Методическая разработка "Формирование экологической компетентности учащихся через уроки географии"

Формирование экологической компетентности учащихся через уроки географии.

Ивахно Т.В., учитель географии МОУ СОШ №6

г.Саяногорск РХ.

План

  1. Компетентностный подход к обучению на уроках географии

    • Принципы компетентностного обучения А.В. Хуторского.

    • Структура урока  при компетентностном обучении.

    • Основное отличие урока на компетентностной основе.

  2. Основные критерии и показатели сформированности экологической компетентности.

  3. Методика проведения урока географии в 8 классе по формированию экологической компетентности.

  4. Литература и ресурсы ИНТЕРНЕТА.


  1. Компетентностный подход к обучению на уроках географии


Сегодня перед школой стоит задача найти такие подходы в обучении, которые позволят учащимся не просто приспособиться к условиям быстро меняющегося общества, а занять достойное место, состояться как личность, самореализоваться.

В данных условиях интересным кажется компетентностный подход, который ориентирует учителя не на формальную передачу знаний, а на работу, направленную на образование личностных приращений каждого ученика.

Бермус Александр Григорьевич, докт. пед. наук, доцент кафедры педагогики РГПУ, г.Ростов на Дону: «Сама компетентность рассматривается как "способность к решению задач и готовность к своей профессиональной роли в той или иной области деятельности". Соответственно, компетенция предъявляется, в первую очередь, работодателями и обществом в виде некоторых специфических ожиданий, связанных с профессиональной деятельностью выпускника. Более того, именно уровень соответствия индивидуальных показателей - ожиданиям работодателя и общества и полагается в качестве основного показателя компетентности».
Принципы компетентностного обучения А. В. Хуторского ( доктора педагогических наук, члена-корреспондента Российской Академии образования)  являются нормотворческой основой организации и осуществления нашего образовательного процесса

  • принцип метапредметной основы образовательного процесса,

  • принцип первичности изучаемых явлений,

  • принцип продуктивности обучения,

  • принцип первичности образовательной продукции,

  • принцип образовательной рефлексии,

  • принцип личностного целеполагания ученика,

  • принцип выбора индивидуальной образовательной траектории,

  • принцип ситуативности.

Указанные принципы позволяют выстроить модель образования на основе организованного взаимодействия ученика с окружающим миром и с самим собой. Познание учеником внешнего мира сопровождается самопознанием, которое происходит на основе рефлексии его деятельности. «Первичным в образовательном процессе выступает познание учеником реальной действительности. После получения соответствующих знаний и опыта происходит изучение учеником достижений  человечества в этой деятельности.
Структура урока  при компетентностном обучении отличается от структуры традиционного урока и представлена следующими этапами:

  • создание образовательной напряженности;

  • уточнение образовательного объекта;

  • конкретизация задания;

  • решение  ситуации;

  • демонстрация образовательной продукции;

  • систематизация полученной продукции;

  • работа с культурно историческими аналогами;

  • рефлексия.

Основное отличие урока на компетентностной основе - это наличие в нем  образовательной ситуации, ориентированной на образование личностных приращений ученика как во внешней деятельности (овладение фундаментальными образовательными объектами и способами добывания знаний о них, методами познания), так и во внутренней (оргдеятельностные умения, ценностные установки в межличностном общении и по отношению к научной картине мира).

Создание образовательных ситуаций – процесс творческий, требующий от учителя пересмотра собственных представлений и отказа от авторитарных методов традиционной педагогики.


  1. Основные критерии и показатели сформированности экологической компетентности.


Основными критериями и показателями сформированности экологической компетентности учащихся 8–11 классов являются следующие:

    • когнитивный (полнота, прочность и осознанность экологических знаний);

    • мотивационно-ценностный (сформированность мотивов поведения и деятельности в природе, степень проявления познавательного интереса к экологическим проблемам, понимание ценности природы, необходимости ее сохранения);

    • деятельностно-практический (сформированность экологических умений и навыков, устойчивость в соблюдении норм и правил поведения в природе, наличие опыта практической экологической деятельности).

Экологическая компетентность учащегося – это результат его экологического образования. Экологическая компетентность включает следующие компоненты: когнитивный, мотивационно-ценностный и деятельностно-практический.

Когнитивный компонент предполагает сформированность системы экологических знаний (естественнонаучных, мировоззренческих, нормативно-правовых, практических), выступающих в основе выбора способа осуществления экологической деятельности.

Под мотивационно-ценностным компонентом мы понимаем сложившуюся систему мотивационно-ценностных образований: интересов, потребностей, убеждений, ценностных представлений, побуждающих осуществлять экологическую деятельность; социально значимых мотивов (гражданско-патриотических – любовь к Родине, ее природе, желание приумножать и сохранять природные богатства; гуманистических – руководство в экологической деятельности чувством добра, милосердия, желанием охранять природу; эстетических – ощущение и понимание красоты природы), экологически значимых личностных качеств (гуманность, эмпатийность, бережливость, ответственность за результаты своей экологической деятельности).

Деятельностно-практический компонент обеспечивает сформированность экологических умений и навыков, соблюдение норм и правил поведения в природе с учетом природоохранных требований, практического опыта экологической деятельности.

В отличие от традиционного планирования конструкт урока в компетентностном обучении позволяет спроектировать деятельность учащихся, а при анализе  урока обратить внимание на соответствие планируемого результата реально проявленному. Такой подход к организации урока позволяет выстроить логику урока на компетентностном содержании.


Ниже предлагается конструкт урока географии на основе компетентностного подхода.


  1. Методика проведения урока географии в 8 классе по формированию экологической компетентности.

«Роль леса в природе и жизни человека» 8-й класс

Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления способов деятельности; когнитивный, проблемный.

Цели урока по содержанию

Образовательные:

  • базовый уровень: значение леса в природе, лесные богатства России и Р Хакасия;

  • повышенный уровень: негативные последствия сведения лесов;

  • углубленный уровень: проблема сохранения лесов

Развивающие:

  • базовый уровень: установить роль леса в природе и жизни человека на основе анализа карт атласа, текста учебника, дополнительной литературы;

  • повышенный уровень: установить причины исчерпаемости лесных ресурсов;

  • углубленный уровень: решите проблему использования ресурсов лесной зоны, не ухудшая качество природных ландшафтов.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родной земле, осознание своей значимости в окружающем мире - развитие экологической культуры учащихся;

  • способствовать формированию географической культуры личности;

  • информационно-коммуникативной компетентности.

Задачи:

Ученик будет иметь представление

  • о почвозащитной, противоэрозионной, водоохраной роли лесов;

  • об их значении в жизни людей и влиянии на природу.

Ученик будет знать и понимать термины:

  • почвозащитные, водоохранные леса;

  • лесо-избыточные, лесодефицитные районы;

  • лесные ресурсы; сырьё для химической промышленности; фитонциды.

Ученик будет уметь:

  • определять основные группы природных ресурсов леса;

  • определять и показывать на карте лесодефицитные и лесоизбыточные районы.

Технологии: уровневой дифференциации с элементами проблемного обучения; групповой и индивидуальной деятельности учащихся, деловой игры.

Средства обучения: физическая карта России, атлас « География России. Природа и население». Издательство М. Дрофа, 2008-2009гг, атлас Хакасии;

ИКТ: слайды по теме урока


Главная проблемы урока:

Оценка роли леса в природе и жизни человека.

Решение проблемы использования ресурсов лесной зоны, не ухудшая качество природных ландшафтов.

Разработка собственной стратегии охраны лесного потенциала страны и округа.

Основные ключевые компетентности урока:

Ключевая компетен

ция

Деятельность учащихся на уроке

Учебно-познавательная


Коммуникативная

Ценностно-смысловая

Предмет

ная компетен

ция

Получение знаний из реальной действительности (использование статистических данных, карт, других источников географической информации, личностного опыта учащихся)

Способность самооценки навыков познавательных процессов собственного мышления в процессе работы с разными источниками информации

Владение коммуникативными навыками работы.
Моделирование ситуаций из реальной жизни (проживание разных ролей)

Формирование способности самооценки
собственных мировоззренческих  приоритетов, своей гражданской позиции.

Для чего компетен

ция необходи

ма социуму

Для профессионального отбора информации, для овладения способами передачи информации.

Для овладения креативными навыками продуктивной деятельности, для развития рефлексивных навыков

Для овладения навыками общения, т.е коммуникативными навыками, для развития рефлексивных навыков 

Для формирования гражданского самосознания;  для воспитания чувства патриотизма, любви к Родине, своей стране; для консолидации общества на основе ценностного отношения к природе, к окружающей среде, к «малой Родине».

Умения и навыки, относящиеся к компетенции

Умение анализировать, сопоставлять полученную информацию;
умение устанавливать причинно-следственные связи;
умение делать выводы;
умение делать прогноз.

Анализ, установление причинно-следственных связей

Умение общаться в малой группе, в классе, умение представлять собственные результаты работы

Способы самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций - умение  делать выбор на основе  собственных мировоззренческих приоритетов.
Выбор целевых и смысловых установок - ориентация своего поведения в окружающей действительности (самоопределение личности).

Способы деятельности по отношению к выбранному кругу реальных объектов

Анализ и оценка природно-ресурсного потенциала, выделение проблем использования лесных ресурсов страны и РХ.

Разработка собственной стратегии охраны лесного потенциала страны и округа.

Обсуждение своей стратегии охраны природно-ресурсного потенциала страны и округа с другими учащимися, определение слабых мест, корректировка

Рефлексия способности самооценки
собственных мировоззренческих  приоритетов, своей гражданской позиции.

Минимально необходимый опыт деятельности ученика на уроке:

  1. Аналитическая деятельность:

    • анализ тематических карт;

    • анализ статистического материала;

    • систематизация материала, его структурирование.

2. Оценочная деятельность:

  • качественная оценка роли леса в природе и жизни человека;

  • качественная оценка использования ресурсов лесной зоны;

  • творческая деятельность: создание собственного продукта.

  • рефлексивная деятельность способности самооценки собственных мировоззренческих  приоритетов, своей гражданской позиции.

Ресурсное обеспечение: Мультимедийная установка, настенная карта, оформление классной доски, тетради

Конспект урока.

Этапы урока.

Содержание этапов урока.

1

2

Орг

момент

Учитель проверяет готовность класса к уроку, создает ситуацию успеха

Ученики настраиваются на урок.

Актуализа

ция и мотивация

Учитель зачитывает слова Л.Леонова о лесе (слова записаны на доске): « Давно пора бы воздать ему хвалу, какой заслуживает этот милый дед, старинный приятель нашего детства, насмерть стоявший воин и безотказный поставщик сырья, кормилец рек и хранитель урожаев».

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

Проверка

домашнего задания

1.Компьютерные презентации учащихся на тему “Леса России и Хакасии”

2.Географический диктант.

А) Природная зона, занимающая самую большую площадь в России

Б) Назовите самую распространенную породу дерева в смешанном лесу Европейской части России.

В) В этом районе вместе с кедрами растет бархатное дерево, а в травяном покрове встречается женьшень.

Г) Выберите типичных представителей фауны лесной зоны

Д) С какой целью создаются заповедники?

3. Проверка контурных карт.

Целеполага

ние

Учитель обращает внимание на рубрику на доске “Вы узнаете”

-Как вы понимаете слова А.П.Чехова: «Леса учат человека понимать прекрасное»?

-Решите проблему:

Как использовать ресурсы лесной зоны, не ухудшая качество природных ландшафтов? - Как сохранить природу?

Учащиеся дают ответы на эти вопросы в период закрепления знаний (в конце урока)

Определяют цели урока, способы деятельности, уровни выполнения заданий.

Изучение нового материала

(блок 1)

Изучение нового материала проходит в форме деловой игры. Класс делится на группы:

Группа биологов.

Группа медиков.

Группа работников с/х

Группа химиков

Группа строителей.

Учитель: - Какие ресурсы леса человек может использовать?

После просмотра слайдов работа в группах:

Каждая группа специалистов рассматривает свои виды ресурсов и выступает с отчётом.

Первичное закрепление

по теме

1. – Какую роль играет лес в природе и жизни человека?

2.Предлагает составить схему «области применения древесины».

Учащиеся отвечают на вопрос учителя

Самостоятельно составляют схему

Изучение нового материала

(блок 2)

1. Как вы понимаете слова

- «лесные ресурсы относятся к числу возобновимых,

- но исчерпаемых ресурсов»;

-«лесные ресурсы могут стать практически неисчерпаемыми»

2. На какие группы в зависимости от народно хозяйственного назначения делятся леса России и Хакасии?

3. Определить и показать на карте лесодефицитные и лесоизбыточные районы.

Познавательная рефлексия

Предлагает провести мини-исследование на тему “Уничтожение лесов – уничтожение человечества”.

Анализируют, к чему может привести уничтожение лесов.

Закрепление

Учащиеся отвечают на вопросы:

-Назовите основные группы природных ресурсов леса.

Учитель организует фронтальную беседу о видах хозяйственной деятельности в лесу и об их влиянии на природу.

-Как вы понимаете слова А.П.Чехова: «Леса учат человека понимать прекрасное»?

- Как можно решить проблему: как использовать ресурсы лесной зоны, не ухудшая качество природных ландшафтов? Как сохранить природу?

Рефлексия

Познавательная:

Предлагает определить уровень достижения целей урока.

Социальная:

Какие этапы урок вызвали затруднение?

Какие вопросы оказались самыми сложными?

Какие вопросы заинтересовали?

Какие темы учащийся хочет изучить дополнительно, используя дополнительную литературу?

Выполнены ли цели и задачи урока?

Домашнее задание

Сделать компьютерные презентации или кроссворд

«Значение леса в природе» и

«Ресурсы леса»

Выбирают домашнее задание разного уровня и записывают в дневники.

Постановка новых задач и мотивация на изучение материала следующего урока.

Спрогнозировать, как технический прогресс и рост городского населения может изменить жизненный уклад людей.




















  1. Литература и ресурсы ИНТЕРНЕТА.



  1. Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: Природа России: 8 класс. – М.: «ВАКО», 2004, 352 с. – (В помощь школьному учителю).

  2. География России. Природа. 8 класс: поурочные планы по учебнику И.И. Бариновой/авт.-сост. О.В. Антушева. – Волгоград: Учитель, 2007.

  3. Хуторской А.В. Компетенции в образовании: человекосообразный аспект. Аудиозапись выступления на методологическом семинаре в Российской академии образования [Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 22.11.2007 г. – http://khutorskoy.ru/discus/audio/index.htm

  4. Сиротин В.И. География России. Природа. Население. 8 кл.: рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. – М.: Дрофа, 2007.

  5. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 10 сентября.


10


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории география:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ