Конспект урока "Реакции электролитов в водных растворах"
Модульный урок по теме: «Реакции электролитов в водных растворах».
Цели урока: опираясь на ранее полученные знания учащихся, сформировать понятие о реакциях ионного обмена идущих до конца; закрепить знания учащихся о химических реакциях; научить составлять молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения.
№ УЭ
Учебный материал с указанием заданий
Рекомендации по выполнению заданий, оценка
УЭ - 0
Цели: познакомиться с содержанием модулей, прочитать учебные цели, ознакомиться с предполагаемыми результатами изучения модулей (знания и умения), способами проверки его усвоения.
Знакомство с содержанием модулей
: названиями, целями, предполагаемыми результатами, определение расположения теоретического материала и контроля .
УЭ-1
Цель: определить собственный уровень подготовленности, вспомнить основные понятия темы «Растворы. Электролитическая диссоциация», подготовиться к усвоению нового материала.
Предполагаемый результат: выявить уровень собственных знаний по теме: «Растворы. Электролитическая диссоциация»
Самостоятельно оценить свою готовность к усвоению нового материала на основе шкалы оценивания
Ход работы:
Выполнить тестовую работу:
l. Лампочка прибора для испытания веществ на электропроводность не загорится при погружении электродов в:
а) водный раствор щелочи;
б) расплав соли;
в) концентрированную кислоту;
г) дистиллированную воду.
2. Какой вклад в химическую науку сделал С. Арреннус:
а) сформулировал основные положения теории электролитической диссоциации;
б) выдвинул идею о гидратации ионов в растворе;
в) экспериментально определил размер некоторых ионов в растворе;
г) рассчитал степени диссоциации электролитов.
3. Какое утверждение неверно:
а) катионы движутся в растворе упорядоченно;
б) катионы заряжены положительно;
в) некоторые катионы окрашены;
г) некоторые катионы ядовиты.
4. Степень диссоциации электролитов зависит:
а) от температуры;
б) от давления;
в) от гидратации;
г) от концентрации.
5. Атомы или группы атомов одного или нескольких химических элементов в результате отдачи или присоединения электронов превращаются в ионы. Какой заряд могут иметь эти ионы:
а) положительный или отрицательный;
б) только отрицательный;
в) только положительный;
г) не имеют заряда.
6. Какие ионы определяют общие свойства кислот:
а) анионы кислорода;
б) катионы водорода;
в) анионы кислотного остатка;
г) ионы не влияют на общие свойства кислот.
7. Как называется электролит NH4NO3(NH4+ + NO3-):
а) кислота;
б) основание;
г) оксид;
в) соль.
.
8. Процесс диссоциации сульфата магния можно выразить уравнением:
а) MgSO4 Mg+2 + SO4 -2;
б)MgSO4 Mg2+ + SO4 2-;
в) MgSО4 Mg+2 + 4SO2-;
г) MgSO4 Mg+2 + SO4 -1.
9. При диссоциации какого вещества образуется больше всего ионов:
а) хлорид кальция;
б) соляная кислота;
в) сульфат алюминия;
г) угольная кислота.
10.При комнатной температуре из 150 молекул электролита на ионы
распались 90. Степень электролитической диссоциации равна ... %.
Проверьте степень своей готовности к уроку. Индивидуальное выполнение.
Шкала оценивания:
9-10 баллов – готов к усвоению материала
7-8 балла – к усвоению материала может приступить
5-6 балла –необходима самостоятельная проработка отдельных частей материала
4 и меньше – к усвоению нового материала не готов. Необходимо повторение материала.
УЭ – 2
Составление уравнений реакций электро -
литической диссоциации оснований, кислот и солей
Цель: Научиться составлять уравнения
электролитической диссоциации оснований, кислот и солей.
Предполагаемый результат: Уметь составлять уравнения диссоциации кислот, оснований, солей, знать отличительные особенности диссоциации этих групп веществ
Ход работы:
Ознакомиться с понятиями кислот, солей и оснований в свете теории электролитической диссоциации
Определите отличительные черты диссоциации солей, кислот, оснований, заполнив пробелы в тексте:
При диссоциации кислот в качестве катиона отрываются………..
При диссоциации соли образуют катионы ….. и анионы……..
При диссоциации основания в качестве аниона образуются только …………
Рассмотреть примеры диссоциации этих групп веществ. Обратить внимание на многоступенчатую диссоциацию
Запишите формулу растворимого гидроксида (кислоты или соли) в левой части уравнения, а формулы катионов и анионов в правой
Ва(ОН)2 —> Ва2+ + ОН-
Н2SO4 —> Н+ + SO42-
Al(NO3)3 —> Al3+ + NO3-
Расставьте коэффициенты (если они нужны), поставьте вместо стрелки знак равно
Ва(ОН)2 = Ва2+ + 2ОН -
катион металла гидроксид анион
Н2SO4 = 2Н+ + SO42-
катион водорода анион кислотного остатка
Al(NO3)3 —> Al3+ + 3NO3-
катион металла анион кислотного остатка
Контроль усвоения материала:
Запишите уравнения диссоциации следующих электролитов: сульфата натрия (Na2SO4), хлорида бария (BaCl2), гидроксида калия (KOH), соляной кислоты (HCl).
1.См. учебник стр. 38, 40,44
3.Стр. 39,40,44 учебника
Шкала самооценивания:
Сверьте свои результаты с правильными ответами
Правильное выполнение задания – 5 баллов
1 ошибка – 4 балла
2 ошибки - 3 балла
Более 3 ошибок – 2 балла
УЭ-3. Ионные уравнения реакций
Цели: сформировать понятие о реакциях ионного обмена, повторить и закрепить знания о химических реакциях.
Предполагаемый результат: уметь отличать реакции ионного обмена.
Ход работы: Прочитать текст учебника и написать определение ионных реакций:
Ионные реакции – это реакции__________________________________________________________________________________________Контроль усвоения материала:
Определите, к какой группе относятся перечисленные ниже реакции, если у вас возникнут трудности, обратитесь к учебнику, учителю, товарищу, который может дать консультацию.
1.Реакция, которая является реакцией ионного обмена
2. Не относится к реакцям ионного обмена
а) С + О2=СО2
б) Na2SO4 + BaCl2= BaSO4 + 2NaCl
в) KOH + HCl = KCl + H2O
г) 2H2 + O2 = 2H2O
д) 2H2S+ 3O2 = 2H2O + 2SO2
е) FeCl2 + 2NaOH = Fe(OH)2 + 2NaCl
Стр. учебника 35
УЭ-5. Реакции ионного обмена, идущие до конца. Реакции, которые не доходят до конца).
Цель: Изучить реакции ионного обмена. Сформировать навык написания реакций ионного обмена, умение предполагать продукты реакции.
Предполагаемый результат: уметь писать реакции ионного обмена, идущие до конца
Ход работы:
Изучить алгоритм составления ионных уравнений. Ответьте на вопросы.
А) В каких случаях реакция не идет до конца?
Б) В каких случаях реакция идет до конца?
Г) Что в ионном уравнении записывается в ионной форме?
Д) Что в ионных уравнениях записывается в молекулярной форме
Если вам проблемно ответить на данные вопросы прочитайте текс учебника
Контроль знаний:
Выполните предложенные реакции. Пользуясь алгоритмом составления ионных уравнений реакций запиши молекулярное, полное и сокращенное ионное уравнение реакций между:
а) гидроксидом калия и азотной кислотой;
б) сульфатом меди и гидроксидом лития;
в) карбонатом калия и серной кислотой;
г) между нитратом бария и хлоридом кальция.
В каком случае реакция не идет до конца?
См. страница 36 учебника
Стр. 37, заголовок проблема
Шкала самооценивания:
Проверьте результаты по слайду.
1 ошибка – 5 баллов
2 ошибки – 4 балла
3 ошибки – 3 балла
4 ошибки и более – 2 балла
УЭ -5
Лабораторный практикум
Цели: применить полученные знания об ионных реакциях, предсказав исход реакции, и сравнить теоретические выводы с практическим результатом
Предполагаемый результат: совпадение результатов теоретических выводов с результатами экспериментальной работы
Ход работы:
Допишите реакции, установив, идут ли они до конца
А. CaCO3+H2SO4=
Б. Na2SO4 + BaCl2=
2. Проведите реакции между этими веществами
3. Проверьте совпал теоретический и практический результат
УЭ - 6. Итоговый контроль
Цели: определить собственный уровень полученных знаний
Предполагаемый результат: усвоение основных понятий и терминов темы, умение составлять ионные уравнения.
Ход работы:
Выполните задания(1 балл):
1. Не записывая ионные уравнения, определите какие реакции не идут до конца:
а) между хлоридом калия и нитратом серебра;
б) между хлоридом натрия и гидроксидом калия;
2. Составьте молекулярное, полное ионное и сокращенное ионное уравнение реакций между(2балла):
Первый вариант
Второй вариант
а) гидроксидом лития и азотной кислотой
а) сульфатом железа (II) и гидроксидом калия
3. Установите соответствие(4 балла).
Молекулярное уравнение
Сокращенное ионное уравнение
LiOH + HCl = LiCl + H2O
Ag++Cl- = AgCl
Cu(OH)2+ 2HNO3 = Cu(NO3)2 + 2H2O
OH- + H+ = H2O
SrCl2 + 2 AgNO3 = Sr(NO3)2 + 2AgClv
CO3 2-+ 2H+ = СО2 +H2O
K2CO3 + H2SO4 = K2SO4 + СО2 +H2O
Cu(OH)2+ 2H+ = Cu2+ + 2H2O
Лист самоконтроля:
Суммарное количество баллов за работу
Уровень усвоения знаний
15 и больше
Хорошее усвоение материала
От 9 до 14
Материал усвоен, требуется повторение
От 5 до 8
Материал усвоен частично
Менее 5
Требуется проработка всех модулей еще раз
Домашнее задание (в зависимости от уровня усвоения материала)
«Хорошее усвоение материала» - 2-18, 2-19, 2-20 – задачник
«Материал усвоен» - 2-18, 2-24,2-25 – задачник
«Материал усвоен частично» - стр. 18 – стр. 19 задачника, упр. 2-18,2-23
«Требуется проработка всех моделей» - см. все модули урока, стр. 18. - стр.19 задачника, упр. 2-18,2.19 задачника
Ответы к тесту :
1. г;
2. а;
3. г;
4. г;
5. а;
6. б;
7. г;
8. б;
9. в;
10. При комнатной температуре из 150 молекул электролита на ионы распалось 90. Степень электролитической диссоциации равна 60%. Решение: α = 90/150 = 0,6 (или 60%);
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории химия:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ