Тема урока: Алюминий и его соединения (9 класс)

Гимназия №12, г. Липецк

Знаменщикова Надежда Александровна



Тема урока: Алюминий и его соединения.(9 класс)

Цель: выяснить особенности свойств металла алюминия, закрепить представления об амфотерности соединений.


План урока



1 этап.

С целью организации познавательной деятельности учащихся предлагается мыслительный эксперимент: для проведения опыта учащимся был выдан белый порошок оксида металла. Известно, что из металла, входящего в его состав, получают сплавы, используемые в самолето- и ракетостроении. При взаимодействии выданного оксида как с серной кислотой, так и с раствором щелочи образуется соль.

В дальнейшей беседе с учащимися определяется металл для изучения, определяется тема урока.


2 этап.

Для создания проблемной ситуации учащимся предлагаются вопросы:

1. Можно ли алюминий считать активным металлом?

2. Будет ли он окисляться кислородом воздуха при обычных условиях?

3. Где находится алюминий в электрохимическом ряду напряжений?

4. Где в бытовых условиях мы встречаем изделия из алюминия?

5. Может ли активный металл так широко применяется на практике?

На основе возникших противоречий формируется гипотеза: если алюминий активный металл, то его кажущаяся пассивность предполагает образование защитной оксидной пленки, непроницаемой для воды и кислорода.


3 этап.

Для проверки гипотезы рассматриваются реакции алюминия с кислородом и водой, учащиеся составляют уравнения на доске и в рабочих тетрадях самостоятельно.

Затем с диска демонстрируются реакции алюминия с бромом и йодом и также самостоятельно составляются учениками уравнения на доске и в тетради.

Учителем предлагается для решения следующая задача: почему алюминий продолжает окисляться на воздухе ( а как же оксидная пленка?), если его сначала поместить в раствор соли ртути? После составления уравнения и объяснения причины восстановления ртути из раствора соли, учащимся предлагается оценить особенности амальгамированного алюминия.


Для характеристики соединений алюминия (амфотерность уже рассматривалась на примере соединений цинка) учащимся предлагается работа в парах по картам в

двух вариантах с подсказками.

1 вариант

Допишите уравнения реакций, указав формулы веществ вместо пропусков

1) Al(OH)₃ + … → AlCl₃ + …

2) Al(OH) + … Na[ Al(OH)₄]

тетрагидроксоалюминат натрия

3) Al(OH)₃ + … → NaAlO₂ + …


2 вариант

1) AlO + … Al(NO) + …

2) AlO + … + HO Na[ Al(OH)]

тетрагидроксоалюминат натрия

3) Al₂O₃ + … KAlO + …



После обсуждения результатов работы с составлением уравнений в полном варианте на доске и в тетради фиксируется вывод и свойствах алюминия и его соединений.


4 этап.

Учащимся предлагается задача: почему алюминий растворяется в растворах щелочей?

  1. Что сначала растворяется в щелочи? Почему?

  2. С чем реагирует алюминий? Какие продукты образуются в результате взаимодействия с водой?

  3. С чем реагирует образовавшийся гидроксид алюминия? Почему?

  4. Что получится, если объединить в одно уравнение реагирующие вещества и конечные продукты реакций ( «убрав промежуточные").

Составляется учащимися с помощью учителя уравнение реакции алюминия с раствором гидроксида натрия.


В конце урока учащимся предлагается тестовый контроль знаний.

1 вариант

Установите соответствие между реагирующими веществами и названиями продуктов их взаимодействия.

РЕАГИРУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА ПРОДУКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

А) Al(OH) + KOH (р – р) 1) сульфат алюминия, сероводород, вода

Б) Al + HSO (р –р ) → 2) тетрагидроксоалюминат калия

В) AlO + NaOH (твердый) 3) сульфат алюминия, водород

4) алюминат натрия, вода

5) алюминат натрия, водород

Для ответа укажите набор цифр, соответствующих очередности букв.


2 вариант

Установите соответствие между реагирующими веществами и названиями продуктов их взаимодействия.

РЕАГИРУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА ПРОДУКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

А) Аl + HCl ( р – р ) 1) хлорид алюминия, хлор, вода

Б) Al(OH) + NaOH(твердый) 2) тетрагидроксоалюминат натрия

В) AlO + KOH (р –р ) 3) алюминат натрия, вода

4) хлорид алюминия, водород

5) тетрагидроксоалюминат калия

Для ответа укажите набор цифр, соответствующих очередности букв.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории химия:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ