Урок дистанционного обучения Тема урока: Реки 6 Класс

Урок дистанционного обучения

Тема урока: Реки.


Составила Морозова Г.А.

Учитель географии МБОУ Крюковская СОШ г.Чехов

Ученица ДО Малахова Дарья 6 класс


Цель урока: познакомиться с понятиями «река», «исток», «устье», «приток», «водораздел», «бассейн»; сформировать представление о направление течения и скорости рек; познакомить с типами питания рек; научить показывать реки на карте.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: электронная физическая карта мира и России, атлас, видеофрагмент «Реки», ПК.


Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Изучение нового материала.


Прослушай небольшие строки из стихотворения

О, Волга …колыбель моя,

Любил ли кто тебя, как я?

Н. Некрасов

Вопрос: какая тема нашего урока?

Ответ: Реки.


Просмотр видеофрагмента «Реки»


Вопрос: Какая река течёт вблизи твоего населённого пункта?

Ответ: река Лопасня.


Вопрос: Какие ассоции у тебя возникают при понятии река?


Вопрос: Что такое река? При затруднении обращаемся к учебнику стр.87

Ответ: Река – водный поток, текущий в выработанном им углублении – русле.

Вопрос: А, что ты знаешь о реках?

Сегодня мы с тобой познакомимся со строением речной системы, с режимом реки и её питанием, с типами рек.

Знакомство с новыми понятиями:

Исток – начало реки.

Вопрос: Что может быть истоком реки?

Ответ: родник, болото, ледник, озеро.

Устье – это конец реки.

Вопрос: Что может быть устьем реки?

Ответ: море, океан.

Река течёт в понижении рельефа и впадает в другую реку, являясь притоком.

Работа в тетради: с помощью учителя изображаем рисунок. (см.приложение)

Работа с картой:

1. Показать истоки: Волги, Ангары, Енисея.

2. Показать устье: Волги, Ангары, Енисея, Амазонки.

Реки делятся на два типа: горные и равнинные.

Задание: 1. описать равнинные реки – текут по равнине, течение медленное, дно песчаное.

2. описать горные реки – берут начало в горах, быстрое течение, дно каменистое.

Каждая река течёт в углублении, которое она сама образовала – это русло. Русло является частью речной долины.

Работа с учебником: рис.57 стр.87 и назови части речной долины.

Ответ: русло, пойма, террасы

Посмотрим на фото учебника. («Каньон Колорадо» и «На Волге»)

Вопрос: Чем отличаются речные долины этих рек?

Ответ: у реки Колорадо речная долина глубокая и узкая, а у Волги – широкая.

Главная река имеет притоки – это реки, которые впадают в главную реку. Главная река со всеми притоками образует речную систему.

Притоки могут быть правые и левые.

Вопрос: Как узнать, левый это приток или правый? (надо определить направление течения реки, встать лицом по течению, и тогда, реки впадающие справа, - это правые притоки, а слева – левые притоки)

Задание по карте: назови правый и левый приток Волги. (правый – Ока, левый – Кама)

Река получает питание с большой водосборной площади – это бассейн реки.

Бассейны рек и речные системы отделяются друг от друга водоразделами. Водоразделом может быть горный хребет или возвышенность.

Задание по карте: какой хребет является водоразделом рек Лены и Яны?

(Верхоянский хребет)

Вопрос: почему реки не пересыхают? (они участвуют в Мировом круговороте воды)

Реки постоянно получают питание.

Вопрос: Как ты думаешь какое питание имеют реки? (снеговое, ледниковое, дождевое, подземное).

Большинство рек России имеют смешанное питание.

Вопрос: Какое явление наблюдается на реках Русской равнины весной? - (половодье)

Половодье – закономерный, ожидаемый подъём уровня воды в реке.

Вспомни стихотворение Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

При затруднении учитель читает отрывок.

Вопрос: Какое внезапное явление возникает на реках во время весеннего половодья?

Паводок – это внезапный подъём уровня воды.

  1. Практическая работа на контурной карте.

Нанести на к/к реки: Волга, Енисей, Обь, Амур, Амазонка, Нил, Миссисипи.

  1. Закрепление нового материла на экране ПК.

Задание: реши соответствие.

  1. Исток

А. Водный поток текущий в русле.

  1. Река

Б. Граница, разделяющая соседние речные бассейны.

  1. Приток

В. Начало реки.

  1. Устье

Г. Река, впадающая в главную реку.

  1. Водораздел

Д. Конец реки.

Проверка: 1-В: 2-А; 3-Г; 4-Д; 5-Б

  1. Домашнее задание: п.30, найти стихотворение о реке.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории география:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ