Конспект урока "Прямоугольная система координат в пространстве" 11 класс

Государственное образовательное учреждение

начального профессионального образования

«Профессиональное училище №5» г. Белгорода











Конспект урока

по математике на тему:

Прямоугольная система координат в пространстве


для учащихся 11 классов












Подготовила:

Кобзева Ирина Алексеевна,

преподаватель информатики и математики

ГОУ НПО ПУ №5






Белгород 2010


Тема урока: Прямоугольная система координат в пространстве. Координаты вектора

Цели урока: - развить логическое и пространственное мышление

- ввести понятие системы координат в пространстве, координат вектора

Литература: Геометрия 10-11 класс Л. С. Атанасян, М.: Просвещение, 2006 год

Ход урока:

  1. Орг. Момент

Объявление темы и цели урока.

  1. Объяснение нового материала

Прямоугольная система координат в пространстве.

Если через точку пространства проведены три попарно перпендикулярные прямые, на каждой из них выбрано направление (оно обозначается стрелкой) и выбрана единица измерения отрезков, то говорят, что задана прямоугольная система координат в пространстве (рис. 121). Прямые с выбранными на них направлениями называются осями координат, а их общая точка — началом координат. Она обозначается обычно буквой О. Оси координат обозначаются так: Ох, Оу, Оz — и имеют названия: ось абсцисс, ось ординат, ось аппликат. Вся система координат обозначается Охуz. Плоскости, проходящие соответственно через оси координат Ох и Оу, Оу и Оz, Оz и Ох, называются координатными плоскостями и обозначаются Оху, Оуz, Оzх.

Точка О разделяет каждую из осей координат на два луча. Луч, направление которого совпадает с направлением оси, называется положительной полуосью, а другой луч отрицательной полуосью.

В прямоугольной системе координат каждой точке М пространства сопоставляется тройка чисел, которые называются ее координатами. Они определяются аналогично координатам точек на плоскости. Проведем через точку М три плоскости, перпендикулярные к осям координат, и обозначим через М1, М2 и М3 точки пересечения этих плоскостей соответственно с осями абсцисс, ординат и аппликат (рис. 122). Первая координата точки М (она называется абсциссой и обозначается обычно буквой х) определяется так: х = ОМ1, если М1 точка положительной полуоси; х = - ОМ1, если М1 точка отрицательной полуоси; х = 0, если М1 совпадает с точкой О. Аналогично с помощью точки М2 определяется вторая координата (ордината) y точки М, а с помощью точки М3 третья координата (аппликата) z точки М. Координаты точки М записываются в скобках после обозначения точки: М (х; у; z), причем первой указывают абсциссу, второй ординату, третьей — аппликату. На рисунке 123 изображены шесть точек А (9; 5; 10), В (4; —3; 6), С (9; 0; 0), Е (4; 0; 5), Е (0; 3; 0), F (0; 0; -3).

Если точка М (х; у; z) лежит на координатной плоскости или на оси координат, то некоторые ее координаты равны нулю. Так, если М € Оху, то аппликата точки М равна нулю: z = 0. Аналогично если М с Охz, то у = 0, а если М € Оуz, то х= 0. Если М € Ох, то ордината и аппликата точки М равны нулю: у = 0 и z= 0 (например, у точки С на рисунке 123). Если М € Оу, то х = 0 и z=0; если М€ Оz, то х = 0 и у = 0. Все три координаты начала координат равны нулю: 0 (0; 0; 0).

Координаты вектора

Зададим в пространстве прямоугольную систему координат Охуz. На каждой из положительных полуосей отложим от начала координат единичный вектор, т. е. вектор, длина которого равна единице. Обозначим через i единичный вектор оси абсцисс, через j— единичный вектор оси ординат и через k единичный вектор оси аппликат (рис. 124). Векторы i, j, k назовем координатными векторами. Очевидно, эти векторы не компланарны. Поэтому любой вектор a и можно разложить по координатным векторам, т. е. представить в виде

причем коэффициенты разложения х, у, z определяются единственным образом.

Коэффициенты х, у и z в разложении вектора a по координатным векторам называются координатами вектора a в данной системе координат. Координаты вектора a будем записывать в фигурных скобках после обозначения вектора: a {х; у; z}. На рисунке 125 изображен прямоугольный параллелепипед, имеющий следующие измерения: ОА1 = 2, ОА2 = 2, ОА3=4. Координаты векторов, изображенных на этом рисунке, таковы: a {2; 2; 4}, b{2; 2; -1}, А3А {2; 2; 0}, i{1; 0; 0}, j{0; 1; 0}, k{0; 0; 1}.

Так как нулевой вектор можно представить в виде 0 = оi+ оj+ 0k то все координаты нулевого вектора равны нулю. Далее, координаты равных векторов соответственно равны, т. е. если векторы a1, y1, z1} и b2, y2, z2) равны, то х1 = x2, y1 = y2 и z1 = z2 (объясните почему).

Рассмотрим правила, которые позволяют по координатам данных векторов найти координаты их суммы и разности, а также координаты произведения данного вектора на данное число.

10. Каждая координата суммы двух или более векторов равна сумме соответствующих координат этих векторов. Другими словами, если a1, у1, z1} и b2, у2, z2} — данные векторы, то вектор a+b имеет координаты {х12, у1 + у2, z1 + z2}.

20. Каждая координата разности двух векторов равна разности соответствующих координат этих векторов. Другими словами, если a1, y1, z1} и b2 у2; z2} — данные векторы, то вектор ab имеет координаты {х1- х2, y1y2, z1 - z2}.

3О. Каждая координата произведения вектора на число равна произведению соответствующей координаты вектора на это число. Другими словами, если а {х; у; х} — данный вектор, α — данное число, то вектор αa имеет координаты {αх; αу; αz).

Утверждения 10-30 доказываются точно так же, как и для векторов на плоскости.

Рассмотренные правила позволяют находить координаты любого вектора, представленного в виде алгебраической суммы данных векторов, координаты которых известны. Рассмотрим пример.

Задача

Найти координаты вектора p= 2а - 1/3b + с, если a{1; -2; 0}, b{0; 3; -1}, c{-2; 3; 1}.

Решение

По правилу 30 вектор 2а имеет координаты {2; -4; 0}, а вектор (-1/3b) - координаты {0;-1; 2}. Так как p= 2а - 1/3b + с, то его координаты {х; у; z} можно вычислить по правилу 10: х = 2 + 0 - 2 = 0, у=-4-1+3=-2, z=0+2+1=3. Итак, вектор p имеет координаты {0; -2; 3}.

  1. Первичное закрепление

Решение задач по учебнику «Геометрия 10-11 класс» Л. С. Атанасян:

400 (устно)

403, 404, 407, 410, 411, 413

  1. Подведение итогов

Выставление оценок.

Домашнее задание:

Геометрия 10-11 класс Л. С. Атанасян и др.

Решение задач: №411, 414

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории геометрия:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ