Урок-экскурсия "ПТК своей местности: болота"
Тема: ПТК своей местности: болота.
Тип урока: урок-экскурсия
Цель урока: Установить особенности природного комплекса на примере болота, формирующегося в условиях повышенного увлажнения.
Задачи урока:
1. Раскрыть причины возникновения болот;
2. Показать влияние болот на природу своей местности;
3. Определить степень экологического состояния болот своей местности.
4. Продолжить воспитание у обучающихся любви к своему родному краю.
Оборудование: рулетка, определитель растений, фотоаппарат.
Методы обучения: наглядный, практический, исследовательский.
План урока.
1. Организационный этап.
2. Этап подготовки учащихся к проведению экскурсии.
3. Экскурсия
4. Выполнение заданий.
5. Оформление результатов.
6. Выводы.
Основные этапы работы
Организационный этап.
Проведение инструктажа по технике безопасности.
Этап подготовки учащихся к проведению экскурсии.
Изучение литературы.
Рекомендуемая литература:
1. Гуленкова М.А., Сергеева М.Н., Растения болот / Серия: Атлас родной природы. — М: Эгмонт, 2001. — 64 с.
2. Болота // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
3. Водно-болотные угодья России. Том 2. Ценные болота (под общ. ред. М. С. Боч). — Издательство: Wetlands International Publication № 49. — 1999. - 88 с
Рекомендуемые интернет ресурсы:
Вавилон.wiki
http://ru.wikipedia.org/wiki/Болото#.
http://bio.1september.ru/articlef.php?ID=200201606
http://www.ufolog.ru/publication/3297/
Ход урока
«Болото избродил, а рыбы не изловил….» http://ru.wikiquote.org/wiki/Русские_пословицы
Введение.
Термины:
Марь — заболоченный редкостойный лиственничный лес, прерывающийся участками безлесных кочковатых болот и ерников.
Мочажина — влажное, заболоченное, топкое место между кочками на болоте, низменном лугу.
Топь — переувлажнённый участок болота с разжиженной торфяной залежью, высоким уровнем воды и рыхлой непрочной дерниной.
Трясина — зыбкое болотистое место.
Няша —зыбкое болотистое илистое или глинистое место.
Вопросы:
1. Как влияют болота на природу своей местности?
2. Следует ли осушать болота, расположенные в своей местности?
3. Как может измениться природа в случае осушения?
2. Болота. Их виды. Условия для образования.
Болота - это переувлажненные участки местности.
Болота делятся на два типа: низинные и верховые.
Низинные
Верховые
Питаются грунтовыми
водами.
Питаются осадками
(избыточное увлажнение)
Низинные болота встречаются там, где близко к поверхности подходят грунтовые воды. Расположены они в понижениях рельефа, имеют вогнутую форму. Низинные болота непроходимы или труднопроходимы. Низинные болота, при накоплении торфяного слоя, отрываются от питающих их грунтовых вод и становятся верховыми. Для сохранения верховых болот необходимо главное условие - избыточное увлажнение.
Условия образования болот:
1. Избыточное увлажнение (к>1);
2. Плоский рельеф, замедленный сток;
3. Зарастание озер;
4. Близость грунтовых вод;
5. Близость к поверхности водоупорного слоя (вечная мерзлота, щит платформы).
Вопросы:
1.Почему нельзя осушить все болота?
- На болотах идет очистка воды, болота дают начало многим рекам.
- На болотах растут ценные ягоды - клюква, морошка, голубика.
- В болотах образуется торф, который используется как топливо, и как
удобрение.
- Болота - места обитания водоплавающих птиц: уток, куликов, гусей и др.
3. Этап проведения экскурсии.
Методика проведения:
Для того чтобы экскурсия в природу прошла успешно, необходимо провести среди обучающихся подготовку. Класс разбивают на группы и каждому из них дают определенное задание по изучению литературы.
Работа на местности:
1. Изучение общих особенностей поверхности и строения рельефа окружающей местности.
2. Установить степень заболоченности своей местности и причины этого (использовать карты района, села).
3. Установить в какой части села находится болото.
4. Определить степень зарастания болота и степень его обмеления.
5. Определить растительный и животный мир болота.
6. Определить степень экологического состояния болота.
7. Составить план местности и сделать вывод.
Вопросы:
1. Следует ли осушать болота, расположенные в своей местности?
2. Как может измениться природа в случае осушения болота?
4.Этап оформления работы
Составление плана местности
Составление и защита презентации.
Используемая литература и интернет ресурсы.
Вдовюк Л. Н. Организация исследовательской работы в школьной географии. Т: ТГУ., 2007
http://www.uralgeo.net/gidro_ku.htm
http://www.kurganregion.ru/prirodnie-resursi/vodnie-resursi
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории география:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ