Рабочая программа по наглядной геометрии для 5 класса (в рамках проекта "Разработка, апробация и внедрение ФГОС второго поколения")
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия №19 им. Н.З. Поповичевой г. Липецка
Рабочая программа по наглядной геометрии для 5 класса
(в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение ФГОС второго поколения»)
Автор разработки:
Маликова Ольга Георгиевна,
учитель математики
МБОУ гимназии №19 им. Н.З. Поповичевой
г.Липецка
Липецк – 2013
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО НАГЛЯДНОЙ ГЕОМЕТРИИ ДЛЯ 5 КЛАССА
Раздел I
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Цели и задачи
1.1 Цели курса
создание запаса геометрических представлений, которые в дальнейшем обеспечат основу для формирования геометрических понятий, идей, методов;
развитие познавательных способностей обучающихся;
развитие логического мышления, интуиции, живого воображения, творческого подхода к изучению геометрии, конструкторских способностей, расширение кругозора;
развитие навыков работы с измерительными инструментами, угольником, транспортиром, циркулем;
формирование устойчивых знаний по предмету, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжен6ия образования.
1.2 Задачи курса
подготовка обучающихся к изучению систематического курса геометрии;
развитие речи: работа с определениями, предложениями, формулировками утверждений;
развитие пространственных представлений;
воспитание инициативной, ответственной, целеустремленной личности, умеющей применять полученные знания и умения в собственной практике.
2. Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
Закон Российской федерации «Об образовании» (п.7, статья 32)
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования
Примерная программа основного общего образования по математике
Локальный акт гимназии «Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МОУ гимназии №19, реализующего образовательные программы общего образования»
Учебный план гимназии № 19 на 2013-2014 учебный год
3. Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа
Настоящая рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и полностью соответствует учебному пособию для общеобразовательного учреждения «Наглядная геометрия», 5-6 классы/ И.Ф.Шапрыгин, Л.Н.Ерганжиева.
4. Обоснование выбора примерных программ для разработки рабочей программы
Причиной составления программы, соответствующей учебному пособию И.Ф.Шарыгина и Л.Н.Ерганжиевой послужило следующее:
УМК по наглядной геометрии для 5-6 классов под редакцией И.Ф.Шарыгина и Л.Н.Ерганжиевой полностью соответствует требованиям нового Федерального государственного образовательного стандарта по геометрии и реализует его основные идеи.
Программа реализует системно-деятельностный подход в обучении геометрии, идею дифференцированного подхода к обучению.
Программа реализует идею межпредметных связей при обучении геометрии, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам.
Большое внимание уделяется формированию навыков выполнения творческих и лабораторных работ, что способствует формированию у обучающихся практических и исследовательских навыков.
5. Информация о внесенных изменениях в примерную рабочую программу и их обоснование
Данная рабочая программа полностью соответствует учебному пособию по наглядной геометрии И.Ф.Шарыгина и Л.Н.Ерганжиевой для 5 класса.
6. Определение места и роли учебного курса в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся (выпускников) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами
В ряде учебных дисциплин, составляющих в совокупности школьный курс математики, геометрия играет особо важную роль. Эта роль определяется и относительной сложностью геометрии по сравнению с другими предметами математического цикла, и большим знанием этого предмета для изучения окружающего мира. Геометрия, являясь неотъемлемой частью математического образования, имеет целью обще-интеллектуальное и общекультурное развитие учащихся. Развитие обучающихся средствами геометрии направлено на достижение научных, прикладных и общекультурных целей математического образования, где общекультурные цели обучения геометрии в первую очередь предполагают всестороннее развитие мышления детей, и не только вербально логического, но и практического и наглядно-образного.
В основе учебного предмета «Наглядная геометрия» лежит максимально конкретная, практическая деятельность ребёнка, связанная с различными геометрическими объектами. В нём нет теорем, строгих рассуждений, но присутствуют такие темы и задания, которые стимулируют учащихся к проведению несложных обоснований, к поиску тех или иных закономерностей.
7. Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа (в соответствии
с учебным планом, годовым календарным учебным графиком), в том числе количестве часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов, исследований и др.
Учебный план МБОУ гимназии №19 отводит для изучения учебного предмета «Наглядная геометрия» в 5 классе 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю (федеральный компонент), в том числе творческих работ – 8, лабораторных работ – 3, практических работ – 2, самостоятельных работ – 1, контрольных работ – 4.
8. Формы организации образовательного процесса
Классно-урочная
9. Технологии обучения
Проблемное обучение
Дифференцированное обучение
Коммуникативно-диалоговые технологии
Информационно-коммуникационные технологии
10. Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся
Для формирования ключевых образовательных компетенций используется:
исследовательская деятельность, развитие идей, проведение экспериментов, обобщение, постановка и формулирование новых задач;
создание условий для ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи;
использование различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, аргументации и доказательства;
проведе6ние доказательных рассуждений, аргументации, выдвижении гипотез и их обоснование;
поиск, систематизация, анализ и классификация, использование разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные образовательные технологии.
11. Виды и формы контроля
11.1. Виды контроля: текущий контроль, тематический контроль, промежуточный контроль, итоговый.
11.2. Формы контроля: устный (фронтальный опрос, развернутый ответ), письменный ( самостоятельная работа, практическая работа, контрольная работа).
13. Информация об учебнике
Наглядная геометрия.5-6 классы: пособие для общеобразовательных учреждений./И.Ф.Шарыгин, Л.Н.Ерганжиева. – М.: Дрофа, 2010.
Раздел II
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
№
Наименование темы
Содержание учебного материала
Требования к уровню подготовки обучающихся
Контрольные мероприятия
1-2
Первые шаги в геометрии
Введение.
Знать:
- инструменты, применяемые на уроках.
Уметь:
- пробовать различные пути подхода к задачам.
3
Пространство и размерность
Трёхмерное, двухмерное пространство, параллелепипед, куб, перспектива, пирамида.
Знать:
- измерения, которые характеризуют пространство, плоскость.
Уметь:
-изображать куб, параллелепипед, пирамиду.
4
ТР
5
Простейшие геометрические фигуры
Угол, отрезок, луч. Вертикальные и смежные углы, биссектриса угла.
Знать:
- виды углов и их свойства.
Уметь:
- изображать различные углы, строить биссектрису.
6
ЛР
7
Конструирование из Т
Конструирование из Т, урок-игра.
Знать:
- способы конструирования.
Уметь:
- по образцу выполнять задания.
ТР
8
Контрольная работа № 1 «Простейшие геометрические фигуры»
КР
9
Куб и его свойства
Грани, вершины, рёбра многогранника. Диагональ. Развёртка.
Знать:
- определение и свойства куба.
Уметь:
- изображать куб, параллелепипед, выполнять развёртку куба.
ТР
10
11
Задачи на разрезание и складывание фигур
Равновеликость фигур. Задачи на разрезание и складывание фигур.
Знать:
- способы разрезания квадрата на равновеликие части.
Уметь:
- играть в игру «Пентамино»
ТР
12
13
Треугольник
Виды треугольников. Элементы треугольника. Тетраэдр. Задачи на построение треугольника по трём элементам.
Знать:
- способы построения треугольника по трём элементам.
Уметь:
- строить треугольник по трём элементам;
- работать с чертёжными инструментами.
ЛР
14
ПР
15
ТР
16
Правильные многогранники
Тетраэдр, октаэдр, гексаэдр, додекаэдр, икосаэдр.
Знать:
- названия правильных многогранников.
Уметь:
- изготавливать некоторые многогранники.
ТР
17
Геометрические головоломки
Многоликость квадрата. Геометрия танграма. Стомахион.
Знать:
- способы разрезания квадрата для игры Танграм.
Уметь:
- составлять фигурки из частей квадрата, прямоугольника.
ТР
18
19
Контрольная работа № 2 «Куб. Треугольник»
КР
20
Измерение длины
Единицы длины, веса, времени, старинные меры.
Знать:
- единицы длины, веса, времени, старинные меры.
Уметь:
- переводить одни единицы измерения в другие.
21
СР
22
Измерение площади и объёма
Единицы измерения. Площадь фигуры. Объём тела.
Знать:
- зависимость между основными единицами площадей и объёмов;
- формулы для вычисления площади прямоугольника, квадрата, объёма параллелепипеда, куба.
Уметь:
- вычислять площадь квадрата, прямоугольника, объём куба, параллелепипеда.
23
Вычисление длины, площади и объёма.
Задачи на вычисление длины, площади и объёма.
ПР
24
Окружность
Окружность, радиус, диаметр, треугольник, вписанный в окружность, правильный многоугольник.
Знать:
- способы деления окружности на части.
Уметь:
-строить правильный треугольник, шестиугольн6ик, квадрат, вписанный в окружность.
25
ЛР
26
Контрольная работа № 3 «Площадь фигуры. Окружность»
КР
27
Геометрический тренинг
Тренинг. Решение задач.
Уметь:
- различать в различных конструкциях уже известные фигуры,
использовать свойства фигур;
- составлять свои задачи.
28
Топологические опыты
Лист Мёбиуса
Знать:
- понятие топологии.
Уметь:
- изготавливать лист Мёбиуса.
29
Задачи со спичками
Занимательные задачи со спичками.
Уметь:
- решать головоломки и составлять свои.
30
Зашифрованная переписка
Шифр. Поворот.
Знать:
- принципы шифровки.
Уметь:
- Разгадывать зашифрованные записи.
ТР
31-32
Задачи, головоломки, игры
Решение различных головоломок, нестандартных задач.
Знать:
- способы разгадывания головоломок.
Уметь:
- находить рациональные пути решения.
33
Итоговая контрольная работа № 4
ИКР
34-35
Фигуры из кубиков и их частей
Метод трёх проекций, куб и его части.
Знать:
-принцип изображения трёх проекций тел.
Уметь:
- изображать объёмные тела на плоскости.
Таблица сокращений
ТР
Творческая работа
ЛР
Лабораторная работа
ПР
Практическая работа
СР
Самостоятельная работа
КР
Контрольная работа
ИКР
Итоговая контрольная работа
Раздел III
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
Темы
Кол-во часов
Формы контроля
ТР
ЛР
ПР
СР
КР
1
Первые шаги в геометрии
2
2
Пространство и размерность
2
ТР-1
3
Простейшие геометрические фигуры
2
ЛР-1
4
Конструирование из Т
2
ТР-2
КР-1
5
Куб и его свойства
2
ТР-3
6
Задачи на разрезание и складывание фигур
2
ТР-4
7
Треугольник
3
ТР-5
ЛР-2
ПР-1
8
Правильные многогранники
1
ТР-6
9
Геометрические головоломки
3
ТР-7
КР-2
10
Измерение длины
2
СР-1
11
Измерение площади и объёма
1
12
Вычисление длины, площади и объёма
1
ПР-2
13
Окружность
3
ЛР-3
КР-3
14
Геометрический тренинг
1
15
Топологические опыты
1
16
Задачи со спичками
1
17
Зашифрованная переписка
1
ТР-8
18
Задачи, головоломки, игры
2
19
Фигуры из кубиков и их частей
3
ИКР-4
Итого:
35
8
3
2
1
4
Таблица сокращений
ТР
Творческая работа
ЛР
Лабораторная работа
ПР
Практическая работа
СР
Самостоятельная работа
КР
Контрольная работа
ИКР
Итоговая контрольная работа
Раздел IV
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
НА КОНЕЦ УЧЕБНОГО ГОДА
В результате изучения курса наглядной геометрии в 5 классе обучающиеся должны
Знать/понимать:
зависимость между основными единицами измерения длины, площади, объёма, веса, времени;
старинные меры;
виды углов и их свойства;
определение и свойство серединного перпендикуляра;
определение и свойство биссектрисы угла;
определение свойства куба;
виды треугольников; правило треугольника; свойство углов треугольника;
названия правильных многогранников;
способы деления окружности на части;
понятие листа Мебиуса;
принципы шифровки записей;
способы решения головоломок;
принципы изображения трёх проекций тел.
Уметь:
строить отрезки, углы, заданной величины; проводить биссектрису угла;
находить площадь прямоугольника, квадрата; объём куба, прямоугольного параллелепипеда;
строить треугольник по стороне и прилежащим к ней углам, по двум сторонам и углу между ними, по трём сторонам;
изображать куб, пирамиду;
строить окружность по заданному радиусу, делить её на равные части;
изготавливать некоторые многогранники;
решать задачи на разрезание и складывание фигур;
решать головоломки «Пентамино», «Танграм»;
разгадывать зашифрованные записи.
Раздел V
Календарно-тематический план
I триместр: всего 11 часов, из них контрольных работ – 1
№
урока
Тема урока
Дата проведения
Виды, формы контроля
По плану
Фактически
По плану
Фактически
1
Первые шаги в геометрии
2
Первые шаги в геометрии
3
Пространство и размерность
4
Пространство и размерность
ТР
5
Простейшие геометрические фигуры
6
Простейшие геометрические фигуры
ЛР
7
Конструирование из Т
ТР
8
Контрольная работа № 1 «Простейшие геометрические фигуры»
КР
9
Куб и его свойства
ТР
10
Куб и его свойства
11
Задачи на разрезание и складывание фигур
ТР
II триместр: всего 10 часов, из них контрольных работ – 1
12
Задачи на разрезание и складывание фигур
13
Треугольник
ЛР
14
Треугольник
ПР
15
Треугольник
ТР
16
Правильные многогранники
ТР
17
Геометрические головоломки
ТР
18
Геометрические головоломки
19
Контрольная работа № 2 «Куб. Треугольник»
КР
20
Измерение длины
21
Измерение длины
СР
III триместр: всего 14 часов, из них контрольных работ – 2
22
Измерение площади и объёма
23
Вычисление длины, площади и объёма
ПР
24
Окружность
25
Окружность
ЛР
26
Контрольная работа № 3 «Площадь фигуры. Окружность»
КР
27
Геометрический тренинг
28
Топологические опыты
29
Задачи со спичками
30
Зашифрованная переписка
ТР
31
Задачи, головоломки, игры
32
Задачи, головоломки, игры
33
Итоговая контрольная работа № 4
ИКР
34
Фигуры из кубиков и их частей
35
Фигуры из кубиков и их частей
Таблица сокращений
ТР
Творческая работа
ЛР
Лабораторная работа
ПР
Практическая работа
СР
Самостоятельная работа
КР
Контрольная работа
ИКР
Итоговая контрольная работа
Раздел VI
ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Для учителя:
Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия. 5-6 классы: пособие для общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2010.
Виленкин Н.Я., Жохов В.И. и др. Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2008.
Ерганжиева Л.Н., Фальке Л.Я. Наглядная геометрия. 5 класс: приложение к учебному пособию, СКИПКРО, 1996.
Шуба М.Ю. Занимательные задания в обучении математике: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1995.
5. Смирнова, Е.С. Методическая разработка курса наглядной геометрии: 5 кл.: Книга для учителя. - М.: Просвещение,
1999.
6. Липская И.Е. Формирование готовности к изучению систематического курса геометрии посредством преподавания
предмета «Наглядная геометрия» в 5-6 классах. Сайт: http://www.slideshare.net/lipskaya/5-6-14695201
Для обучающихся:
Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия. 5-6 классы: пособие для общеобразовательных учрежден6ий – М.: Дрофа, 2010.
Виленкин Н.Я., Жохов В.И. и др. Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2008.
Шарыгин, И.Ф. и др. Математика: Задачи на смекалку: Учебное пособие для 5-6 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2000.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории геометрия:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ