Методическое пособие по реализации учебного исследовательского проекта "Красный, розовый, синий, фиолетовый цвета"
Методическое пособие
по реализации учебного проекта
«Красный, розовый, синий, фиолетовый цвета»
Автор: Рыбакова Лариса Юрьевна,
учитель химии
МОУ «СОШ п. Динамовский
Новобурасскоого района
Саратовской области»
Содержание
Стр.
Пояснительная записка……………………………………………..3
Описание проекта…………………………………………………...4
План проведения проекта…………………………………………..10
Литература…………………………………………………………...10
Пояснительная записка
Проект разработан для учащихся 8 класса основной общеобразовательной школы. Время реализации проекта – IV четверть.
Цель проекта углубление знаний по предмету и развитие социально-личностных качеств учащихся.
Предлагаемый проект направлен на реализацию следующих задач:
-развитие понятий о кислотно-основных индикаторах;
-формирование представлений о растительных пигментах-антоцианах, их индикаторных свойствах, практическом использовании антоциановых вытяжек в лабораторном эксперименте и в быту;
-научить учащихся готовить антоциановые вытяжки, самодельную индикаторную бумагу и использовать их для определения кислотности среды;
-развивать у учащихся логическое мышление, умения наблюдать, сравнивать, проводить аналогии;
-отработка навыков обращения с химическими веществами с соблюдением правил безопасной работы, как в кабинете химии, так и в повседневной жизни;
-вырабатывать умения и навыки переносить полученные знания в повседневную жизнь;
-развивать представления учащихся о сферах применения химии в практической деятельности человека;
-воспитание гражданской ответственности за состояние своего здоровья и здоровья других людей;
-развивать способности к самоконтролю действий по достижению целей и рефлексии;
-формировать предметную, коммуникативную, социальную компетентность.
Особенности проекта обеспечение возможности практико-ориентированной деятельности учащихся по оценке среды растворов и использования полученных знаний и умений в повседневной жизни. Актуальность содержания определяется проблемой нехватки реактивов (индикаторов) в школе, а также необходимостью получения знаний о способах определения среды растворов (например, моющих средств, СМС, почвенных растворов) в домашних условиях с целью предохранения их негативного влияния на организм человека, растений, животных.
Принципами отбора содержания материала являются практическая направленность, предметные и межпредметные связи, реалистичность с точки зрения возможности усвоения и реализации основного содержания проекта за 6 часов (3 часа – уроки, консультации, защита, 3 часа – самостоятельная работа).
В ходе реализации проекта востребованы знания учащихся из других предметных областей: биологии, экологии.
Основные развиваемые умения и навыки учащихся: работать с разнообразными источниками информации, проводить сравнительный анализ и давать оценку фактам и явлениям; осуществлять исследовательскую деятельность, развивать коммуникативные навыки и опыт сотрудничества в группе, коллективе, умение предотвращать конфликтные ситуации, выходить из них.
Учащиеся делятся на группы по желанию, определяют список вопросов, которые необходимо рассмотреть и доказать в ходе исследования и выбирают форму представления результатов (презентация, буклет, веб-сайт)
Учитель предлагает ученикам источники информации по теме исследования. Проводится фронтальная беседа со всеми группами и задается направление поиска информации. Необходимо разъяснить учащимся вопросы о защите авторских прав и объяснить, что нужно обязательно указывать в своих работах источники информации.
В ходе проекта учащиеся самостоятельно проводят групповые исследования по различным источникам информации (печатные, Интернет) и оформляют результаты своих исследований в виде таблицы, презентации, буклета.
Форма представления результатов работы выбирается группой самостоятельно, она может быть любая: компьютерная презентация, буклет, раздача информационного бюллетеня. Учитель оказывает консультативную помощь в выборе вида представления результатов работы.
Работа над проектом заканчивается защитой творческой работы учащихся.
Во время защиты полученных результатов присутствуют все участники проекта. Каждой группе предоставляется по 10 минут:
представление результатов – 7 минут;
ответы на вопросы присутствующих – 3 минуты.
Для оценки результатов заранее разрабатываются оценочные листы на основе критериев оценивания.
Завершается проект коллективной рефлексией и обсуждением вопросов: Что удалось и не удалось сделать в данном проекте? Какие вопросы необходимо обсудить или раскрыть в будущих работах?
Описание проекта
"Красный, розовый, синий, фиолетовый цвета"
Краткое содержание проекта
Данный проект посвящен исследованию свойств природных индикаторов - антоцианов, сравнению свойств природных индикаторов с кислотно-основными индикаторами, их использованию в лабораторной практике и домашних условиях.
Предмет(ы)
Кислотно-основные индикаторы
Классы - 8
Приблизительная продолжительность проекта -6 часов
Основания проекта
Целевые образовательные стандарты
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе усвоения химических знаний и проведения химического эксперимента;
самостоятельного приобретения новых знаний по химии в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
развитие умений обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
применение полученных знаний и умений для химически грамотного использования веществ и материалов, применяемых в быту, с решения практических задач повседневной жизни.
Дидактические цели / Ожидаемые результаты обучения
После завершения проекта учащиеся смогут:
самостоятельно приготовить растительные антоциановые вытяжки, самодельную индикаторную бумагу и использовать их в качестве кислотно-основных индикаторов для определения рН растворов в лабораторной практике и в быту, например, для определения среды моющих средств для мытья посуды и их влияния на кожу рук;
подобрать растения, которые можно использовать в качестве природных индикаторов,
проводить аналогии между кислотно-основными индикаторами и растительными индикаторами,
указать на недостатки и преимущества антциановых вытяжек по сравнению с известными детям индикаторами, усовершенствовать свои навыки при работе с лабораторным оборудованием и химическими реактивами,
ответить на вопрос: "Как усилить красный цвет борща, винегрета или цвет тушеной краснокочанной капусты?"
Вопросы, направляющие процесс обучения
Основополагающий вопрос
Чей индикатор лучше: природы или человека?
Проблемные вопросы
Направляющие вопросы, относящиеся к конкретной теме учебной программы, на которые учащиеся ищут ответ в ходе проекта.
1. Откуда у природы такая богатая палитра цветов?
2. Имеется ли аналогия между индикаторными свойствами кислотно-основных индикаторов и растительных индикаторов?
3. Возможно ли приготовление в домашних условиях кислотно-основных индикаторов и их использование?
4. Возможно ли приготовление и использование в домашних условиях индикаторной бумаги?
5. Как с помощью фиалки узамбарской защитить кожу рук от негативного влияния современных моющих средств?
Учебные вопросы
1. Что называется индикаторами?
2. Какие типы сред различают в химии?
3. Какие индикаторы используют в школьной практике?
4. Что в домашних условиях можно использовать в качестве индикаторов?
План оценивания
График оценивания
До работы над проектом
Ученики работают над проектами и выполняют задания
После завершения работы над проектом
фронтальная проблемно-поисковая беседа
Составление критериев оценивания
Вводная презентация учителя.
промежуточное обсуждение предварительных результатов в каждой группе; контроль учителя заполнения по ходу выполнения работы каждой группой таблицы "Изменение окраски природных индикаторов в различных средах" в виде цветовых схем.
План проведения проектов.
Самооценка работы группы.
Презентация результатов проекта в классе по группам
(презентация, буклет)
Описание методов оценивания
Перед началом проекта учитель проводит с учащимися фронтальную проблемно-поисковую беседу, в ходе которой учащиеся отвечают на вопросы, высказывают предложения и пытаются самостоятельно доказывать их справедливость презентация учителя. Учитель разрабатывает с учащимися план работы над проектом, знакомит их с критериями оценивания проекта,
В ходе работы над проектом проводится предварительное обсуждение результатов деятельности каждой группы учащихся в виде тестирования, обсуждается методика выполнения лабораторных опытов, проводится инструктаж по технике безопасности при работе с кислотами, щелочами, консультации по обработке результатов.
Для самоконтроля и корректировки своей деятельности учащиеся могут использовать обсуждение предварительных результатов в каждой группе, самооценку качества проведенного исследования, что позволит формировать самостоятельность и самоуправление в группах; учитель контролирует заполнение по ходу выполнения работы каждой группой таблицы "Изменение окраски природных индикаторов в различных средах" в виде цветовых схем.
После завершения работы над проектом учащиеся представляют результаты исследовательской работы (презентации, буклеты) в классе и на школьной межпредметной конференции.
Сведения о проекте
Необходимые начальные знания, умения, навыки
Знания: химические свойства основных классов неорганических веществ - кислоты, основания; правила ТБ
Умения: практические навыки и умения при работе с лабораторным
оборудованием, химическими реактивами, работа с различными источниками информации, целенаправленный поиск информации в интернете.
Учебные мероприятия
Формулирование понятий: среда, индикатор.
Что в домашней и лабораторной практике (при отсутствии реактивов в школе) можно использовать в качестве индикаторов среды - надежных, доступных, безопасных, простых в приготовлении? Высказывание предположений, экскурс в историю, сбор информации из различных источников, ее анализ.
Постановка цели проекта.
Знакомство с пигментами, встречающимися в растительной клетке и их свойствами.
Работа в группах - приготовление антоциановых вытяжек различными способами - механический, с помощью нагревания и индикаторной бумаги, самостоятельное исследование индикаторных свойств антоцианов столовой свеклы, черной смородины, краснокочанной капусты, лепестков фиалки, клубники в зависимости от среды раствора. Обработка результатов.
Заполнение общей таблицы "Изменение окраски растительных индикаторов в различных средах" в виде цветовых схем и сравнение свойств растительных индикаторов со свойствами кислотно-основных индикаторов, используемых в школьной практике. Сопоставление получившейся таблицы с таблицей, имеющейся в школе "Изменение окраски индикаторов".
Выводы учащихся о характере изготовленных и подвергшихся испытанию индикаторов: кислотный, щелочной, универсальный.
Рекомендации учащихся, какие растения и их части можно использовать для приготовления индикаторов.
Заключения учащихся по преимуществам и недостаткам природных индикаторов.
Практическое применение антоцианов в быту (высказывание предположений)- как один из вариантов, определение реакции растворов моющих средств для мытья посуды с помощью антоциановой вытяжки краснокочанной капусты и составление рекомендаций домохозяйкам.
Ответ на вопрос: "Чей индикатор лучше: природы или человека?"
Материалы для дифференцированного обучения
Ученик с проблемами усвоения учебного материала (Проблемный ученик)
Т.к. работа проходит в малых группах (по 2-3 человека), поэтому учащиеся могут распределить обязанности в соответствии со своими интересами и предпочтениями:
- проведение химических опытов;
- поиск информации в источниках;
- компьютерная обработка результатов;
- презентация результатов работы группы.
Учащиеся, которым на данный момент тяжело с предметной направленностью группы, выполняют задания в группе по принципу комфортности. Распределение обязанностей в группах осуществляется по принципу добровольности.
Для проблемных учащихся также проводятся индивидуальные консультации учителя и взаимоконсультации учеников.
Одаренный ученик
Для участников проекта одной из форм реализации является защита исследований на межпредметной конференции в школе, а также участие в районной конференции «Я и мир вокруг».
Учащиеся, заинтересованные в более глубоком изучении растительных пигментов, могут провести дополнительное самостоятельное исследование свойств других групп пигментов - каротиноидов, хлорофилла.
Материалы и ресурсы, необходимые для выполнения проекта
Лабораторное оборудование:
штатив с пробирками, стеклянные палочки, воронка, спиртовка, пробиркодержатель, стакан, ступка с пестиком, чашка Петри, спички, фильры, полоски фильтровальной бумаги.
Химические реактивы:
1% раствор соляной кислоты, 1% раствор гидроксида натрия, вода, спирт, краснокочанная капуста, клубника, столовая свекла, гранат, лепестки фиалки узамбарской.
Канцтовары:
лист ватмана, маркеры, клей, полоски цветной бумаги красного, синего, зеленого, фиолетового, розового цветов.
Печатные материалы:
словари, руководства, справочные материалы и т.д.
Литература
Артамонов В.И. Занимательная физиология растений.- М.: Агропромиздат, 1991.
Батурицкая Н.В. Удивительные опыты с растениями. - Минск.: Народная асвета, 1991.
Беспалов П.И. Этот удивительный мир индикаторов. // Химия в школе.-2002.-№ 9.
Каршина Т.Е. Развивающий практикум. // Химия в школе.-2002.- № 8.
Парлюк Н.Т. К изучению водородного показателя. // Химия в школе.-2005.
Созонтова О.В. Биолого-химический кружок в летнем лагере. // Химия в школе.-1998.-№ 4.
Фадеев Г.Н. Химия и цвет. – М.: Просвещение, 1983.
Интернет-ресурсы
http://ru....wiki/Е163
План проведения проекта
Этап
Содержание
деятельности
Необходимое
время
Введение в тему
Выявление проблемы, разграничение области «знаю», «не знаю»
1 час
Организация групп
Организация групп, распределение обязанностей в группах, определение способов деятельности
Самостоятельная деятельность
Поиск информации, обработка результатов, проведение исследований
2 часа + консультации
Оформление результатов
Создание презентаций, выпуск бюллетеня, подготовка творческих отчетов
1 час
Подведение итогов
Представление результатов работы, оценка и самооценка.
Выход на новую проблему
1 час
![](/assets/6990c512/images/basic.png)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории химия:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ