Конспект урока по Геометрии "Формула объема прямоугольного параллелепипеда" 3 класс
ОТКРЫТЫЕ УРОКИ
Учитель: Забродина Н.Д.
3 класс
Урок математики
Тема: Формула объема прямоугольного параллелепипеда.
Цели: Углубить и расширить знания детей о применении формул в математике. Познакомить с формулой объема прямоугольного параллелепипеда и куба;
повторить, в чем заключается отличие плоской фигуры от объемного тела.
Учить находить сумму площадей всех граней параллелепипеда.
Развивать вычислительные навыки и математическую речь.
План
Организационный момент
Сегодня на уроке мы с вами попробуем вывести формулу объема прямоугольного параллелепипеда.
С чего начинается алгебра?
С умения все обобщать.
Зачем выраженья похожие
Нам снова и снова считать?
Пускай себе числа меняются,
Мы проще поступим, хитрей:
Мы числа заменим на букву
И будем присваивать ей
Любые значения разные –
Готов в общем виде ответ!
Введение в новую тему
Что мы называем формулой?
(Формула – это верные равенства, устанавливающие взаимосвязь между величинами).
Для чего нам надо знать формулы?
(Для решения задач.)
Если вы подружитесь с формулами, то решения многих задач, уравнений не будут вызывать у вас затруднений.
Актуализация знаний
На какие группы делятся по форме геометрические фигуры.
Таблица.
Элемент (объект)
Имя признака
Значение признака
Геометрическая фигура
Форма
Линейная
Плоская
Объемная
Назовите, какие фигуры относятся к линейным:
(

![]()
Линейные: отрезок
, луч , прямая , кривая , ломаная ).
Какие фигуры относятся к плоским:






(Плоские: квадрат ,, круг , прямоугольник , треугольник , ромб , овал )
Какие фигуры относятся к объемным?

![]()

(Объемные: шар , конус , куб и др.)
На доске учитель чертит схему
Ф
орма

линейные плоские объемные
отрезок круг шар
луч прямоугольник куб
прямая квадрат конус
кривая ромб призма
ломаная овал
треугольник
На предыдущих уроках мы изображали объемные фигуры на плоскости в 3-х проекциях.
Работа с копилкой в группах по 4 человека.
Задание 1. По проекциям создать объемную фигуру.
1 группа: четырехугольная пирамида.
2 группа: параллелепипед
3 группа: куб
4 группа: конус
5 группа: шестиугольная призма
6 группа: треугольная пирамида
Проверка выполнения работы. (Дети выходят к доске и показывают свои фигуры.)
В каких предметах можно увидеть форму вашей объемной фигуры? (ответы детей).
Задание 2. Составление загадок по алгоритму.
Попробуйте зашифровать в загадки свою фигуру.
Алгоритм. Форма, как…
Цвет…, как…
Размер – больше, чем…, но меньше, чем…
Какие еще объемные фигуры вы знаете?
Постановка цели урока.
Найдите среди объемных фигур прямоугольный параллелепипед.
Как измерить объем параллелепипеда?
Попробуем вмести с вами вывести формулу объема параллелепипеда.
Знакомство с новым материалом
Прямоугольный параллелепипед – это пространственная фигура, ограниченная…
(-какими фигурами?) прямоугольниками.- Какие предметы имеют форму параллелепипеда?
Поверхность параллелепипеда состоит их 6 прямоугольников, которые называются гранями. Противоположные грани параллелепипеда равны. (Дети выходят к доске и показывают на модели параллелепипеда противоположные грани).
Вершины граней – вершины параллелепипеда. Их 8. (Демонстрация на модели).
Работа с учебником.
Задание № 1 (устно) с.90
Задание № 2 (у доски)
Учитель берет модель параллелепипеда и открывает верхнюю крышку.
Чем можно измерить объем параллелепипеда? (Ответы детей)
На столе стоят 3 банки:
1 банка – налита вода
2 банка – горох
3 банка – крупа (гречневая)
Учитель наливает в модель воду, сыпет горох и крупу, затем сливает и высыпает обратно в банки.
Определите и скажите, что можно сказать об измерении объема:
Можно с точностью так измерить объем параллелепипеда? (Нет)
Для измерения объема мы будем использовать куб размером 1 см – кубический см ( см3). (Учитель показывает модель см3).
Разную длину имеют 3 измерения (3 ребра). Выкладываем единичные кубики на дно параллелепипеда. Сколько кубиков вошло в один ряд?(Можно сосчитать. Можно по формуле узнать площадь дня параллелепипеда а • в).
В высоту мы выкладывали несколько слоев (с слоев).
Как узнать, сколько таких кубиков входит в фигуру? (а • в •с).
Значит, V= а • в •с
Работа с книгой. Чтение формулы с.90
Измерение в см3. можно измерить и в других единицах: м3, мм3, дм3
Закрепление нового материала
Задание 4 с.90
Найти объем параллелепипеда.
Как называется фигура, если все три измерения (высота, ширина, длина) равны? (Куб)
Как найти V куба? (V= а • а •а)
Задание 5 с.90
Итог урока
Кто может на доске записать формулу, нахождения объема параллелепипеда и куба?
Кто себя неуверенно чувствует при выполнении этого задания?
Дома: правило с .89-90, № 7,6 с.91
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории геометрия:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ