Урок для 6 класса по теме: "Масштаб"
Класс: 6
Тема урока: Масштаб.
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока:
1. Образовательная: получить представления о масштабе и его видах,
углубить знания о картографических измерениях.
2. Развивающая: научиться применять картографические умения в новой
ситуации; развитие самостоятельности.
3. Воспитательная: учить контролировать самооценку знаний и умений.
Оборудование: топографическая карта, атлас для 6 класса, таблица
«Виды масштабов».
Ход урока
№
заданий
Учебный материал
с указанием заданий
Руководство по усвоению материала
1
2.
Повторение пройденного материала.
Топографический диктант.
Обменяйтесь с товарищем домашними работами, проверьте работу друг друга:
- Правильно ли нарисованы условные знаки?
- Соответствует ли сочинённый рассказ нарисованным условным знакам?
Изобразите условные знаки : тропа, мост,
луг, кусты, болото, обрыв, пашня, церковь, колодец, овраг, лес.
Подготовительный этап
1.Чем можно измерить расстояние?
2.Как можно узнать расстояние по затраченному времени?
3.Для чего в математике вы применяете понятие «масштаб»?
4.Измерьте среднюю длину своего шага. Для этого:
а) обычным шагом пройдите расстояние 100 м, подсчитывая шаги
б) разделите 100м на количество шагов
Пример:100 м - 150 шагов; 10000 см:150 = 66 см.
Блок 1. Понятие о масштабе
1
Что такое масштаб?
Запишите в словарь и выучите:
Масштаб - это условная мера, показывающая во сколько раз расстояние на плане или карте меньше, чем расстояние на местности.
2
Какие виды масштабов бывают?
а) численный:
б) именованный:
в) линейный:
Рассмотрите пример:
Масштаб 1: 1000.Если взять расстояние на местности за единицу, то на чертеже расстояние уменьшается в 1000 раз. Подобным образом определите, во сколько раз уменьшено расстояние, если указанный масштаб 1:50; 1:500; 1:5000; 1:200. Какой из этих масштабов показывает значительное уменьшение (мелкий масштаб)?
В атласе рассмотрите планы одного и того же населённого пункта в разном масштабе. В каком масштабе населённый пункт изображён более подробно?
(крупный масштаб).
Сделайте вывод о зависимости плана местности от величины масштаба.
Алгоритм: чем крупнее масштаб, тем объекты на карте (крупнее, мельче).
Найдите на топографической карте численный масштаб, а рядом именованный. Прочитайте его. Что он поясняет? Попробуйте сами определить, почему он так называется.
0
200
400
600
800
1000
Чему равна величина масштаба (т.е. чему равно 1 деление)?
3
Почему используются разные виды масштабов?
Изучите таблицу
Вид масштаба
Как изображается
Что показывает
Для чего используется
Числовой
Дробью
Во сколько раз уменьшается расстояние
Для краткой записи
Именованный
Словами и цифрами
Вели чину масштаба
Для определения величины масштаба
Линейный
Делениями на линии
Соответствующие делениям расстояния на местности
Для измерения расстояния циркулем
Закончите фразу: разные виды масштаба нужны для ……..
3б
4
Есть ли легкий способ перевода численного масштаба в именованный?
а) Рассмотрите примеры:
численный
1:1000000
1:100000
именованный
в 1 см 10 км
в 1 см 1 км
Алгоритм ответа: чтобы перенести численный масштаб в именованный, надо убрать ……. нулей
б) прочитайте примеры масштаба
в именованном виде: 1:25 000 000; 1:250 000; 1:5 000; 1:100
2б
5
Как изобразить объекты в масштабе?
Выполните чертеж школы в двух вариантах:
а) в масштабе – в 1 см 10 м
б) в масштабе – в 1 см 20 м
3б
Блок 2. Измерение расстояний на карте с помощью масштаба
6
Решайте задачи по топографической карте в атласе. Определите расстояние между:
- ветряной мельницей и родником
- станцией и железнодорожным мостом
- с. Ладогино и с. Михалино
Алгоритм решения:
1. Изучаю масштаб карты и определяю величину масштаба
2. Если определяю расстояние между пунктами по прямой, то измеряю расстояние в см линейкой. Затем величину масштаба умножаю на величину на карте
3. Если измеряю расстояние по кривой, то пользуюсь циркулем или ниткой, а затем откладываю число шагов циркуля или длину нитки на линейном масштабе.
При затруднениях определения расстояния по кривой обращайтесь к учителю
Самооценка: более 20 баллов – оценка «5»; 15-19 баллов – оценка «4»; 11-14 баллов – оценка «3»
7
САМОКОНТРОЛЬ
Блок 3. Определение уровня полученных знаний
Определите правильный ответ на вопросы:
1. Какой из масштабов крупнее? а) 1625; б) 1:300; в) 1:50000
2. В каком из масштабов карта более подробна? а)1:300; б)1:3000; в) 1:30000
3. Численный выразить именованным: 1:9000000; а)в 1 см 90 км; б) в 1 см 900 км; в) в 1 см 9000 км
4. Линейный масштаб выразить именованным:
а) в 1 см 150 км; б)в 1 см 60 км; в) 1:5000000 км
|30
0
30
60
90
120
150 км
5. Во сколько раз расстояние на местности больше, чем на плане, если местность изображена в масштабе 1:25000?
а) в 25000 раз; б) в 25 раз; в 2,5 раза
6. На плане расстояние между пунктами 3,5 см, масштаб 1:10000. Каково расстояние между пунктами на местности?
7. На плане расстояние между пунктами 2 см, что соответствует 600 м на местности. Каков масштаб плана? Произведите сверку с правильными ответами учителя и определите уровень знаний.
За правильные ответы на вопросы 1-5-1 уровень; вопросы 1-7-2 уровень; вопросы 1-8-3 уровень.
РЕФЛЕКСИЯ:
1. Покажите сигнальной карточкой, на какую оценку вы выполнили свою работу.
2. Покажите сигнальной карточкой, какой уровень знаний вы определили.
3. Соответствует ли 1-й уровень знаний оценке «3», второй уровень – оценке «4», 3 уровень- оценке «5»?
4. Выскажите свое мнение: если данные не совпадают, то почему?
а вы завышали себе баллы
б) вам не хватило времени на самооценку
в) вам нужно повторение домашнего материала для полного усвоения
г) вы прорабатывали не все задания технологической карты
Домашнее задание. Для учащихся, определивших 1 и 2 уровень: изучить параграф, рекомендованный учителем, и ответить на вопросы к параграфу.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории география:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ