Рабочая программа Курса «Экономическая и социальная географии мира» 11 класс
Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:
Руководитель МО Директор МКОУ Песковатской СОШ-
_____________ ______________ _______________________
.
Рабочая программа
Курса «Экономическая и социальная географии мира»
11 класс
Программа составлена
учителем географии
МКОУ Песковатской СОШ
Ковалевым В.А.
2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основании стандарта среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г. и примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г. Были использованы также авторские методические рекомендации к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира» 10 класс. М., «Просвещение», 2008.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.
Изучение географии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде;
использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.
Курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.
По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.
Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.
Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам. Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей.
В результате изучения географии на базовом уровне учебник должен знать/понимать
Основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
Особенности размещения основных видов природных ресурсов, из главные местонахождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
Географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
Особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
уметь
Определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
Применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
Составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
Сопоставлять географические карты различной тематики;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
Нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
Понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдуха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
Практические работы для обязательного оценивания:
Практическая работа №1. Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух стран «большой семерки».
Практическая работа №2. Характеристика специализации основных сельскохозяйственных районов Китая, объяснение причин.
Практическая работа №3. Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии.
Практическая работа №4. Оценка природных предпосылок для развития промышленности и сельского хозяйства Индии.
Практическая работа №5. Составление прогноза экономического развития стран Африки на базе эффективного и рационального использования их природных ресурсов
Практическая работа №6. Для каждого из макрорегионов США объяснение влияния природных факторов на развитие их хозяйства, особенности жизни и быта населения
Практическая работа № 7. Составление программы освоения новой территории с перспективой ее экономического развития в XXI веке
Практическая работа №8. Составление картосхемы, отражающей международные экономические связи Австралийского Союза, объяснение полученного результата.
Практическая работа №9. Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России, тенденций их возможного развития.
Учебно-методический комплекс
Максаковский В.П. Учебник для 10-го класса общеобразовательных учреждений: «Экономическая и социальная география мира». М.: Просвещение, 2009.
Жижина Е.А., Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии: 10 класс. М.: ВАКО, 2007 г. – 320 с.
В.Г. Чернова. География в таблицах и схемах. СПб: ООО «Виктория», 2011 г. – 96 с.
Практикум по методике преподавания географии. Под редакцией Е.А. Таможней. М.: Издательство «Экзамен», 2008 г. – 222 с.
Петрова Н.Н. Новый образовательный стандарт. Оценка качества подготовки выпускников средней школы по географии: 11 класс. М.: Издательство «Экзамен», 2006 г. – 61 с.
Максаковский В.П. Новое в мире: цифры и факты. М.: Дрофа, 1999 г. – 192 с.
Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. М.: Просвещение, 1994 г. – 144 с.
Лисенкова Г.Я. Лекции и семинары по географии в 10 классе. М.: Просвещение,1992 г. – 143 с.
Атлас 10 класса. Экономическая и социальная география мира.
Рабочая тетрадь. Экономическая и социальная география мира.
Тематический план
№ п/п
Тема раздела, урока
Количество часов
Тип урока
Вид контроля, измерители
Элементы содержания урока
Требования к уровню подготовки учащихся
Лабораторные и практические работы
Домашнее задание
Дата проведения
План
Дата проведения
Факт
Введение – 1 ч.
Региональная характеристика мира
1
вводный
Фронтальный опрос
Политическая карта мира. Типология стран.
Знать типологию стран , показывать на карте
введение
3-8 сент
Европа – 10 часов
1
Зарубежная Европа. Общая характеристика
1
лекция
Устный опрос
Общая характеристика региона. Политическая карта Европы. Природные условия и ресурсы.
Знать политическую карту региона, характеризовать природные условия и ресурсы
§ 1
Тема 6
10-15 сент.
2
Население Европы
1
Комбинированный урок
Фронтальный опрос
Население Европы. Воспроизводство. Религиозный, национальный состав расселения. Урбанизация.
Характеризовать население Европы,
§ 1
Тема 6
17-22 сент.
3
Хозяйство стран Европы
2
Урок-практикум
Тесты, работа с картой
Хозяйство Европы. Отрасли специализации. География промышленности. Факторы размещения.
Иметь представление о хозяйстве Европы, знать состав хозяйства.
Показывать по карте регионы – центры промышленности
§ 1
Тема 6
24-29 сент.
4
Сельское хозяйство Европы
1
Урок самост.изучения материала
Фронтальный опрос
Структура сельского хозяйства. Отрасли специализации разных стран. Агроклиматические ресурсы.
Иметь представление о с/х Европы, определять специализацию стран
Сравнительная характеристика регионов
§ 1
Тема 6
1-6 окт.
5
Транспорт. Туризм.
1
Урок-семинар
тесты
Транспортное положение Европы. Транспортная сеть региона. Виды транспорта. Рекреационные ресурсы стран.
Характеризовать транспорт Европы, его значение, особенности, показывать на карте крупнейшие порты, магистрали
Характеристика страны
§ 1
Тема 6
8-13 окт.
География расселения и хозяйства
1
Комбинированный урок
Работа с заданиями
Промышленные районы Европы.
§ 1
Тема 6
15-20 окт.
6
ФРГ
1
Урок самост.изучения материала
Фронтальный опрос
Особенности ГП и ЭГП страны. Структура хозяйства. Население ФРГ.
Знать структуру хозяйства ФРГ, особенности и главные черты
Характеристика страны
§ 2
Тема 6
22-27 окт.
7
Восточная Европа
1
Урок- обобщение
Фронтальный опрос
Характеристика субрегиона. Специфика стран Восточной Европы.
Знать характеристику стран Восточной Европы
§ 2 тема 6
5-10 нояб.
8
Интеграционные процессы Европы
1
беседа
тесты
ЕЭС. ЕАСТ. Европейский банк реконструкции, европейский фонд развития, европейское космическое агентство и др.
Знать факторы и причины интеграционных процессов Европы
§ 2
Тема 6
12-17 нояб.
9
Итоговая контрольная работа за 1 полугодие
1
Урок анализа и обобщения
тесты
Урок анализа, обобщения и контроля знаний и умений по темам – хозяйство и население Европы
19-24 нояб.
Зарубежная Азия - 10 часов
11
Политическая карта современной Азии
1
Урок освоения нового материала
Геогр.диктант
История формирования современной карты Азии. Состав региона, особенности, природные ресурсы
Показывать на карте регион и страны, давать харак-ку региону
§ 1
Тема 7
26 нояб.-1 дек.
12
Население Азии.
1
Урок-семинар
Фронт.опрос
Численность. Национальный и религиозный состав. Воспроизводство. Демографическая политика
Определять тип воспроизводства, знать центры мировых религий
§ 1
Тема 7
3-8 дек.
13
Общая характеристика хозяйства региона.
1
беседа
Работа с заданиями
Типология стран. Структура промышленности. Размещение отраслей промышленности. Отрасли специализации региона. С/х. Транспорт- особенности и значение.
Знать географию размещения отраслей промышленности
Показывать и характеризовать промышленные центры
§ 1
Тема 7
10-15 дек.
14
Китай. Население и хозяйство
1
Урок-семинар
тесты
Особенности и характеристика страны. Хозяйство, население, ресурсы.
Уметь характеризовать специфические особенности страны
Характеристика страны
§ 2
Тема 7
17-22 дек.
15
Япония. Население и хозяйство
1
Урок-семинар
Фронт.опрос
Особенности и характеристика страны. Хозяйство, население, ресурсы.
Уметь характеризовать специфические особенности страны
Характеристика страны
§ 3
Тема 7
24-29 дек.
Индия
Урок самост. изучения материала
Фронт.опрос
Особенности и характеристика страны. Хозяйство, население, ресурсы.
Уметь характеризовать специфические особенности страны
Характеристика страны
§ 4
Тема 7
14-19 янв.
16
Азиатские лидеры – Китай, Япония, Индия
1
Урок-игра
Фронт.опрос
Особенности хозяйства, транспорта, населения, природных условий и ресурсов, культурных ценностей
Уметь подводить итог по теме, делать выводы
Характеристика страны
21-26 янв.
Страны Юго-Западной Азии
1
Урок-беседа
Работа с заданиями
Страны Персидского залива. Особенности промышленности. Центр национальных разногласий. Туристские ресурсы.
Выделять главные черты и особенности субрегиона, знать карту
28 янв.-2 февр.
17
Австралия. Население и хозяйство
1
Урок-лекция
Фронт.опрос
Особенности и характеристика страны. Хозяйство, население, ресурсы.
Уметь характеризовать специфические особенности страны
Характеристика страны
4-9 февр.
20
Зачет по теме
1
Урок обобщения и анализа знаний и умений
тесты
Обобщение и анализ, контроль и проверка полученных знаний и умений по разделу
11-16 февр.
Африка - 4 часа
21
Общая характеристика региона
1
Урок освоения нового материала
тесты
Территория, границы, местоположение. Политическая карта. Группировки стран. Природные условия и ресурсы. Население.
Знать местоположение и структуру региона. Особенности размещения населения.
Работа с политической картой
§ 1
Тема 8
18-23 февр.
22
Место Африки в мировом хозяйстве
1
Комбинированный урок
Фронт.опрос
Особенности и отраслевой состав промышленности. Специфические черты.
Знать отраслевую структуру региона черты и особенности, показывать на карте главные пром.районы и центры
Выделение на карте главных промышленных регионов мирового значения.
§ 1
Тема 8
25 февр.-2 марта
23
Субрегионы Африки
1
Урок-практикум
Письменная работа
Главные черты и особенности регионов – Северной и Тропической Африки. Территориальные различия, население.
Выявлять сходства и различия, делать выводы, логически мыслить.
Сравнительная характеристика Северной и Тропической Африки
§ 2
Тема 8
4-9 марта
24
Зачет по теме «Африка»
1
Урок анализа и систематизации знаний
Письменная работа
Обобщение, систематизация и анализ полученных знаний и умений по теме «Африка» - промышленность, население, ресурсы.
Характеризовать региона, давать краткую характеристику.
Задания на стр. 225 – 226
11-16 марта
Северная Америка – 5 часов
25
Общая характеристика Северной Америки.
1
Урок освоения нового материала
Фронтальный опрос
ГП,ЭГП региона. Состав, природные ресурсы и условия. Население: национальный и религиозный состав. Крупнейшие агломерации.
Знать ГП региона, уметь показывать на карте.
Характеристика страны
§ 1
Тема 9
18-23 марта
26
Промышленность и сельское хозяйство США
1
Урок применения полученных знаний
Геор.диктант
Состав и структура промышленности. Отрасли специализации. География размещения. Природные предпосылки. Значение в мире.
Уметь характеризовать хозяйство США
§ 1
Тема 9
3-6 апр.
27
Макрорайоны США
1
Урок-беседа
Фронтальный опрос
Макрорегионы СШа: сходства и различия, отрасли специализации.
Уметь показывать на карте макрорайоны, давать краткую характеристику
Сравнительная характеристика регионов США
§ 2
Тема 9
8-13 апр.
28
Канада
1
Урок-семинар
Фронтальный опрос
Особенности и характеристика страны. Хозяйство, население, ресурсы.
Уметь характеризовать специфические особенности страны
Характеристика страны
§ 3
Тема 9
15-20 апр.
29
Итоговая работа за 2 полугодие
1
Урок проверки и контроля знаний
тесты
проверка и контроль знаний и умений по темам: Зарубежная Азия, Африка, Северная Америка
22-27 апр.
Латинская Америка – 3 часа
30
Общая характеристика стран
1
Урок освоения нового материала
Геогр.диктант
Общая характеристика региона. Специфические особенности и черты отдельных стран. Население – национальный и религиозный состав.
Уметь показывать на карте страны, крупнейшие промышленные центра и агломерации
§ 1
Тема 10
1-4 мая
31
Бразилия
1
Урок-семинар
Фронтальный опрос
Особенности и характеристика страны. Хозяйство, население, ресурсы.
Уметь характеризовать специфические особенности страны
Характеристика страны
§ 2
Тема 10
6-11 мая
32
Зачет по теме
1
Урок проверки и контроля знаний
Письменная работа
Урок проверки и контроля знаний и умений по теме: особенности структуры хозяйства региона.
13-18 мая
Глобальные проблемы человечества – 1 часа
33
Глобальные проблемы человечества
1
Урок-беседа
Глобальные проблемы человечества: экологическая, продовольственная, энергетическая, освоения мирового океана, космоса, перенаселение. Пути решения
Знать глобальные проблемы, делать вывод, понимать значимость решения проблем
20-25 мая
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории география:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ