Применение векторов в стереометрии, 11 класс
Тема: «Применение векторов в стереометрии»
Учитель: Берикханов Биржан Берикханович, учитель математики
Участники: учащиеся 11 классов
Предмет: геометрия
Цель: проверить и закрепить знания по теме свойства векторов и операции над векторами, продолжить изучение векторного метод решения стереометрических задач.
Образовательная: учащиеся еще раз повторят операции над векторами в результате освоения алгоритма векторного метода при решении задач стереометрии.
Развивающая: создание условий для развития интереса к стереометрии как предмету через решение задач векторным методом; умения самостоятельно оценивать ситуацию, логически мыслить; навыков самостоятельной работы, самоконтроля.
Воспитывающая: воспитание прилежания, аккуратности, алгоритмической и аналитической культуры, стремления к расширению и углублению своих знаний.
Тип урока: усвоение новых знаний и первичное закрепление
Форма проведения урока: мастер-класс.
Ожидаемый результат:
Уметь применять векторный метод при решении задач стереометрии.
Структура урока:
Организация начала урока
Актуализация опорных знаний. Осознание и осмысление учебного материала
Усвоение новых знаний
Закрепление новых знаний
Рефлексия. Задание на дом
Ход урока
Этап урока
Содержание деятельности
Ожидаемый результат
Действия учителя
Действия ученика
Номер слайда презентации
1
Организация начала урока
Подготовка учащихся к работе на занятии.
Целеполагание.
Ведущий
Дорогие ребята! Приветствую вас на онлайн-уроке, по теме: «Применение векторов в стереометрии».
Вы готовы продолжить осваивать векторный метод при решении стереометрических задач?
Желаю успеха!
Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности.
Сообщает тему урока, цель и ожидаемый результат от урока
Слушает, записывает тему урока в рабочую тетрадь.
№ 1
№ 2
№ 3
2
Актуализация опорных знаний. Осознание и осмысление учебного материала
Проверим решение домашних задач.
Задача №1.
Основанием прямой призмы АВСА1В1С1 является равнобедренный треугольник АВС с основанием АВ, причем АС = 4, угол С равен 1200, боковое ребро АА1 равно 8. Найдите угол между АС и ВВ1..
Задача №2.
В правильной треугольной призме АВСА1В1С1, все ребра равны 1. Найдите косинус угла между прямыми АВ и СА1..
Вам представлены кратко записанные решения. Вы сравниваете свои решения и делаете выводы. Может кто-то из вас решил их геометрически.
Векторный метод в стереометрии заменим.
Но геометрическое решение требует дополнительных построений и подробных обоснований, что по затраченному на решение времени примерно равно, а иногда намного больше, времени на решение по алгоритму.
На прошлом уроке мы рассмотрели типы задач:
Угол между скрещивающимися прямыми
Задачи на отношение отрезков
Расстояние между скрещивающимися прямыми
Среди задач стереометрии, решаемых векторным методом, можно выделить две большие группы: аффинные и метрические.
В аффинных задачах выясняется взаимное расположение точек, прямых и плоскостей, а в метрических задачах находятся длины отрезков, расстояния, углы. Алгоритм их решения отличается на один пункт: составить таблицу умножения базисных векторов (только в метрических задачах).
Проверка знаний. Тест с выбором ответа из числа предложенных, из 5 заданий. На выполнение задания отводится 5мин.
Учащиеся проверяют решения по представленным ответам. Оценивают. Затем разбираются задания, вызвавшие затруднения. На доске предлагаются ответы с краткими пояснениями.
В копилку знаний.
- Что называют центроидом треугольника?
- Какой вид имеет векторное равенство для центроида треугольника?
-Что является аналогом треугольника в пространстве?
Дается определение медианы тетраэдра. Формулируется и доказывается свойство медиан тетраэдра. Дается понятие центроида и бимедианы тетраэдра. Формулируется свойство тетраэдра о том, что точка пересечения медиан и бимедиан тетраэдра совпадает.
Развитие мышления, «Я-концепции» учащихся через организацию мыследеятельности, смыслотворчества, полилога».
Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала.
Показывает учащимся важность векторного метода и широту его применения. Предлагает классифика-цию задач по типам и алгоритм их решения. Организует работу по повторению, обобщению, систематиза-ции темы «Свойства векторов и операции над векторами».
Слушает внимательно учителя и отвечает на поставленные вопросы.
Выполняет задания, при необходимости вносит коррективы в свой конспект.
№ 4-5
№ 6-7
№ 8
№9
№10
№11
№12-№27
№28
№29
№30№31
№32
№33
№34
№35
3
Усвоение новых знаний
Вашему вниманию будут представлены Алгоритмы следующих типов задач:
расстояние от точки до прямой;
расстояние от точки до плоскости;
угол между прямой и плоскостью;
угол между двумя плоскостями.
Задача №1. Даны точки М, N и А. Найдите расстояние от точки А до прямой MN.
Задача №3. Дана плоскость α с базисом , точка А, принадлежащая плоскости α, точка М, не лежащая в плоскости α. Найдите расстояние от точки М до плоскости α.
При нахождении расстояния от прямой до плоскости надо:
Показать, что прямая параллельна плоскости.
Взять произвольную точку этой прямой и найти расстояние от точки до плоскости(смотрите задачу №2).
Полученное расстояние и есть расстояние от прямой до плоскости.
Вводится понятие угла между прямой и плоскостью, как угла между прямой и ее проекцией на плоскость, который равен углу между векторами ( направляющим вектором прямой и его вектором – проекцией на плоскость). Обращается внимание, что угол между прямой и плоскостью может быть только острым. Угол между вектором нормали (перпендикулярным к плоскостиα) и прямой m дополняет угол между прямой и плоскостью до 90˚. Поэтому для вычисления угла можно применять формулу:.
Угол между двумя плоскостями равен
углу между перпендикулярными
к этим плоскостям прямыми.
Угол между двумя прямыми - наименьший из смежных углов,
полученных при пересечении.
Задача решается по алгоритму. Угол вычисляется по формуле:
Рассмотрено выражение медианы тетраэдра через длины его ребер.
Задача № 5. Выразить длину медианы тетраэдра ABCD через длины его рёбер.
Выведенная формула записывается для другой медианы. Делается вывод.
Учащиеся умеют определять тип задачи и решают по алгоритму подобные задачи и подбирают свои. Активные действия учащихся; максимальное использование своих знаний и овладение способами действий
Представля-ет решения задач четырех типов, среди которых есть метрические и аффинные
Записывает в тетрадь задачи, осмысливает их и задает учителю вопросы
№36
№37-43
№56-60
№61
№62
№63
№74
-81
4.
Закрепление новых знаний
Задача №2. В основании прямой призмы АВСDA1B1C1D1 параллелограмм АВСD, в котором АВ = 2, АD = , угол ВАD равен
. Точка К является серединой ребра D1C1, расстояние от вершины B1 до прямой СК равно
. Найдите площадь боковой поверхности.
Задача № 4. В основании треугольной пирамиды SABC лежит правильный треугольник со стороной, равной единице, ребро SA пирамиды перпендикулярно плоскости основания, SA= . Плоскость α параллельна прямым SB и AC, плоскость
параллельна прямым SC и AB. Определите угол между плоскостями
и
.
Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения.
Создание проблемной ситуации, прочтение лекции, показ демонстрационного материала с комментариями.
Сумеет применить теоретические знания для решения, предложенных учителем задач.
Выполняет задания, при необходимости вносит коррективы.
№ 44-55
№64-73
5
Рефлексия. Задание на дом.
Сегодня на уроке, мы продолжили применение векторов в стереометрии. На уроках были рассмотрены наиболее часто встречающиеся на конкурсных экзаменах задачи и алгоритмы их решения.
Полезен ли для вас материал нашего урока?
Считаете ли вы целесообразным расширение и углубление своих знаний по данной теме?
Считаете ли вы необходимым индивидуально попробовать свои силы в решении задач с помощью новых методов?
Надеюсь, вы не остановитесь и продолжите самостоятельно решать задачи, и более глубоко изучите векторный метод в стереометрии. Он универсален и позволит вам сэкономить время на решение стереометрических задач.
Домашнее задание.
Задачи а) - г).
Предложенные задачи содержат очень важные утверждения, формулы, которые вам пригодятся как инструмент для решения других задач.
Удачи при выполнении домашнего задания!
Источники
Е.В. Потоскуев, Л.И.Звавич «Геометрия-10»учебник для классов с углубленным и профильным изучением математики. Москва, Дрофа 2010г.
Е.В. Потоскуев, Л.И.Звавич «Геометрия-10» задачник для классов с углубленным и профильным изучением математики. Москва, Дрофа 2009г.
Готман Э.Г., Стереометрические задачи и методы их решенияМ:МЦНМО,2006г.
Шестаков С.А.;«Векторы на экзаменах. Векторный метод в стереометрии», Москва, МЦНМО,2005г.
obr.1c.ru/product.jsp. Банк тренажеров по математике
http://www.mahtege.ru Открытый банк заданий по математике.
Спасибо за внимание!
Осмысление учащимися изученного материала, самооценка. Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения самостоятельного задания
При организации рефлексии педагог предлагает высказаться каждому участнику и задает несколько вопросов.
Делает анализ и оценку успешности достижения цели и намечает перспективу последующей работы.
Осмысливает свое состояние, высказывает замечания и вносит свои предложения.
№60-61
№82-83
№84-86
№87
№ 88
№89

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории геометрия:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ