Конспект урока для 9 класса "Кислородные соединения азота"
Технологическая карта урока
Данные об учителе: Ткачук Татьяна Макаровна , учитель химии МБОУ «Михайловская СОШ, высшая категория
Предмет: химия
класс: 9
Учебник: О.С.Габриелян. Изд. Дрофа,2014 г.
Тема урока: Кислородные соединения азота
Тип урока: изучение новой темы.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, лабораторное оборудование (спиртовка, спички, стаканы, лабораторный штатив, пробирки)
Реактивы: азотная кислота 1:5, медная стружка, уголёк, лакмус, гидроксид натрия, гидроксид меди
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которых проектируется урок:
Ученики владеют:
Регулятивными УУД: преобразовывать совместными усилиями практическую задачу в познавательную (2 уровень)
Познавательные УУД: определять способы решения проблем под руководством учителя (1 уровень), выдвигать гипотезы и выстраивать стратегию поиска под руководством учителя (1 уровень), формулировать новые знания совместными групповыми усилиями (2 уровень)
Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении проблемы (2 уровень)
У большинства учащихся недостаточно сформированы:
Личностные УУД: проявляют ситуативный познавательный интерес к новому учебному материалу.
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижений.
Виды планируемых учебных действий
Учебные действия
Планируемый уровень достижения результатов
ПРЕДМЕТНЫЕ
Формулируют и воспроизводят определение понятия «Чистые вещества» «Смеси», «Физическое явление», «Химическое явление», «Агрегатные состояния вещества», «Массовая доля вещества в растворе»
Проводят опыты, наблюдают, описывают наблюдения
2 уровень - определение понятий
2 уровень, действия по образцу
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные УУД
Преобразуют практическую задачу в познавательную
Планируют собственную деятельность
Осуществляют контроль и оценку своих действий
1 уровень – совместное с учителем действие учащихся
1 уровень – совместное с учителем действие учащихся
1 уровень – совместное с учителем действие учащихся
Познавательные УУД
Проводят наблюдение, анализ, выдвигают предположения (моделируют процессы) и осуществляют их экспериментальную проверку
2 уровень – совместные (групповые), выполняемые под руководством учителя
Коммуникативные УУД
Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных решений
2 уровень – совместные (групповые), выполняемые под руководством учителя
ЛИЧНОСТНЫЕ
Проявляют устойчивый интерес к поиску решения проблемы
2 уровень – устойчивый познавательный интерес
Этап урока, время этапа
Задачи этапа
Методы и приемы обучения
Формы учебного взаимодействия
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД и предметные действия
Мотивациионно-целевой этап
Обеспечить эмоциональное переживание и осознание неполноты имеющихся знаний
Вызвать познавательный интерес к проблеме
Организо-
вать самостоятельное формулирование проблемы и постановку цели
Создание проблем
ной ситуации:
Групповая (парная), фронтальная
Предлагает выполнить задание 1 Из перечисленных соединений выберите 3, назовите их: C2H5OH CH3NH2 NH3 HNO3 PH3 H3PO4 CaCO3 CuO NO
Предлагает выполнить задание 2. Выберите из 1 задания соединения азота и составьте из них генетический ряд
Предлагает выполнить задание 3.Осуществите превращения, согласно составленной схеме
Предлагает проблемную ситуацию - выполнить задание 4. С какими еще веществами будет взаимодействовать азотная кислота? Выберите на ваш взгляд правильные варианты ответов: С, ZnO, Сu, Сu(OH)2
Предлагает поделиться впечатлениями
5.Помогает осознать затруднения в выполнении задачи
6.Предлагает составить вопросы и перевести практическую задачу в познавательную.
1.выполняют задание 1 на узнавание и запоминание
2. Выполняют задание на понимание -(предположительный ответ NH3 -- NO-- HNO3 -- NaNO3)
3. задание выполняют путем совместных усилий и при помощи учителя, формулируют вопросы, знакомятся с оксидами азота NO NO2 и их свойствами, повторяют свойства кислот – в последнем уравнении прописывают взаимодействие азотной кислоты с гидроксидом натрия или оксидом натрия
4. Выбирают не все вещества.
5. Формулируют затруднение «Мы не знаем, будет ли азотная кислота взаимодействовать с углеродом и медью, так как медь не вытесняет водород, а углерод - неметалл
6.Составляют вопросы. Ставят задачу: проверить опытным путем будет ли азотная кислота взаимодействовать с углеродом и медью
Познавательные УУД: видеть проблему (осознавать возникшие трудности в решении задач при отсутствии необходимых знаний)
Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое
Личностные УУД: осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
Регуляторные УУД: определять цели учебной деятельности
Ориентировочный этап
Организо-вать совместное с учителем планирование и выбор методов исследова-ния
беседа
фронтальная
Предлагает в соответствии с поставленными вопросами определить порядок действий и выбрать метод
Предлагают ответить на вопросы.
Выдвигают гипотезу, что азотная кислота вступает в реакцию обмена с оксидом и гидроксидом металла, с остальными веществами взаимодействовать не должна
Предлагают провести опыт
Познавательные УУД: выдвигать гипотезы, выделять материал, который будет использован в исследовании
Регулятивные УУД: анализировать условия задачи, планировать, предвосхищать результат поиска, принимать предложенный способ решения, проблемы
Предлагает вспомнить про технику безопасности при работе с азотной кислотой
Помогает осознать, что опыт с углеродом и медью следует проводить в вытяжном шкафу
Слушают информацию о технике безопасности
Соглашаются с тем, что опыт следует проводить в вытяжном шкафу, демонстрационно.
Поисково-исследовательский этап
Организо-вать поиск решения проблемы
Исследование
Групповая (парная) и фронтальная
Выдаёт необходимое оборудование
Получают оборудование, организуют рабочее место
Предметные УУД: наблюдать за ходом эксперимента, описывать происходящие явления, устанавливать причинно-следственные связи
Познавательные УУД: проводить эксперимент, обобщать полученные данные, делать выводы
Коммуникативные УУД: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать, с достаточной полнотой выражать свои мысли
Регулятивные УУД: проявлять способность к мобилизации сил и энергии в достижении цели
Предлагает провести самостоятельно опыт взаимодействия азотной кислоты с оксидом цинка и гидроксидом меди (II)
Слушают, уясняют поставленную задачу
Наблюдает, координирует, корректирует самостоятельные действия учащихся
Проводят экспериментальную проверку гипотезы
Демонстрирует взаимодействие азотной кислоты с медью и углеродом (угольком) при нагревании в вытяжном шкафу
Наблюдают за ходом эксперимента, делают заметки
Организует обмен мнениями, результатами
Сообщают свои наблюдения и полученные результаты
Помогает построить объяснение полученных результатов с помощью составления уравнений реакций
Помогает сделать выводы
Записывают уравнения реакций ионного обмена в молекулярном, полном ионном и кратком ионном виде. Записывают уравнения окислительно-восстановительных реакций между азотной кислотой и медью, между азотной кислотой и углеродом.
Делают выводы, что азотная кислота проявляет окислительные свойства в реакциях с медью и углеродом, при этом восстанавливается азот до степени окисления от +4
Сообщает и другие случаи проявления окислительных свойств азотной кислоты
Слушают и смотрят презентацию
Практичес-кий этап
Обеспечить применение полученных знаний для объяснения новых фактов
Упражне-ние в выполнен-ии заданий
Групповая
Предлагает ответить на вопросы на слайде
Обсуждают ответы в группе, сообщают классу
Предметные УД: решать конкретные задачи, на основе знаний по предмету
Рефлексив-но-оценочный этап
Обеспечить осмысление процесса и результата деятельно-сти
беседа
Индивидуальная, фронтальная
Предлагает закончить предложение. Если я изучаю азотную кислоту, то ….
Учащиеся приходят к мнению, что азотная кислота имеет к ним непосредственное отношение, какое? Можно прочитать учебник или обсудить личный опыт знакомства.
Организует процедуру само- и взаимооценки учебной деятельности на уроке по алгоритму:
Осуществляют процедуру само- и взаимооценки собственной учебной деятельности и своих товарищей на уроке по алгоритму
Личностные УУД: осознавать личностную значимость владения методами научного познания
Регулятивные УУД: оценивать степень достижения цели
Формулирует и комментирует домашнее задание
Записывают домашнее задание в дневник

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории химия:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ