Методическая разработка урока обобщающего повторения в 9 классе «ПРОМЫШЛЕННОСТЬ – БЛАГО, ЗЛО ИЛИ …»
Полубояринова Наталия Михайловна
учитель высшей квалификационной категории
школы № 319 Петродворцового района Санкт-Петербурга
Методическая разработка урока обобщающего повторения в 9 классе
«ПРОМЫШЛЕННОСТЬ – БЛАГО, ЗЛО ИЛИ …»
Цель урока: систематизировать и обобщить знания по теме «Промышленность России»
Задачи:
предметные: закрепить знание основных понятий (хозяйство, отрасль, промышленность, топливная промышленность, энергетика, машиностроение, металлургия, химическая промышленность, лесная), отраслевого состава хозяйства и отраслей промышленности (топливная, энергетика, машиностроение, металлургия, химическая, лесная), размещения главных баз отраслей промышленности (топливной, энергетики, машиностроения, металлургии, химической, лесной);
метапредметные: закрепить умение работать с различными источниками информации, оформлять результаты работы в тетрадь (схема, таблица), умение работать с географическими картами, умение давать полный устный ответ у карты и с места; развивать умение устанавливать причину и следствие; умение анализировать и обобщать различного рода научную информацию;
личностные: формировать ответственное отношение к учебной деятельности; формировать навыки культуры общения и коллективного труда; формировать экологическую культуру.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Используемые технологии, методы и приёмы:
Основу урока составляет технология групповой деятельности, модель «групповая работа в классе» (по Г.К. Селевко «Энциклопедия образовательных технологий», т.1). На уроке также использованы приёмы проблемного обучения, поисковой и исследовательской деятельности, здоровьесберегающих технологий.
Оборудование урока:
печатные - учебник «География -9» авт. В.П. Дронов, Л.Е. Савельева; атлас «Россия: природа, население, хозяйство. 8-9 класс» авт. В. П. Дронов; контурные карты;
раздаточный дидактический материал - инструктивные карточки для групповой работы (приложение №№ 1-5); набор символов для аппликации (главные базы размещения отраслей промышленности);
технические средства – мультимедийная система;
презентация к уроку.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Планируемые результаты: личностные – умение мотивировать, планировать, анализировать и оценивать результаты своей деятельности, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач; умение принимать решения и нести за них ответственность; владение основами самоконтроля, самоопределения; формирование экологического мышления;
метапредметные – регулятивные УУД (умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель и планировать учебную деятельность, планировать и организовывать взаимодействие в группе; умение, работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно, умение выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач); познавательные УУД (умение составлять таблицы, схемы, описания, сравнения, формулировать выводы, работать с разными источниками информации, анализировать и устанавливать причины и следствия, умение выделять главное, использовать знаково-символическую систему представления информации); коммуникативные УУД (умение организовывать взаимодействие в группе; умение общаться, находить общее решение, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение);
предметные – знание основных понятий темы, отраслевого состава хозяйства и отраслей промышленности, размещения главных баз отраслей промышленности.
Содержание учебного материала и этапы урока с описанием видов деятельности.
№ п/п
время
деятельность
формируемые УУД
учителя
учащихся
1
3 м.
Подготовительный (организационный и мотивационный)
2 м.
1. Приветствие.
2. Постановка проблемного вопроса
1. Приветствие.
2. Высказывание мнения.
Личностные:
умение мотивировать свою деятельность, объективной оценки своих знаний
Метапредметные:
регулятивные-
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель и планировать деятельность;
коммуникативные-
умение организовывать взаимодействие в группе.
1 м.
1. Объявление даты, темы, цели, формы урока.
2. Инструктаж [1]
1.Запись даты, темы.
2. Знакомство с инструктивными картами [1].
2
5 м.
Актуализация знаний по теме «Общая характеристика хозяйства»
5 м.
1.Организация фронтальной работы по составлению схемы «Состав хозяйства России».
1. Запись в тетрадь схемы «Состав хозяйства России»[2]
Личностные:
умение планировать своё участие в общей работе, выбирать наиболее эффективные способы представления своих результатов;
Метапредметные:
регулятивные-
планировать и оформлять свою работу;
коммуникативные-
умение слушать;
познавательные –анализировать и обобщать
Предметные: знание основных понятий темы, состава хозяйства.
3
22 м.
Обобщение и систематизация знаний по теме «Промышленность России»
4 + 18 мин
1. Организация работы в группах по составлению визитной карточки отрасли промышленности по учебнику, картам атласа и оформлению результатов в таблицу и в контурной карте:
1гр.- топливная;
2гр.- энергетика;
3 гр. – металлургия;
4 гр. – машиностроение;
5 гр. – химическая;
6 гр. – лесная.
2. Заслушивание ответов, помощь в оформлении аппликации на настенной карте.
3. Представление ведущих промышленных компаний, вошедших в ТОП-10 в 2013 г. (презентация)
1. Самостоятельная индивидуальная и групповая работа учащихся по заданию:
1 уч. – схема «Отраслевой состав»;
2 уч. – факторы размещения и главные базы;
3 уч. – влияние отрасли на природную среду;
[3], обсуждение результатов работы в группе. Назначение отвечающего.
2. Представление результатов работы, ответы на вопросы.
3. Заполнение таблицы в тетради [5]
и контурной карты.
Личностные:
формирование экологического мышления, Метапредметные:
регулятивные-
умение, работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;
коммуникативные-
умение организовывать взаимодействие в группе, находить общее решение, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. познавательные- умение составлять таблицы, схемы, описания, сравнения, формулировать выводы, работать с разными источниками информации, Предметные: знание терминов, состава отраслей промышленности, факторов размещения и географии отраслей, их влияние на экологическую обстановку, знание крупнейших промышленных компаний.
4
10 м.
Обобщение и закрепление по теме
«Роль промышленности в жизни личности, общества, государства»
4 м.
1.Организация работы в группах.
1. Работа с результатами выполненных заданий и формулирование вывода [4].
2. Формулирование обоснования своего вывода.
Личностные:
идентификация себя как гражданина региона, умение принимать решения и нести за них ответственность.
Метапредметные: регулятивные-умение выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач;
познавательные- умение выделять главное, использовать знаково-символическую систему представления информации.
6 м.
1.Организация представления и защиты работы группами
1. Представление результатов работы, ответы на вопросы.
5
5 м.
Подведение итогов работы. Рефлексия. Домашнее задание.
3 м.
1. Организация самоанализа учащимися знаний по теме.
1. Самоанализ учащихся «Что я узнал на уроке» и «Чему научился на уроке»[6]
Личностные: умение анализировать и оценивать результаты своей деятельности, владение основами самоконтроля, самоопределения.
1 м.
2. Подведение итогов учителем.
2. Командиры подводят итоги работы группы.
1 м.
3. Домашнее задание.
3. Запись домашнего задания.
Примерный текст методической разработки.
1. Подготовительный этап.
Учащиеся до звонка рассаживаются группами в соответствии с планом посадки, разложенным на столах учителем. После звонка на урок учащиеся приветствуют учителя стоя, дежурные докладывают об отсутствующих и готовности класса к уроку.
У: Добрый день, садитесь, пожалуйста.
Сегодня на уроке мы обобщим наши знания о промышленности (слайд 1). Как вы думаете, почему я предлагаю ещё один урок посвятить этой отрасли хозяйства? Какое значение она имеет в жизни человека (в т. ч. что она значит для вас?), общества, государства? Предлагаю вам сформулировать своё отношение, аргументировать свою точку зрения.
(Заслушиваются мнения нескольких учащихся).
У: Сегодня на уроке мы должны вспомнить большой объём материала, дополнить ваши представления о роли промышленности и ответить на непростой вопрос «Промышленность – благо, зло или …» (слайд 2). Для того, чтобы наш труд был эффективен, работаем в группах. Выберите командира (учащиеся выбирают командира, который надевает отличительный знак).
У: На столах есть инструкция для командира [1] и таблица оценивания работы группы для учителя. Ознакомьтесь с ними… Какие есть вопросы по организации работы?
2. Актуализация знаний.
У: Для начала давайте определим место промышленности в хозяйстве страны. В течение 1 минуты вам предстоит заполнить схему «Состав хозяйства» и подготовить ответ. Командиры групп, не забывайте вести учёт участия в работе каждого учащегося (учащиеся выполняют задания)
У: Приступаем к отчёту групп. После отчёта выступающих учащиеся других групп могут задавать уточняющие вопросы отвечающим, дополнять их ответ. В результате работы у каждого ученика в тетради должна появиться схема [2].
У: В результате совместной работы в группах нам удалось быстро выполнить задание.
3. Обобщение и систематизация знаний по теме «Промышленность России»
У: А теперь нам предстоит максимально полно осветить вопрос о роли промышленности. На данном этапе вам предлагается выполнить задания по группам, которые находятся у вас на столе [3]. Учащиеся выполняют задания. Работа проводится на фоне музыкального фрагмента (Бородин Александр - Ноктюрн для струнных).
У: Приступаем к отчёту групп. В ходе отчёта отвечающие обозначают на настенной карте Российской Федерации с помощью аппликации размещение главных баз по территории страны, а учащиеся других групп заполняют сводные таблицы [5] и контурные карты, кроме того мы составляем диаграммы «Вклад промышленности в загрязнение атмосферы и сточных вод». Вы можете задавать уточняющие вопросы отвечающим, дополнять их ответ. Командиры, группы готовы? Приступаем к работе.
У: (после отчёта всех групп). Журнал «Финанс» опубликовал в июне 2013 год рейтинг крупнейших российских компаний. Первую строчку в этом списке заняла крупнейшая газовая компания мира ОАО «Газпром», занимающаяся геологоразведкой и добычей природного газа, газового конденсата, нефти, их транспортировкой, переработкой, и реализацией в России и за ее пределами.
"Газпром" располагает самыми богатыми в мире запасами природного газа. Его доля в мировых запасах - 16,9%, в российских - 60%. "Газпрому" принадлежат магистральные газопроводы, объединенные в Единую систему газоснабжения (ЕСГ) России. Общая численность персонала Группы "Газпром" - около 400 тыс. человек.
ОАО "Газпром" - крупнейшее акционерное общество в России. Общее число акционеров компании - более 500 тыс. Крупнейший акционер - государство.
Как отмечено на сайте компании, миссия ОАО "Газпром" - эффективное и сбалансированное газоснабжение потребителей РФ и выполнение с высокой степенью надежности долгосрочных контрактов и межправительственных соглашений по экспорту газа. А стратегическая цель - превращение в глобальную энергетическую компанию мирового уровня. В последнем рейтинге 500 самых крупных компаний планеты, составленном изданием "The Financial Times", "Газпром" занял 6-е место, уступив лишь нескольким мировым монстрам (таким, как, скажем, "Exxon Mobil ", "General Electric" или "Microsoft").
Вторую строчку в рейтинге журнала «Финанс» заняла компания ОАО «ЛУКОЙЛ».
ЛУКОЙЛ сегодня - 2,2% общемировой добычи нефти;
- компания №1 среди крупнейших мировых частных нефтегазовых компаний по размеру доказанных запасов нефти;
- компания №4 среди крупнейших мировых частных нефтегазовых компаний по объему добычи нефти;
- ЛУКОЙЛ реализует проекты по разведке и добыче нефти и газа в 12 странах мира.
Основная часть деятельности Компании осуществляется на территории четырех федеральных округов РФ – Северо-Западного, Приволжского, Уральского и Южного. Основной ресурсной базой и основным регионом нефтедобычи Компании остается Западная Сибирь, на которую приходится 42% доказанных запасов и 49% добычи углеводородов.
На международные проекты приходится 9,5% доказанных запасов Компании и 9,5% добычи товарных углеводородов.
ЛУКОЙЛ владеет нефтеперерабатывающими мощностями в 6 странах мира.
Сегодня ЛУКОЙЛ выпускает широкий ассортимент высококачественных нефтепродуктов, продукции газопереработки и нефтехимии и реализует свою продукцию оптом и в розницу более чем в 30 странах мира.
Бизнес-сектор «Электроэнергетика» компании «Лукойл »включает в себя все направления энергетического бизнеса, начиная от генерации и заканчивая транспортировкой и сбытом тепловой и электрической энергии.
В десятку ведущих компаний России вошла крупнейшая российская металлургическуая компания «Северсталь», основой которой является Череповецкий меткомбинат - второе по величине (после Магнитогорского меткомбината) в России предприятие с полным металлургическим циклом. Компания - крупнейший российский производитель толстолистовой стали, продукции, необходимой в автомобилестроении, трубной отрасли, тяжелом машиностроении.
Компания вошла в пятерку крупнейших золотопроизводителей России.
Компания - активный игрок на рынке слияний и поглощений. В первую очередь ее интересуют активы за рубежом.
4. Обобщение и закрепление знаний по теме «Роль промышленности в жизни личности, общества и государства».
У: Неплохо все вместе поработали и получили достойный результат – полную информацию, которая, я надеюсь, поможет вам ответить на вопрос «Промышленность для современного человека, общества, государства - благо, зло или…?» и аргументировать свой ответ.
У вас на столах есть примерный план ответа [4]. Командиры, на подготовительную работу отводится 3 минуты, от вашего мудрого распределения обязанностей в группе зависит успех. На принятие решения у вас есть ещё 1 минута. Группы готовы? Приступаем к работе. Учащиеся выполняют задания. Работа проводится на фоне музыкального фрагмента (например: Бородин Александр - Ноктюрн для струнных).
У: А теперь приступаем к защите своей работы. (Учащиеся защищают свои работы).
У: Ну что ж, с вашей помощью мы сделали свой выбор, пора подвести итоги.
5. Подведение итогов работы. Рефлексия. Домашнее задание.
У: Начнём подведение итогов с заполнения карточки самоанализа [6]. Каждому из вас предстоит оценить свою работу на уроке и заполнить колонки «Что я узнал на уроке» и «Чему я научился на уроке» (учащиеся заполняют карточки).
У: У командиров более сложная задача: они должны оценить ещё и работу каждого учащегося своей группы [1]. Через 1 минуту карточки надо сдать. Приступаем к работе. Учащиеся выполняют задания. Учитель также готовится к подведению итогов.
У: Оглашаю мнение командиров. В группе №1 лучшим признан (имя), в группе №2 лучшим признан (имя), в группе №3 лучшим признан (имя), в группе №4 лучшим признан (имя), в группе №5 лучшим признан (имя), в группе №6 лучшим признан (имя).
У: А теперь мнение эксперта, в роли которого выступаю я (возможно привлечение гостей урока): я считаю, что лучше других представила отрасль промышленности группа № ; лучший ответ на вопрос «Промышленность – благо, зло или …» представила группа № ; лучшее исследование о влиянии промышленности на экологическую обстановку - исследование группы № ; лучшей группой признана группа № ; лучшим командиром признан – (имя).
У: Оглашаю мнение командиров. В группе №1 лучшим признан (имя), в группе №2 лучшим признан (имя), в группе №3 лучшим признан (имя), в группе №4 лучшим признан (имя), в группе №5 лучшим признан (имя), в группе №6 лучшим признан (имя),
У: Кто из вас может высказать своё мнение о результатах работы на уроке? (заслушивается несколько мнений).
У: Несмотря на большую проделанную работу на уроке, предлагаю вам домашнее задание по выбору: провести мини-исследование «Рынок труда в Санкт-Петербурге сегодня» или «Профессии, которые можно получить в учреждениях среднего профессионального образования Санкт-Петербурга».
У: прощается с учащимися.
ПРИЛОЖЕНИЯ К УРОКУ
Приложение № 1
__________________________________
Фамилия ученика
Инструкция для командира и группы № 1
1.Организовать самостоятельную индивидуальную работу в группе (1 минута).
2. Организовать обсуждение в группе, выслушать предложение каждого.
3. Сформулировать общий ответ, выбрать лучший ответ, назначить отвечающего по заданию.
4. Заполнить лист контроля и сдать его в конце урока.
Лист контроля для командира группы:
ФИ учащегося
Участие в
отметка
за урок
О обсуждении
ответах
Командир
Таблица оценивания работы групп (для учителя).
№
группы
Баллы за
сумма баллов
место
ответы
вопрос
дополнения
коэффициент
участия
штраф
1
…
6
Дополнительные баллы группа получает за уточняющие вопросы другим группам после их выступления, за дополнения к ответу другой группы. Коэффициент участия – баллы, которые получает группа в зависимости от количества участников группы, привлечённых к ответу на задание.
Штрафные баллы – снимаемые за нарушение дисциплины (возможно учитывать
другие недочёты).
Приложение № 2
СХЕМА «СОСТАВ ХОЗЯЙСТВА»
промышленность
топливная энергетика
металлургия машиностроение
лесная химическая
Приложение № 3
Задания для групп № 1
ЗАДАНИЕ (а):
Группа № 1) используя материал учебника (параграфы 7-9 и карту атласа на с. 28), составьте визитную карточку топливной промышленности по плану (в течение 5-ти минут);
Группа № 2) используя материал учебника (параграф 10 и карту атласа на с. 29), составьте визитную карточку электроэнергетики по плану (в течение 5-ти минут):
Группа № 3) используя материал учебника (параграф 11 и карту атласа на с. 32), составьте визитную карточку машиностроения по плану (в течение 5-ти минут):
Группа № 4) используя материал учебника (параграфы 12-13 и карты атласа на с. 30-31), составьте визитную карточку металлургии по плану (в течение 5-ти минут):
Группа № 5) используя материал учебника (параграф 14 и карту атласа на с. 32), составьте визитную карточку химической промышленности по плану (в течение 5-ти минут):
Группа № 6) используя материал учебника (параграф 15 и карту атласа на с. 33), составьте визитную карточку лесной промышленности по плану (в течение 5-ти минут):
план
описание
Назначение отрасли
Отраслевой состав
География отрасли,
факторы размещения
Доля в загрязнении
окружающей среды
Представьте результаты своей работы классу (не более 3-х мин.):
план
результат
фамилия отвечающего
Назначение отрасли
устный ответ
Отраслевой состав
схема
География отрасли,
факторы размещения
работа в контурной карте+ настенная карта+ пояснения
Доля в загрязнении
окружающей среды
диаграмма на доске + пояснения
Приложение № 4
Задания для групп № 2
а) используя полученные знания, ответьте на вопрос «Промышленность – благо, зло или …» по плану (в течение 3-х минут):
1) ваша точка зрения (утверждение);
2) аргументы в пользу вашей точки зрения;
3) ваши предложения по решению проблемы.
б) представьте вашу точку зрения классу (1 минута)
Приложение № 5
ТАБЛИЦА «Отрасли промышленности и их ведущие базы»
Отрасли промышленности
Ведущие базы
Топливная: газовая
нефтяная
угольная
Электроэнергетика: тепловая
атомная
гидроэнергетика
Металлургия: чёрная
цветная
Машиностроение: наукоёмкое
трудоёмкое
металлоёмкое
Химическая: горно-химическая
основная химия
химия полимеров
Лесная: лесозаготовка
деревообработка
лесохимия
Приложение № 6
ЗАДАНИЕ УЧАЩЕМУСЯ:
оцените свою работу на уроке
Что я узнал на уроке
Что я научился делать на уроке
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории география:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ