Конспект урока по Химии "Соединения алюминия" 9 класс
Куликова Юлия Валерьевна
учитель химии и биологии
НОУ «Школа-интернат № 29 ОАО «РЖД» г. Уссурийск
Урок на тему: «Соединения алюминия»
Химия 9 класс по программе Габриеляна О.С.
Цель урока: Расширить знания о природных соединениях алюминия.
Задачи:
обучающая – закрепить понятие амфотерности на примере оксида и гидроксида алюминия; научить прогнозировать свойства соединений алюминия, совершенствовать умение учащихся проводить химический эксперимент и делать выводы по выполненному исследованию;
развивающая – развивать наблюдательность, внимание, гибкость мышления,
воспитывающая – соблюдение правил техники безопасности, воспитывать аккуратность при выполнении химического эксперимента, тактичность и уважение к мнению товарищей, культуру речи.
Ход урока.
I актуализация знаний
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1. Внимательно прослушайте стихотворение и скажите, о каких свойствах и областях применения алюминия говорится в нем:
В тринадцатой квартире
Живет известный в мире
Как проводник прекрасный,
Пластичен, серебрист.
Еще по части сплавов
Завоевал он славу.
И в этом деле он специалист.
Вот мчится словно ветер
В космической ракете,
По внешности он видный,
Хоть пленкою оксидной – покрыт,
Она ему как прочная броня.
Он мягкий, легкий, ковкий,
Сверкает в упаковке.
Обернуты конфеты блестящею фольгой.
Для плиток шоколада
Его немало надо.
А раньше был он очень дорогим.
2. Почему в алюминиевой кастрюле нельзя варить борщи, тушить квашенную капусту?
А так же нельзя мыть алюминиевую посуду раствором соли?
Физические свойства: электропроводность, пластичность, серебристый цвет, легкий, мягкий, ковкий, обладает металлическом блеском.
Применение:
Как проводник, применение сплавов, самолетостроение, фольга для пищевых продуктов
При обращении с алюминием в быту нужно помнить, что нагревать и хранить в алюминиевой посуде можно только нейтральные (по кислотности) жидкости (например, кипятить воду). Если, например, в алюминиевой посуде варить кислые щи, то алюминий переходит в пищу, и она приобретает неприятный «металлический» привкус. Поскольку в быту оксидную пленку очень легко повредить, то использование алюминиевой посуды все-таки нежелательно.
II изучение нового материала
Тема урока «Соединения алюминия»
1. Исходя из темы определите цели нашего урока.
Ничего на словах.
Все на опыте.
Кредо И.Ньютона
I Оксид алюминия (Al2O3 – глинозем) старинное название
1. Рассмотрите оксид алюминия и опишите его физические свойства
2. Предложите способы получения оксида алюминия
3. Прослушайте сообщение и составьте в тетрадях схему о природных соединениях оксида алюминия
Приложение 1
4. Рассмотрим химические свойства оксида алюминия
– Какими свойствами обладает оксид алюминия?
– Какие соединения называются амфотерными?
Оксид алюминия как амфотерное соединение проявляет две группы свойств: основные взаимодействуя с кислотами и кислотные взаимодействуя с основаниями
– Запишите уравнения химических реакций доказывающие амфотерные свойства оксида алюминия
Т.к. сплавление оксида алюминия протекает очень трудно, то мы рассмотрим этот процесс теоретически
II Гидроксид алюминия (Al(OH)3)
1. Получение оксида алюминия
– Предложите способ получения гидроксида алюминия.
Соблюдая правила техники безопасности при работе со щелочами получите гидроксид алюминия следуя инструкции к лабораторному опыту
Приложение 2
– Опишите свойства полученного гидроксида алюминия
– Какими свойствами обладает оксид алюминия?
Соблюдая правила техники безопасности при работе со щелочами и кислотами проведите лабораторный опыт доказывающий амфотерные свойства гидроксида алюминия. Почему при получении гидроксида алюминия мы приливали щелочь по каплям а во втором случае значительное количество щелочи.
III Соли алюминия
Прослушайте сообщение об алюмосиликатах и их применении
– пользуясь таблицей качественных реакций предложите реактив для обнаружения иона алюминия в квасцах
Приготовьте раствор алюмокалиевых квасцов разделите его на две части и исследуйте содержимое одной пробирки на наличие ионов Al3+
Содержимое второй пробирки исследуйте на наличие иона SO42-
– сделайте вывод о наличие исследуемых ионов в образце
Приложение 2
Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми соединениями алюминия, с их химическими свойствами и применением отдельных соединений алюминия
I Оксид алюминия (Al2O3 – глинозем)
Физические свойства:
Белое вещество, нерастворимое в воде, с очень высокой температурой плавления
Al2O3 + H2O ≠
1) 4Al + 3O2 = 2Al2O3
t˚
2) 2Al(OH)3 = Al2O3 + 3H2O
Природные соединения оксида алюминия (Al2O3)
Боксит (горная порода) Корунд (минер ал) б/цв Сапфир (Ti, Fe) синий Аметист (SiO2) фиолетовый Рубин (Cr) красный
Демонстрация изображений минералов.
Используются в ювелирном деле, шлифовочные материалы, в первой установке для изучения термоядерных процессов «Токамака» были сапфировые окна
Оксид алюминия обладает амфотерными свойствами
Соединения, проявляющие двойственную природу, т.е. взаимодействуют и с кислотами и с основаниями
Вывод:
Основные Кислотные
свойства свойства
соль Al2O3 соль
амфотерный
оксид
I группа свойств:
Al2O3 + 3H2SO4 = Al2(SO4)3 + 3H2O
II группа свойств:
сплавление
Al2O3 + 2NaOH = 2NaAlO2 + H2O
II Гидроксид алюминия (Al(OH)3)
Проверка записи химических реакций на доске в молекулярном и сокращенном ионном виде
AlCl3 + 3NaOH(недост) = Al(OH)3↓ + 3NaCl
Белый студнеобразный осадок нерастворимый в воде.
Амфотерный гидроксид
Вывод:
Основные Кислотные
свойства свойства
соль Al(OH)3 соль
I группа свойств
Al(OH)3↓ + 3HCl = AlCl3 + 3H2O
II группа свойств
Al(OH)3↓ + NaOH(избыток)= NaAlO2+ 2H2O
III Соли алюминия
Алюмокалиевые квасцы – двойные соли (кристаллогидраты).
KAl(SO4)2*12H2O или K2SO4*Al2(SO4)3*24H2O
При обыкновенной температуре устойчивы, при нагревании теряют воду и образуются жженые квасцы.
Применение: для дубления кожи, в качестве протравы при крашении тканей, в производстве бумаги, в фотопромышленности и медицине.
В «Естественной истории» Плиния Старшего упоминается, что на рубеже старой и новой эры квасцы применяли в качестве протравы при крашении тканей. В начале нашей эры римский полководец Архелай во время войны с персами приказал обмазать деревянные башни квасцами. В результате дерево приобрело огнестойкость, и персы не смогли поджечь укрепления римлян.
Реактивом для обнаружения ионов алюминия, является щелочь
Al2(SO4)3+6NaOH=3Na2SO4+2Al(OH)3↓
белый студенистый
осадок
Al2(SO4)3+3BaCl2 = 2AlCl3+ 3BaSO4↓
белый
осадок
В течение двух уроков мы изучали свойства алюминия и его соединений.
Около ста лет назад писатель и философ Н.Г.Чернышевский, увидев алюминий, сказал, что этому металлу суждено великое будущее. И он оказался прав.
А можем ли мы утверждать что:
Новому времени
Новый костюм
Нужен
Для новых дел
Это утверждение верно, т.к. алюминия, его соединения и сплавы находят широкое применение в промышленности, самолетостроении, медицине, дублении кожи, ювелирном деле, алюминий применяют как взрывчатое вещество
Д/з §13 стр. 71 – 74, конспект в тетради;
Для рассмотренных на уроке химических реакции идущих с участием электролитов записать ионные уравнения.
Литература:
Габриелян, О. С. Химия. 9 класс: Учеб. для общеобразоват. учреждений / О. С. Габриелян. – М. : Дрофа, 2004. – 224 с. : ил.
Зуева, М. В. Школьный практикум. Химия. 8-9 кл / М. В. Зуева, Н. Н. Гара. – М. : Дрофа, 1999. – 128 с. : ил.
Назарова, Т. С. Карты-инструкции для практических занятий по химии. 8-11 классы / Т. С.
![](/assets/6990c512/images/basic.png)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории химия:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ