Конспект урока "Реакции электролитов в водных растворах"

Модульный урок по теме: «Реакции электролитов в водных растворах».

Цели урока: опираясь на ранее полученные знания учащихся, сформировать понятие о реакциях ионного обмена идущих до конца; закрепить знания учащихся о химических реакциях; научить составлять молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения.

УЭ

Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации по выполнению заданий, оценка

УЭ - 0

Цели: познакомиться с содержанием модулей, прочитать учебные цели, ознакомиться с предполагаемыми результатами изучения модулей (знания и умения), способами проверки его усвоения.


Знакомство с содержанием модулей

: названиями, целями, предполагаемыми результатами, определение расположения теоретического материала и контроля .


УЭ-1

Цель: определить собственный уровень подготовленности, вспомнить основные понятия темы «Растворы. Электролитическая диссоциация», подготовиться к усвоению нового материала.

Предполагаемый результат: выявить уровень собственных знаний по теме: «Растворы. Электролитическая диссоциация»

Самостоятельно оценить свою готовность к усвоению нового материала на основе шкалы оценивания

Ход работы:

Выполнить тестовую работу:

l. Лампочка прибора для испытания веществ на электропроводность не загорится при погружении электродов в:

а) водный раствор щелочи;

б) расплав соли;

в) концентрированную кислоту;

г) дистиллированную воду.

2. Какой вклад в химическую науку сделал С. Арреннус:

а) сформулировал основные положения теории электролитической диссоциации;

б) выдвинул идею о гидратации ионов в растворе;

в) экспериментально определил размер некоторых ионов в растворе;

г) рассчитал степени диссоциации электролитов.

3. Какое утверждение неверно:

а) катионы движутся в растворе упорядоченно;

б) катионы заряжены положительно;

в) некоторые катионы окрашены;

г) некоторые катионы ядовиты.

4. Степень диссоциации электролитов зависит:

а) от температуры;

б) от давления;

в) от гидратации;

г) от концентрации.

5. Атомы или группы атомов одного или нескольких химических элементов в результате отдачи или присоединения электронов превращаются в ионы. Какой заряд могут иметь эти ионы:

а) положительный или отрицательный;

б) только отрицательный;

в) только положительный;

г) не имеют заряда.

6. Какие ионы определяют общие свойства кислот:

а) анионы кислорода;

б) катионы водорода;

в) анионы кислотного остатка;

г) ионы не влияют на общие свойства кислот.

7. Как называется электролит NH4NO3(NH4+ + NO3-):

а) кислота;

б) основание;

г) оксид;

в) соль.

.

8. Процесс диссоциации сульфата магния можно выразить уравнением:

а) MgSO4 Mg+2 + SO4 -2;

б)MgSO4 Mg2+ + SO4 2-;

в) MgSО4 Mg+2 + 4SO2-;

г) MgSO4 Mg+2 + SO4 -1.

9. При диссоциации какого вещества образуется больше всего ионов:

а) хлорид кальция;

б) соляная кислота;

в) сульфат алюминия;

г) угольная кислота.

10.При комнатной температуре из 150 молекул электролита на ионы

распались 90. Степень электролитической диссоциации равна ... %.


Проверьте степень своей готовности к уроку. Индивидуальное выполнение.

Шкала оценивания:

9-10 баллов – готов к усвоению материала

7-8 балла – к усвоению материала может приступить

5-6 балла –необходима самостоятельная проработка отдельных частей материала

4 и меньше – к усвоению нового материала не готов. Необходимо повторение материала.



УЭ – 2

Составление уравнений реакций электро -

литической диссоциации оснований, кислот и солей


Цель: Научиться составлять уравнения

электролитической диссоциации оснований, кислот и солей.

Предполагаемый результат: Уметь составлять уравнения диссоциации кислот, оснований, солей, знать отличительные особенности диссоциации этих групп веществ

Ход работы:


  1. Ознакомиться с понятиями кислот, солей и оснований в свете теории электролитической диссоциации

  2. Определите отличительные черты диссоциации солей, кислот, оснований, заполнив пробелы в тексте:

При диссоциации кислот в качестве катиона отрываются………..

При диссоциации соли образуют катионы ….. и анионы……..

При диссоциации основания в качестве аниона образуются только …………

  1. Рассмотреть примеры диссоциации этих групп веществ. Обратить внимание на многоступенчатую диссоциацию

Запишите формулу растворимого гидроксида (кислоты или соли) в левой части уравнения, а формулы катионов и анионов в правой

Ва(ОН)2 —> Ва2+ + ОН-

Н2SO4 —> Н+ + SO42-

Al(NO3)3 —> Al3+ + NO3-



Расставьте коэффициенты (если они нужны), поставьте вместо стрелки знак равно

Ва(ОН)2 = Ва2+ + 2ОН -

катион металла гидроксид анион

Н2SO4 = 2Н+ + SO42-


катион водорода анион кислотного остатка


Al(NO3)3 —> Al3+ + 3NO3-


катион металла анион кислотного остатка



Контроль усвоения материала:

Запишите уравнения диссоциации следующих электролитов: сульфата натрия (Na2SO4), хлорида бария (BaCl2), гидроксида калия (KOH), соляной кислоты (HCl).











1.См. учебник стр. 38, 40,44











3.Стр. 39,40,44 учебника


























Шкала самооценивания:

Сверьте свои результаты с правильными ответами

Правильное выполнение задания – 5 баллов

1 ошибка – 4 балла

2 ошибки - 3 балла

Более 3 ошибок – 2 балла


УЭ-3. Ионные уравнения реакций

Цели: сформировать понятие о реакциях ионного обмена, повторить и закрепить знания о химических реакциях.

Предполагаемый результат: уметь отличать реакции ионного обмена.


Ход работы: Прочитать текст учебника и написать определение ионных реакций:

Ионные реакции – это реакции__________________________________________________________________________________________Контроль усвоения материала:

Определите, к какой группе относятся перечисленные ниже реакции, если у вас возникнут трудности, обратитесь к учебнику, учителю, товарищу, который может дать консультацию.


1.Реакция, которая является реакцией ионного обмена

2. Не относится к реакцям ионного обмена

а) С + О2=СО2

б) Na2SO4 + BaCl2= BaSO4 + 2NaCl


в) KOH + HCl = KCl + H2O


г) 2H2 + O2 = 2H2O

д) 2H2S+ 3O2 = 2H2O + 2SO2


е) FeCl2 + 2NaOH = Fe(OH)2 + 2NaCl








Стр. учебника 35

УЭ-5. Реакции ионного обмена, идущие до конца. Реакции, которые не доходят до конца).



Цель: Изучить реакции ионного обмена. Сформировать навык написания реакций ионного обмена, умение предполагать продукты реакции.

Предполагаемый результат: уметь писать реакции ионного обмена, идущие до конца

Ход работы:

  1. Изучить алгоритм составления ионных уравнений. Ответьте на вопросы.


А) В каких случаях реакция не идет до конца?

Б) В каких случаях реакция идет до конца?

Г) Что в ионном уравнении записывается в ионной форме?

Д) Что в ионных уравнениях записывается в молекулярной форме

Если вам проблемно ответить на данные вопросы прочитайте текс учебника


Контроль знаний:

Выполните предложенные реакции. Пользуясь алгоритмом составления ионных уравнений реакций запиши молекулярное, полное и сокращенное ионное уравнение реакций между:


а) гидроксидом калия и азотной кислотой;


б) сульфатом меди и гидроксидом лития;


в) карбонатом калия и серной кислотой;


г) между нитратом бария и хлоридом кальция.


В каком случае реакция не идет до конца?







См. страница 36 учебника


Стр. 37, заголовок проблема








Шкала самооценивания:

Проверьте результаты по слайду.

1 ошибка – 5 баллов

2 ошибки – 4 балла

3 ошибки – 3 балла

4 ошибки и более – 2 балла

УЭ -5

Лабораторный практикум

Цели: применить полученные знания об ионных реакциях, предсказав исход реакции, и сравнить теоретические выводы с практическим результатом

Предполагаемый результат: совпадение результатов теоретических выводов с результатами экспериментальной работы

Ход работы:

  1. Допишите реакции, установив, идут ли они до конца

А. CaCO3+H2SO4=

Б. Na2SO4 + BaCl2=

2. Проведите реакции между этими веществами

3. Проверьте совпал теоретический и практический результат


УЭ - 6. Итоговый контроль

Цели: определить собственный уровень полученных знаний

Предполагаемый результат: усвоение основных понятий и терминов темы, умение составлять ионные уравнения.

Ход работы:

Выполните задания(1 балл):

1. Не записывая ионные уравнения, определите какие реакции не идут до конца:

а) между хлоридом калия и нитратом серебра;

б) между хлоридом натрия и гидроксидом калия;

2. Составьте молекулярное, полное ионное и сокращенное ионное уравнение реакций между(2балла):

Первый вариант

Второй вариант

а) гидроксидом лития и азотной кислотой

а) сульфатом железа (II) и гидроксидом калия

3. Установите соответствие(4 балла).

Молекулярное уравнение

Сокращенное ионное уравнение

LiOH + HCl = LiCl + H2O

Ag++Cl= AgCl

Cu(OH)2+ 2HNO3 = Cu(NO3)2 + 2H2O

OH+ H+ = H2O

SrCl2 + 2 AgNO3 = Sr(NO3)2 + 2AgClv

CO2-+ 2H+ = СО+H2O

K2CO+ H2SO= K2SO+ СО+H2O

Cu(OH)2+ 2H+ = Cu2+ + 2H2O











Лист самоконтроля:

Суммарное количество баллов за работу

Уровень усвоения знаний

15 и больше

Хорошее усвоение материала

От 9 до 14

Материал усвоен, требуется повторение

От 5 до 8

Материал усвоен частично

Менее 5

Требуется проработка всех модулей еще раз



Домашнее задание (в зависимости от уровня усвоения материала)

«Хорошее усвоение материала» - 2-18, 2-19, 2-20 – задачник

«Материал усвоен» - 2-18, 2-24,2-25 – задачник

«Материал усвоен частично» - стр. 18 – стр. 19 задачника, упр. 2-18,2-23

«Требуется проработка всех моделей» - см. все модули урока, стр. 18. - стр.19 задачника, упр. 2-18,2.19 задачника

Ответы к тесту :

1. г;

2. а;

3. г;

4. г;

5. а;

6. б;

7. г;

8. б;

9. в;

10. При комнатной температуре из 150 молекул электролита на ионы распалось 90. Степень электролитической диссоциации равна 60%. Решение: α = 90/150 = 0,6 (или 60%);

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории химия:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ