002.
Канн П.Я. Стрелка Васильевского острова. - Л.: Лениздат, 1973.
Кириков Б.М. Архитектура петербургского модерна. Особняки и доходные дома. - СПб.: Журнал «Нева», 2003.
Кий А.И. Русский музей. - Л.: Лениздат, 1982.
Козьмян Г.К. Чарлз Камерон. - Л.: Лениздат, 1987.
Коршунова М.Ф. Юрий Фельтен. - Л.: Лениздат, 1988.
Костылев Р.П., Пересторонина Г.Ф. Петербургские архитектурные стили XVIII-начала ХХ вв. - СПб.: Паритет, 2003.
Кючарианц Д.А. Антонио Ринальди. - Л.: Лениздат, 1976.
Лавров Л.П., Лихачёва Л.Н. Санкт-Петербург. Архитектурный путеводитель 1703 – 2003. - СПб.: Культурный центр ЭКЛЕКТИКА, 2002.
Лисовский В.Г. Академия художеств. - СПб.: Алмаз, 1997.
Лисовский В.Г. Андрей Воронихин. - Л.: Лениздат, 1971.
Лисовский В.Г. И.А. Фомин. - Л.: Лениздат, 1979.
Нестеров В.В. Знаешь ли ты свой город? - СПб.: Норинт, 1997.
Николаева Т.И. Виктор Шретер. - Л.: Лениздат, 1991.
Овсянников Ю. Великие зодчие Петербурга: Трезини, Растрелли, Росси. - СПб.: Искусство-СПб.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории география:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ