Рабочая программа элективного курса "«Человечество и природа: экология современности»
Муниципальное образовательное учреждение
Чердаклинская средняя общеобразовательная школа №2
Чердаклинского района Ульяновской области
Рабочая программа
элективного курса и УМК
«Человечество и природа: экология современности»
Программу разработал:
учитель географии МОУ Чердаклинской
СОШ № 2 МО «Чердаклинский район»
Садыков Мансур Мазгутович
Введение
Актуальность.
Современное образование рассматривается как важнейший фактор модернизации общества. Основной целью модернизации современного общества является выход на качественно новый, устойчивый уровень развития, обеспечивающий высокое качество жизни народа в благоприятной среде обитания и национальную безопасность. Достижение этой цели зависит от того, сможем ли мы сделать модернизацию действительно «новой экологической», «ориентированной на производства, не нарушающие равновесия биосферы». Такая «экологическая» модернизация требует, прежде всего, совершенствования системы экологического образования. Закономерно, что в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», принятой в 2000 году, среди важнейших целей отмечена задача по «экологическому воспитанию, формирующему бережное отношение населения к природе».
Современное экологическое образование является «особой образовательной областью, призванной реализовать идеи становящегося ныне информационно-экологического общества, в котором высшей ценностью будут жизнь человека на Земле, предпосылки и условия ее сохранения, интересы и потребности не только здравствующих, но и будущих поколений». Такая интерпретация сущности экологического образования свидетельствует о том, что оно ориентировано на «увеличение адаптивной способности данного общества» и нацелено на создание механизма устойчивого развития.
Для того, чтобы повысить интерес учащихся к изучению экологии, углубить и расширить экологические знания учащихся, сформировать чувство бережного отношения к природе, сформировать навыки исследовательской работы, работы с источниками информации, обобщать, выбирать главное, развивать логическое мышление, активизировать познавательную деятельность, развивать творческие способности учащихся, а также правильно осуществить выбор профиля обучения в старшей школе, рекомендовано было разработать программу элективного курса предпрофильного обучения.
Таким образом, возникла необходимость о разработке рабочей программы элективного курса в рамках предпрофильной подготовки. Этим обусловлен выбор темы проекта «Рабочая программа элективного курса и УМК «Человечество и пррода: экология современности».
Цель исследования: разработка и апробация рабочей программы элективного курса «Человечество и природа: экология современности» в системе школьного образования в рамках предпрофильной подготовки учащихся 9 классов.
Объект исследования: школьное геоэкологическое образование в рамках элективного курса.
Предмет исследования: теоретические основы и практика реализации рабочей программы элективного курса.
Гипотеза:
если профилизация обучения на старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью ответственного выбора в отношении профилирующего направления собственной деятельности, то необходимо помочь учащимся правильно осуществить выбор профиля, обеспечить его соответствие интересам и способностям необходима предпрофильная подготовка. Оптимальный возраст для такой подготовки – девятиклассники. Поэтому я поставил себе цель: разработать и реализовать рабочую программу элективного курса в 9 классах.
Ожидаемые педагогические результаты
Программа данного элективного курса дает возможность:
- повысить интерес учащихся к изучению предмета географии и экологии;
- увеличить количество учащихся, определившихся с выбором места и профиля обучения;
- повысить уровень информированности по теоретическим вопросам географии и экологии на примере родного края и сформированности у учащихся элементарных навыков работы с картой и дополнительными источниками информации.
- данный курс поможет ученику оценить свой потенциалс точки зрения образовательной перспективы, поможет лучше овладеть общеучебными умениями и навыками, которые помогут ему успешно усвоить программу страшей профильной школы.
- программа поможет ученику сориентироваться в выборе профиля, восполнить проблеы его предыдущей подготовки, покажет типичные для данного профиля виды деятельности, даст возможность ученику проявить себя, добиться успеха.
Конечный продукт проектной деятельности:
Программно-методический комплект элективного курса
Методы исследования:
- изучение научно-методической литературы,
- опрос учащихся,
- педагогическое наблюдение,
- эксперимент,
- психологическая диагностика,
- анализ результатов учебной деятельности.
Этапы работы над проектом
1 этап.
2012-2013 учебный год
Оценка условий реализации проекта (подготовительный)
Задачи этапа
Ожидаемый результат
Изучить потребности и получить поддержку учащихся, родителей, адинмитрации школы по преодолению названных проблем
Одобрение целей и задач проекта
Изучить научно-методическую литературу по проблеме
Определены научные подходы.
Разработан пакет диагностических инструментарий
Разработать проект
Проект создан на методическом объединении учителей естественно-научного цикла
2 этап.
2013-2014 учебный год.
Реализация проекта (практический)
Задачи этапа
Ожидаемый результат
Осуществить апробацию проекта
Достижение цели и задач
Проверить эффективность реализации проекта
По выбранным критериям результаты соответствуют цели и задачам
3 этап.
2014-2015 учебный год
Качественный и количественный анализ результатов реализации проекта и оценка
Задачи этапа
Ожидаемый результат
Осуществить анализ эффективности проекта
По выбранным критериям конечные результаты соответствуют цели и задачам
Определить стратегию
Выявлена новая проблема. Выработаны цели и задачи на будущее
1.Теоретическое обоснование проекта
Концепция модернизации российского образования предусматривает переход на старшей ступени общего образования к профильному обучению. Согласно Концепции профильного обучения, значительная роль в развитии учащихся принадлежит элективным курсам, выбираемым самими учащимися. Введение профильного обучения изначально заявлено как часть реформирования школы, направленная на повышение способности будущего выпускника к самостоятельному действию на рынке образовательных услуг, конструированию собственного образовательного маршрута. Определение целей, задач и содержания предпрофильной подготовки, обсуждение спектра её возможных проблем с педагогическим сообществом выявило значительное количество сложнейших вопросов, одним из которых является ориентационная работа, реализуемая с подростками. Ориентационная работа в процессе предпрофильной подготовки может частично компенсировать недостатки существующей системы образования и, в частности, профильного обучения, демонстрируя необходимость становления нового типа социальности у будущих выпускников и провоцируя собственные размышления учащегося о целях и смыслах дальнейшего социального и профессионального становления. Рассмотрим предпрофильную подготовку учащихся на примере экологического образования через элективный курс.
Экология – как предметная область – уже завоевала прочные позиции в образовательной практике российских школ. Преподавание экологии в теоретическом аспекте уже не является чем-то новым, особенным и модным, более того, продолжающееся ухудшение экологической обстановки требует качественной доработки сложившейся системы образования и воспитания по экологии, создания более действенных механизмов вовлечения учащихся в работу по охране природы. Одним из таких механизмов является привлечение учащихся к исследовательской, экспериментальной работе, которая позволяет оценить экологическую обстановку и наметить пути охраны природных объектов. В курсе предпрофильной подготовки учащихся по экологическому направлению закрепляется и совершенствуется нравственная ориентация школьника в его отношениях с природой. Здесь закладываются основы диалектического понимания единства природы и общества, а охрана природы рассматривается как часть общей культуры человека. На этом этапе формируется современное мировоззрение, строящееся на интегративных знаниях об окружающем мире и проявляющееся в ответственном, деятельностном поведении, основанном на убежденности в необходимости охраны природной среды. Важна роль экологической практики.
Специалисты по школьному экологическому образованию обращают также внимание на планируемую последовательность преподавания учебного материала. Тематически и методически это формируется примерно и в общем виде таким образом: выяснение конкретного опыта общения школьника с природой; ознакомление с историей возникновения и развития экологической проблемы; формирование проблемы в современном понимании; четкое обозначение трудностей в ее решении; привитие правовых и этических норм общения человека с природой и соответствующая этому конкретная экологическая практика. На завершающем этапе обучения решающее значение приобретают самостоятельность и творческое отношение к предмету и, наконец, как уже подчеркивалось ранее, к ответственности перед природой.
Рекомендуемая рабочая программа элективного курса «Человечество и природа: экология современности» относящаяся к межпредметному (ориентационному) виду способствует развитию функции познавательных возможностей девятиклассников, приобретению опыта работы на уровне повышенных требований, формированию учебной и профессиональной мотивации. Предлагаемый материал включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах, наиболее ценный опыт практической деятельности, позволяющие формировать исследовательские навыки школьников в области экологии, воспитывать экологическую культуру и гражданскую сознательность. Данный элективный курс дает возможность более тщательно подготовиться к государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ в старших классах.
2. Практическое обоснование проекта.
В нашей школе на второй ступени обучения в 9-м классах введена предпрофильная подготовка, которая осуществляется в рамках основного учебного расписания, за счет часов школьного компонента. Как правило, в учебный план школы введены элективные курсы. Прилагательное «элективный» в переводе с латинского языка означает «избранный, отобранный». Отсюда следует, что любой курс, нареченный в учебном плане элективным должен выбираться. Элективные курсы - обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав предпрофильной подготовки второй ступени школы. Элективные курсы в школе как механизм актуализации и индивидуализации процесса учения.
Элективные курсы призваны обеспечить вариативность внутри школы, параллели, класса, то есть индивидуализацию и актуализацию учения. Процессы самоидентификации школ, произошедшие в 90-х, дошли сегодня до уровня ученика. Механизмом реализации этой идеи могут и должны стать элективные курсы.
Элективный курс «Человечество и пророда: экология современности» играет важную роль в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения на старшей ступени школы. Оценивая возможность и педагогическую целесообразность введения элективного курса следует помнить и о таких важных их задачах, как формирование при его изучении умений и способов деятельности для решения практически важных задач, продолжение профориентационной работы, осознание возможностей и способов реализации выбранного жизненного пути.
Программа включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах. Позволяет осуществить эвристические пробы и сформировать практическую деятельность школьников в изучаемой области знаний.
Данный проект вызвал у меня интерес, в связи с тем, что методы и приёмы показались наиболее доступными в применении. Мне показалось, что этот проект поможет сохранить высокую мотивацию к учению, интерес к предмету; будет способствовать интеллектному и личностному развитию учащихся.
3. Апробация.
Необходимым этапом реализации проекта является его апробация и внедрение в педагогическую практику. Надежная апробация исследования – одно из условий его корректности, состоятельности, истинности результатов, один из самых реальных способов избежать серьезных ошибок, перекосов, преодолеть личные пристрастия исследователя, вовремя скорректировать и исправить допущенные промахи и недочеты. Слово “апробация” латинского происхождения и дословно означает “одобрение, утверждение, установление качеств”. В современном понимании это установление истинности, компетентная оценка и конструктивная критика оснований, методики и результатов работы.
Данный проект был разработан и утвержден на заседании методического объединения учителей естественно-научных предметов.
Апробация проходила на базе МОУ Чердаклинской средней общеобразовательной школы № 2.
Апробация осуществлялась через:
- публикацию статьи на сайте школы;
-выступление на заседании методического объединения учителей естественно-научного цикла, где мне удалось показать практическую значимость элективного курса. В ходе заседания МО продемонстровать, проиллюстрировал, разъяснил материалы, раскрывающие суть предлагаемого элективного курса, показывающее его преимущество;
- инновационный проект элективного курса был передставлен на международную выставку-ярмарку при ИПКПРО (2012), выдан сертификат
- имеется благодарственное письмо кафедры естествознания УИПК ПРО г.Ульяновска за активное участие, творческий подход в подготовке элективного курса «Человечество и природа: экология современности»
4. Практическая реализация проекта.
Программа элективного курса для 9 классов «Человечество и природа: экология современности».
Учебная программа обеспечена учебно-методическим комплексом, включающим
учебное пособие для учителя «Экологический практикум школьника»; «Экология России».
справочные материалы для школьников к учебному пособию;
методическое пособие для учителя.
Количество часов: 34 часа, 1 час в неделю в течение учебного года.
Пояснительная записка.
«Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года» в качестве одного из приоритетных направлений образовательной политики определяет создание «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся». Таким образом, введение профильного обучения изначально заявлено как часть реформирования школы, направленная на повышение способности будущего выпускника к самостоятельному действию на рынке образовательных услуг, конструированию собственного образовательного маршрута. Определение целей, задач и содержания предпрофильной подготовки, обсуждение спектра ее возможных проблем с педагогическим сообществом выявило значительное количество сложнейших вопросов, одним из которых является ориентационная работа, реализуемая с подростками. Ориентационная работа в процессе предпрофильной подготовки может частично компенсировать недостатки существующей системы образования и, в частности, профильного обучения, демонстрируя необходимость становления нового типа социальности у будущих выпускников и провоцируя собственные размышления учащегося о целях и смыслах дальнейшего социального и профессионального становления.
Программа предпрофильного курса «Человечество и природа: экология современности» является актуальной в связи с обострением экологической обстановки в нашей стране, в области, негативным
Отношением общества к природе. Следствием того являются многочисленные заболевания и самая низкая в Европе продолжительность жизни населения нашей страны. Важность программы определяется нарастающими проблемами в отношениях человека с природой.
В настоящее время отношение к природе становится хищническим, что делает человека жестоким не только к «братьям нашим меньшим», но и друг другу. Знание законов природы, понимание того, что природа — жизненная среда человека, который связан с ней тысячами незримых нитей, что человек это составная часть природы. Погибнет природа! Погибнет и человек! Нашу планету может погубить не только ядерный взрыв, но и невежественное, равнодушное отношение к ней.
Предпрофильный элективный курс «Человечество и природа: экология и современность» должен на практике убедить учащихся в том, что экологические проблемы относятся к числу основных глобальных проблем XXI века, что каждому необходимо задуматься о последствиях бездумного эгоистического отношения к природе.
В связи с серьёзным ухудшением экологической обстановки в окрестностях пгт. Чердаклы МО «Чердаклинский район» Ульяновской области, я убеждён в актуальности данного элективного курса. Курс готовит учащихся к самообразованию, саморазвитию, он формирует такие важные качества личности, как социальная активность, владение нравственными нормами поведения, умение ориентироваться в природной среде.
Предпрофильный курс рассчитан на 34 часа в девятом классе ( из них 23 часа отводятся на практические работы).
Учащиеся должны овладеть умением оценивать экологическую ситуацию в мире, стране, Ульяновской области, предлагать конкретные пути решения экологических проблем, осознавать важность природоохранного поведения в повседневной жизни.
Учащиеся, выполняя практические работы, знакомятся с элементами исследовательской работы, у них формируется умение самостоятельного приобретения знаний. В процессе работы развиваются творческие способности, формируется умение работать в группе, отстаивать свою точку зрения. Курс предпрофильной подготовки не дублирует базовый курс, он рассчитан на исследовательскую работу на местности, готовит учащихся к обучению в профильной школе, а также помогает ученикам проверить себя, ответить на вопросы: «Могу ли я это, хочу ли я учить это, заниматься этим»? Курс поможет ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы, поможет ему лучше овладеть общеучебными умениями и навыками, которые помогут ему успешно освоить программу старшей профильной школы. Программа поможет ученику сориентироваться в выборе профиля, восполнит пробелы его предыдущей подготовки, покажет типичные для данного вида профиля виды деятельности, даст возможность ученику проявить себя, добиться успеха.
Программа курса предусматривает различные формы занятий: лекции, беседы, конференции, экскурсии, практикумы. Но главное в этом курсе делается упор на практическую, исследовательскую работу на местности. По каждой теме курса разработаны разные формы контроля: входная и выходная диагностика, собеседование по вопросам темы, фотомонтаж, выставки творческих работ, сообщения, работа на контурной карте, составление схем, диаграмм, таблиц.
Курс предусматривает использование краеведческого материала и опирается на использование большого материала по экологии, список рекомендуемой литературы прилагается.
2. Цели, задачи, методы исследования, умения и навыки, приобретённые в процессе обучения.
Цели: Углубить и расширить экологические знания учащихся, сформировать чувство бережного отношения к природе, сформировать навыки исследовательской работы, работы с источниками информации, обобщать, выбирать главное, развивать логическое мышление, активизировать познавательную деятельность. Развивать творческие способности учащихся. Воспитывать любовь к своей местности.
Задачи: Обеспечить высокий уровень экологических знаний учащихся, выявить пути их решения путем подбора ярких факторов, примеров, убеждающих в остроте данных проблем, рассматривать экологическое образование как комплексную проблему, включающую идеологические, научные, нравственно-эстетические, правовые, личномировоззренческие и практические аспекты.
В ходе практикума решаются следующие задачи: изучать окружающую местность, выделять территорию, которая будет постоянно изучаться. Необходимо обращать внимание на проблемы взаимодействия человека, её хозяйственной деятельности на компоненты ландшафтов, на экологическую обстановку. Ребята должны прийти к комплексному научному видению проблемы взаимодействия человеческого общества и природы на примере местных природных комплексов.
Познакомившись с методиками экологического мониторинга конкретных объектов, учащиеся должны попробовать дать экономическое обоснование природных мероприятий.
Методы исследования:
1. Использование исследовательских методов работы с целью получения
достаточно достоверных материалов по изучаемому вопросу (метод наблюдения, эксперимента, выполнения измерений, физико-химические методы,экспресс метод сравнительной колориметрии ( от английского слова colour - цвет) и другие.
2. Метод маршрутного наблюдения для установления экологических
закономерностей.
Умения, приобретённые в процессе наблюдения:
•Наблюдать и изучать явления.
•Описывать результаты наблюдений.
•Выдвигать гипотезы.
•Отбирать необходимую информацию.
•Уметь работать с краеведческими материалами.
•Формирование навыков работы в группе для принятия коллективного решения. •Выполнять измерения.
•Представлять результаты измерений в виде таблиц и графиков.
•Делать выводы.
•Обсуждать результат эксперимента, участвовать в дискуссии.
Учебно-тематическое планирование
№ п\п
Наименование тем занятий
Кол -во час ов
Задачи и цели
Краткое содержание
Методы обучения
Форма организа
ции учебных занятий
Знать
Уметь
Форма конт-
роля
1.Введение
1.
Что такое экология. Край, в котором ты живешь
1
Познакомить учащихся с программой курса, требованиями к занятиям.
Содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого курса.
Сформировать знание об экологии как науке о взаимоотношениях живых организмов и среды; Выделить роль экологии в XX веке.
Познакомить с международными организациями по защите и охране природы.
Научить учащихся применять полученные знания для работы с новым учебным материалом, используя принцип «Всё связано со всем».
Содействовать у школьников развития экологической культуры
Понятие «экология». Проблема охраны природы - жизненно важна для всего человечества. Масштабность антропогенного воздействия Чувство ответственности. Экологическое мировоззрение. Роль экологии в XX веке. Международные и неправительственные организации (ООН, Юнеско, «Гринпис»). Всемирный день охраны окружающей среды.
Необходимость знания экологических проблем, желание их решения.
Объясни-тел ьно-
Иллюстра-тивный
Беседа
- Понятие «экология»;
- важность курса;
- международные организации по защите и охране природы
- причины возникновения экологических проблем.
-выделять и
объяснять
проблемы
охраны
природы;
-выделять роль
экологии;
-применять
полученные
знания для
работы с
учебным
материа-лом
Входная диагност ика
(приложение)
11. Человечество и природа Земли
2.
Экология XXI века
1
Помочь учащимся осознать значимость изучаемого материала Познакомить с глобальными экологическими проблемами мира. Познакомить с понятиями «экологический кризис», «экоразвитие», «Экологический ущерб».
Содействовать развитию у школьников умения выделять главное (указывать причинно-следственные связи). Охарактеризовать истинное положение экологического равновесия на планете.
Развитие экологии в начале XXI века. Общая характеристика экологической обстановки в мире
Глобальные экологические проблемы.
Проблемы выживания. Экологический
кризис. Экоразвитие. Лозунг ООН.
Экологический ущерб.
Неконтролируемые изменения в
природе. Угроза жизни. Загрязнение
вод, воздуха, ухудшение плодородия,
разрушение озонового слоя, гибель
лесов, умирающие реки и озера,
использование топлива, увеличение
С02, изменение климата.
Использование удобрений, средств
борьбы с вредителями сельского
хозяйства. Нефтяные пятна в океане.
Равновесие экосистем. Необходимость
экологического прогнозирования.
Объяснител ьно-
иллюстративныи,
проблем-ное изложение
Лекция
-глобальные
проблемы
человечества; -понятия
«экологический
кризис»,
«экологический
ущерб».
- меры по
сохранению
природы и
защиты людей от
техногенных
явлений.
-характеризовать экологическую обстановку в мире; -выделять главное (указывать причинно-следственные связи); -составлять характеристику экологического равновесия на планете.
3.
История развития экологических связей
человечества: прошлое и современность
1
Показать качественные изменения экологических связей человечества на различных этапах развития. Дать понятия «экологическая революция», «урбанизация», «промышленная революция».
Развитие экологических связей человечества 40 тысяч лет назад. Изменение социально-экологических связей человечества 10 тысяч лет назад.
Социально-экологическая революция. Средства достижения независимости человека от среды. Социально-экологические связи современных людей: урбанизация, промышленная революция
репродуктивный
лекция
-основные этапы развития экологических связей
человечества 40 тыс.лет назад
понятия «экологическая революция», «урбанизация», «промышленная революция»
особенности социально-экологичес-кой революции.
-выделять изменения социально-экологических связей
человечества 10 тыс.лет назад. - приводить примеры социально-экологических связей
современных людей.
Собеседование (приложение)
4
1
Ознакомление с перспективой развития социально-экологических связей человечества в будущем. Охарактеризовать два главных процесса, определяющие историю развития социально-экологических связей человечества. Дать понятие «информационная революция», «экологическое движение», Экологический кризис», «Экологическое образование».
Уметь определять черты развития социально-экологических связей человечества.
Перспективы развития социально-экологических связей человечества в ближайшем и отдаленном будущем. Возможные пределы социально-экологической емкости Земли для человека.
«Быть или не быть человеку на планете. Уникальные приметы современности:
информационная революция,
экологический кризис, экологическое
движение, экологическое образование.
Определяющие черты развития
социально-экологических связей
человечества в будущем: реальная угроза всеобщего экологического
кризиса и реальная надежда на его предотвращение, благодаря всеобщему
экологическому движению.
Объяснительно-
Иллюстра-тивный
лекция
уникальные приметы современности;
понимать главные процессы, определяющие
-объяснять перспективы развития социально-экологических связей
человечества
5.
Экологичес-
кие проблемы России
1
Обозначить основные экологические проблемы. Показать возможные последствия экологического неблагополучия. Пробудить у учащихся чувство красоты и ответственности за природу России. Создать условия для развития у школьников умения работать во времени (работа в группах). Привлечь их к практической деятельности по сбору местного материала.
Э
кологические проблемы России, их причины и последствия. География: водные ресурсы, электростанции, недра России. Их использование в хозяйственной деятельности человека. Последствия. Пути решения проблем, в том числе на примере местного материала. - Составление по ходу урока таблиц
Последствия экологического неблагополучия
Влияние на здоровье населения
Опроная схема урока (см. приложение № 11
Частично-поисковый
Беседа
понимать экологические проблемы России.
природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем на региональном и глобальном уровнях.
выделять и объяснять возможные последствия экологического неблагополучия;
уметь определять причины и последст-вия экологических проблем России- находить в разных
источниках и -
анализировать
информацию,
необходимую
для изучения
экологических
проблем
Собеседо -вание (приложе ние)
6
Методы
экологических
исследований: прогнозирование.
1
Познакомить с различными методами экологических исследований и системой контроля
Методы экологических исследований: экосистемный подход, изучение сообществ, популяционный подход,
Частично-поисковый, исследова-тельский
семинар
- методы
экологических
исследований;
-- понимать важность роли прогнозирования в решении экологических проблем
определять
важность
экологического прогнозирования - использовать предыдущие знания учащихся для развития познавательного интереса.
Собеседо -вание (приложе ние)
111. Экология атмосферы
7.
Современное состояние и охрана атмосферы
1
Познакомить с составом атмосферы, и указать за счет чего поддерживается относительно постоянный состав атмосферы. Показать виды деятельности человека, которые могут нарушить равновесие в атмосфере. Перечислить источники загрязнения атмосферы. Дать понятия «озоновая дыра», «кислотные дожди». Указать опасности, таящиеся в загрязнении атмосферы.
«Легкие нашего села в опасности». Источники загрязнения. Роль транспорта. Чем мы дышим? Атмосферу превратим в свалку. Чистый воздух становится дефицитом. Много ли воздуха надо людям? Кислорода хватит на 100 лет! Плохая видимость. Смог. Нормы загрязнения. Естественные, искусственные и радиоактивные загрязнители. «Озоновые дыры». «Кислотные дожди». Как выжить? Решение экологических проблем.
Объяснительно-
исследовате -льский
Беседа
состав атмосферы и за счет чего поддерживается относительно постоянный состав атмосферы;
понятия «озоновая дыра», «кислотные дожди».
показывать виды
деятельности человека, которые могут нарушить равновесие в атмосфере;
определять источники загрязнения атмосферы;
приводить примеры опасностей, таящиеся в загрязнении атмосферы.
Собеседо вание (приложе ние)
8.
Влияние звуков на человека. Шумовое загрязнение.
1
Показать влияние звуков на человека.
Дать понятие «шумовое
загрязнение».Выявить какое влияние на здоровье человека может оказать повышенный уровень шума. Познакомить с проявлением на человека «шумовой болезни»
Угроза нарастает. Основные
загрязнители - автомобили,
предприятия, железнодорожный
транспорт. Увеличекние шума, отрицательное человека и живые организмы. Виды шума (бытовой, шум от транспорта, промышленный). Шкала
интенсивности шума.
Коварство шума. Шумовые болезни.
Частично-поисковый
Лекция. Тв.работа
- понятие «шумовое загрязнение»
- основные загрязнители;
-проявление на человека «шумовой болезни»
- объяснить влияние звуков на человека;
-составлять диаграмму на основе разнообразных источников информации.
-приводить примеры влияния на здоровье человека повышенного уровня шума и их последствия
Составление диаграммы различных источников шума (см. учебник Криксунова, с.211)
9.
Практическая работа«Наблюдение за состояние воздуха»
1
Выявить влияние антропогенного фактора на результаты наблюдений, дать качественную оценку степени загрязнения воздуха.
(см. приложение)
исследовате льский
Пр.работа№ 1
-состояние воздуха в своей местности
- применять приборы и инструменты для определения качествен-ной оценки степени загрязнения воздуха;
10.
Климат: вчера
1
Выяснить, почему воздействие
Воздействие человека стало
репродукти
Лекция
- понятие
- объяснять
Собеседо
сегодня, завтра.
человека на климат, стало критически опасным для самого человека.
Показать к чему может привести изменение климата на планете.
критически опасным для существования самого человека. Уменьшение прямой солнечной радиации. Человек управляет погодой Изменение климата и стратегии человека. Глобальные изменения климата как результат безответственного отношения человека к природе. Погода и самочувствие человека.
вный
«климат»; - причины глобальных изменений климата.
существенные
признаки
воздействия
человека на
климат;
- показать
последствия
изменений
климата на
планете.
вание
(приложе
ние)
1V. Экология гидросферы
11
Совремнное состояние и охрана водных ресурсов
1
Показать роль и значение водных систем для жизни человека. Показать влияние деятенльности человека на нарушениеэкологического равновесия в водных экосистемах.
Причина дефицита пресной воды. Водный голод одна из глобальных проблем экологии. Основные загрязнители и районы водного загрязнения России. Как использовать воду. Меры по охране водных ресурсов: бережное расходование, создание безотходного производства, очистные сооружения, очистка сточных вод: химическая, биологическая очистка воды, фильтрация, биофильтрация.
Объяснительно-иллюстративный ный
лекция
- понятие «водные ресурсы2,-роль и значение водных систем для жизни человека;
- причины дефицита пресной воды;
- основные загрязнители и районы водного загрязнения России.
- объяснять как влияет деятельность человека на нарушение
экологического
равновесия в
водных
экосистемах.
-определять
меры, по охране
водных
ресурсов.
12.
Загрязнение водных ресурсов: цветение воды.
1
Показать современное состояние водных ресурсов и последствия антропогенного влияния на водные экосистемы.
Явление известное с глубокой древности. Сейчас стало из-за возросшего поступления в водоемы минеральных веществ. Результат ухудшения кислородного режима, накопления токсических органических соединений. Экологическая катастрофа. Красные приливы в Мировом океане. Гибель рыб и моллюсков, отравления у человека.
репродук-тивный
Лекция
- понятие «экологическая катастрофа»
- главные источники загрязнения водных ресурсов.
-охарактеризовать
современ-ное
состояние
водных
ресурсов
Ульян.области;
-определять последст-вия антропогенного влияния на водные экосисте-мы.
Собеседование
13.
Состояние
Куйбышевско-го водохра -нилища
1.
Познакомить учащихся с историей его образования. Познакомить с гидрологическими и гидрохимическими особенностями водохранилища. Познакомить учащихся с современным экологическим состоянием водохранилища, источниками загрязнения, качественными изменениями, составом его живых обитателей.
Искусственный водоем. Куйбышевское водохранилище — 11 место в мире по площади зеркала воды. Положительные и отрицательные последствия создания водохранилища. Нарушение режима. Строительство каскада ГЭС. Затопление земель, сель, городов. Нарушение водообмена. Слаботочный водоем. Колебания уровня подземных вод. Ущерб. Утрачены пойменные и заливные волжские луга. Гибель леса. Гибель рыб под плотинами, рост заболеваемости.
Частично-поисковый
Лекция
-ГП
Куйбышевского водохранилища; - особенности гидрологии водохранилища.
- описывать современное экологическое состояние водохранилища
- находить в разных СМИ об источниках загрязнения.
- работать с конт. картами и обозначать границы водохранилища
Работа пс к\карте. Обозначе ние ГЭС на Волге. Подборкг материал а
краеведч(
ского
характер.
14
Практическая работа
«Наблюдение за состоянием водных объектов села»
1
Познакомить учащихся с водными объектами в окрестностях села, раскрыть значение водоёмов для жизни человека, определить степень загрязнения. Каково отрицательное воздействие человека на реку и озеро в окрестностях поселка Чердаклы
(см.приложение)
Исследова-тельский
Пр.работа
№2.
- качество
поверхностных
вод, степень и
источники
загрязнения их
промышленным
и и иными
выбросами
- составлять
характеристику
водоема;
- оценивать с
помощью
физико-
химических
методов
содержание в воде наиболее
распростран-ых
загрязнителей природно-
антропогенного
происхождения.
- соотносить
данные
значения с
пдк.
Состав-ление
характеристики
водоемов
поселка
15.
Экология Волги.
1
Познакомить учащихся с экологическим состоянием реки Волга. Показать роль Волги в формировании ресурсов водных систем области. Познакомить с современным состоянием Волги и последствиями антропогенного
влияния на водные экосистемы.
Воздействие человека на природу
стало критически опасным для сещуствования самого человека. Глобальные изменения водных экосистем как результат безответственного отношения человека к природе. Состояние Волги на территории Ульяновской области. Меры по охране водных экосистем
Проблем-
ное изложение
семинар
- современное состояние реки Волги.
-меры, по охране водных экосистем.
Называть главные причины экологического состояния р.Волги;
-оределять роль Волги в формировании ресурсов водных систем области;
-приводить примеры последствий антропогенного влияния на водные экосистемы
Рефераты, фоторе-портаж
16.
Практическая работа
«Наблюдение за
атмосферными
осадками»
1.
Познакомить с методикой взятия проб дождевой воды и выявления её загрязнения. Работа по группам.
(см.приложение)
Исследова-тельский
Пр.работа №3.
- методику наблюдения за атмосферными осадками
- вести наблюдать за погодой, состоянием воздуха, атмосферных осадков своей местности;
- составлять диаграммы по результатам наблюдений.
Заполнение
таблицы по
результатам наблюдений. Данные отразить на схеме села
(столбча-
тыми
диаграмм ами,
условны ми
знаками).
V. Человек на Земле.
17.
Использование и охрана недр
1.
Дать понятие «недра Земли». Показать значение недр для человека.
Рассказать о мерах по охране природы при разработке полезных ископаемых.
Дать понятие «рекультивация земель», «вторичное сырье».
Недра и их значение для человека. Добыча полезных ископаемых и окружающая среда. Человек стал мощным рельефообразующим фактором. Открытый способ добычи и его отрицательные последствия. Ежегодно в мире извлекается 100 млрд. тонн руд, сжигается 9 млрд. тонн топлива. Руды без отходов. «Хлеб промышленности», «черное золото», «голубой прометеев огонь». Охрана природной среды при разработке полезных ископаемых.
Объяснител ьно-
иллюстрати вный
Лекция
- понятие «недра Земли», «рекультивация земель», «вторичное сырье»
- меры по охране природы при разработке полезных ископаемых
- объяснять значение недр
для
деятельности человека;
- называть отрицательные последствия добычи полезных ископаемых.
18.
Земля -
кормилица.
Антропогенные
изменения
земельных
ресурсов.
1.
Сформировать представление о почве как результате взаимодействия нескольких факторов.
Показать современное состояние
почвенных ресурсов страны.
Познакомить учащихся с
различными видами загрязнения
почв. Выяснить, в чём опасность загрязнения почв.
Познакомить учащихся с
принципами рационального
использования почв.
Обсудить пути сохранения и
восстановления ее плодородия.
Почва - индикатор экологии. Кругооборот веществ. Почва - часть биосферы. Её свойства и урожайность. Плодородие и благосостояние общества. Антропогенная нагрузка.
Рекультивация и мелиорация земель.
Удобрения и пестициды, нитраты в овощах и фруктах. Биологические методы защиты.
Почва - возобновимый ресурс.
исследовательский
Лекция, Тв.работа
- понятие «почва»;
- современное состояние почвенных
- объяснять, что почва - часть биосферы;
- уметь приводить
примеры
последствий, не
рационального
использования
почвенных
ресурсов;
- объяснять, в
чем опасность
загрязнения
почв;
- определять
пути
сохранения и
восстановления
плодородия
почв.
Заполнение
таблицы
«С\х
загрязнеь
ия: ее
опасност:
и выход»
ресурсов
страны.
- принципы
рационального
использования
почв.
19.
Практическая
работа
«Наблюдение за состоянием
почв»
1.
Исследование состава и свойств
(см.приложение)
Исследова-тельский
Пр.работа
№4
- исследовать
состав и
свойств почвы;
- анализировать
итоги
исследования.
Оформ-ление,
выводы в
дневни-ках
почвы.
VI. Растительный и животный мир.
20.
Современное
состояние и
охрана
растительности
1
Расширить представления
учащихся о значении
растительного мира в биосфере и
практической деятельности
человека.
Показать учащимся величину
опасности лесных пожаров,
вредителей лесов.
Познакомить с методами
рационального использования
растений.
Роль растений в биосфере Земли,
жизни человека. «Зеленые легкие
планеты», их значение и важность. Лес
и человек. Причины и последствия
сокращения лесов. Борьба с лесными
пожарами. Защита лесов от вредителей
и болезней.
Усиление эрозиционных процессов,
нарушение баланса углерода.
Искусственные лесопосадки.
Экологические законы сохранения,
восстановления и изменения
растительных сообществ.
Репродукти
вный
Лекция,
Самостояте
ль-ный
поиск и
отбор
информаци
и
в СМИ.
- современное
состояние
растительного
мира и ее
значение в
биосфере;
- методы
рационального
использования
растений.
- называть
определять
причины и
последствия
сокращения
площади лесов;
- показать
величину
опаности
лесных
пожаров,
вредителей
лесов.
- приводить
примеры
последствий
вырубки лесов.
Контроль за
выполнением
задания
«Обсудите что
произойдет, если
человек
полностью
вырубит
все леса
на Земле,
заменив
их
полями и пастбищеми»
21.
Практическая
работа
«Наблюдение за состоянием
растительности»
1
Описать типичные для нашей
местности растительные
сообщества. Выделить, описать
составляющие их растения и
условия обитания,
антропогенного воздействия.
Составить гербарий. Учет зеленых
насаждений в районе села и
школы. Определение состояния
деревьев и кустарников.
(см.приложение)
Исследова-
тельский
Пр.работа
- состояние
зеленых
насаждений
своей
местности
- описывать
типичные для
нашей
местности
растительные
сообщества
- вести учет
насаждений;
- определять
состояние
деревьев и
кустарников.
Учет
зеленых
насажден
ий в
районе
села и
№5
школы.
Определение
состоянии
деревьев
и
кустарников.
22.
Животный мир
и цивилизация
1
Показать учащимся важность
значения животных в природе и
хозяйственной деятельности
человека.
Показать учащимся последствия
прямого и косвенного воздействия
человека на животных.
Познакомить учащихся с мерами
по охране редких и исчезающих
видов животных.
Дать понятие «заповедник»,
«заказник».
Значение животных в природе и
хозяйственной деятельности человека.
Прямое и косвенное воздействие
человека на животных. Охрана редких
и исчезающих видов животных.
Охрана и восстановление численности
промысловых животных.
Животные — возобновимый природный
ресурс, человек может использовать,
соблюдая экологические законы:
охотиться на промысловых животных
при высокой численности,
восстановления и сохраняя редкие и
исчезающие виды, регулируя
численность вредителей сельского
хозяйства и лесов.
Заповедники и заказники.
Экологическая экспертиза и прогноз.
Проблем-
ное
изложение
Семинар
Работа в
группах
- понятия
«зповедник»,
«заказник»
- меры, по
охране редких и
исчезающих
видов
животных.
- специфику
экологической
экспертизы и
прогноза.
- выделять
важность
значения
животных в
природе и
хозяйственной
деятельности
человека;
- объяснять
последствия
прямого и
косвенного
воздействия
человека на
животных.
Контроль за
Участием в
дискуссиях
Провер-ка
индивидуального
домашне
-го
задания.
23.
Практическая
работа
«Наблюдение за
состоянием животного мира в районе поселка»
1
Выявить влияет ли среда обитания
на численность организмов.
(см.приложение)
Исследова тельский
Пр.работа
№6.
- методику проведения практической работы
- определять
влияет ли среда
обитания на
численность организмов; - вести
учетживотных разных
систематически х групп
встречающихся в окрестностях поселка
24.
Мир живой и вечный. Они должны жить вечно.
1
Познакомить учащихся со ст. Конституции об охране природы. Познакомить с Красной книгой России и Ульяновской области. Показать её важность и значимость.
Используя материалы местных СМИ изготовить стенд «Редкие и исчезающие виды растений и животных Ульяновской области»
Законы об охране природы. Красная книга России. Создание книги и её значение.
Редкие и исчезающие растения и животные Ульяновской области.
Репродук-тивный
Тв.работа
- статьи Конституции РФ по охране природы;
- Красную книгу (важность и значение)
- находить в различных источниках СМИ о
представителях Красной книги;
-изготовлять стенд по данной тематике.
Изготовление
стенда
«Крас-ная
книга
Ульяновской
области»
25.
Акция
« Птицы - наши друзья»
1.
Привитие учащимся любви к природе своего края, заботы о меньших наших братьях
Изготовление и развешивание скворечников.
Исследоват е-льский
Пр.работа №7
- важность
данного
мероприятия
- уметь
изготовлять
скворечники.
Изготовление
скворечн иков, развешивание.
26.
Особо
охраняемые
территории
Чердаклинского
района
1
Познакомить учащихся со ст. Конституции об охране природы и с Федеральным Законом РФ «Об особо охраняемых территориях», его действие на территории Ульяновской области. Дать понятие «Особо охраняемые территории»
Показать важность и значимость создания данных территорий Дать характеристику особо охраняемых территорий Чердаклинского района. Воспитать бережное отношение к природе, к диким видам животных и растений.
В настоящее время сохранение природы планете - проблема глобальная. Она актуальна и для нашего края. Мы находимся на краю экологического кризиса. Борьба за сохранение природы должна вестись на всех уровнях.
1924 год - добровольное общество охраны природы, 1991 год-общероссийский закон «Об охране окружающей природной среды, 1995 год в развитии Закона 1991 годы был принят дополнительный федеральный закон «Об особо охраняемых территориях». Знакомство учащихся с особо охраняемыми территориями Ульяновской области. В ходе лекции идёт последовательная работа с контурными картами. Знакомство с особо охраняемыми территориями Чердаклинского района — болото Кочкарь, озеро Песчаное, Урочище Орешник. Характеристика территории, рельеф, растения и животные, численность особей.
Проблем-ное изложение объяснител ьно-иллюстрати вный
Урок-
конференция
- понятие «особо охраняемые территории»
- особо охраняемые территории Чердаклинского района
- показать важность и значимость создания данных территорий.
- уметь составлять характеристику данных территорий в Чердаклинском районе. - уметь проведение самостоятельно го поиска по данной тематике на материалах местных СМИ.
Реферать
Фоторепс ртаж
Работа с к\картам
27.
Экологические
проблемы и
состояние
природы
Ульяновской
области
1
Развить самостоятельное мышление учащихся, их умение анализировать, работать с дополнительной литературой, выполнять практические работы по изучению экологической обстановки Ульяновской области.
Экология Ульяновской области. Охрана атмосферного воздуха, флоры, недр и почвы, водных ресурсов. Переработка вторсырья. Использование материалов из стендов Краеведческого музея, СМИ, телепередач, литературы по данной тематике.
Экскурсия в
Краеведчес кий музей
- применять
данные
материалы
экскурсии по
изучению
экологической
обстановки
Ульяновской
области
Собеседование
1V. будущее человечества и природы
28
Международное сотрудничество России в охране окружающей среды
Привлечь учащихся к индивидуальной работе с научной литературой и последующему анализу глобальных проблем биосферы.
Определение понятия «Устойчивое развитие»
Биосфера - глобальная экосистема. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы России. Роль международного сотрудничества в деле охраны окружающей среды. Международное сотрудничество по вопросам охраны окружающей среды. ЮНЕСКО. Разработка Межправительственной программы ООН.
Международная конференция экологов мира в 1992 году приняла «Декларацию по окружающей среде и развитию».
Заполнение таблицы
Глобальные экологические проблемы
Экологические проблемы России
Роль международного сотрудниче ства
Частично-поисковый
Лекция
понятие
«устойчивое
развитие»;
международные организации, занимающиеся
проблемами экологии мира
умение проведение самостоятельного поиска информации и анализу глобальных проблем биосферы.
показывать роль
международного сотрудничества
по вопросам
охраны
29.
Экология и национальная безопасность России
1
Сформировать представления о необходимости стратегии экологического и экономического возрождения России. Убедить учащихся в необходимости развития такого направления как экология культуры, без которого невозможно возрождение России.
Улучшение экологического состояния России - один из важнейших элементов общего экономического возрождения России. Условие возрождения - разработка системы государственной национальной безопасности, которая обеспечит защиту и рациональное использование природного ресурсного потенциала -недр, вод, почв, атмосферы, биологического разнообразия. Экология как сфера преодоления векового различия между гуманитарным и естественнонаучным знанием:
-отношение к природе - нравственная проблема;
-расширение проблемы экологии природы до проблемы экологии культуры.
Репродукти в-ный
Лекция,
Самостояте
льный
поиск и
отбор
информаци
и в СМИ
- понимать
важность
стратегии
экологического
и
экономического
возрождения
России.
- выделять о
необходимости
развития такого
направления
как экология
культуры, без
которого
невозможно
возрождение
России.
Собеседо вание
30.
Рациональное природопользов ание путь к сотрудничеству человека и природы»
1
для анализа деятельности
человека, в том числе в условиях
своей местности.
Принципы рационального природопользования. Состав экосистем. Экологическое равновесие. Биологическая продуктивность. Взаимоотношения организмов с условиями среды. Взаимосвязанное действие экологических факторов на экосистему.
Экосистема человека – часть биосферы
Репродукти вный
Научно-практическая
конференция
- понятие « экосистема человека - часть биосферы»
- уметь
выделять
принципы
рационального
природопользов
ания как пути
сохранения
биологического
равновесия в
естественных
экосистемах
- уметь
применять
экологические знания в конкретной ситуации.
Сообщения
учащихся С
приглашунием
специалистов из
районного отдела
охраны природы
31.
Акция
«Сохраним
родники!»
1
Благоустройство и очистка
родников в окрестностях села,
развитие трудолюбия, творческих способностей, эстетического вкуса.
(см.приложение)
Исследоват
ельский
репродукти вный
Пр.работа
№8.
-благоустраи-
вать и очищать
родники в своей местности
Работа по
очистке
родни-ков
32.
Акция
« Добрые
дела родному
краю»
1
Озеленение территории школы.
Работа по благоустройству поселка
(см. приложение)
Исследоват
ельский
репродукти вный
Пр.работа
№9.
- определять
степень
изменения рельефа в окрестнос-тях поселка,
-предотвратить рост оврагов, -приучать учащихся к трудолюбию и -прививать любовь к окружающей среде.
Озелене-
ние
территории
школы,
поселка.
Разбивка
цветни-ков
33.
Экологичес-кий
вечер
«Земля - наш
дом»
Конкурс
экологических
плакатов
1
Использовать теоретические знания учащихся и их практический опыт для формирования убеждений о необходимости сотрудничества с природой и отказа от потребительского отношения к ней.
(см.приложение)
Интеллект.-познаватель ная игра
- Использовать
теоретические
знания
учащихся и их практический опыт для формирования убеждений о необходимости сотрудничества с природой и отказа от потребительско го отношения к
Конкурс
на знание
учебных
материалов по
биологии экологии
34.
Обобщение
курса.
« Экология
поселка, в котором
я живу...»
Защита
проектов.
Выходная
диагностика.
1.
Организация деятельности
учащихся по обобщению и
систематизации знаний учащихся
в рамках курса.
«Круглый стол»
Исследова-тельский
Защита
рефератов,
проектов.
Подведение
итогов.
- систематизи-
ровать и
обобщить
пройденный
курс;
- уметь
применять
знания для
защиты рефератов.
Обсуждение
Проектов и
полученных
резуль-татов.
Литература.
1. Баранова А.А. и другие, Географическое краеведение, Ульяновск,
«Корпорация технологий продвижения, 2002.
2. БлаговещенскийВ.В. и другие Особо охраняемые территории
Ульяновской области, Ульяновск, Дом печати,1997.
Вронский В.А. Экологическое последствия разрешения озонового слоя земли, ж. «География в школе»,№7,2003.
Герасимов И.П. Экологические проблемы в прошлой, настоящей и будущей географии мира. М., Просвещение, 1995.
Краеведение в школе, выпуск 11, часть 2, Ульяновск, ИПКПРО, 1999.
6. Ласточкин А.Н., Дмитриев В.В. Непрерывное экологическое
образование: государственному делу государственную поддержку.
Ж.»География в школе», №10, 2003.
Лобина Н.В. и другие Словарь географических названий Ульяновской области. Ульяновск, «Корпорация технологий продвижения», 2004.
Мамедов Н.М. Экологическое образование: концепции и методические подходы., М., ТОО Экономика информатики, 1998.
Новиков Ю.В. Природа и человек, М., Просвещение, 1991.
Родзевич Н.Н. «Воздействие транспорта на окружающую среду. Ж., География в школе, №3, 2002.
Стадницкий Т.В. Экология, М., Мысль, 2000.
Сивоглазов В.И. и другие. Экология России, М., АО «МДС», 1995. 13.Ульяновская - Симбирская энциклопедия, т.2, Ульяновск, Симбирская книга, 2004.
Чернова Н.М. Основы экологии 9 класс, М., Просвещение, 1997.
Шкитов М.А. Экология и использование.Ж., География в школе № 7, 2002.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории география:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ