Конспект урока по Химии "Галогены. Соединения галогенов" 9 класс
Конспект урока
Аттестуемый педагог Краснова Оксана Владимировна
Предмет Химия Класс 9
Тема урока «Галогены. Соединения галогенов »
Цель: На основе положения галогенов в периодической системе элементов рассмотреть и сформировать знания о строении атомов галогенов, свойствах галогенах.
Задачи:
Образовательная. Формировать знания учащихся по теме неметаллы, дать понятие о галогенах их положении в ПСХЭ, строении атомов, свойствах, значении и применении, уметь применять полученные знания и умения на практике.
Развивающая. Развивать умения давать характеристику химическим элементам седьмой группы главной подгруппы, простым и сложным веществам, образованных этими элементами, развивать творческие навыки, мышление, интерес к химии, навыки работы с дополнительной литературой, работы в Интернете, создания мультимедийной информации.
Воспитательная. Воспитывать творческое отношение к учебе, интерес к предмету, повышение самооценки учащихся, трудолюбие.
Этапы работы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1
Организационный момент взаимное приветствие учащихся и учителя
Проверка домашнего задания
( фиксация отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку)
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: закрепить пройденный материал подготовиться к продуктивной работе на уроке.
Цель, которую хочет достичь учитель: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.
Задачи:
-создать положительный эмоциональный настрой;
Методы: словесные
- Здравствуйте
- Ребята, я прошу улыбнуться тех, кто пришел на урок с хорошим настроением.
- Желаю вам на сегодняшнем уроке подняться на новую ступеньку в познании окружающего мира
Проводится тестирование по теме «Неметаллы» § 17, проверяется зад.5 стр.111 ПТ
- Прежде, чем сообщить тему сегодняшнего урока, я загадаю Вам загадки, а Вы должны угадать, о чем пойдет речь на уроке.(Презентация Слайд 2 )
1. Красив в кристаллах и парах,
и на детей наводит страх. (Йод).
2. Самой сильной из кислот имя галоген дает? (Ответ: Хлорная кислота).
.
улыбаются
Благодарят, садятся
Выполняют тест, решается задача на доске, объясняют решение задачи
Взаимопроверка теста
Отгадывают загадки
2
Постановка целей и задач
Цель, которая должна быть достигнута учащимися:
активизировать познавательную деятельность на последующих этапах
Цель, которую хочет достичь учитель:
организовать целенаправленную познавательную деятельность
Сообщает тему, цель, задачи, характеризует практическую значимость изучаемого материала.(Презентация Слайд 3)
Тема: Галогены. Соединения галогенов.
Цель: На основе положения галогенов в периодической системе элементов рассмотреть и сформировать знания о строении атомов галогенов, свойствах галогенах.
Задачи:
Сформировать знания учащихся по теме неметаллы, дать понятие о галогенах их положении в ПСХЭ, строении атомов, свойствах, значении и применении, уметь применять полученные знания и умения на практике.
Записывают тему урока, получают представление о предполагаемом результате деятельности.
А)
Б)
Изучение учебного материала
Актуализация опорных знаний.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися:
Зафиксировать индивидуальное затруднение: проверка тетрадей по рядам
Цель, которую хочет достичь учитель:
организовать работу по повторению сведений, создать проблемную ситуацию для подведения к теме урока.
Методы:
побуждающий от проблемной ситуации диалог.
Постановка учебной задачи
Цель, которая должна быть достигнута учащимися:
зафиксировать индивидуальное затруднение:
Цель, которую хочет достичь учитель:
обсудить затруднение и сформулировать задачи урока. Организовать целенаправленную познавательную деятельность.
Метод: побуждающий к выдвижению гипотезы диалог, проблемные вопросы.
Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в гости к ПСХЭМ.
(Презентация Слайд 4 )
С помощью ПСХЭ Д.И. Менделеева дается характеристика галогенов как ХЭ по составу, строению и свойствам. (Презентация Слайд 5 )
- Что общего в строении и свойствах галогенов на основании их положения в ПСХЭМ ?
- За счет какой связи образована молекула галогена?
- Какую кристаллическую решетку имеют галогены?
Исходя из строения атома, охарактеризуйте физические свойства галогенов ( выполнение зад.3,стр.113 ПТ.)
Проверяют по (Презентация Слайд 6 )
- Какие элементы в соединениях мы встречаем в повседневной жизни ?
- На ваш взгляд какой элемент самый необходимый?
- Почему? (Презентация Слайд 7 )
- Какую цель ставим на урок?
Смотрят презентацию.
Отвечают на вопросы
Отвечают на вопросы.
Выполняют задание в ПТ
Устно отвечают на вопросы.
Мы знаем об этих элементах из курса химии за 8 класс .
В)
Изучение нового материала.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися:
обсудить проект решения учебной задачи , сделать анализ и сравнение ХЭ, на практике применить полученные знания.
Цель, которую хочет достичь учитель: рассмотреть распространненость ХЭ галогенов в природе, охарактеризовать галогены по составу, строению, свойствам.
Методы:
учебный диалог, моделирование, опора на жизненный опыт, беседа с демонстрацией средств наглядности, самостоятельная работа с текстом, выполнение письменных работ.
- Сейчас мы заслушаем интересные факты открытия галогенов, которые подготовили учащиеся.(Презентация Слайд 8-11 )
Ребята рассказали нам о четырех галогенах, остался Астат проводится беседа об Астате ( Презентация слайд12 )
Данный элемент «открывали» много раз и давали разные названия: алабамий (1932 г.) в честь штата в США, где предполагали, что он был обнаружен в монацитовом песке; гельвеций (в честь Швейцарии), англогельвеций, дакин (от названия древней страны даков в Северной Европе), лептин (в переводе с греческого «слабый») и т. д.
Однако первое достоверное сообщение о его открытии сделали физики, занятые синтезом новых элементов. На циклотроне Калифорнийского университета Д. Корсон, К. Мак-Кензи и Э. Сегре облучили альфа-частицами мишень из висмута. При этом получили новый элемент.
Его нет в природе.
Этот радиоактивный элемент из семейства галогенов назван «астат», что в переводе означает «неустойчивый». О нем известно очень мало. Установлено, что он может существовать в шести валентных состояниях: от -1 до +7 (аналог иода). Как и иод, он хорошо растворяется в большинстве органических растворителей. Подобно иоду, он концентрируется в щитовидной железе и может быть использован для лечения заболевания щитовидной железы более эффективно, чем иод.
В каком виде находятся галогены в природе? Презентация Слайд 13-14____)
Для ответа на этот вопрос посмотрим презентацию:
- Как выдумаете, почему галогены называют еще «солероды»? (Презентация Слайд 15_)
Вспомним правила работы в парах . После прослушанных сообщений сделаем карточку – схему Работа в парах.
Заполненная на слайде карточка – схема (Презентация Слайд _16_)
Представление презентации «Химические свойства галогенов» (Презентация Слайд 17-22_)
- По ходу презентации составляете и записываете уравнения реакций зад.4 стр.113 – 114 в ПТ.
1. 2 Na + Г2 = 2 NaГ
2. Ca + Г2= CaГ2
При прохождении тем «Щелочные и щелочноземельные металлы мы уже познакомились с данными химическими реакциями) слабые учащиеся могут воспользоваться учебником стр.163-164, чтобы правильно записать химические реакции.
3 2Fe + 3 Г2 =2 FeГ3
4. H2 + Cl2 = 2HCl
Предположите, какой цвет будет иметь мокрая лакмусовая бумажка? Демонстрация реакции лакмусовой бумаги и соляной кислоты.
Какая среда?
5.Br2 + 2KI = 2KBr + I2
Более активные галогены могут вытеснять менее активные из растворов их солей. Так хлор будет вытеснять бром и йод, а бром может вытеснить йод.
6. Фтор в силу своей активности не обладает этим свойством, так как он будет взаимодействовать с водой, а не с солью и будет окислять кислород.
Ваимодействие фтора с водой : 2F2 + 2H2O = 4HF + 02 Здесь кислород – восстановитель и продукт горения.
Рассмотрим применение галогенов , на примере хлора . (Презентация Слайд 23_)
выполним в ПТ зад.7 стр.115
Физминутка – релаксация
Когда вы зашли в класс наверное вы заметили , то по нашему классу разлетелись снежинки попробуйте сейчас глазами найти снежинки - галогены….нашли? закройте глаза и представьте , что эти снежинки разлетелись кружась по полю ( звучит релаксационная музыка)
Отдохнули ? приступим к закреплению материала.
Зачитывают сообщения
1.Фтор ( Презентация 8 слайд)
2.Хлор( Презентация 9 слайд)
3.Бром( Презентация 10 слайд)
4.Йод ( Презентация 11 слайд)
Смотрят презентацию
Ответ учащихся : ( в виде солей, минералов)
Совместная работа, обсуждение, заполнение схемы, проверка заполненной схемы.
Выполнение задания в рабочей тетради
Ответ учащихся : ( кислая т.к. цвет изменился на малиновый)
Выполняют задание в ПТ
Выполняют глазами движения.
Закрывают глаза, слушают музыку.
3
Закрепление учебного материала
Цель, которая должна быть достигнута учащимися:
зафиксировать новое знание во внешней Установить уровень осмысления учащимися полученных знаний
Цель, которую ставит перед собой учитель:
- установить уровень осмысления учащимися полученных знаний.
Задачи:
-развитие умений применять - зафиксировать неразрешенные затруднения как направление будущей деятельности.
Методы: репродуктивные, расшифровка, ситуация успеха. Словесно –наглядно - практические
Первичное закрепление во внешней речи.
Проверим.
- Достигли ли мы цели урока?
- А какую цель дальше себе поставим?
Для закрепления изученного материала отгадаем кроссворд
( Презентация Слайд 24 ).
По горизонтали :
1.Радиактивный элемент, может быть получен только искусственно.
2. Ядовитый газ, раздражающий слизистые оболочки даже в очень малых дозах.
3.Вещество, служащее реактивом на йод.
4. Группа химических элементов, у которых на внешнем уровне 7 электронов.
5. Самый активный из галогенов, вода горит в нем фиолетовым цветом.
6. Галоген – в жидком состоянии.
7. Галоген , антисептик.
По вертикали если верно угадали , вы все слова :
8.Перевод слова «галогены» с греческого языка.
Проверь себя (Презентация Слайд 25_)
Применить новые знания на практике.
Отвечают на вопросы.
Отгадывают кроссворд.
Проверяют реакции.
4
Рефлексия
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: зафиксировать новое содержание,
осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и класса
Цель, которую ставит перед собой учитель: организация рефлексии и самооценки обучающимися собственной учебной деятельности.
Итог.
- Какое значение имеют галогены?
- Какую цель ставили на уроке?
- Удалось ли достичь поставленной цели?
- Какой вид работы вам больше всего понравился?
Ответы детей
5
Домашнее задание
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: закрепить пройденный материал, правильно выполнить домашнее задание.
Цель, которую хочет достичь учитель: сообщить учащимся о д/з, разъяснить методику выполнения
Методы : Словесные
- § 18 ПТ стр.116 – 117 зад.1 – 5 , по желанию зад.8
Инструктирую, проверяю, как учащиеся поняли содержание работы Презентация Слайд 26_)
Слушают, записывают, задают вопросы
Дата: 04.12. 2013 г.
Члены экспертной группы: _________________
________________
![](/assets/6990c512/images/basic.png)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории химия:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ