Конспект урока по Химии "Основные классы неорганических соединений. Генетическая связь классов неорганических соединений" 11 класс
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Жарынская средняя (полная) общеобразовательная школа»
План-конспект открытого урока по химии в 11 классе
Тема урока: «Обобщение по теме «Основные классы неорганических соединений. Генетическая связь классов неорганических соединений».
Урок проведен 17.04.2014 г.
Учитель высшей категории
Симаков Виктор Федорович
д. Красная Горка, 2014 г.
Тема: «Обобщение по теме «Основные классы неорганических соединений. Генетическая связь классов неорганических соединений»
Тип урока: деловая игра: урок-аукцион, смотр знаний.
Цели урока:
- формирование ключевых компетенций учащихся;
- обобщение и систематизация знаний о неорганических соединениях;
- развитие практических навыков работы в химической лаборатории;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе использования химических знаний для описания природных явлений;
-воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества;
- воспитание ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих на основе соблюдения правил техники безопасности.
Задачи:
Образовательные:
- обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся об основных классах неорганических соединений;
- используя знания учащихся о химических свойствах основных классов неорганических соединений: оксидов, гидроксидов, кислот, солей, установить генетическую связь между ними;
- подготовиться к контрольной работе;
- закрепить знания учащихся об основных правилах техники безопасности при работе с кислотами, щелочами, незнакомыми веществами, а также при выполнении лабораторных опытов.
Развивающие:
- развивать аналитическое логическое мышление, умение делать самостоятельные выводы на основе имеющихся знаний и полученных новых данных;
- дать возможность учащимся самостоятельно выдвигать личные предположения и находить правильный ответ на возникшие вопросы;
- развивать практические умения и навыки учащихся;
- развивать способности к осмысленному чтению и умению делать выводы на основе работы с учебной и дополнительной литературой;
- умение выделять наиболее важные сведения в изучаемом материале;
- развивать коммуникативные способности учащихся;
- развивать навыки работы с ИКТ.
Воспитательные:
- способствовать формированию сознания у учащихся активной гражданской позиции в потребности ведения здорового образа жизни;
- воспитывать чувство коллективизма и взаимопомощи;
- способствовать формированию толерантного поведения в коллективе;
- формировать основы научного мировоззрения.
Планируемые результаты обучения:
Учащиеся научатся:
- определять принадлежность веществ к различным классам соединений;
- составлять формулы веществ;
- называть вещества различных классов по международной номенклатуре;
- писать уравнения химических реакций, подтверждающие химические свойства различных классов соединений;
- составлять и решать цепочки превращений на генетическую связь между классами неорганических соединений;
- проводить простейший химический эксперимент.
Учащиеся получат возможность научиться:
- составлять презентации на выбранную тему и представлять её перед классом;
- прогнозировать и сравнивать физические и химические свойства различных классов неорганических соединений;
- давать оценку своим действиям и своих товарищей.
Формирование УУД
Личностные:
- готовность учащегося к выполнению установленных в образовательном учреждении норм, правил и требований к учебному процессу;
- умение строить равноправные и уважительные отношения с товарищами;
- развитие познавательного интереса на основе личностного осмысления важности изучаемого материала;
- умение аргументировано определять личное отношение к отдельным изучаемым вопросам темы урока.
Регулятивные:
- целеполагание: на основе темы урока, а также уже имеющихся знаний, определять и ставить перед собой учебные задачи;
- составлять план и последовательность своих действий для решения поставленных задач;
- адекватно оценивать правильность своих действий, вносить в них коррективы;
- сравнивать свои полученные результаты с истинным эталоном, давать оценку своим познавательным действиям;
- готовность участия и умение выполнять краткосрочные тематические проекты.
Коммуникативные:
- публично выступать перед аудиторией;
- умение работать в коллективе, строить свои взаимоотношения с товарищами, выполняя совместные виды деятельности;
- умение учитывать и уважать мнения и позиции участников учебного процесса;
- умение формулировать и тактично отстаивать свою позицию, соотносить её с мнением и позицией своих товарищей;
- умение вырабатывать и принимать общее решение для совместных действий;
- аргументировать и отстаивать свою позицию, уметь спорить, тактично критиковать мнение других.
Познавательные:
Выпускник научится:
• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• давать определение понятиям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
•осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.
Выпускник получит возможность научиться:
• основам рефлексивного чтения;
• ставить проблему, аргументировать её актуальность;
• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
• организовывать исследование с целью проверки гипотез;
• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
Используемые педагогические технологии:
Используемые педагогические технологии:- проблемно-поисковая технология; технология дифференцированного
обучения; коммуникативно-диалоговая технология; информационные компьютерные технологии, технология деловой игры.
Демонстрационные эксперименты (проводят учащиеся):
- характерная реакция на углекислый газ;
- распознавание щелочной среды фенолфталеином;
- распознавание кислой среды лакмусом и метиловым оранжевым.
Раздаточный материал на столах учащихся:
- наборы химические лабораторные, оксид меди, серная кислота, гидроксид натрия, горючее.
Оборудование:
1.ИКТ:
компьютер, проектор, экран, презентации учащихся: «Химические свойства оснований и их применение», «Кислоты в природе и быту. Техника безопасности при обращении с кислотами», «Соли вокруг нас».
2.На демонстрационном столе подборки образцов имеющихся в кабинете химии оксидов, гидроксидов, кислот, солей с аншлагами.
3.Другое оборудование: указка, штатив с пробирками.
4.Реактивы: раствор гидроксида натрия, индикаторы - фенолфталеин, лакмус, метиловый оранжевый, известковая вода, стеклянные трубочки.
5.Оценочный лист лота аукциона выдается каждому учащемуся (приложение 1).
Подготовительный этап к уроку:
Учитель на предыдущем уроке информирует учащихся о предстоящем уроке: его теме, форме проведения, называет лоты аукциона: «Оксиды», «Основания», «Кислоты», «Соли», «Генетическая связь». Знакомит с правилами и требованиями к защите лотов: подготовить презентации, продумать проведение демонстрационных лабораторных опытов, письменных и устных заданий для класса по каждому лоту аукциона.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
• Приветствие друг друга
• Проверка готовности к уроку
• Настрой на работу
2. Целеполагание
Учитель объявляет тему урока, предлагает учащимся поставить перед собой цели.
(П/о: Повторить, обобщить, систематизировать и углубить знания об основных классах неорганических соединений, генетической связи между классами соединений. Подготовиться к контрольной работе.)
3.Проведение торгов, продажа лотов.
(Проводит учитель. Максимальная цена лота – 5 баллов. Учащиеся покупают лоты.)
4.Защита учащимися купленных лотов:
№ 1 «Оксиды»;
№ 2 «Гидроксиды»;
№ 3 «Кислоты»;
№ 4 «Соли».
(Защита лотов учащимися осуществляется в виде индивидуального выступления, в ходе которого учащиеся работают с образцами представителей каждого класса соединений, самостоятельно проводят демонстрации: обнаружение углекислого газа, щелочной, кислой среды индикаторами. Характеристика классов соединений излагается по установленному плану:
- определение класса на основе качественного состава и теории ТЭД;
- классификация соединений;
- физические свойства;
- получение;
- химические свойства (предлагается в виде индивидуальной самостоятельной работы – записи уравнений химических реакций, подтверждающих химические свойства соединений);
- Т.Б. при работе с веществами данного класса;
- наиболее важные представители данного класса соединений, их нахождение в природе и применение человеком.)
В ходе защиты лота учащиеся используют ИКТ – подготовленные презентации по своей теме выступления.
После защиты лота, класс оценивает индивидуально каждого учащегося, проставляя баллы в оценочном листе.
Особо происходит защита лота № 5 «Генетическая связь».
После изложения теоретических сведений, защитник лота предлагает классу:
- самостоятельно составить генетическую цепочку металла, неметалла и решить её (по вариантам);
- записывает на классной доске генетическую цепочку для переходного химического элемента и предлагает классу решить её;
- провести лабораторный опыт «Осуществление генетического ряда на практике: Сu – CuO – CuSO4 – Cu(OH)2 - CuO. Перед лабораторным опытом проводится инструктаж по ТБ.
5.Подведение итогов урока. Рефлексия.
- учащиеся оценивают в оценочном листе свою работу и работу своих товарищей;
- учитель на основе оценочных листов учащихся подводит итоги урока, дает оценку работы всего класса и отдельных учащихся.
Используемая литература.
1. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Учебник «Химия 11 класс. Профильный уровень», Дрофа – 2011.
2. Денисова В.Г. «Мастер-класс учителя химии», - М.: Издательство «Глобус», 2010.
3. Павлова Н.С. «Дидактические карточки-задания по химии к учебнику О.С. Габриеляна «Химия 11 класс»», - М.: Издательство «Экзамен», 2006.
Учитель благодарит учащихся за работу на уроке.
Учащиеся сдают на проверку рабочие тетради с выполненными ими заданиями на уроке.
6.Задание на дом:
- параграфы 21, 22; записи в тетради; упр. 4 стр. 123.
Приложение 1
Оценочный лист участника аукциона
Оценка
Лот
Фамилия, имя
«2»
«3»
«4»
«5»
Лот 1
«Оксиды»
Лот 2
«Гидроксиды»
Лот 3
«Кислоты»
Лот 4
«Соли»
Лот 5
«Генетическая
связь»
Участник аукциона ______________________________

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории химия:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ