Урок для 6 класса по теме: "Реки"
Тема урока: Реки(1)
Класс: 6
УМК: Герасимова Т. П., Неклюкова Н. П. География. Начальный курс. М.: 2011
Цель урока: расширить и углубить знания о водах суши - реках.
Задачи урока:
Образовательные: Сформировать представление о реке и её частях, особенностях горных и равнинных рек.
Научить определять левые и правые притоки.
Познакомить с крупнейшими реками России, водопадами мира.
Развивающие:
Продолжить развивать умение определять географические координаты, работать с географической картой
Воспитательные:
Воспитывать у учащихся умение видеть красоту окружающего мира.
Воспитание позитивного отношения к ответам одноклассников.
Оборудование:
физическая карта полушарий, России; атласы,
проектор мультимедиа,
картины и фотографии.
Ход урока.
N п/п
Этап
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1
Орг. момент
Проверяет готовность учащихся к уроку
Готовят рабочее место.
2
Мотивационный момент
Предлагает отгадать загадки:
Течет, течет – не вытечет;
Бежит, бежит – не выбежит.Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит.Между гор, между дол
Бежит белый конь.
Предлагают варианты ответов.
3
4
Актуализация
Освоение нового материала
Вы уже поняли, что тема урока …(Реки)
Обращается к жизненному опыту учащихся: Мы живём в городе, который находится на берегу реки. Расскажите о нашей Клязьме или другой реке, которую видели.
Попробуем самостоятельно дать определение, что такое река?
Сверим свои определения с тем, что записано в учебнике.
Чем отличались наши определения от научного?
Сегодня мы узнаем ещё несколько важных определений
Демонстрирует карточки с ключевыми словами темы (исток, устье, приток, русло ,речная долина, речная система) и рисунок-схему «Части реки»
.
Продолжаем работать с рисунком:
Что может являться началом реки?
Покажите ещё несколько притоков, истоки которых расположены в горах, в болоте, от родника.
Сколько притоков у нас получилось? Как их будем различать?
Записывают тему урока в тетрадь.
Рассказывают о реках, используя картины и фотографии
Предлагают свои определения
Читают определение в учебнике стр. 87, выделяют ключевые слова в определении
Изображают в тетради по образцу реку, подписывают части реки. Один ученик на доске расставляет карточки на схеме.
Самостоятельно дают определения терминов (устно)
В учебнике находят определения «речная долина» и «речная система»
Дополняют рисунок, один ученик на доске
Выдвигают версии, пока не скажут, что есть правые и левые притоки. В учебнике находят, как их определяют.
5
Первичная проверка понимания
В атласе на физ. карте России находят Волгу (1 ряд), Лену (2 ряд), Амур (3 ряд), определяют их правые и левые притоки.
Работа в парах с картой атласа. Проверка.
6
7
Продолжение изучения нового материала
Закрепление знаний, умений
Показ видеосюжетов о реках горных и равнинных
равнинные реки горные реки
текут быстро большая скорость долины узкие наличие водопадов текут спокойно небольшая скорость долины широкие
Работа с координатами
420 с.ш., 780 з.д. (Ниагарский)
50 с.ш., 620 з. д. (Анхель)
180 ю.ш., 260 в. д. (Виктория)
По карточкам с ключевыми словами вспомнить понятия
Определяют отличительные черты рек, заполняют схему:1 вар – о горных, 2 вар. – о равнинных реках.
Проверяют правильность выполнения работы, дополняют схему
Работа с атласами на определение координат, проверка, показ
Работа с понятиями
8
Домашнее задание
Предлагает домашнее задание на выбор:
§ 30, п. 1,2,4,5.
Найти в справочной литературе список крупнейших рек мира и уметь показать их на карте.
Подготовить литературный материал по теме урока.
Выбирают домашнее задание и записывают его в дневник.
9
Подведение итогов. Рефлексия
Предлагает дополнить предложение:
Я узнал, что такое …
Я могу …
Я научился …
Выполняют работу
Приложение 1.
Установите соответствие
1. Вода, находящаяся в земной коре называется …
А. минеральными водами
2. Горные породы, пропускающие воду, называются …
Б. источниками (родниками)
3. Пустоты, которые вымывает вода в легкорастворимых породах (напр.: солях, гипсе, известниках) называются …
В. межпластовыми водами
4. Слой, насыщенный водой называется …
Г. водоносным слоем
5. Воды, содержащиеся в водоносном слое, не прикрытом сверху водоупорными породами, называются …
Д. пещерами
6. Подземные воды, которые выходят на поверхность на склонах , в оврагах, резных долинах называются …
Е. водопроницаемыми горными породами
7. Водоносный слой, находящийся между двумя водоупорными слоями называется …
Ж. грунтовыми водами
8. Подземные воды, содержащие повышенное количество растворенных веществ и газов, используемых в лечебных целях называются …
З. подземной водой
Ответы: 1.З; 2.Е; 3. Д; 4.Г: 5.Ж; 6.Б; 7.В; 8.А.
Конкурс знатоков:
а) Я – сибирская река
Широка и глубока
Букву «е» на «у» смени –
Стану спутником земли.
(Лена – Луна)
б) Ты, меня, наверно, знаешь,
Я сказки Пушкина – герой,
Но если «я» на «н» сменяешь,
Сибирской стану я рекой.
(Елисей – Енисей)
в) В Африке известная река,
К ней прибавьте срочно букву «к»
Слово все наоборот прочтите,
Город в Подмосковье отыщите.
(Нил + к = Клин)
г) - Название какой реки состоит из предлога и цифры?
(Припять)
- Какая сибирская река состоит из личного местоимения и предлога?
(Яна)
- Название какой реки у тебя во рту?
(Десна)
- Какую реку можно срезать ножом?
(Прут)
- Какой приток Дона носит название дерева?
(Сосна)
- Какая река Западной Сибири носит название посуды?
(Таз)
Приложение 2.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории география:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ