План – конспект урока химии по теме: «Расчёты по химическим уравнениям» 8 класс


Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»














План – конспект урока химии

по теме:

«Расчёты по химическим уравнениям»


8 класс






Составила

Мышенкова И.П.,

учитель химии

высшей квалификационной категории










Ленинградская область

город Луга

2013

План-конспект урока

Химия – наука о порядке

В мире атомов, молекул…

Предмет: химия


Класс: 8


УМК:

Габриелян О.С. «Химия». Учебник для 8 класса общеобразовательных учебных учреждений. М.: Дрофа, 2009.

Габриелян О.С. Смирнова Т.В. Дидактические материалы «Изучаем химию в 8 классе». М.: Дрофа, 2009.


Тема: Расчёты по химическим уравнениям

Тип урока: комбинированный урок

Цель урока:

Обучающая: познакомить учащихся с основными способами решения задач по химическим уравнениям, находить количество, массу и объём продуктов реакции по количеству, массе или объёму исходных веществ, в том числе и в случае, если исходные вещества даны в виде растворов или в виде смесей, продолжить формирование умения составлять уравнения химических реакций.


Воспитательная: способствовать воспитанию таких качеств как точность в работе, самостоятельность, наблюдательность, дисциплинированность.


Задачи:

  • закрепить умение записывать уравнения химических реакций и определять их тип,

  • сформировать умения решать расчётные задачи по уравнениям химических реакций

Оборудование:


  1. Карточки с заданиями по составлению уравнений реакций

  2. Демонстрационные плакаты с формулами: нахождения количества вещества по массе, объёму и числу частиц; нахождения массовой доли по массе чистого вещества и массе смеси; нахождения объёмной доли по объёму чистого вещества газа и объёму газовой смеси; нахождения доли выхода по практической и теоретической массам.

  3. Алгоритм решения задач (на парте)

  4. Сборники с дидактическими материалами «Изучаем химию в 8 классе». (на парте)




Краткий план урока:


Этап, время

Название этапа

Оборудование

Контроль знаний

I

1.Организационный момент.



II

1. Работа по классификации химических реакций и упражнения в составлении уравнений реакций.

Карточки с заданиями по составлению уравнений реакций

Индивидуальный, с контролем на доске.


2.Проверка знаний ранее изученного материала

Плакаты: формулы для расчета количества вещества по массе, объёму; формулы определения массовой и объёмной доли в смеси; формула для расчета доли выхода от теоретически возможного.

Фронтальный.

III

1.Решение расчетных задач.

Алгоритм решения задач, карточки с условиями задач.

Совместная работа

IV

Выполнение самостоятельной дифференцированной работы

Дидактические материалы «Изучаем химию в 8 классе»

Выполнение самостоятельной работы.

V

Домашнее задание



VI

Подведение итогов урока. Рефлексия.



  1. Организационный момент.


Здравствуйте, я хочу обратиться к вам: не сдерживайте свои мысли, боясь сказать что-то не то, не правильно. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Итак, начинаем урок. Мир, в котором мы живем, удивителен, прекрасен, разнообразен. Познавая его, мы познаем себя.

Химические реакции часто красивы и находят свое применение.



  1. Работа по составлению уравнений и классификации химических реакций.


А сейчас проверим, как вы научились составлять химические реакции и определять их тип.

(К доске вызываем нескольких учащихся, остальные решают в тетрадях).

Задание. Составить уравнения химических реакций, определить их тип.

  1. магний + кислород → ?

( 2Mg + O2 2 MgO реакция соединения )

2. азот + водород → ?

( N 2 + 3 H 2 NH3 реакция соединения )

3. серная кислота +гидроксид калия → соль + вода

( H2SO4 + 2KOH K2SO4 + 2H2O реакция обмена )



4. оксид железа (III) + водород → железо + ?


( Fe2O3 + 3H2 2Fe + 3H2O реакция замещения )


  • Скажите, как может использоваться данная химическая реакция? (Для получения железа.)


5. алюминий + сера → ?


( 2Al + 3 S Al2S3 реакция соединения )

Давайте прочитаем эти уравнения.

Читаем первое уравнение и определяем его тип. Магний количеством вещества 2 моль взаимодействует с простым веществом кислородом количеством вещества 1 моль, при этом образуется оксид магния количеством вещества 2 моль. Реакция соединения.

Прочитайте остальные уравнения химических реакций. Определите тип реакций

  1. 1. Решение расчетных задач.


Дома, когда мама или вы готовите еду, то планируете, сколько надо взять макарон или картофеля,

Чтобы накормить всю семью.

В химии проводят расчеты, сколько веществ нужно взять для реакции, сколько получится веществ.

Для решения задач по уравнениям химических реакций используется величина количество вещества.

Для того чтобы произвести расчёты по уравнению необходимо составить пропорцию, используя коэффициенты в уравнении реакции, зная, что они показывают величину количество вещества.

Но при практическом использовании веществ мы вещества либо взвешиваем, узнавая их массу, либо можем измерить их объём, поэтому надо уметь переводить одни величины в другие.

Поэтому необходимо вспомнить:


  1. Как связаны между собой количество вещества и масса?

Чтобы найти количество вещества необходимо известную массу вещества разделить на его молярную массу.


Чтобы найти массу вещества необходимо количество вещества умножить на его молярную массу.


Молярная масса численно равна относительной молекулярной массе, которая рассчитывается по формуле вещества и значению относительных атомных масс из периодической системы.


(на доске с помощью магнитов вешаются платы с формулами)


  1. Как связаны между собой количество вещества и объем газа?

Чтобы найти количество вещества необходимо поделить объем газа на молярный объем.


Чтобы найти объем газа необходимо количество вещества умножить на молярный объем.


Молярный объем величина постоянная и равна 22,4л/моль при нормальных условиях


(на доске с помощью магнитов вешаются платы с формулами)


  1. Как связанно количество вещества и число частиц?

Чтобы найти количество вещества необходимо поделить число частиц на число Авогадро.


Чтобы найти число частиц необходимо умножить количество вещества на постоянную Авогадро.


Постоянная Авогадро величина приблизительно равна 6,0∙1023 частиц/моль.


(На доске с помощью магнитов вешаются платы с формулами)


Так как вещества в природе содержатся в виде различных смесей или растворов то надо знать, как рассчитать массу чистого вещества по его массовой доле в составе смеси или для газовых смесей определять объём чистого вещества газа по известной объёмной доле и объёму газовой смеси.


Массовая доля обозначается буквой «ω» и определяется как отношение массы чистого вещества к общей массе смеси. Следовательно, чтобы узнать массу чистого вещества необходимо массовую долю умножить на массу смеси, а масса смеси есть отношение массы чистого вещества к его массовой доле.

Объемная доля обозначается буквой «φ» и представляет собой отношение объема газа к объему газовой смеси. Следовательно, чтобы узнать объем газа необходимо объем смеси умножить на объемную долю, а чтобы вычислить объем смеси необходимо поделить объем газа на объемную долю.


(На доске с помощью магнитов вешаются платы с формулами.)


Самой распространенной в природе газовой смесью является воздух, в основном состоящий из кислорода и

азота. Массовая доля кислорода 23%, а массовая доля азота 75%. Объемная доля кислорода 21%, а объемная

доля азота 78%


При проведении химических реакций на практике происходят потери веществ, поэтому существуют понятия

масса практическая ( m пр.) и масса теоретическая( m теор. ), которые связаны с долей выхода η





η = mпракт./ mтеор mпракт = η ∙ mтеор mтеор = mпракт

К составленным ранее на доске уравнениям химических реакций дописываем данные условия задачи и вместе с учениками формулируем задачу, обсуждая ход её решения с использованием символов расчетных величин.


m = 4,8г V=?

1. 2Mg + O2 → 2 MgO

m ( Mg ) → n ( Mg ) → n( O2 ) → V( O2 )


Vвозд.=7,2л m=?

2. N 2 + 3 H 2 → NH3


Vвозд. V(N.2) → n (N.2) → n (NH.3) → m (NH.3)




m = 4,8г ω KOH=10% m р-ра = ?

3. H2SO4 + 2KOHK2SO4 + 2H2O


m к-ты n к-ты n KOH m KOH m р-ра KOH






V=3,36л η=80% m пр.=?

4. Fe2O3 + 3H2 → 2Fe + 3H2O .

V(H.2) → n (H.2) → n (Fe) → mтеор. (Fe) → mпр.. (Fe)


m = 4,8г m = 67,2г η= mпр..=?

5. 2Al + 3 SAl2S3


2. Выполнение самостоятельной работы.





  1. Подведение итогов. Рефлексия.


Домашнее задание:

Оценки за урок получают ………

Я благодарю вас, всего доброго. Урок окончен.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории химия:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ