Тема урока: Алюминий и его соединения (9 класс)
Гимназия №12, г. Липецк
Знаменщикова Надежда Александровна
Тема урока: Алюминий и его соединения.(9 класс)
Цель: выяснить особенности свойств металла алюминия, закрепить представления об амфотерности соединений.
План урока
1 этап.
С целью организации познавательной деятельности учащихся предлагается мыслительный эксперимент: для проведения опыта учащимся был выдан белый порошок оксида металла. Известно, что из металла, входящего в его состав, получают сплавы, используемые в самолето- и ракетостроении. При взаимодействии выданного оксида как с серной кислотой, так и с раствором щелочи образуется соль.
В дальнейшей беседе с учащимися определяется металл для изучения, определяется тема урока.
2 этап.
Для создания проблемной ситуации учащимся предлагаются вопросы:
1. Можно ли алюминий считать активным металлом?
2. Будет ли он окисляться кислородом воздуха при обычных условиях?
3. Где находится алюминий в электрохимическом ряду напряжений?
4. Где в бытовых условиях мы встречаем изделия из алюминия?
5. Может ли активный металл так широко применяется на практике?
На основе возникших противоречий формируется гипотеза: если алюминий активный металл, то его кажущаяся пассивность предполагает образование защитной оксидной пленки, непроницаемой для воды и кислорода.
3 этап.
Для проверки гипотезы рассматриваются реакции алюминия с кислородом и водой, учащиеся составляют уравнения на доске и в рабочих тетрадях самостоятельно.
Затем с диска демонстрируются реакции алюминия с бромом и йодом и также самостоятельно составляются учениками уравнения на доске и в тетради.
Учителем предлагается для решения следующая задача: почему алюминий продолжает окисляться на воздухе ( а как же оксидная пленка?), если его сначала поместить в раствор соли ртути? После составления уравнения и объяснения причины восстановления ртути из раствора соли, учащимся предлагается оценить особенности амальгамированного алюминия.
Для характеристики соединений алюминия (амфотерность уже рассматривалась на примере соединений цинка) учащимся предлагается работа в парах по картам в
двух вариантах с подсказками.
1 вариант
Допишите уравнения реакций, указав формулы веществ вместо пропусков
1) Al(OH)₃ + … → AlCl₃ + …
2) Al(OH)₃ + … → Na[ Al(OH)₄]
тетрагидроксоалюминат натрия
3) Al(OH)₃ + … → NaAlO₂ + …
2 вариант
1) Al₂O₃ + … → Al(NO₃)₃ + …
2) Al₂O₃ + … + H₂O → Na[ Al(OH)₄]
тетрагидроксоалюминат натрия
3) Al₂O₃ + … → KAlO₂ + …
После обсуждения результатов работы с составлением уравнений в полном варианте на доске и в тетради фиксируется вывод и свойствах алюминия и его соединений.
4 этап.
Учащимся предлагается задача: почему алюминий растворяется в растворах щелочей?
Что сначала растворяется в щелочи? Почему?
С чем реагирует алюминий? Какие продукты образуются в результате взаимодействия с водой?
С чем реагирует образовавшийся гидроксид алюминия? Почему?
Что получится, если объединить в одно уравнение реагирующие вещества и конечные продукты реакций ( «убрав промежуточные").
Составляется учащимися с помощью учителя уравнение реакции алюминия с раствором гидроксида натрия.
В конце урока учащимся предлагается тестовый контроль знаний.
1 вариант
Установите соответствие между реагирующими веществами и названиями продуктов их взаимодействия.
РЕАГИРУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА ПРОДУКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
А) Al(OH)₃ + KOH (р – р) → 1) сульфат алюминия, сероводород, вода
Б) Al + H₂SO₄ (р –р ) → 2) тетрагидроксоалюминат калия
В) Al₂O₃ + NaOH (твердый) → 3) сульфат алюминия, водород
4) алюминат натрия, вода
5) алюминат натрия, водород
Для ответа укажите набор цифр, соответствующих очередности букв.
2 вариант
Установите соответствие между реагирующими веществами и названиями продуктов их взаимодействия.
РЕАГИРУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА ПРОДУКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
А) Аl + HCl ( р – р )→ 1) хлорид алюминия, хлор, вода
Б) Al(OH)₃ + NaOH(твердый) → 2) тетрагидроксоалюминат натрия
В) Al₂O₃ + KOH (р –р ) → 3) алюминат натрия, вода
4) хлорид алюминия, водород
5) тетрагидроксоалюминат калия
Для ответа укажите набор цифр, соответствующих очередности букв.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории химия:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ