Примерное тематическое планирование учебного материала по географии курса «Экономическая и социальная география мира» 10-11 классы
Примерное тематическое планирование
учебного материала по географии курса
«Экономическая и социальная география мира»
10 – 11 классы (базовый уровень)
Практическая часть 6-11 кассы
Чурляев Ю. А.
Тематическое планирование составлено в соответствии со стандартом среднего (полного) общего образования по географии и реализует новую концепцию содержания географического образования. Тематическое планирование представлено для школ, в которых изучается география на базовом уровне.
Пояснительная записка
Тематическое планирование составлено в соответствии со стандартом среднего (полного) общего образования по географии и реализует новую концепцию содержания географического образования. Тематическое планирование представлено для базового изучения географии.
Базовый уровень предусматривает изучение географии в 10 – 11 классах по одному часу в неделю, 70 часов в течение двух лет. Для базового уровня тематическое планирование составлено к учебнику В. П. Максаковского зарекомендовавшего себя и широко используемого учителями Воронежской области.
Современные требования к учебному процессу ориентируют учителя на проверку знаний, умений и навыков через деятельность учащихся. Практические работы в курсе географии – это особая форма обучения, позволяющая не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания. Географические умения формируются в течение длительного времени в ходе учебной деятельности на уроках и выполнения практических работ. Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.
Программой и тематическим планированием предусмотрены рекомендуемые практические работы.
Учитель имеет право выбирать количество и характер практических работ для достижения планируемых результатов, тема которых записывается в журнал (см.табл.). При этом учитываются требования о нормализации учебной нагрузки, особенности образовательного учреждения, класса.
Практические работы могут оцениваться как выборочно, так и фронтально. Это связано со спецификой предмета.
Примерное количество практических работ и экскурсий.
Таблица
Класс
Количество практических работ
Количество экскурсий
6
9
2
7
12
1
8
7
1
9
7
1
10-11
7
Тематика обязательных практических работ в 6 классе по курсу «География. Начальный курс»
Особенность проведения практических работ в 6 классе заключается в том, что некоторые из них выполняются, как правило, в течение нескольких уроков. Это связано с тем, что формируемые географические умения отличаются сложностью, формируются последовательно, по этапам, иногда требуют длительного наблюдения. Поэтому практическая работа, связанная с определением координат, расстояний, направлений по плану или карте или с ведением календаря погоды – это не одна, а несколько практических работ, запись в журнал и оценивание которых может проводиться по усмотрению учителя.
Определение географических координат точек, направлений, местоположения географических объектов на глобусе, карте и плане местности.
Измерение расстояний на плане, карте и глобусе.
Чтение плана местности, карты.
Ориентирование на местности при помощи компаса, карты и местных признаков. Определение расстояний и направлений на местности.
Составление простейшего плана либо схемы расположения объектов на местности, проведение простейшей съемки местности.
Нанесение географических объектов на контурную карту.
Описание географического объекта (форм рельефа, моря, реки и т.п.) по типовому плану.
Проведение простейших метеонаблюдений. Составление календаря погоды. Описание погоды за определенный промежуток времени.
Наблюдение и описание природно-антропогенного (природного) комплекса.
Тематика обязательных практических работ в 7 классе по курсу «География. Страноведение»
При выполнении практических работ в курсе 7 класса «География. Страноведение» важно сформировать умения учащихся по работе с источниками информации – географическими картами, текстом учебника, таблицами, диаграммами. Учащиеся должны овладеть умениями и навыками комплексной физико-географической характеристики географического объекта, территории, сравнительной характеристики двух или нескольких объектов, территорий на основе типового плана, а также совершенствовать навыки самостоятельного составления плана характеристики. Выявлять причинно-следственные связи между различными географическими явлениями.
Влияние строения земной коры на рельеф Земли. Чтение и анализ тематических карт – «Строение земной коры» и «Физической карты мира».
Характеристика климатических областей на основе анализа климатограмм.
Характеристика географического положения материка.
Комплексная характеристика одного из океанов.
Сравнительная характеристика природы и хозяйственной деятельности людей на примере влажных и сухих субтропиков Закавказья.
Комплексная характеристика одной из стран на основе использования различных источников информации.
Сравнительная характеристика природы и хозяйственной деятельности людей различных стран мира.
Изучение отличительных особенностей природы и хозяйства отдельных стран или регионов на примере материка Африка.
Сравнительная характеристика крупнейших рек материков.
Географическое описание одного из островов Океании.
Характеристика факторов, влияющих на смену природных зон, на примере Евразии (по меридиану 80 в.д.) или Северной Америки (по 40 с.ш.)
Выявление связей между компонентами природных комплексов.
Практические работы в курсе изучения «Географии России», 8-9 класс и «Географии мира», 10 класс способствуют дальнейшему развитию и совершенствованию более сложных умений – постановки и формулировки проблем, самостоятельного выбора наиболее эффективных способов решения поставленной задачи, структурирования знаний, представление полученных знаний в разных формах и видах и т.д.
Тематика обязательных практических работ в 8 классе по курсу «География России. Природа, население, хозяйство»
Характеристика географического положения России (вариант - Сравнительная характеристика географического положения России и Канады). Обозначение на контурной карте стран - соседей России.
Установление взаимосвязи тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых.
Характеристика одного из компонентов природы (рельефа, климата, вод, почв и др.) с точки зрения влияния на условия жизни и хозяйственной деятельности людей.
Характеристика климатических областей умеренного пояса на основе анализа климатограмм и соответствующих климатических карт.
Взаимосвязи и взаимозависимость компонентов природы и жизни и хозяйственной деятельности человека на примере одной из природно-хозяйственных зон.
Чтение и анализ графиков изменения численности и естественного движения населения России, характеристика половозрастного состава населения по половозрастным пирамидам и другим источникам географической информации.
Изучение особенностей размещения и расселения населения России в разных природных зонах на основе работы с картами.
Тематика обязательных практических работ в 9 классе по курсу «География. Россия. Хозяйство и географические районы».
Обозначение на контурной карте природных, экономических, географических, экономических районов, субъектов РФ. Сравнение их по различным показателям (размеры территории, границы, численность населения и т.д.)
Чтение и анализ тематических отраслевых карт.
Составление схемы межотраслевых связей на примере одной из отраслей промышленности.
Комплексная характеристика (вариант – сравнительная характеристика), промышленного центра, (промышленного узла), промышленного района.
Объяснение зональной специализации сельского хозяйства России
Комплексная характеристика одного из районов страны.
Выявление уровня социально-экономического развития России и места России в мире на основе анализа различных источников информации.
Тематика обязательных практических работ в 10 классе по курсу «Экономическая и социальная география мира»
Характеристика геополитического положения страны (по выбору).
Ресурсообеспеченность различных стран и регионов. География природопользования в современном мире.
Типы воспроизводства в современном мире (на основе использования различных источников информации).
Анализ статистических и картографических материалов, характеризующих географию внешнеэкономических связей.
Экономико-географическая характеристика одной из стран Европы.
Объяснение внутренних различий одной из крупных стран Азии на основе использования материалов учебника, графических, картографических источников информации.
Характеристика особенностей размещения населения и хозяйства одной из крупных стран Америки
Экономическая и социальная география мира Х – XI классы 68 часов.
«Экономическая и социальная география мира»
Дата
Д/з
Тема и цели урока
Тип или форма урока
Практическая часть
1
2
3
4
5
Введение.
1. Что изучает экономическая и социальная география мира; структура учебника.
Ознакомить учащихся со структурой курса, с источниками информации, с особенностью учебника; сформировать представление о разнообразии современного мира.
Вводный урок
Политическая карта мира
(3 часа)
2. Многообразие стран современного мира.
Дать знания о классификации стран, показать место России в мире; развивать умения слушать лекцию и вести записи конспекта материала урока.
Урок-лекция
3. Государственный строй стран мира, влияние международных отношений на политическую карту мира.
Дать знания о формах государственного правления и административно-территориального устройства; расширить знания о классификации стран мира и закрепить знания номенклатуры.
Урок-практикум
Составление таблицы “Государственный строй стран мира”
4. Международные отношения. Политическая география и геополитика.
Показать влияние международных отношений на политическую карту мира; научить давать оценку политико-географического положения страны; формировать умение вести дискуссию; дать знания о политической географии и геополитике.
Урок - практикум
Анализ и объяснение особенностей современного геополитического геоэкономического положения России, тенденций их возможного развития.
География мировых природных ресурсов (5 часов)
5. Взаимодействие природы и общества.
Сформировать понятия «географическая среда», «природопользование». Определить степень воздействия человеческого фактора на состояние окружающей среды в развитых и развивающихся странах. Формировать экологическое мышление учащихся.
Урок изучения нового материала
6. Оценка природных ресурсов. Минеральные, земельные, водные ресурсы стран мира.
Цели: дать понятие «ресурсообеспеченность»; сформировать представление об основных закономерностях размещения минеральных ресурсов мира и обеспеченности стран и регионов полезными ископаемыми; формировать умение определять по таблицам и картам степень ресурсообес-печенности стран и регионов мира; развивать умения и навыки работы с картами и текстом.
Урок-практикум
Составление картосхемы размещения крупнейших месторождений полезных ископаемых и районов, их выгодных территориальных сочетаний
7. Биологические, климатические, космические, рекреационные ресурсы. Ресурсы Мирового океана.
Формировать умение давать оценку природным ресурсам мира; формировать представление о размещении природных ресурсов на планете; формировать умение работать с картами, со статистическими материалами, составлять конспекты, планы.
Урок-практикум
Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран или регионов мира.
8. Загрязнение окружающей Среды. Рациональное природопользование.
Ознакомить учащихся с проблемой антропогенного загрязнения окружающей среды, источниками загрязнения атмосферы, гидросферы, литосферы; рассмотреть три главных пути решения проблем охраны окружающей среды.
Урок-конференция
Обсуждение проблемы “Средиземноморье в прошлом, настоящем и будущем, ресурсы, экология” и пути ее решения
9. Контроль и учет знаний.
Урок-зачет
География населения мира (5 часов)
10. Численность и воспроизводство населения мира.
Сформировать представление о численности населения Земли, о типах воспроизводства населения, о демографической политике, о продолжительности жизни; выявить закономерности динамики численности мирового населения.
Урок изучения нового материала
Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в различных странах и регионах мира.
11. Состав (структура) населения мира
Выявить географические особенности полового и возрастного состава населения мира; сформировать представления об этническом, религиозном составе населения мира.
Урок-лекция
12. Размещение и миграции населения стран мира.
Сформировать представление об особенностях размещения населения по планете; ознакомиться с основными миграционными явлениями в мире.
Урок практикум
Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами.
13. Городское и сельское население.
Ознакомить учащихся с основными видами расселения; сформировать представление об урбанизации как о всемирном процессе.
Урок-практикум
Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в различных странах и регионах мира.
14. Контроль и учет знаний
Интерактивное тестирование
НТР и мировое хозяйство (5 часов)
15. НТР, ее характерные черты и составные части.
Сформировать понятие «научно-техническая революция»; познакомить с чертами и частями НТР; формировать умение составлять конспект по тексту и лекции учителя
Урок-лекция
16. Мировое хозяйство.
Сформировать понятия «мировое хозяйство», «международное географическое разделение труда», «международная экономическая интеграция», ТНК; ознакомить с причинами специализации стран мира.
Урок-лекция
17. Воздействие НТР на территориальную структуру мирового хозяйства.
Сформировать представление о типах структуры хозяйства и географических моделях мирового хозяйства; дать знания о влиянии НТР на отраслевую и территориальную структуру мирового хозяйства.
Урок изучения нового материала
Составление характеристики основных центров современного мирового хозяйства.
18. Факторы размещения хозяйства.
Сформировать представление о старых и новых факторах размещения мирового хозяйства. Дать понятия «региональная политика», «депрессивный район», «район нового освоения», «постиндустриальная структура экономики», «высокоразвитый район»; развивать умения самостоятельной работы со статистическим материалом.
Урок-практикум
Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производи тельных сил
19. Контроль и учет знаний по теме
Урок-зачет
География отраслей мирового хозяйства (11 часов)
20. Промышленность - ведущая отрасль материального производства.
Сформировать представление о ведущих отраслях материального производства
Урок-лекция
21. Топливно-энергетическая промышленность.
Сформировать представление о топливном балансе мира; рассмотреть рост производства различных видов топлива; дать характеристику газовой, нефтяной, угольной промышленности мира.
Урок-практикум
Определение стран – экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции и сырья, районов международного туризма и отдыха, стран, предоставляющих банковские и другие виды международных услуг.
22. Металлургия
Сформировать представление о современном развитии черной и цветной металлургии мира; ознакомиться с основными металлургическими базами мира; продолжить формировать умение давать характеристику отрасли, используя типовой план.
Урок-практикум
ЭГХ одной из отраслей промышленности (форма: реферат, сочинение, картосхема)
23. Машиностроение.
Сформировать представление о развитии машиностроения в мире, главных центрах машиностроения.
Урок-практикум
Создание картосхемы размещения основных промышленных районов мира
24. Химическая, лесная, легкая промышленность.
Сформировать представление о мировой химической и легкой промышленности; определить географические и отраслевые сдвиги на современном этапе развития в данных отраслях мирового хозяйства.
Урок-семинар
25. Сельское хозяйство - вторая ведущая отрасль материального производства. Растениеводство. Животноводство.
Сформировать представление о структуре сельского хозяйства мира; ознакомиться с понятием «Зеленая революция», главными сельскохозяйственными районами мира, типами сельского хозяйства.
Урок-семинар
26. Рыболовство. Сельское хозяйство и окружающая среда. Сформировать представление о влиянии сельского хозяйства на окружающую среду, дать представление о биологических ресурсах мирового океана и их эксплуатации.
Интерактивный урок
27. Транспорт.
Сформировать представление о структуре транспорта мира; определить основные направления изменения транспорта в эпоху НТР.
Урок-практикум
Выявление преобладающих видов транспорта в разных регионах, степень развития, прогноз.
28. География производственных связей.
Дать представление о производственных связях стан и регионов мира. Продолжить формирование умения работать с различными источниками информации.
Урок-практикум
Составление картосхемы производственных связей стран
29. Международные экономические связи и их формы.
Сформировать представление о международных экономических связях и их формах.
Урок-практикум
Определение основных направлений международной торговли и факторов, определяющих международную специализацию.
30. Контроль и учет знаний по теме.
Урок-зачет
Зарубежная Европа (10 часов)
31. Общая характеристика Зарубежной Европы
Сформировать представление о роли и месте Западной Европы в мировых экономике и политике; рассмотреть факторы и показатели, которые объединяют страны Западной Европы в единый регион.
Урок-лекция
32. Промышленность.
Сформировать представление о хозяйстве стран Европы, ознакомиться с особенностями отраслевого состава промышленности, особенностями развития сельского хозяйства Европы.
Урок-семинар
33. Сельское хозяйство, транспорт и туризм региона.
Познакомить учащихся с сельским хозяйством и транспортными связями Западной Европы.
Урок-семинар
34. Франция.
Сформировать комплексное экономико-географическое представление о Франции.
Урок-практикум
Экономико-географическая характеристика Франции
35. Италия.Сформировать представление о различиях в экономическом развитии Италия
Урок-практикум
Характеристика территориальных диспропорций в размещении производства на примере Италии.
36. Сравнительная экономико-географическая характеристика Великобритании и Германии
Урок-практикум
Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух стран
37. Малые страны Западной Европы.Сформировать представление малых странах Западной Европы.
Урок- семинар
38. Страны Восточной Европы
Сформировать представление о Восточной Европе.
Урок изучения нового материала
39. Субрегионы Европы. Европа
как центр мирового хозяйства.
Сформировать представление о субрегионах Европы и месте европейских стран в мировой экономике.
Урок-практикум
20. Охарактеризовать проблемы природных и трудовых ресурсов в процессе интеграции стран зарубежной Европы
40. Тематический учет знаний и умений
Урок-зачет
Тема: Зарубежная Азия
(10 часов)
41. Общая характеристика Зарубежной Азии.
Сформировать представление о составе региона, природных ресурсах, особенностях населения.
Урок-лекция
42. Хозяйство: уровень развития международная специализация, основные районы сельского хозяйства, проблемы.
Сформировать представление об особенностях развития хозяйства регионов Азии; показать своеобразие хозяйства субрегионов Азии.
Урок изучения нового материала
43. Страны Юго-Западной Азии.
Сформировать представление о странах Юго-Западной Азии.
Урок изучения нового материала
44. Страны Южной и Юго-Восточной Азии
Сформировать представление о странах Южной и Юго-Восточной Азии
Урок изучения нового материала
46. Страны Восточной и Централь ной Азии. Китай.
Сформировать целостное представление о Китае.
Урок-практикум
Характеристика специализации основных районов Китая.
47. Япония.
Сформировать представление о Японии.
Урок изучения нового материала
48. Япония.
Продолжить формирование умения работать с различными источниками информации.
Урок-практикум
Международные экономические связи Японии.
45. Индия
Сформировать представление о Индии.
Урок-практикум
Оценка природных предпосылок для развития промышленности и сельского хозяйства Индии
49. Австралия и Океания
Сформировать представление о Австралии и Океании.
Урок-практикум
Составление экономико-географической характеристики Австралии
50. Контроль и учет знаний по теме
Урок-зачет
Зарубежная Африка (2 часа)
51. Общая характеристика Африки
Сформировать представление о некоторых особенностях развития субрегионов Африки; рассмотреть причины, повлиявшие на экономическую отсталость материка.
Урок-лекция
52. Субрегионы - Северная и тропическая Африка.
Сформировать представление об особенностях различия субрегионов Африки.
Урок-практикум
Составление прогноза экономического развития стран Африки
Латинская Америка (4 часа)
53. Общая характеристика Латинской Америки.
Сформировать у учащихся представление странах Латинской Америки, их особенностях, ЭГП, населении.
Урок-лекция
54. Бразилия.
Сформировать преставление об общих особенностях хозяйства и населения Бразилии
Урок-практикум
Составление программы по освоению новых территорий.
55. Сравнительная характеристика развивающихся стран мира.
Определить географическую специфику стран расположенных в различных регионах мира.
Урок-практикум
Комплексная сравнительная характеристика Индии Бразилии, Нигерии
56. Контроль и учет знаний по темам
Урок-зачет
Северная Америка (6 часов)
57. Общая характеристика США
Сформировать представление об общих особенностях населения США, этапах формирования американской нации.
Урок-практикум
Характеристика политико-географического положения страны
58. Роль США в мировой экономике.
Сформировать представление о природных ресурсах и хозяйстве США.
Урок-лекция
59. География промышленности, транспорта, туризма
Сформировать представление о промышленности, транспорте, туризме в США.
Урок изучения нового материала
60. Макрорайоны США
Сформировать представление о различиях районов США
Урок-практикум
Сравнительная характеристика макрорегионов США
61. Канада
Сформировать представление о природных ресурсах и хозяйстве Канады.
Урок-практикум
Составление сравнительной ЭГХ стран “большой восьмерки”
62. Контроль и учет знаний по теме
Урок-зачет
Глобальные проблемы человечества (3 часа)
63. Глобальные проблемы человечества.
Сформировать представление о глобальных проблемах человечества.
Урок-лекция
Составление картосхемы “Глобальные проблемы человечества”
64. Глобальные проблемы человечества.
Продолжить формирование представление о глобальных проблемах человечества.
Урок-практикум
Разработка проекта решения одной из проблем.
65. Глобальные прогнозы, гипотезы, проекты
Продолжить формирование умения работать с различными источниками информации. Развивать умения составлять долгосрочный прогноз. Сформировать представление о
Урок-диспут
66. Резерв времени
67. Резерв времени
68. Резерв времени
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории география:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ