Методическая разработка урока обобщающего повторения в 9 классе «ПРОМЫШЛЕННОСТЬ – БЛАГО, ЗЛО ИЛИ …»



Полубояринова Наталия Михайловна

учитель высшей квалификационной категории

школы № 319 Петродворцового района Санкт-Петербурга


Методическая разработка урока обобщающего повторения в 9 классе

«ПРОМЫШЛЕННОСТЬ – БЛАГО, ЗЛО ИЛИ …»

Цель урока: систематизировать и обобщить знания по теме «Промышленность России»

Задачи:

предметные: закрепить знание основных понятий (хозяйство, отрасль, промышленность, топливная промышленность, энергетика, машиностроение, металлургия, химическая промышленность, лесная), отраслевого состава хозяйства и отраслей промышленности (топливная, энергетика, машиностроение, металлургия, химическая, лесная), размещения главных баз отраслей промышленности (топливной, энергетики, машиностроения, металлургии, химической, лесной);

метапредметные: закрепить умение работать с различными источниками информации, оформлять результаты работы в тетрадь (схема, таблица), умение работать с географическими картами, умение давать полный устный ответ у карты и с места; развивать умение устанавливать причину и следствие; умение анализировать и обобщать различного рода научную информацию;

личностные: формировать ответственное отношение к учебной деятельности; формировать навыки культуры общения и коллективного труда; формировать экологическую культуру.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Используемые технологии, методы и приёмы:

Основу урока составляет технология групповой деятельности, модель «групповая работа в классе» (по Г.К. Селевко «Энциклопедия образовательных технологий», т.1). На уроке также использованы приёмы проблемного обучения, поисковой и исследовательской деятельности, здоровьесберегающих технологий.

Оборудование урока:

печатные - учебник «География -9» авт. В.П. Дронов, Л.Е. Савельева; атлас «Россия: природа, население, хозяйство. 8-9 класс» авт. В. П. Дронов; контурные карты;

раздаточный дидактический материал - инструктивные карточки для групповой работы (приложение №№ 1-5); набор символов для аппликации (главные базы размещения отраслей промышленности);

технические средства – мультимедийная система;

презентация к уроку.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Планируемые результаты: личностные умение мотивировать, планировать, анализировать и оценивать результаты своей деятельности, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач; умение принимать решения и нести за них ответственность; владение основами самоконтроля, самоопределения; формирование экологического мышления;

метапредметные – регулятивные УУД (умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель и планировать учебную деятельность, планировать и организовывать взаимодействие в группе; умение, работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно, умение выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач); познавательные УУД (умение составлять таблицы, схемы, описания, сравнения, формулировать выводы, работать с разными источниками информации, анализировать и устанавливать причины и следствия, умение выделять главное, использовать знаково-символическую систему представления информации); коммуникативные УУД (умение организовывать взаимодействие в группе; умение общаться, находить общее решение, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение);

предметные – знание основных понятий темы, отраслевого состава хозяйства и отраслей промышленности, размещения главных баз отраслей промышленности.

Содержание учебного материала и этапы урока с описанием видов деятельности.

п/п

время

деятельность

формируемые УУД

учителя

учащихся

1

3 м.

Подготовительный (организационный и мотивационный)

2 м.

1. Приветствие.

2. Постановка проблемного вопроса

1. Приветствие.

2. Высказывание мнения.

Личностные:

умение мотивировать свою деятельность, объективной оценки своих знаний

Метапредметные:

регулятивные-

самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель и планировать деятельность;

коммуникативные-

умение организовывать взаимодействие в группе.

1 м.

1. Объявление даты, темы, цели, формы урока.

2. Инструктаж [1]


1.Запись даты, темы.


2. Знакомство с инструктивными картами [1].


2

5 м.

Актуализация знаний по теме «Общая характеристика хозяйства»

5 м.




1.Организация фронтальной работы по составлению схемы «Состав хозяйства России».




1. Запись в тетрадь схемы «Состав хозяйства России»[2]

Личностные:

умение планировать своё участие в общей работе, выбирать наиболее эффективные способы представления своих результатов;

Метапредметные:

регулятивные-

планировать и оформлять свою работу;

коммуникативные-

умение слушать;

познавательные –анализировать и обобщать

Предметные: знание основных понятий темы, состава хозяйства.

3

22 м.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Промышленность России»


4 + 18 мин

1. Организация работы в группах по составлению визитной карточки отрасли промышленности по учебнику, картам атласа и оформлению результатов в таблицу и в контурной карте:

1гр.- топливная;

2гр.- энергетика;

3 гр. – металлургия;

4 гр. – машиностроение;

5 гр. – химическая;

6 гр. – лесная.

2. Заслушивание ответов, помощь в оформлении аппликации на настенной карте.

3. Представление ведущих промышленных компаний, вошедших в ТОП-10 в 2013 г. (презентация)

1. Самостоятельная индивидуальная и групповая работа учащихся по заданию:

1 уч. – схема «Отраслевой состав»;

2 уч. – факторы размещения и главные базы;

3 уч. – влияние отрасли на природную среду;

[3], обсуждение результатов работы в группе. Назначение отвечающего.

2. Представление результатов работы, ответы на вопросы.

3. Заполнение таблицы в тетради [5]

и контурной карты.



Личностные:

формирование экологического мышления, Метапредметные:

регулятивные-

умение, работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;

коммуникативные-

умение организовывать взаимодействие в группе, находить общее решение, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. познавательные- умение составлять таблицы, схемы, описания, сравнения, формулировать выводы, работать с разными источниками информации, Предметные: знание терминов, состава отраслей промышленности, факторов размещения и географии отраслей, их влияние на экологическую обстановку, знание крупнейших промышленных компаний.

4

10 м.

Обобщение и закрепление по теме

«Роль промышленности в жизни личности, общества, государства»

4 м.

1.Организация работы в группах.

1. Работа с результатами выполненных заданий и формулирование вывода [4].

2. Формулирование обоснования своего вывода.

Личностные:

идентификация себя как гражданина региона, умение принимать решения и нести за них ответственность.

Метапредметные: регулятивные-умение выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач;

познавательные- умение выделять главное, использовать знаково-символическую систему представления информации.

6 м.

1.Организация представления и защиты работы группами

1. Представление результатов работы, ответы на вопросы.

5

5 м.

Подведение итогов работы. Рефлексия. Домашнее задание.


3 м.

1. Организация самоанализа учащимися знаний по теме.

1. Самоанализ учащихся «Что я узнал на уроке» и «Чему научился на уроке»[6]

Личностные: умение анализировать и оценивать результаты своей деятельности, владение основами самоконтроля, самоопределения.

1 м.

2. Подведение итогов учителем.

2. Командиры подводят итоги работы группы.

1 м.

3. Домашнее задание.

3. Запись домашнего задания.


Примерный текст методической разработки.

1. Подготовительный этап.

Учащиеся до звонка рассаживаются группами в соответствии с планом посадки, разложенным на столах учителем. После звонка на урок учащиеся приветствуют учителя стоя, дежурные докладывают об отсутствующих и готовности класса к уроку.

У: Добрый день, садитесь, пожалуйста.

Сегодня на уроке мы обобщим наши знания о промышленности (слайд 1). Как вы думаете, почему я предлагаю ещё один урок посвятить этой отрасли хозяйства? Какое значение она имеет в жизни человека (в т. ч. что она значит для вас?), общества, государства? Предлагаю вам сформулировать своё отношение, аргументировать свою точку зрения.

(Заслушиваются мнения нескольких учащихся).

У: Сегодня на уроке мы должны вспомнить большой объём материала, дополнить ваши представления о роли промышленности и ответить на непростой вопрос «Промышленность – благо, зло или …» (слайд 2). Для того, чтобы наш труд был эффективен, работаем в группах. Выберите командира (учащиеся выбирают командира, который надевает отличительный знак).

У: На столах есть инструкция для командира [1] и таблица оценивания работы группы для учителя. Ознакомьтесь с ними… Какие есть вопросы по организации работы?

2. Актуализация знаний.

У: Для начала давайте определим место промышленности в хозяйстве страны. В течение 1 минуты вам предстоит заполнить схему «Состав хозяйства» и подготовить ответ. Командиры групп, не забывайте вести учёт участия в работе каждого учащегося (учащиеся выполняют задания)

У: Приступаем к отчёту групп. После отчёта выступающих учащиеся других групп могут задавать уточняющие вопросы отвечающим, дополнять их ответ. В результате работы у каждого ученика в тетради должна появиться схема [2].

У: В результате совместной работы в группах нам удалось быстро выполнить задание.

3. Обобщение и систематизация знаний по теме «Промышленность России»

У: А теперь нам предстоит максимально полно осветить вопрос о роли промышленности. На данном этапе вам предлагается выполнить задания по группам, которые находятся у вас на столе [3]. Учащиеся выполняют задания. Работа проводится на фоне музыкального фрагмента (Бородин Александр - Ноктюрн для струнных).

У: Приступаем к отчёту групп. В ходе отчёта отвечающие обозначают на настенной карте Российской Федерации с помощью аппликации размещение главных баз по территории страны, а учащиеся других групп заполняют сводные таблицы [5] и контурные карты, кроме того мы составляем диаграммы «Вклад промышленности в загрязнение атмосферы и сточных вод». Вы можете задавать уточняющие вопросы отвечающим, дополнять их ответ. Командиры, группы готовы? Приступаем к работе.

У: (после отчёта всех групп). Журнал «Финанс» опубликовал в июне 2013 год рейтинг крупнейших российских компаний. Первую строчку в этом списке заняла крупнейшая газовая компания мира ОАО «Газпром», занимающаяся геологоразведкой и добычей природного газа, газового конденсата, нефти, их транспортировкой, переработкой, и реализацией в России и за ее пределами.

"Газпром" располагает самыми богатыми в мире запасами природного газа. Его доля в мировых запасах - 16,9%, в российских - 60%. "Газпрому" принадлежат магистральные газопроводы, объединенные в Единую систему газоснабжения (ЕСГ) России. Общая численность персонала Группы "Газпром" - около 400 тыс. человек.

ОАО "Газпром" - крупнейшее акционерное общество в России. Общее число акционеров компании - более 500 тыс. Крупнейший акционер - государство.

Как отмечено на сайте компании, миссия ОАО "Газпром" - эффективное и сбалансированное газоснабжение потребителей РФ и выполнение с высокой степенью надежности долгосрочных контрактов и межправительственных соглашений по экспорту газа. А стратегическая цель - превращение в глобальную энергетическую компанию мирового уровня. В последнем рейтинге 500 самых крупных компаний планеты, составленном изданием "The Financial Times", "Газпром" занял 6-е место, уступив лишь нескольким мировым монстрам (таким, как, скажем, "Exxon Mobil ", "General Electric" или "Microsoft").

Вторую строчку в рейтинге журнала «Финанс» заняла компания ОАО «ЛУКОЙЛ».

ЛУКОЙЛ сегодня - 2,2% общемировой добычи нефти;

- компания №1 среди крупнейших мировых частных нефтегазовых компаний по размеру доказанных запасов нефти;

- компания №4 среди крупнейших мировых частных нефтегазовых компаний по объему добычи нефти;

- ЛУКОЙЛ реализует проекты по разведке и добыче нефти и газа в 12 странах мира.

Основная часть деятельности Компании осуществляется на территории четырех федеральных округов РФ – Северо-Западного, Приволжского, Уральского и Южного. Основной ресурсной базой и основным регионом нефтедобычи Компании остается Западная Сибирь, на которую приходится 42% доказанных запасов и 49% добычи углеводородов.

На международные проекты приходится 9,5% доказанных запасов Компании и 9,5% добычи товарных углеводородов.

ЛУКОЙЛ владеет нефтеперерабатывающими мощностями в 6 странах мира.

Сегодня ЛУКОЙЛ выпускает широкий ассортимент высококачественных нефтепродуктов, продукции газопереработки и нефтехимии и реализует свою продукцию оптом и в розницу более чем в 30 странах мира.

Бизнес-сектор «Электроэнергетика» компании «Лукойл »включает в себя все направления энергетического бизнеса, начиная от генерации и заканчивая транспортировкой и сбытом тепловой и электрической энергии.

В десятку ведущих компаний России вошла крупнейшая российская металлургическуая компания «Северсталь», основой которой является Череповецкий меткомбинат - второе по величине (после Магнитогорского меткомбината) в России предприятие с полным металлургическим циклом. Компания - крупнейший российский производитель толстолистовой стали, продукции, необходимой в автомобилестроении, трубной отрасли, тяжелом машиностроении.

Компания вошла в пятерку крупнейших золотопроизводителей России.

Компания - активный игрок на рынке слияний и поглощений. В первую очередь ее интересуют активы за рубежом.

4. Обобщение и закрепление знаний по теме «Роль промышленности в жизни личности, общества и государства».

У: Неплохо все вместе поработали и получили достойный результат – полную информацию, которая, я надеюсь, поможет вам ответить на вопрос «Промышленность для современного человека, общества, государства - благо, зло или…?» и аргументировать свой ответ.

У вас на столах есть примерный план ответа [4]. Командиры, на подготовительную работу отводится 3 минуты, от вашего мудрого распределения обязанностей в группе зависит успех. На принятие решения у вас есть ещё 1 минута. Группы готовы? Приступаем к работе. Учащиеся выполняют задания. Работа проводится на фоне музыкального фрагмента (например: Бородин Александр - Ноктюрн для струнных).

У: А теперь приступаем к защите своей работы. (Учащиеся защищают свои работы).

У: Ну что ж, с вашей помощью мы сделали свой выбор, пора подвести итоги.

5. Подведение итогов работы. Рефлексия. Домашнее задание.

У: Начнём подведение итогов с заполнения карточки самоанализа [6]. Каждому из вас предстоит оценить свою работу на уроке и заполнить колонки «Что я узнал на уроке» и «Чему я научился на уроке» (учащиеся заполняют карточки).

У: У командиров более сложная задача: они должны оценить ещё и работу каждого учащегося своей группы [1]. Через 1 минуту карточки надо сдать. Приступаем к работе. Учащиеся выполняют задания. Учитель также готовится к подведению итогов.

У: Оглашаю мнение командиров. В группе №1 лучшим признан (имя), в группе №2 лучшим признан (имя), в группе №3 лучшим признан (имя), в группе №4 лучшим признан (имя), в группе №5 лучшим признан (имя), в группе №6 лучшим признан (имя).

У: А теперь мнение эксперта, в роли которого выступаю я (возможно привлечение гостей урока): я считаю, что лучше других представила отрасль промышленности группа № ; лучший ответ на вопрос «Промышленность – благо, зло или …» представила группа № ; лучшее исследование о влиянии промышленности на экологическую обстановку - исследование группы № ; лучшей группой признана группа № ; лучшим командиром признан – (имя).

У: Оглашаю мнение командиров. В группе №1 лучшим признан (имя), в группе №2 лучшим признан (имя), в группе №3 лучшим признан (имя), в группе №4 лучшим признан (имя), в группе №5 лучшим признан (имя), в группе №6 лучшим признан (имя),

У: Кто из вас может высказать своё мнение о результатах работы на уроке? (заслушивается несколько мнений).

У: Несмотря на большую проделанную работу на уроке, предлагаю вам домашнее задание по выбору: провести мини-исследование «Рынок труда в Санкт-Петербурге сегодня» или «Профессии, которые можно получить в учреждениях среднего профессионального образования Санкт-Петербурга».

У: прощается с учащимися.


ПРИЛОЖЕНИЯ К УРОКУ

Приложение № 1

__________________________________

Фамилия ученика

Инструкция для командира и группы № 1

1.Организовать самостоятельную индивидуальную работу в группе (1 минута).

2. Организовать обсуждение в группе, выслушать предложение каждого.

3. Сформулировать общий ответ, выбрать лучший ответ, назначить отвечающего по заданию.

4. Заполнить лист контроля и сдать его в конце урока.

Лист контроля для командира группы:

ФИ учащегося

Участие в

отметка

за урок

О обсуждении

ответах









Командир




Таблица оценивания работы групп (для учителя).

группы

Баллы за

сумма баллов

место

ответы

вопрос

дополнения

коэффициент

участия

штраф

1















6








Дополнительные баллы группа получает за уточняющие вопросы другим группам после их выступления, за дополнения к ответу другой группы. Коэффициент участия – баллы, которые получает группа в зависимости от количества участников группы, привлечённых к ответу на задание.

Штрафные баллы – снимаемые за нарушение дисциплины (возможно учитывать

другие недочёты).








Приложение № 2


СХЕМА «СОСТАВ ХОЗЯЙСТВА»














промышленность





топливная

энергетика


металлургия

машиностроение



лесная

химическая






Приложение № 3

Задания для групп № 1

ЗАДАНИЕ (а):

Группа № 1) используя материал учебника (параграфы 7-9 и карту атласа на с. 28), составьте визитную карточку топливной промышленности по плану (в течение 5-ти минут);

Группа № 2) используя материал учебника (параграф 10 и карту атласа на с. 29), составьте визитную карточку электроэнергетики по плану (в течение 5-ти минут):

Группа № 3) используя материал учебника (параграф 11 и карту атласа на с. 32), составьте визитную карточку машиностроения по плану (в течение 5-ти минут):

Группа № 4) используя материал учебника (параграфы 12-13 и карты атласа на с. 30-31), составьте визитную карточку металлургии по плану (в течение 5-ти минут):

Группа № 5) используя материал учебника (параграф 14 и карту атласа на с. 32), составьте визитную карточку химической промышленности по плану (в течение 5-ти минут):

Группа № 6) используя материал учебника (параграф 15 и карту атласа на с. 33), составьте визитную карточку лесной промышленности по плану (в течение 5-ти минут):

план

описание

Назначение отрасли


Отраслевой состав


География отрасли,

факторы размещения


Доля в загрязнении

окружающей среды



Представьте результаты своей работы классу (не более 3-х мин.):

план

результат

фамилия отвечающего

Назначение отрасли

устный ответ


Отраслевой состав

схема


География отрасли,

факторы размещения

работа в контурной карте+ настенная карта+ пояснения


Доля в загрязнении

окружающей среды

диаграмма на доске + пояснения


Приложение № 4

Задания для групп № 2

а) используя полученные знания, ответьте на вопрос «Промышленность – благо, зло или …» по плану (в течение 3-х минут):

1) ваша точка зрения (утверждение);

2) аргументы в пользу вашей точки зрения;

3) ваши предложения по решению проблемы.

б) представьте вашу точку зрения классу (1 минута)

Приложение № 5

ТАБЛИЦА «Отрасли промышленности и их ведущие базы»

Отрасли промышленности

Ведущие базы

Топливная: газовая

нефтяная

угольная


Электроэнергетика: тепловая

атомная

гидроэнергетика


Металлургия: чёрная

цветная


Машиностроение: наукоёмкое

трудоёмкое

металлоёмкое


Химическая: горно-химическая

основная химия

химия полимеров


Лесная: лесозаготовка

деревообработка

лесохимия



Приложение № 6

ЗАДАНИЕ УЧАЩЕМУСЯ:

оцените свою работу на уроке

Что я узнал на уроке

Что я научился делать на уроке



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории география:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ