Разработка урока химии на тему «Железо, ЕГО СТРОЕНИЕ, СВОЙСТВА И ПРИМЕНЕНИЕ» с использованием ЭОР для 9 класса
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Центр образования №80
Центрального района города Санкт-Петербурга
Методическое объединение учителей естественнонаучного цикла
Химия
Разработка урока химии на тему
«Железо,
ЕГО СТРОЕНИЕ, СВОЙСТВА И ПРИМЕНЕНИЕ»
с использованием ЭОР для 9 класса
Работу выполнил: Воевудская О.И.
учитель химии и биологии
Санкт-Петербург
2013
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Железо, его физические и химические свойства, применение»
ФИО (полностью)
Воевудская Ольга Игоревна
Место работы
ГБОУ Центр образования №80 Центрального района г. Санкт- Петербурга
Должность
Учитель
Предмет
Химия
Класс
9
Тема и номер урока в теме
ТЕМА 1. Металлы. Урок12.
Базовый учебник
"Химия", 9 класс, Габриелян О.С., издательство "Дрофа", 2013 год.
8. Цель урока: продолжить внедрение компетентностного подхода к обучению на уроках химии, как метода формирования умений действовать в заданной учебной ситуации.
9. Задачи:
- обучающие: продолжить знакомство с особенностями научного исследования на основе установления причинно-следственной связи между строением, свойствами и применением на примере железа, способами самоконтроля при выполнении тренажерных заданий;
-развивающие: развитие познавательных интересов, умения определять цель, выдвигать гипотезу через выполнение исследовательской работы; навыков самостоятельной работы и способность к рефлексии, коммуникативных качеств, уверенности в своих силах.
-воспитательные: формирование культуры общения, чувства сопричастности общему делу, умения работать коллективно через работу в парах, группе; воспитание культуры умственного труда, сохранения своего здоровья.
10.Тип урока: Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний с использованием ЭОР
11.Формы работы учащихся: изучение материала, формулирование вопросов по теме урока, выполнение практических опытов, фиксирование в тетради уравнений реакций и выводов по уроку, выполнение тренажерных заданий, осуществление самоконтроля по оцениванию уровня усвоения своих знаний.
12.Методы и методические приемы – исследовательский, поисковый, лабораторная работа (ЭОР), работа в группах, решение проблемных ситуаций, взаимоконтроль, эвристическая беседа, тестирование
13.Необходимое техническое оборудование: мультимедийные средства, таблица «Периодическая система химических элементов», таблица «Растворимость кислот, солей и оснований», интерактивная доска, проектор, компьютер, выход в Интернет; программное обеспечение: Интернет-ресурсы, электронное учебное издание «Химия. 9 класс» мультимедийное приложение к учебнику О. С. Габриэляна
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Таблица 1.
№
Этап урока
Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика
Время
(в мин.)
1
2
3
5
6
7
1.
Мотивационно-целевой
Приветствие, проверка готовности к уроку, вступительное слово учителя. Мотивация учебной деятельности на успешную работу.
Учащиеся настраиваются на работу.
3
2.
Актуализация знаний
ЭОР №1
http://www.alhimikov.net/otkritie_elementov/Fe.html
http://ru.science.wikia.com/wiki/%D0%96%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BE
http://enc-dic.com/colier/Zheleza-triad-i-platinovh-metallov-2915.html
ЭОР№2,3,4,5
Электронное учебное издание «Химия. 9 класс»
мультимедийное приложение к учебнику О. С. Габриэляна
1.История открытия железа. Происхождение названия. Триада железа.
2.Фронтальная беседа по вопросам.
Физические свойства металлов:
-3D металлическая кристаллическая решетка
-видео металлическая кристаллическая решетка
-видео электропроводность и теплопроводность металлов
-график температуры плавления некоторых металлов
Демонстрация видео- материал по восстановительной способности металлов, интерактивных картинок железа и изделий из чугуна, углеродистой и легированной стали.
3.Выполнение задания с использованием ЭОР по положению железа в Периодической таблице Д.И.Менделеева, строению атома.
Беседа об удивительных свойствах железа.
Восприятие информации, знаний, включение в беседу с учителем.
Обучающиеся рассматривают графики и знакомятся с представленным видео - материалом данного раздела темы.
Установление причинно-следственной связи строения, свойств и применения. Металлы-восстановители.
Запись темы урока в тетрадях.
Коллективная учебно-познавательная деятельность.
10
3
Изучение нового материала
ЭОР№6
ЭОР№7,8
Электронное учебное издание «Химия. 9 класс»
мультимедийное приложение к учебнику О. С. Габриэляна
Фронтальная беседа:
1.Диамагнитные свойства железа
Повторение общих химических свойств металлов
Уравнения реакций железа с простыми и сложными веществами
Лабораторная работа с использованием ЭОР
II.Проведение исследования:
1.Учитель подходит для консультирования и контроля к каждой группе
2. ЭОР видео - демонстрация взаимодействия железа с азотной кислотой, взаимодействие железа с кислородом
3.Подведение итогов исследования
Обучающиеся на основе своих знаний об общих химических свойствах металлов, высказывают свои предположения о свойствах железа, о сходствах и различии с другими металлами.
I.Проводят лабораторную работу в парах, на компьютере (4 вида заданий) ЭОР
1 группа –генетический ряд Fe2+
2 группа – Интерактивное задание
Генетический ряд Fe3+
Распознавание соединений, содержащих ион Fe3+
3 группа – получение солей Fe2+
Качественные реакции на катионы
4 группа –Экспериментальные задачи, в которыхнеобходимо распознать два вещества FeCl2, FeCl3. Запись соответствующих реакций.
III.Ученики рассказывают о своих наблюдениях. Взаимоконтроль.
15
5
10
3
4.
Контроль знаний по теме
ЭОР№9
Электронное учебное издание «Химия. 9 класс»
мультимедийное приложение к учебнику О. С. Габриэляна
Тренировочная фронтальная работа по составлению уравнений химических реакций с помощью ЭОР.
Выявление уровня сформированности знаний учащихся, установление недостатков в овладении учебным материалом.
Работают с ЭОР, Выполняют тест.
Результаты сохраняют скриншотом.
12
8.
Рефлексия,домашнее задание
Фронтальная беседа.
Наводящими вопросами направляет учащихся к формулированию выводов. Выводы записываются в тетрадь.
Подача и комментирование домашнего задания.
(§ 14, упр. 2 с. 82)
При ответе ученик пользуется опорным конспектом
Индивидуальная работа
5
Приложение к плану-конспекту урока
«Железо, его физические и химические свойства, применение»
(Тема урока)
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№
Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1.
2.
3.
4.
5.
История открытия железа. Происхождение названия. Триада железа.
Тема: «Металлы», п.8 «Химические свойства металлов»
Тема: «Металлы», п.14 «Железо»
Тема: «Металлы», п.14 «Железо»
Тема: «Металлы», п.14
6. Физические свойства металлов.
Информационный
Информационный
Практический.
Интерактивные задания.
Информационный
Информационный
Иллюстрация, текст
Видеофрагмент по восстановительной способности металлов.
Выполнение задания на компьютере по положению железа в Периодической таблице Д.И.Менделеева, строению атома
Демонстрация интерактивных картинок железа и изделий из чугуна, углеродистой и легированной стали.
Физические свойства металлов:
-3D металлическая кристаллическая решетка
-видео металлическая кристаллическая решетка
-видео электропроводность и теплопроводность металлов
-график температуры плавления некоторых металлов
http://www.alhimikov.net/otkritie_elementov/Fe.html
http://ru.science.wikia.com/wiki/%D0%96%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BE
http://enc-dic.com/colier/Zheleza-triad-i-platinovh-metallov-2915.html
Электронное учебное издание «Химия. 9 класс»
мультимедийное приложение к учебнику О. С. Габриэляна
Электронное учебное издание «Химия. 9 класс»
мультимедийное приложение к учебнику О. С. Габриэляна
Электронное учебное издание «Химия. 9 класс»
мультимедийное приложение к учебнику О. С. Габриэляна
Электронное учебное издание «Химия. 9 класс»
мультимедийное приложение к учебнику О. С. Габриэляна
6.
7.
8.
Диамогнитные свойства железа
Тема: «Металлы», п.14
Общие химическиесвойства металлов.
Генетический ряд Fe2+
Генетический ряд Fe3+
Распознавание соединений, содержащих ион Fe3+
Получение солей Fe2+
Качественные реакции на катионы
Экспериментальные задачи, в которыхнеобходимо распознать два вещества FeCl2, FeCl3.
Взаимодействие железа с азотной кислотой, взаимодействие железа с кислородом
Информационный
Практический
Информационный
Видеофрагмент
Интерактивные задания.
Лабораторная работа с использованием ЭОР
Видеофрагмент
Электронное учебное издание «Химия. 9 класс»
мультимедийное приложение к учебнику О. С. Габриэляна
Электронное учебное издание «Химия. 9 класс»
мультимедийное приложение к учебнику О. С. Габриэляна
9.
Тема: «Металлы», п.14
Блок тестовых заданий по теме «Металлы»
Контрольный
Тест
Электронное учебное издание «Химия. 9 класс»
мультимедийное приложение к учебнику О. С. Габриэляна
Литература для учителя
1. Программа курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений (авт. О.С. Габриелян). // Программа общеобразовательных учреждений. Химия М.: Дрофа, 2010.//
2. Габриелян О.С. Химия, 9 класс, М.: Дрофа, 2013
4. Габриелян О.С., Н.П. Воскобойникова, А.В. Яшукова «Химия. 9 класс» Настольная книга учителя химии. М.: Дрофа, 2007
5. Электронное учебное издание «Химия. 9 класс» мультимедийное приложение к учебнику О. С. Габриэляна
Интернет ресурсы:
http://ru.science.wikia.com/wiki/%D0%96%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BE
http://enc-dic.com/colier/Zheleza-triad-i-platinovh-metallov-2915.html
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории химия:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ