Урок для 8 класса по теме: "История развития Земли"
8 класс
Тема урока:
История развития Земли.
Особенности тектонического строения территории России
Цели и задачи урока:
сформировать представление о развитии природы на территории страны, знания об абсолютном и относительном возрасте горных пород, о геологическом летоисчислении;
объяснить структуру и содержание геохронологической таблицы, научить пользоваться ею;
расширить знания учащихся о тектонических структурах, их происхождении, размещении на территории России;
развивать краеведческие знания о геологическом строении земной коры;
показать практическое значение знаний о тектоническом строении для человека в современных условиях;
научить анализировать и сопоставлять тектоническую и геологическую карты.
Ход урока
Слайды № 1, 2
Вопросы к учащимся
Какой возраст имеет наша планета?
Какое строение имеет литосфера?
Какие явления происходят на границах ее плит?
Как размещаются на Земле сейсмические пояса?
Случаен ли облик земной поверхности? Всегда ли он был таким?
Как ученые доказывают, что природа постоянно развивалась, изменялась? На основании каких фактов?
Какие науки занимаются изучением строения земной коры и развитием природы на Земле?
Итогом беседы будет вывод о постоянном, непрерывном изменении поверхности Земли и развитии природы.
Слайды № 3-5
Среди наук, изучающих Землю, выделяют:
Геология - наука, изучающая Землю: ее состав, структуру, внутренние и внешние процессы, историю. Впервые определение геологии дал Чарльз Лайель в 1830 году. Современная геология делится на ряд отраслей, многие из которых стали самостоятельными науками: историческая геология, геотектоника, палеонтология и т. д.
Историческая геология изучает историю и закономерности развития Земной коры и Земли в целом.
Геотектоника - учение о строении земной коры и формировании тектонических структур.
Палеонтология - наука о вымерших организмах и о развитии органического мира Земли.
«Наша планета существует уже многие миллионы лет, в течение которых жизнь на ее поверхности испытала большие изменения... Это изменение форм органической жизни можно проследить, изучая их остатки, сохранившиеся в толще земной коры в виде окаменелостей... Изучением форм этой минувшей жизни, их особенностей, условий существования и причин изменения - вымирания одних, развития и совершенствования других - занимается отрасль науки, называемая палеонтологией».
(В. А. Обручев.)
Минералогия - наука, изучающая минералы, их состав, свойства, условия образования и нахождения в природе.
Минералы - это не только причудливые кристаллы, тускло поблёскивающие на музейных полках; это и разноцветные зёрнышки в расколотом придорожном булыжнике, и песчинки на морском берегу, и снежинки, медленно опускающиеся на землю. Они слагают и оплавленную глыбу метеорита, и кусок свинцовой руды в ковше экскаватора, и глинистый обрыв реки. Минералы обнаружены и далеко за пределами Земли - на далёких планетах, в кометах, в межзвёздной пыли. В общем, минерал - это один из основных «кирпичиков», которые слагают окружающий нас мир неживой природы.
Петрография - наука, изучающая горные породы.
Горные породы представляют собой природное соединение одного или нескольких минералов. Каждая горная порода образовалась в определенных условиях. Так, например, гранит состоит из довольно крупных кристаллов («зёрен») кварца, полевого шпата и слюды.
II. Получение новых знаний.
Слайды № 6-8
Раскрывая и расшифровывая историю нашей планеты, геологи сталкиваются с увлекательным и динамичным сценарием, написанным природой. История эволюции Земли - своеобразный красочный и яркий спектакль, полный драматических событий, многие участники и зрители которого давным-давно ушли в небытие, оставив свой след в земных слоях.
Каждый пласт, каждый слой земной коры представляет собой как бы страницу огромной каменной книги, на которой своеобразным языком в виде отпечатков растений и ископаемых остатков животных записаны события, происходившие на Земле и в её недрах многие сотни миллионов лет назад. Прочесть исторический сценарий, написанный этими «каменными иероглифами» хотя и нелегко, но вполне возможно. Однако составить полную картину эволюции нашей планеты очень сложно, т. к. одни страницы каменной летописи окончательно утеряны, другие сильно повреждены временем, а третьи - перепутаны и искажены.
Геологи медленно и скрупулёзно, шаг за шагом находят и изучают факты, строят различные гипотезы, воссоздают из небытия картины далёкого прошлого. Но история Земли по-прежнему полна загадок и тайн.
Точную дату рождения нашей планеты определить довольно трудно. Существует много гипотез о времени и особенностях её возникновения. По мнению современных ученых, Земля родилась около 4,6 млрд лет назад из плотного облака космической пыли и газа. Несколько сотен миллионов лет Протоземля провела в виде холодного безжизненного скопления космического вещества. Постепенно она начала разогреваться, это привело к изменению вещества, из которого она состояла. Расплавленное земное вещество стало распределяться по удельному весу. На поверхности остались легкие соединения, а тяжелые соединения и элементы опустились на глубину. Так появились мантия и ядро. Земная кора образовалась, когда Земля стала остывать. Планета покрылась тонкой твердой оболочкой, хотя в её глубинах продолжал кипеть расплав.
Именно со времени образования земной коры начинается геологическая история Земли. Самые древние горные породы свидетельствуют о том, что возраст литосферы более 3,5 млрд лет. Все время геологической истории развития природы разделили на пять эр.
Слайд № 9
Геологическая эра - наиболее крупный этап развития земной коры и органического мира.
Слайд № 10 Схема: «Этапы развития Земли»
Слайд № 11 Геологические эры
Архей (древнейшая эра)
Протерозой (эра ранней жизни)
Палеозой (эра древней жизни)
Мезозой (эра средней жизни)
Кайнозой (эра новой жизни)
Слайд № 12
Первая геологическая эра, архей, возраст которой, по- видимому, не менее 3,5 млрд. лет, продолжалась более 900 млн. лет. В то время поверхность Земли представляла собой однородную серую равнину, напоминающую современный лунный ландшафт. Постепенно формировались атмосфера и гидросфера. Следов органической жизни практически нет. Породы органического происхождения указывают на существование бактерий и водорослей. Эти простейшие формы жизни покрывали живой тонкой пленкой огромные пространства морской поверхности и суши. Жизнь еще многого не умела, она еще не научилась по-настоящему расти и двигаться. Она умела главное - жить, приспосабливаться к любым, самым невероятным условиям. Эта практически безжизненная эра носит название архея (древнейшая).
Слайд № 13
Протерозой, или эра ранней жизни, длился примерно 2 млрд. лет, его возраст 2,7 млрд. лет. В протерозойских отложениях остатки организмов встречаются всё чаще - это в большинстве своем такие же круглые одноклеточные бактерии и водоросли, но среди них уже существовали и примитивные многоклеточные организмы: водоросли, кишечнополостные, черви и др.
Слайды № 14-17
Эра древней жизни, палеозой, характеризуется заменой в процессе дальнейшего развития первоначальных низкоорганизованных примитивных форм жизни более высокоорганизованными. Появляются, быстро развиваются и процветают рыбы, амфибии, рептилии, летающие насекомые, пауки; широкое распространение получают водоросли, пышно развиваются кораллы, растения выходят
на сушу, появляются семенные папоротники, исчезают каменноугольные леса. Возраст палеозоя предположительно составляет 570 млн. лет, а продолжительность - около 350 млн.. лет.
Слайды № 18-20
В мезозое, эре средней жизни, появились первые, а затем и высшие млекопитающие, настоящие костистые рыбы, настоящие птицы. В растительном мире на смену господствующим голосемённым приходят покрытосеменные, происходит резкое сокращение папоротников. Мезозой продолжался 163 млн лет, возраст этой эры - 230 млн. лет.
Слайды № 21-22
Эра новой жизни, кайнозой, наступила 67 млн лет назад. Вы- мирают крупные пресмыкающиеся, исчезают головоногие моллюски. Среди животных господствуют млекопитающие и птицы, в растительном мире - покрытосеменные растения. Наконец 1 лет назад появился человек. Животный и растительный мир принял современный облик.
Каждая эра подразделяется на геологические периоды, а те, в свою очередь, на эпохи. Названия периодов чаще всего происходят от местностей, где впервые были найдены соответствующие отложения.
Слайд № 23
Геологическое летоисчисление - это раздел геологии, который занимается изучением возраста, продолжительности и последовательности формирования горных пород.
Все методы определения возраста горных пород подразделяются на две группы: а) методы определения относительного возраста горных пород; б) методы определения абсолютного возраста горных пород. Методами первой группы определяют, какие породы древнее, а какие моложе относительно друг друга. Методами второй группы определяют возраст породы в единицах времени.
Слайды № 24,25
На основании изучения возраста горных пород составлены геологическая карта и геохронологическая таблица, в которой систематизированы знания об основных геологических событиях и облике земной поверхности, а также о закономерностях образования полезных ископаемых.
Работа с геологической картой и геохронологической таблицей
Перечислите геологические эры, начиная с древнейшей.
Назовите самую короткую эру и самую длинную.
Прочтите названия периодов каждой эры.
Какие периоды были наиболее продолжительными? Какой период - самый короткий?
Прочтите таблицу по горизонтали. Какие события геологической истории в ней отражены?
Охарактеризуйте какой-либо период.
Образование гор вело к уменьшению площади морей, похолоданию климата и, как следствие, вымиранию одних животных и появлению других, приспособленных к жизни в новых условиях. Образование горных систем, таким образом, изменяло не только рельеф, но и весь древний природный комплекс.
Вопросы:
Какие горные породы образовались в палеозое, мезозое и т. д.?
Как изменялся климат, растительный и животный мир?
Какие периоды в истории Земли были влажными?
Когда на Земле появились птицы?
Когда появились пустыни?
Как называется эра и период, в которые мы живем?
Слайды № 26-31
В процессе совместной работы мы поняли, что в геохронологической таблице заключена огромная информация о развитии Земли. Но по ней трудно судить, в каких районах земного шара, материка или нашей страны происходили те или иные геологические события. Об этом дают представление различные карты: тектонические, геологические, размещения полезных ископаемых и т. д. С тектонической картой (картой строения земной коры) мы уже знакомы. Геологическая карта показывает распространение горных пород различного возраста, выходящих на поверхность. На основании геологических карт проводится поиск и разведка полезных ископаемых.
Работа с тектонической картой России проводится с целью расширения знаний об основных тектонических структурах и их размещении на территории страны.
Земная кора представляет собой совокупность литосферных плит и их осколков. Литосферные плиты состоят из платформ и складчатых поясов.
Платформа - это обширный малоподвижный участок земной коры. Имеет двухъярусное строение: фундамент из смятых метаморфизированных пород и чехол, сложенный спокойно залегающими осадочными породами.
Складчатый пояс - это подвижный участок земной коры, имеющий сложную складчатую структуру.
Территория страны - часть древнего материка Лавразии. Основная ее часть - это Евразийская литосферная плита, которая имеет очень сложное строение и состоит из платформ и складчатых областей разного возраста.
Какими способами показаны на тектонической карте геологические структуры?
Каким цветом показаны на карте области разных складчатостей - от байкальской до кайнозойской?
Какие структуры занимают наибольшие территории? Какой возраст они имеют?
Чем плиты отличаются от платформ? (Плиты - это молодые платформы.)
Какие территории нашей страны возникли в герцинскую складчатость, в мезозойскую, в кайнозойскую?
Почему Кавказские горы выше Уральских?
Траппы - это излившиеся в разное время и наслоившиеся друг на друга лавовые потоки, они образуют ступенчатые склоны. В России характерны для Среднесибирского плоскогорья.
Щиты - это выход фундамента платформы на поверхность. В нашей стране известны Балтийский щит на Русской платформе, Анабарский щит на Сибирской платформе и т. д.
Устная практическая работа:
Изучите условные обозначения к геологической карте.
Расскажите, что обозначают цвета и буквенные индексы на этой карте.
Установите, какого возраста породы слагают Восточно- Европейскую равнину.
Где на равнине выходят на поверхность магматические породы?
Отложениями какого возраста сложена Западно-Сибирская равнина?
Отложениями какого возраста сложена территория на которой вы живете?
На основе полученных фактов сделайте вывод о том, что можно узнать, изучая геологическую карту.
III. Подведение итогов урока.
Домашнее задание: §12
РТ: стр. 24-26 задание № 1, 2, 4
Ресурсы:
Учебник: География России. В 2 кн. Кн 1: Природа, население, хозяйство. 8 класс/ В.П. Дронов, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе, под ред. В.П. Дронова, М. Дрофа, 2009г
О.В. Антушева География России: природа 8 класс. Поурочные планы к учебнику И.И. Бариновой, Волгоград, Учитель, 2005.
Фото, видео – Электронные уроки «Кирилл и Мефодий» 8 класс, 2005г
Фото, видео – 1С Образовательная коллекция: География 6-10 классы, 2005г
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории география:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ