Тема: «Реализация личностно-ориентированного подхода при обучении химии через технологию проектирования учебного процесса»




Муниципальное общеобразовательное учреждение

СОШ №2 п. Спирово











Тема: «Реализация личностно-ориентированного подхода при обучении химии через технологию проектирования учебного процесса»












Выполнила: Денисова Нина Васильевна

учитель химии МОУ СОШ №2

п. Спирово Тверская область














2013 год.

Содержание


1.Введение


2.Концепция деятельности

2.1.Модель деятельности

2.2.Ресурсное обеспечение

3.Теоретическая база

3.1. Основные принципы технологии В. М. Монахова

3.2. Этапы профессиональной деятельности учителя

3.3. Этап проектирования учебного процесса

3.4. Параметры учебного процесса

3.5. Формирование у учителя методического ведения

3.6. Основной объект проектирование технологии

3.7. Проектированию целей обучения


4.Система работы

4.1.Использование системно-структурного подхода

4.2.Проекторование педагогической деятельности

4.3.Проектирование И.К.У

4.4.Результативность деятельности

5.Выводы

6.Литература

7.Приложение









ВВЕДЕНИЕ


В своей педагогической деятельности я столкнулась со следующими противоречиями:

-между требованиями, предъявляемыми стандартом, и отсутствием гарантий достижения результата;

-между большим объемом информация. Который должен усвоить учащийся, и временем, отведенным на изучение материала.

Из вышеизложенных противоречий возникает проблема, как не перегружать учащихся большим объемом знаний при изложении нового материала и при подготовке домашнего задания и учитывать разные способности детей к обучению химии. Эти проблемы позволяет решить педагогическая технология В. М. Монахова, согласно которой учебный процесс моделируется с помощью технологических и информационных карт урока, дозированных домашних заданий.

Кроме того, необходимо знать требования, предъявляемые стандартом и умения, которыми должен овладеть учащийся при изучении темы. Для решения проблемы ставим цель – обеспечить четкое целеполагание в рамках зоны ближайшего развития, спроектировать обучение, развитие и воспитание для достижения конкретных и проверяемых результатов обучения.

Использую педагогическую технологию В.М.Монахова, проектирую уроки по теме «Металлы» в 9 классе

Проектирование необходимо:

  • для приведения в соответствие профессионально-педагогической деятельности учителя и учебно-познавательной деятельности учащегося;

  • для повышения эффективности организации учебного процесса;

для обеспечения гарантий достижения учащимся результата обучения
Данную курсовую работу выполняю на базе 9 класса, в котором 20

человека, из них 16 девочек и 8 мальчиков. Это дети, родители которых, в основном, работают в Стеклозаводе «Индустрия». В неполных семьях проживают 5 человек.

Согласно психолого-диагностическому исследованию в данном классе преобладают следующие типы мышления:

образный 13 человек 65%

логический 5 человек 25%

смешанный 2 человека 10%

Аудиалы 3 человека 15%

Визуалами 1 человек 5%

Кинестетиками 2 человека 10%

Смешанное восприятие 14 человек 70%

По работоспособности класс может работать в медленно-среднем темпе, так как 8 человек (40%) работают в медленном темпе, 8 человек (40%) работают в среднем темпе, в высоком - 4 человека (20%).

Тип нервной системы, в основном, средне-слабый.

Согласно рекомендациям психолога с этим классом необходимо работать, используя индивидуально-типологические особенности учащихся.









2. Концепция деятельности


В ходе своей педагогической деятельности по теме курсовой работы я разрешаю противоречия

- между требованиями, предъявляемыми стандартом, и отсутствием гарантий достижения результата;

-между большим объемом информация. Который должен усвоить учащийся, и временем, отведенным на изучение материала

Исходя из вышеизложенного, целью своей работы считаю:


Цель: спроектировать учебный процесс с гарантией сформированности умений учащихся, учитывая их психолого-педагогические характеристики.

Задачи:

  • Сформировать свою профессионально-педагогическую деятельность в рамках зоны ближайшего развития с соблюдением соответствия методического инструментария поставленным задачам по обучению;

  • Использовать личностно - ориентированный подход при проектированной учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках и внеаудиторно с учетом разного уровня обучаемости учащихся (ДДЗ по требованию 12);

  • Установить соответствие между прогнозируемыми и итоговыми результатами проверки по уровням сформированности умений.


Результативность.

Технология В.М.Монахова направлена на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становления самосознания, самореализации.

Критерии оценки.











2.1. Модель деятельности.

В зоне ближайшего развития №12 в микроцели (Т-12) содержится 3 умения:

  • характеризовать щелочные и щелочноземельные металлы

  • характеризовать свойства щелочных и щелочноземельных металлов

  • характеризовать соединений щелочных и щелочноземельных металлов

  • 1умение отрабатывается на уроках 9-4-3,

  • 2умение отрабатывается на уроках 9-4-4, 9-4-3.

  • 3 умение отрабатывается на уроке 9-4-5, 9-4-6, 9-4-7.

Эти умения отрабатываются с помощью следующих методов:

общих: объяснительно-иллюстративных, эвристического;

  • частных: словесно-наглядно-практического;

  • конкретных: беседы, самостоятельной работы, практической работы, метода письменного контроля, диагностики -12

Реализация умений осуществляется с помощью средств:

предметных: ПСХЭ, дидактический материал, образцы реактивов, модели

кристаллических решеток. Эти средства позволяют задействовать зрительную память, создать эмоциональный настрой.

практических: демонстрация опытов, практическая работа, заполнение

таблицы, работа с учебной литературой. Эти средства позволяют ученику самостоятельно получать вещества, получать практические и трудовые навыки, дают возможность самим осмысливать наблюдаемые явления.

интеллектуальных: анализ, сравнение, обобщение способствуют развитию

мышления, памяти. Химической речи.

эмоциональных: радость, интерес, удовлетворение, что способствует

развитию интереса к предмету.


2.2.Ресурсное обеспечение.

1.Изучение теории.

2.Материальные затраты (компьютер для изготовления дидактического материала, литература для составления текстов).

3.Временные затраты.

4.Желание учителя работать по данной технологии.


3.Теоретическая база.

3.1.Основные принципы технологии В. М. Монахова

-доверие педагогическому профессионализму учителя;

-безусловное соблюдение физиолого-гигиенических норм работы ученика;

-гарантированность образовательной подготовки учащихся на любом отрезке учебного процесса;

-комфортность ученика и комфортность учителя.

3.2.Педагогическая технология - рассматривает два основных этапа в профессиональной деятельности учителя:

-этап проектирования и

-этап реализации проекта в учебном процессе.


3.3.Этап проектирования учебного процесса сосредоточен на освоении технологических предписаний и процедур по конструированию так называемой технологической карты - своего рода паспорта проекта будущего учебного процесса в данном классе.


3.4.В технологической карте целостно и емко представлены главные параметры учебного процесса, обеспечивающие успех обучения:

-ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ,

-ДИАГНОСТИКА,

-ДОЗИРОВАНИЕ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ,

-ЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ПРОЕКТА,

-КОРРЕКЦИЯ.


3.5.Технология предполагает формирование у учителя методического ведения своего учебного процесса на учебный год. С этого начинается использование технологии.


3.6.Основной объект проектирование технологии- это учебная тема: минимальное число уроков в учебной теме- 6-8, максимальное- 22-24 урока. Именно в такой системе уроков наиболее рельефно проявляются закономерности управляемого учебного процесса.


3.7.Учитель впервые приглашается к пректированию целей обучения (у нас, в соответствии со стандартом, - требований к уровню подготовки учащихся). В одной теме число «микроцелей» (требований…) может быть от двух до пяти. Учитель формулирует «микроцели» в форме: учащимся необходимо уметь- «определять…», «составлять..». «проводить расчеты..», «характеризовать…», «объяснять…». «распознавать…» и т.д. В основе этой ответственной и по настоящему творческой профессиональной деятельности учителя лежат государственные документы стандарта и программы. Язык «микроцелей» должен быть понятен ученику.



4. Система работы.


4.1.Использование системно-структурного подхода.

Технология В.М.Монахова привлекла мое внимание тем, что, во-первых, технологические карты обеспечивают комфортность ученика и учителя, ученик знает заранее, что его ждет на предстоящем уроке, знает образец ожидаемой самостоятельной работы, заранее может оценить свой уровень и обратиться к графе «коррекция». Во-вторых, удобно систематизировать и обобщать пройденную тему, а в конце учебного года организовать итоговое повторение. В-третьих, ученику, который пришел после болезни, легче сориентироваться в упущенном материале и стать участником коррекции.

Кроме того, учитель реально становится соавтором учебного процесса и «видит» проект будущего учебного процесса в целом. А для ученика выстраивается четкая и рациональная система требования к их знаниям и умениям.


4.2 Проектирование педагогической деятельности

Сущность технологизации моей профессиональной деятельности состояла:

в установлении последовательности трех микроцелей по учебной теме №5«Металлы» карт урока для зон ближайшего развития (приложения 1-5)

в проектировании информационных карт урока необходимо было:

1)отследить динамику формирования умений

  • характеризовать щелочные и щелочноземельные металлы

  • характеризовать свойства щелочных и щелочноземельных металлов

  • характеризовать соединений щелочных и щелочноземельных металлов

2)соотнести задачи по развитию и воспитанию с задачами по обучению:

в подборе методического инструментария для реализации поставленных

задач

в поэтапном механизме формирования умений через деятельность учителя и деятельность ученика, что нашло отражение в технологической карте темы №4 (приложение №6) и технологических картах уроков (приложения №8-10)

4.3. Проектирование информационных карт уроков:

- формулируются задачи по обучению, развитию и воспитанию учащихся в рамках последовательного достижения результата по данному требованию;

- содержание учебно-познавательной деятельности учащихся, поэтапное планирование урока, согласно его технологии.

Методический инструментарий:

- планируется использование методов, средств и организационных форм обучения.

Результат взаимодействия учащихся с учителем должен соответствовать требованиям программы.


4.4.Результативность деятельности.

Усвоение учебного материала по химии при использовании системно-структурного подхода более эффективна, так как создаются более благоприятные условия для учебы на данных уроках. На занятиях формируются способности школьников к самооценке, развиваются навыки сотрудничества.

Технология гарантирует образовательную подготовку учащихся на любом отрезке учебного процесса, направлена на конкретный результат. Микроцели позволяют учителю освободить предмет от второстепенных подробностей и активизировать мыслительную деятельность учащихся.

Таким образом, используя личностно-ориентированный подход при обучении химии, отмечается заметное улучшение качества обучения учащихся, развитие их творческих способностей.

5.Выводы.

При использовании личностно-ориентированного подхода в обучении обеспечивается не только превращение ребенка в субъект, учащего себя, но и в человека, знающего механизм самообучения, заинтересованного в саморазвитии и способного к этому.

Технология В.М.Монахова, работающая в системе развивающего обучения, призвана сформировать у подрастающего поколения теоретическое мышление, передать учащейся молодежи среди других элементов опыт творческой поисковой деятельности по решению новых проблем.

Развитие умственной и творческой активности школьников в процессе усвоения знаний становится важным условием их психологической подготовки к труду как умственному, так и физическому. Через развитие этой активности происходит становление важных качеств личности: ответственности за свой труд, умение его организовать, критически осмыслить и оценить.

Результаты моей деятельности, описанной в курсовой работе, будут полезны педагогам школы и учителям района.





7. Литература.


1.Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. – М.: Педагогика, 1997

2.Волков И.П. Цель одна – дорог много. Проектирование процессов обучения. – М.: Просвещение, 1990

3.Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального исследования. – М.: 1986

4.Дусовицкий А.К. Развивающее обучение: основные принципы. – Харьков, 1996

5.Конаржевский Ю.А. Проект единого педагогического пространства школы развивающего обучения. – Калининград, 1996

6.Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии – Москва, 2001

7.Кульневич С.В., Гончарова В.И. и др. Организация и содержание методической работы. Управление современной школой. – Ростов-на-Дону, 2003

8.Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса – Волгоград: Перемена, 1995

9.Проектирование учебного процесса по педагогической технологии В.М.Монахова/ Учебно-методический центр ТОИУУ – Тверь, 2005

10.Репкина Н.В. Что такое развивающее обучение? – Томск, 1993

11.Репкин В.В. Развивающее обучение и учебная деятельность. – Рига 1992

12.Селевко Г.К., Басов А.В. Новое педагогическое мышление: педагогический поиск и экспериментирование. – Ярославль, 1991

13.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии – М.: Народное образование, 1998

14.Управление развитием школы/ Под редакцией М.М.Поташника, С.В.Лазарева – М.: Новая школа, 1995

15.Шадриков В.Д. Личностно-ориентированное обучение. – Педагогика, 1994










8. Приложение.














































































Технологическая карта учебной темы №4 «Металлы». 2 часа в неделю

Учебная тема 4.

Логическая

структура

учебного 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23

процесса. Т10 Т11 Т12

целеполагание

п/п

диагностика

коррекция


Учащиеся должны уметь:

Т-10

Характеризовать строение

и свойства металлов как

элементов и как простых

веществ.






Т-11

Объяснять характерные

свойства щелочных и

щелочноземельных

металлов и проводить

расчеты по УХР.




Т-12

Характеризовать

амфотерность гидроксида

алюминия, коррозию

железа и проводить

расчеты по УХР.




СР-10









СР-11








СР-12



1.Выберите электронные схемы элементов металлов и их ионов. Сравните восстановительные свойства атомов металлов. Приведите формулы их соединений. Рассчитайте w % в одном из соединений и определите количество веществ по

заданной массе.

2.Установите взаимосвязь между строением и физическими свойствами металла. Закончите возможные уравнения реакций, характеризующие его свойства.

3.Осуществите превращения в генетическом ряду металла и объясните сущность химических реакций с точки зрения электронно-ионных представлений.

4.Составьте молекулярные и полные ионные уравнения реакций по данным схемам.

1.Осуществите превращения в генетическом ряду щелочных и щелочноземельных

металлов.

2.Укажите процессы образования жесткой воды и опишите способы ее устранения.

3.Раскройте сущность одной из реакций в цепочке превращений.

4.Рассчитайте m продукта реакции, если исходное вещество содержало примесь.





1.Осуществите превращения в генетическом ряду алюминия и железа.

2.Укажите процессы, доказывающие амфотерность гидроксида алюминия,

коррозию железа.

3.Раскройте сущность химической и электрохимической коррозии.

4.Рассчитайте m продукта реакции, если исходными веществами являются

сплавы или растворы.







Помните:


1.Металлы всегда проявляют восстановительные свойства.

2.Ряд напряжений металлов характеризует активность

металлов в реакциях с водными растворами кислот и солей.

3.Жесткость воды обусловлена содержанием в ней ионов

магния и кальция.

4.Амфотеронсть-это способность вещества проявлять

кислотные и основные свойства.

5.Сущность коррозии заключается в окислении металлов

под воздействием окружающей среды.

Дозированное домашнее задание.

Стандарт (удовлетворительно)

Хорошо

Отлично

Д-10 к Т-10 Задания 1-10

Задания 11-14

Задания 15-16

Д-11 к Т-11 Задания 1-13

Задания 14-17

Задания 18-24

Д-12 к Т-12 Задания 1-14

Задания 15-19

Задания 20-25


9-4-1



Тема 4 Информационная карта урока

Урок 1. Общая характеристика металлов как элементов и как простых веществ

Задачи

Обучающие

Развивающие

Воспитывающие

1.Продолжить формирование умений:

-характеризовать элементы по положению в ПСХЭ;

-работать с учебной литературой;

-работать с приборами, реактивами, соблюдать правила Т.Б.

2.Закрепить и обобщить умения характеризовать изменения свойств элементов в периоде и главной подгруппе.

3.Изучить физические свойства металлов их важнейших соединений, распространенных в природе.

1.Развивать логическое мышление ( умение сравнивать, обобщать); речь, наблюдательность, познавательный интерес к предмету, используя данные о металлах.

1.Содействовать формированию мировоззренческих взглядов, причинно-следственных связей на примере изменения металлических свойств в периоде и группе, познаваемость и единство мира.

Содержание урока

Методический инструментарий

Результаты

  1. Организационный момент.

  2. Постановка целей и задач.

  3. Повторение, обобщение и систематизация знаний по металлам.

Заполнение схемы по характеристике металлов как простых веществ. Заполнение микросистемы по составу , строению и свойствам металлов как:

элементов.

1.Расположение в ПСХЭ;

2. Особенности строения атомов

3.Свойства элементов-металлов

- простых веществ

1.Классификация сложных соединений;

2.Особенности строения металлов- простых веществ.

3.Физические свойства. ( К.Р., Х.С.);

4.Химические свойства( ряд напряжений металлов).

В процессе беседы устанавливаются взаимосвязи между микросистемами.

4.Закрепление знаний.

Выполняются упражнения из ДДЗ. Упр.3-9 устно; упр. 10 первые строчки

    1. Задание на дом.§5,6,8. ДДЗ Т-11, задания 10,12(а,в), 15.

Методы

  1. Частично-поисковый

  2. Словесно-наглядно-практический

  3. Самостоятельная работа по модели,
    рассказ, беседа.

Средства

  1. Предметные: ПСХЭ;

  2. Практические: составление опорного конспекта, заполнение таблиц, выполнение письменных упражнений;

  3. Интеллектуальные: анализ, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей;

  4. Эмоциональные: интерес, радость, удовлетворение.

Форма

Групповая.

По содержанию.

Учащиеся должны уметь:

1.Характеризовть элементы металлов по положению в ПСХЭ и строение атомов.

2.Приводить примеры простых веществ – металлов.

3.Объяснять зависимость физических свойств от типа кристаллической решетки.

4.Определять понятие «амфотерность».




По способу работы:

Самостоятельное применение знаний:

а) при составлении таблицы «характеристика металлов и их соединений по составу, строению и свойствам»;

б) решение задач по химической формуле.





9-4-2


Тема 4 Информационная карта урока

Урок 2 Отработка знаний по теме «Общая характеристика металлов»

Задачи

Обучающие

Развивающие

Воспитывающие

1.Обеспечить в ходе урока закрепление знаний ПЗ, структура ПСХЭ, характеристика элементов по положению в ПС.

2.Обеспечить условия формирования умений характеризировать по строению физическим свойствам соединения металлов.

3.Продолжить формирование умений: характеризовать атомы металлов по положению в ПСХЭ и соединений металлов по степени окисления и их химических свойств.

1.Продолжить развитие логического мышления через формирование умения устанавливать причинно-следственные связи между строением, составом и свойствами как элементов и простых веществ. Выделять главное, сравнивать, обобщать.


Воспитывать:

-уважительное отношение к труду;

-аккуратность и четкость;

-коммуникативную культуру учащихся;

-содействовать рациональной организации учебного труда.


Содержание урока

Методический инструментарий

Результаты

  1. Организационный момент.

  2. Постановка целей и задач.

  3. Проверка домашнего задания:

  4. Отработка умений и знаний. По сборникам ДДЗ.

  5. Диагностика -11.

  6. Задание на дом .Повторить схему знаний по металлам; закончить выполнение заданий по сборнику ДДЗ.


Методы

1.Словесно-наглядно-практический

2.Самостоятельная работа по сборникам,
рассказ, беседа.

Средства

3.Предметные: дидактический материал;

4.Практические: заполнение сравнительных таблиц, выполнение письменных упражнений;

5.Интеллектуальные: анализ, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей;

6.Эмоциональные: интерес, радость, удовлетворение.

Форма

Групповая.

Учащиеся должны уметь:

1.Объяснять физические свойства металлов на основании их строения;

классифицировать металлы по составу и строению;

характеризовать основные свойства металлов

устанавливать причинно-следственные связи между строением и свойствами элементов;

производить расчеты по химическим формулам.







9-4-3

Тема 4 Информационная карта урока

Урок 3.Щелочные и щелочноземельные металлы, их важнейшие соединения. Нахождение в природе. Действие на организм

Задачи

Обучающие

Развивающие

Воспитывающие

1.Продолжить формирование умений:

-характеризовать элементы по положению в ПСХЭ;

-работать с приборами, реактивами, соблюдать правила Т.Б.

2.Закрепить и обобщить умения характеризовать изменения свойств элементов в периоде и главной подгруппе.

3.Изучить физические свойства щелочных металлов их важнейших соединений, распространенных в природе, действие на организм.

1.Продолжить развитие логического мышления через формирование умений:

выделять главное;

сравнивать;

обобщать;

устанавливать причинно-следственные связи

между строением, составом и свойствами.

2.Интерес к познанию окружающего мира

веществ и явлений.

3. Предметную культуру речи.


1.Формирование в ходе урока основных мировоззренческих идей:

-причинно-следственных связей между явлениями;

-познаваемость и единство мира.

2.Культуры труда.

3.Усердие.


Содержание урока

Методический инструментарий

Результаты

1.Организационный момент.

2.Постановка целей и задач.

3.Изучение нового материала с элементами повторения.

Характеристика щелочных и щелочноземельных металлов и их соединений по составу, строению и свойствам.(заполнение таблицы в результате беседы);

-действие на организм;

-распространение элементов и значение их ионов для биосферы.

4.Произвести расчеты по химической формуле. Задания по расчетам ω% (Fe), количества, массы и числа частиц.

5.Задание на дом. § 11,12, заполнить таблицу до конца. Подготовить сообщения о биологическом значении ионов металлов. Произвести расчеты по таблице до конца.



Методы

1.Частично-поисковый

2.Словесно-наглядно-практический

3.Самостоятельная работа, рассказ, беседа.

Средства

4.Предметные: ПСХЭ;

5.Практические:, заполнение сравнительных таблиц, выполнение письменных упражнений;

6.Интеллектуальные: анализ, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей;

7.Эмоциональные: интерес, радость, удовлетворение.

Форма

Групповая.

Учащиеся должны уметь:

1.Объяснять физические свойства щелочных металлов на основании их строения;

классифицировать щелочные металлы по составу и строению;

характеризовать основные свойства щелочных металлов

устанавливать причинно-следственные связи между строением и свойствами элементов;

производить расчеты по химическим формулам.


9-4-4


Тема 4. Информационная карта урока

Урок 4. Химические свойства щелочных и щелочноземельных металлов

Задачи

Обучающие

Развивающие

Воспитывающие

1.Обеспечить понятий о химических свойствах щелочных и щелочноземельных металлов, их взаимодействии с простыми веществами, водой, кислотами и солями.

2.Формирование умений и навыков прогнозирования продуктов реакции.

3.Закрепить умения составлять уравнения химических реакций и объяснять их;

закрепить умения производить расчеты по УХР

Развивать умение анализировать ,делать выводы, выделять существенные признаки; образное и логическое мышление через составление уравнений окислительно-восстановительных реакций.

Содействовать формированию основных мировоззренческих идей: причинно-следственной связи между явлениями.

Воспитывать экологическую грамотность.

Содержание урока

Методический инструментарий

Результаты

1.Организационный момент.

2.Постановка целей и задач.

3.Проверка домашнего задания.

а). Расчеты у доски (индивидуально).

б). Проверка содержание таблицы по составу, строению и свойствам (фронтально).

в). Сообщения о биологическом значении элементов и о важнейших солях.

4.Изучение нового материала:

-химические свойства щелочных и щелочноземельных металлов;

-взаимодействие металлов с неметаллами, водой, кислотами и солями;

- демонстрационные опыты.

5.Закрепление в процессе составления уравнений.

6.Задание на дом.§11,12. Сущность ОВР.

Методы

1.Эвристическая беседа.

2.Словесно-наглядно-практический

3.Самостоятельная работа по модели,
рассказ, беседа.

Средства

4.Предметные: ПСХЭ, реактивы, приборы.

5.Практические: демонстрационные опыты, составление уравнений химических реакций. 6.Интеллектуальные: анализ, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей;

7.Эмоциональные: интерес, радость, удовлетворение.

Форма

Групповая.

Учащиеся должны уметь:

1.Характеризовать общие свойства металлов на основе представлений об окислительно- восстановительных реакциях.

2.Объяснять возможные степени окисления металлов в соединениях.

3.Составлять уравнения химических реакций и уметь объяснять их сущность.

4.Производить расчеты по УХР.










9-4-5

Тема 4. Информационная карта урока

Урок5. Химические свойства щелочных и щелочноземельных металлов.

Задачи

Обучающие

Развивающие

Воспитывающие

1.Обеспечит усвоение понятий о свойствах металлов

2.Продолжить формирование умения определять восстановительные свойства металлов при взаимодействии с кислотами и солями.

закрепить умения производить расчеты по УХР

Развивать логическое мышление, внимание, память, дисциплинированность и аккуратность.

Содействовать формированию установления причинно- следственных связей, воспитывать стремление к самосовершенствованию через создание ситуации успеха.

Содержание урока

Методический инструментарий

Результаты

1.Организационный момент.

2.Постановка целей и задач.

3.Проверка домашнего задания.

1.Оформление на доске сущности ОВР;

2.Расчеты по уравнениям.

3.Учащиеся выполняют задания. Закончите уравнения реакций.

4.Изучение нового материала по теме «Химические свойства соединений щелочных и щелочноземельных металлов»

1.Рассматривается основной характер оксидов и свойства щелочей сильных электролитов.

2.Жесткость воды:

-определение;

-виды жесткости;

-способы устранения;

-влияние жесткости воды на здоровье и бытовую технику:

-процессы образования пещер, сталактитов и сталагмитов.

5.Задание на дом. §11,12; написать ионные уравнения- сущность не ОВР; ДДЗ, Т-12, №8,12, 13, 15, 17, задачи 19,21,23.





Методы

1.Частично-поисковый

2.Словесно-наглядно-практический

3.Самостоятельная работа, рассказ, беседа.

Средства

4.Предметные: ПСХЭ.

5.Практические:, выполнение письменных упражнений, решение задач.

6.Интеллектуальные: анализ, обобщение, установление причинно-следственных связей;

7.Эмоциональные: интерес, радость, удовлетворение.

Форма

Групповая.

Учащиеся должны уметь:


1.Характеризовать общие свойства металлов на основе представлений об окислительно- восстановительных реакциях.

2.Объяснять возможные степени окисления металлов в соединениях.

3.Составлять уравнения химических реакций и уметь объяснять их сущность.

4. Производить расчеты по УХР.








9-4-6


Тема 4. Информационная карта урока

Урок 6. Нахождение в природе, получение и применение соединений щелочных и щелочноземельных металлов.

Задачи

Обучающие

Развивающие

Воспитывающие

Обеспечить в ходе урока усвоение знаний о получении и применении соединений щелочных и щелочноземельных металлов;

Формировать навыки работы с учебной литературой.

Изучить способы получения и применения соединений щелочных и щелочноземельных металлов.

Составлять УХР, объяснять их сущность.

Проводить расчеты по УХР.

Развивать логическое мышление через формирование умений: выделять главное;

сравнивать; обобщать;

Интерес к познанию окружающего мира веществ и явлений.

Предметную культуру речи.

  1. Воспитывать у обучающихся:

-экологически грамотное обращение с веществами.

-содействовать формированию научно-материалистического мировоззрения;

-познавательный интерес.


Содержание урока

Методический инструментарий

Результаты

1.Организационный момент.

2.Постановка целей и задач.

3.Проверка домашнего задания.

На доске проверяются задания № 8,12,13; проверяется запись в тетрадях сущности не ОВР, рассматривается задание №16.

4.Изучение нового материала

1.Нахождение в природе, получение и применение соединений щелочных и щелочноземельных металлов.

2.Электролиз:

-определение;

-правила восстановления на катоде, окисления на аноде расплавов и растворов;

-применение электролиза.

5.Задание на дом. § 9, 11,12, ДДЗ, Т-12, №18,22-24; Заполнить графу «применение».

Методы

1.Частично-поисковый

2.Словесно-наглядно-практический

3. Рассказ, беседа.

Средства

4.Предметные: дидактический материал;

5.Практические: заполнение таблиц, выполнение письменных упражнений;

6.Интеллектуальные: анализ, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей;

7.Эмоциональные: интерес, радость, удовлетворение.

Форма

Групповая.

Учащиеся должны уметь:

Характеризовать способы получения щелочных и щелочноземельных металлов.

Характеризовать роль щелочных и щелочноземельных металлов в природе и живых организмов.

Определять понятие электролиз.

Составлять УХР, объяснять их сущность; проводить расчеты.



9-4-7


Тема 4. Информационная карта урока

Урок 7. Отработка содержания уроков 1-6 «Характеристика щелочных и щелочноземельных металлов и их соединений».

Задачи

Обучающие

Развивающие

Воспитывающие

1. Закрепить и обобщить умения характеризовать изменения свойств элементов в периоде и главной подгруппе

2.Обеспечить в ходе урока закрепление знаний о получении и применении соединений щелочных и щелочноземельных металлов нахождение в природе;

3.Формирование умений и навыков прогнозирования продуктов реакции.

4.Продолжить формирование умений составлять уравнения химических реакций и уметь объяснять их сущность.

5. Производить расчеты по УХР.


  1. Развивать логическое мышление через формирование умений:

выделять главное;

сравнивать;

обобщать;

устанавливать причинно-следственные связи

между строением, составом и свойствами.

  1. Развивать интерес к познанию окружающего мира веществ и явлений.

.

1. Воспитывать стремление к самообразованию, аккуратность и четкость, коммуникативную культуру учащихся.

2.Формировать диалектико-

материалистическое мировоззрение

3.Содействовать рациональной организации

учебного труда.

Содержание урока

Методический инструментарий

Результаты

Требование -12

1.Организационный момент.

2.Постановка целей и задач.

3.Проверка домашнего задания.

1.Оформление на доске расчетных задач;

2.Беседа с классом по вопросам:

-Что определяет жесткость воды?

-Какие способы устранения жесткости существуют?

-Какое значение имеет электролиз, дайте определение(рассказ по таблице).

3.Обсуждение применения соединений щелочных и щелочноземельных металлов. После разбора выполняется самостоятельная работа.

4.Диагностика 12.

5.Задание на дом. Стр.57, задание 1-6.



Методы

1.Частично-поисковый

2.Словесно-наглядно-практический

3.Самостоятельная работа, рассказ, беседа.

Средства

4.Предметные: дидактический материал;

5.Практические: выполнение письменных упражнений; решение задач.

6.Интеллектуальные: анализ, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей;

7.Эмоциональные: интерес, радость, удовлетворение.

Форма

Групповая.

Учащиеся должны уметь:

- характеризовать основные свойства щелочных и щелочноземельных металлов;

- составлять уравнения химических реакций и уметь объяснять их сущность;

- определять понятие «электролиз»;

-определять способы получения и применения щелочных и щелочноземельных металлов;

- составлять уравнения химических реакций и уметь объяснять их сущность;

-.производить расчеты по УХР.




9-4-8


Тема 4. Информационная карта урока

Урок 8. Тематический контроль №5 по теме «Щелочные и щелочноземельные металлы».

Задачи

Обучающие

Развивающие

Воспитывающие

1.Проверить уровень и прочность знаний обучающихся по теме «Щелочные и щелочноземельные металлы».

Развивать:

-мышление через составление плана решения задачи, выявление причинно-следственных связей.

-внимание при выполнении контрольной работы;

-память через описание мысленного эксперимента;

-волевые качества через умение четко и аккуратно оформлять результаты выполнения работы в тетради;

-умение ориентироваться во времени.

  1. Воспитывать у обучающихся:

- диалектико-материалистическое мировоззрение, умение устанавливать причинно-следственные связи;

-трудолюбие и аккуратность при оформлении контрольной работы;

-познавательный интерес.

Содержание урока

Методический инструментарий

Результаты

1.Организационный момент.

2.Постановка целей и задач.

3.Проверка знаний по теме «Щелочные и щелочноземельные металлы».(выполнение контрольной работы)

4.Домашнее задание.

Методы

Словесно-наглядно-практический.

Средства

1.Практические: выполнение письменных упражнений;

2.Интеллектуальные: анализ, сравнение, дедукция.

3.Эмоциональные: интерес, радость, удовлетворение.

Форма

индивидуальная

По содержанию:

- характеризовать химические свойства щелочных и щелочноземельных металлов;

-определять степени окисления металлов в различных соединениях;

-характеризовать сущность РИО, ОВР;

-объяснять значение химических процессов с экологической точки зрения.


По способу работы:

-самостоятельно применять знания при выполнении контрольной работы.









9-4-9


Тема 4. Информационная карта урока

Урок 9. Характеристика элементов алюминия и железа, и их соединений по составу, строению и свойствам.

Задачи

Обучающие

Развивающие

Воспитывающие

1.Продолжить формирование умений:

-характеризовать элементы по положению в ПСХЭ;

-работать с учебной литературой;

-работать с приборами, реактивами, соблюдать правила Т.Б.

2.Закрепить и обобщить умения характеризовать изменения свойств элементов в периоде и группе.

3.Изучить физические свойства алюминия и железа их важнейших соединений, распространенных в природе

1.Развивать логическое мышление ( умение сравнивать, обобщать); речь, наблюдательность, познавательный интерес к предмету, используя данные о металлах.

1.Содействовать формированию мировоззренческих взглядов, причинно-следственных связей на примере изменения металлических свойств в периоде и группе, познаваемость и единство мира.

Содержание урока

Методический инструментарий

Результаты

1.Организационный момент.

2.Постановка целей и задач.

3.Изучение нового материала с элементами повторения.

1.Характеристика алюминия и железа как элементов.

2.Распространение элементов в природе.

3.Характеристика соединений алюминия и железа.( Заполнение таблицы).

4.Понятие «Аллотропные модификации железа», способность намагничиваться и притягиваться магнитом.

5.Задания по расчетам ω% (Fe), количества, массы и числа частиц. Делается вывод о содержании железа в оксидах.

4.Задание на дом. § 13,14; провести расчеты, подготовить сообщение о применении алюминия и железа согласно их физическим свойствам, и о физиологическом действии ионов алюминия и железа на организм.


Методы

1.Частично-поисковый

2.Словесно-наглядно-практический

3.Самостоятельная работа по модели,
рассказ, беседа.

Средства

4.Предметные: ПСХЭ;

5.Практические: составление опорного конспекта, заполнение таблиц, выполнение письменных упражнений;

6.Интеллектуальные: анализ, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей;

7.Эмоциональные: интерес, радость, удовлетворение.

Форма

Групповая.

По содержанию.

Учащиеся должны уметь:

1.Характеризовть алюминий и железо по положению в ПСХЭ и строение атомов.

2.Приводить примеры простых веществ – алюминия и железа.

3.Объяснять зависимость физических свойств от типа кристаллической решетки.

4.Определять понятие «амфотерность», «коррозия», «аллотропия».


По способу работы:

Самостоятельное применение знаний:

а) при составлении таблицы «характеристика металлов и их соединений по составу, строению и свойствам»;

б) решение задач по химической формуле.



9-4-10

Тема 4 Информационная карта урока

Урок 10. Химические свойства алюминия и железа. Амфотерность алюминия и коррозия железа.

Задачи

Обучающие

Развивающие

Воспитывающие

1.Обеспечить усвоение понятий о химических свойствах алюминия и железа, их взаимодействии с простыми веществами неметаллами и водой.

2.Формирование умений и навыков прогнозирования продуктов реакции.

3.Закрепить умения составлять уравнения химических реакций и объяснять их.

4. Закрепить умения производить расчеты по УХР

Развивать у учащихся умение выделять главное в изученном материале, проводить сравнительный анализ при работе с учебной литературой; логическое мышление через умение анализировать.

Зрительную и вербальную память через произвольное внимание; умение вести наблюдение, записывать результаты эксперимента, делать выводы.



Воспитывать умения связывать знания, полученные на уроке, с реальной жизнью.

Содействовать в ходе урока формированию причинно-следственных связей между составом и свойствами.

Содержание урока

Методический инструментарий

Результаты

1.Организационный момент.

2.Постановка целей и задач.

3.Проверка домашнего задания.

1.Расчеты у доски.

2.Характеристика атомов алюминии и железа.

3.Характеристика металлов и их оксидов.

4.Значение ионов металлов.

5.Применение железа и алюминия на основании физических свойств.

4.Изучение нового материала.

1.Химические свойства алюминия и железа.

(заполняется таблица №3 по ОВР.) Демонстрация опытов. Вывод о химической активности.

2.Понятие амфотерность».

3.Понятие «Коррозия.

5.Задание на дом. § 13,14. Написать сущность ОВР. По ДДЗ: № 4,5,9,10,16(а),18(б),23,24,25; задачи 7, стр.63.


Методы:

1.Репродуктивный

2.Частично-поисковый

3.Словесно-наглядно-практический

4.Самостоятельная работа, опыт

Средства

5.Предметные: учебник, рабочая тетрадь.

6.Практические: опыт, заполнение таблицы, выполнение письменных упражнений;

7.Интеллектуальные: анализ, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей;

8.Эмоциональные: интерес, радость, удовлетворение.

Форма

Групповая.

Учащиеся должны уметь.

По содержанию:

характеризовать свойства алюминия и железа на основании представления ОВР;

объяснять возможные степени окисления алюминия и железа в соединениях;

составлять уравнения химических реакций и уметь объяснять их сущность;

производить расчеты по УХР.

определять понятия «амфотерность» и «коррозия».


По способу работы:

Самостоятельное применение знаний при составлении таблицы «Химические свойства алюминия, железа и их соединений»








9-4-11

Тема 4 Информационная карта урока

Урок 11. Химические свойства соединений алюминия и железа.

Задачи

Обучающие

Развивающие

Воспитывающие


1.Повторить и закрепить знания учащихся по общим химическим свойствам металлов.

2.Рассмотреть взаимодействие алюминия и железа с кислотами и солями и качественными реакциями на ионы железа и алюминия.

3.Продолжить формирование умения определять восстановительные свойства металлов при взаимодействии с кислотами и солями.

4.Сформировать понятие о гидролизе, научить учащихся составлять ионные уравнения гидролиза, определять среду раствора соли.


Продолжить развивать:

-умение логически излагать свои мысли, двигаясь от частного к общему;

-умение самостоятельно работать;

-внимание.


Формировать у учащихся умения четко организовывать свою учебно-познавательную деятельность.

Воспитывать такие качества, как бережливость, аккуратность и четкость в работе.

Содействовать формированию внимания и положительных эмоций через самостоятельный эксперимент.

Содержание урока

Методический инструментарий

Результаты


1.Организационный момент.

2.Постановка целей и задач.

3.Изучение нового материала.

1.Химические свойства соединений алюминия и железа. (Заполнение таблицы №3 не ОВР).

2.Гидролиз солей.

3.Качетвенные реакции.

4.Диагностика 13.

5.Задание на дом. §13,14.ДДЗ: 8,11,15,18(а,г); сущность не ОВР.


Методы

1.Частично-поисковый

2.Словесно-наглядно-практический

3.Самостоятельная работа заполнение таблицы.

Средства

  1. Предметные: учебник, рабочая тетрадь.

  2. Практические: заполнение сравнительных таблиц, выполнение письменных упражнений;

  3. Интеллектуальные: анализ, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей;

  4. Эмоциональные: интерес, радость, удовлетворение.

Форма

Групповая.

Учащиеся должны уметь.

По содержанию:

определять понятие ион;

распознавать наличие ионов алюминия и железа в растворах;

составлять уравнения химических реакций и уметь объяснять их сущность;

характеризовать свойства ионов, сущность химических реакций как сущность ионных взаимодействий.

определять понятия «амфотерность» и «коррозия».


По способу работы:

Самостоятельное применение знаний при составлении таблицы «Химические свойства алюминия, железа и их соединений»




9-4-12

Тема 4 Информационная карта урока

Урок12. Коррозия

Задачи

Обучающие

Развивающие

Воспитывающие


1.Познакомить учащихся с важнейшими сплавами и их основными свойствами.

2.Сформировать понятие о коррозии металлов.

3.Рассмотреть классификацию различных видов коррозии.

4.Предложить способы защиты металлических изделий от коррозии.


Развивать логическое мышление через формирование умений:

выделять главное;

сравнивать;

обобщать;

Развивать зрительную и вербальную память через произвольное внимание; умение вести наблюдение, записывать результаты эксперимента, делать выводы.

Воспитывать у обучающихся:


- диалектико-материалистическое мировоззрение, умение устанавливать причинно-следственные связи;

-трудолюбие и аккуратность при оформлении контрольной работы;

-познавательный интерес.


Содержание урока

Методический инструментарий

Результаты

1.Организационный момент.

2.Постановка целей и задач.

3.Проверка домашнего задания.

1.Запись сущности ОВР.

2.Решение задач.

4.Изучение нового материала.

1.Понятие о коррозии.

2.Виды коррозии и их сущность.

3.Примеры химической и электрохимической коррозии.(примеси ускоряют коррозию).

4.Защита от коррозии.

-Защитные поверхности (лаки, краски, эмали)

-Металлические (покрытие цинком, никелем, хромом).

-Создание сплавов с антикоррозийными свойствами.

-Изменение состава среды-ингибиторы.

-Электрохимические методы: протекторная защита, электрозащита.

5.Закрепление (беседа по вопросам)

6.Задание на дом. §10,13,14. ДДЗ: № 12-14.





Методы

1.Частично-поисковый

2.Словесно-наглядно-практический

3.Самостоятельная работа по алгоритму,
рассказ, беседа.

Средства

4.Предметные: учебник, рабочая тетрадь, таблицы.

5.Практические: составление конспекта, выполнение письменных упражнений;

6.Интеллектуальные: анализ, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей;

7.Эмоциональные: интерес, радость, удовлетворение.

Форма

Групповая.

Учащиеся должны уметь:

определять виды коррозии и их сущность;

приводить примеры химической и электрохимической коррозии;

характеризовать способы защиты коррозии;

составлять уравнения химических реакций на основании представления ОВР и уметь объяснять их сущность.

производить расчеты по УХР.




9-4-13,14




Тема 4 Информационная карта урока

Урок 13-14. Отработка практических и расчетных умений по МРБ. Диагностика 13

Задачи

Обучающие

Развивающие

Воспитывающие

Сформировать умения:

-решать задачи

-выполнять расчеты по уравнениям реакций;

-правильно оформлять и объяснять ход решения.

Развивать логическое мышление через умение сравнивать, анализировать, обобщать, умение самостоятельно выполнять задания.

Развивать произвольное внимание, предметную культуру речи.

Воспитывать уважительное отношение к труду, аккуратность и четкость.

Коммуникативную культуру учащихся,

содействовать рациональной организации

учебного труда.

Содержание урока

Методический инструментарий

Результаты

1.Организационный момент.

2.Постановка целей и задач.

3.Подготовительная работа к коллективному занятию по методике Ривина-Баженова:

-индивидуальная письменная работа по карточкам двух видов;

-проверка учителем выполненных заданий;

-работа в парах- объяснение хода решений своих заданий.

4.Знакомство с алгоритмом работы по методике Ривина-Баженова и объяснение объема работы.

5.Работа по методике Ривина-Баженова.

6.Диагностика.

7.Подведение итога работы.

8.Домашнее задание.



Методы

Общие: объяснительно-иллюстративный;

Частные: словесно- практический;

Конкретные: беседа, самостоятельная работа.

Средства

1.Предметные: учебник, рабочие тетради, карточки 2-х видов по МРБ 4-х видов, алгоритм работы по МРБ, карточки подсказки.

2.Практические: письменные упражнения;

3.Интеллектуальные: анализ, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей;

4.Эмоциональные: интерес, радость, удовлетворение.

Форма

-парная;

-коллективная.

Учащиеся должны уметь:

-решать задачи на нахождение формул


-выполнять расчеты по уравнениям реакций


-правильно оформлять и объяснять ход решения.






9-4-15

Тема 4 Информационная карта урока

Урок 15. Практическая работа №4.Решение экспериментальных задач по теме «Металлы»

Задачи

Обучающие

Развивающие

Воспитывающие

  1. Обеспечить в ходе урока применение и совершенствование знаний по теме «Химические свойства соединений железа и алюминия»

  2. Продолжить формирование умения работать с приборами и реактивами, соблюдая правила Т.Б; работать с учебником, инструктивными картами выполнять предписанные инструктажи и алгоритмы проведения опытов; доказывать качественный состав веществ содержащих катионы железа и алюминия; проводить наблюдения и описывать результаты наблюдений.

  3. Продолжить формировать навыки: записи УХР с указанием их сущности; составление плана решения экспериментальных задач по распознаванию; формулировки выводов в ходе проведения эксперимента.

Развитие мышления через составление плана решения экспериментальных задач, выявление причинно-следственных связей, формулировку выводов.

Развитие произвольного внимания при выполнении предписаний инструкций и алгоритмов, памяти через проведение и описание эксперимента; сенсорной сферы; наблюдательности в ходе проведения эксперимента.

Воспитывать у обучающихся:

-научно-материалистическое мировоззрение, умение устанавливать причинно-следственные связи;

-уважение к партнеру, соблюдение элементарных этических норм;

-культуру химического эксперимента;

-трудолюбие, аккуратность при оформлении отчета о проделанной работе;

-познавательный интерес. Активность.


Содержание урока

Методический инструментарий

Результаты

1.Организационный момент.

2.Постановка целей и задач.

3.Решение экспериментальных задач.

-Осуществление цепочки превращений.

-Качественное определение солей алюминия и железа (+2, +3).

-Расчеты по уравнениям реакций.

-Доказать качественный состав солей.

-Вычисления на нахождения массы и количества вещества.

4.Вывод.

5.Задание на дом. § 13, 14.№ 11,17,18(а,б).19.



Методы

1.Словесно-наглядно-практический

2.Самостоятельная работа с литературой и предметными средствами.

3.Эвристический.

Средства

4.Предметные: приборы и реактивы для выполнения практической работы ( лабораторный штатив, пробирки, индикаторы и др.)

5.Практические: выполнение химических опытов, составление письменного отчета о проделанной работе.

6.Интеллектуальные: анализ, сравнение, дедукция.

7. Эмоциональные: интерес, радость, удовлетворение.

Форма

Групповая. П.Ф.

По содержанию:

-характеризовать химические свойства железа и алюминия;

-распознавать наличие ионов AI3+,Fe3+,Fe2+, используя качественные химические реакции;

-составлять УХР и характеризовать их сущность,

-устанавливать причинно-следственные связи.

По способу работы:

-самостоятельно применять на практике лабораторный способ определения ионов;

-составлять план решения экспериментальной задачи и осуществлять практически.



9-4-16

Тема 4 Информационная карта урока

Урок 16. Получение соединений алюминия и железа. Сплавы.

Задачи

Обучающие

Развивающие

Воспитывающие


1.Познакомить учащихся с природным сырьем для производства алюминия и железы.

2.Сформировать понятия о химических реакциях лежащих в основе получения алюминия и железа.

3.Ознакомить ребят с продуктами производства и процессами производства: доменный процесс и электролиз алюминия и производство стали.

.


Развивать логическое мышление через формирование умений:

выделять главное;

сравнивать;

обобщать;

устанавливать причинно-следственные связи

между строением, составом и свойствами.

Развивать интерес к познанию окружающего мира веществ и явлений; предметную культуру речи.

1. Воспитывать:

стремление к самообразованию

аккуратность и четкость

коммуникативную культуру учащихся

2. Формировать диалектико-

материалистическое мировоззрение

3. Содействовать рациональной организации

учебного труда

Содержание урока

Методический инструментарий

Результаты

1.Организационный момент.

2.Постановка целей и задач.

3.Проверка домашнего задания.

1.Сущность не ОВР.

2.Решение задач.

3.Выполнение цепочек превращения. (ДДЗ).

4.Изучение нового материала.

1.Нахождение в природе, получение и применение алюминия и железа.

2.Сплавы железа, алюминия и других металлов. Понятие о сплавах и их применение.

(Работа с текстом §7.)

5.Задание на дом. § 7,13,14. Написать процессы получения железа. ДДЗ: № 21,22.






Методы

1.Частично-поисковый

2.Словесно-наглядно-практический

3.Самостоятельная работа по модели,
рассказ, беседа.

Средства

4.Предметные: таблицы производство чугуна и алюминия;

5.Практические: составление опорного конспекта, выполнение письменных упражнений;

6.Интеллектуальные: анализ, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей;

7.Эмоциональные: интерес, радость, удовлетворение.

Форма

Групповая.

Учащиеся должны уметь:

называть природное сырье для получения алюминия и железа;

составлять химические уравнения, лежащие в основе получения железа и алюминия;

характеризовать основные свойства сплавов алюминия и железа;

осуществлять цепочки превращений между классами неорганических веществ согласно их генетической связи.




9-4-17

Тема 4 Информационная карта урока

Урок 17.Общие способы получения металлов.

Задачи

Обучающие

Развивающие

Воспитывающие

1.Познакомить учащихся с природными соединениями металлов.

2.Сформировать понятия о самородных металлах, минералах и рудах.

3.Ознакомить ребят с металлургией и ее видами: пиро-, гидро-, электрометаллургией.


Развивать логическое мышление через умение сравнивать, анализировать, обобщать, умение самостоятельно выполнять задания.

Развивать произвольное внимание, предметную культуру речи.

1. Воспитывать стремление к самообразованию, аккуратность и четкость, коммуникативную культуру учащихся.

2.Формировать диалектико-

материалистическое мировоззрение

3.Содействовать рациональной организации

учебного труда.

Содержание урока

Методический инструментарий

Результаты


1.Организационный момент.

2.Постановка целей и задач.

3.Проверка домашнего задания.

1.Химизм производства чугуна.

2.Решение задач.

3.Рассказ о сплавах.

4.Изучение нового материала.

Получение металлов:

-пирометаллургия-получение металлов из руд восстановлением при высоких температурах

-гидрометаллургия- получение металлов из растворов.

-электрометаллургия- получение активных металлов.

5.Задание на дом. §13,14, 9.Выполнить задания ДДЗ. Задачи.



Методы

1.Частично-поисковый

2.Словесно-наглядно-практический

3.Самостоятельная работа по алгоритму,
рассказ, беседа.

Средства

4.Предметные: дидактический материал;

5.Практические: выполнение письменных упражнений;

6.Интеллектуальные: анализ, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей;

7.Эмоциональные: интерес, радость, удовлетворение.

Форма

Групповая.

Учащиеся должны уметь:

называть природные источники соединения металлов;

составлять уравнения химических реакций;

классифицировать амины по составу и строению

выполнять расчеты по уравнениям;

характеризовать процессы лежащие в основе общих способах получения металлов.








9-4-18,19

Тема 4 Информационная карта урока

Урок 18-19. Изучение познавательных текстов по методике Ривина

Задачи

Обучающие

Развивающие

Воспитывающие

Обеспечить в ходе урока усвоение знаний о биологической роли и физиологическом действии металлов на организм человека.

Формирование умения называть биологические функции и физиологические изменения в организме человека под действиям солей тяжелых металлов.

Продолжить формировать умения самостоятельно работать с алгоритмом по МР; оценивать свои результаты.



Развивать:

- умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сообщать изученные понятия;

-стремление самостоятельно добывать знания;

-познавательный интерес школьников, используя данные об изучаемых явлениях в окружающей природе;

-предметную речь, устойчивость и переключаемость внимание, слуховую и зрительную память.

При работе учащихся наиболее подготовленных по химии, обратить особое внимание на развитие определенных сторон их интеллекта, способностей.


Содействовать формированию:

-мировоззренческих взглядов учеников;

-нравственных качеств, как сотрудничество и товарищеская взаимопомощь.

Формировать коммуникационные умения (умение работать в паре, группе), качества, необходимые для делового партнерства.

Заботиться о рациональной организации труда.

Воспитывать стремление к самообразованию и самосовершенствованию.

Содержание урока

Методический инструментарий

Результаты


1.Организационный момент.

2.Прстановка цели и задач урока.

3.Изучение темы: «Металлы- биогены»; «Тяжелые металлы и здоровье человека»; «Распределение металлов в среде обитания»; «Коррозия металлов и загрязнение среды обитания» по МР (работа в группах, согласно алгоритму)

4.Закрепление. Фронтальный опрос.

5.Задание на дом. Конспект.


Методы

1.Объяснительно-иллюстративные.

2.Словесно-наглядно-практический

3.Самостоятельная работа по модели,
рассказ, беседа.

Средства

  1. Предметные: карточки с текстами, алгоритм по МР, конспект

  2. Практические: заполнение таблицы, выполнение письменных упражнений;

  3. Интеллектуальные: анализ, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей;

  4. Эмоциональные: интерес, радость, удовлетворение.

Форма

.Форма устного контроля: групповая



Учащиеся должны уметь:

называть экологические проблемы, связанные с накоплением в биосфере солей тяжелых металлов;

называть биологические функции и физиологическое действие на организм человека солей тяжелых металлов

самостоятельно выполнять задания по алгоритму МР;

производить самоконтроль и взаимоконтроль



9-4-20

Тема 4 Информационная карта урока

Урок 20. Тематический контроль №6 по теме «Алюминий и железо»

Задачи

Обучающие

Развивающие

Воспитывающие


1.Проверить уровень и прочность знаний обучающихся по теме «Алюминий и железо».


. Развивать:

-мышление через составление плана решения задачи, выявление причинно-следственных связей.

-внимание при выполнении контрольной работы;

-память через описание мысленного эксперимента;

-волевые качества через умение четко и аккуратно оформлять результаты выполнения работы в тетради;

-умение ориентироваться во времени

Воспитывать у обучающихся:

- диалектико-материалистическое мировоззрение, умение устанавливать причинно-следственные связи;

-трудолюбие и аккуратность при оформлении контрольной работы;

-познавательный интерес.

Содержание урока

Методический инструментарий

Результаты

1.Организационный момент.

2.Постановка целей и задач.

3.Проверка знаний по теме «Алюминий и железо».(выполнение контрольной работы)

4.Домашнее задание.

Методы

Методы

Словесно-наглядно-практический.

Средства

1.Практические: выполнение письменных упражнений;

2.Интеллектуальные: анализ, сравнение, дедукция.

3.Эмоциональные: интерес, радость, удовлетворение.

Форма

индивидуальная

По содержанию:

- характеризовать химические свойства алюминия и железа;

-определять степени окисления металлов в различных соединениях;

-характеризовать сущность РИО, ОВР;

-объяснять значение химических процессов с экологической точки зрения.


По способу работы:

-самостоятельно применять знания при выполнении контрольной работы.













9-4-21

Тема 4 Информационная карта урока

Урок21. Анализ контрольной работы

Задачи

Обучающие

Развивающие

Воспитывающие


Коррекция знаний и умений по теме «Алюминий и железо».

Развивать логическое мышление через формирование умений:

выделять главное;

сравнивать;

обобщать;

устанавливать причинно-следственные связи

между строением, составом и свойствами.

1. Воспитывать:

стремление к самообразованию;

аккуратность и четкость

коммуникативную культуру учащихся

2. формировать диалектико-

материалистическое мировоззрение

3. Содействовать рациональной организации

учебного труда

Содержание урока

Методический инструментарий

Результаты

1.Организационный момент.

2.Постановка целей и задач.

3.Анализ учителем типичных ошибок учителем.

4.Решение у доски заданий, вызвавших наибольшие затруднения.

5.Закрепление. Самостоятельная работа (выполнение аналогичных упражнений)

6. Задание на дом. Учащимся, не справившимися с контрольной работой, другой вариант дается для решения дома. Индивидуальные задания учащимся.

Методы

1.Словесно-наглядно-практический

2.Самостоятельная работа по модели, рассказ, беседа.

Средства

3.Предметные: дидактический материал;

4.Практические: выполнение письменных упражнений;

5.Интеллектуальные: анализ, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей;

6.Эмоциональные: интерес, радость, удовлетворение.

Форма

Групповая.

По содержанию:

- характеризовать химические свойства алюминия и железа;

-определять степени окисления металлов в различных соединениях;

-характеризовать сущность РИО, ОВР;

-объяснять значение химических процессов с экологической точки зрения.


По способу работы:

-самостоятельно применять знания при выполнении контрольной работы.











9-4-22,23

Тема 4 Информационная карта урока

Урок 22-23. Обобщение и систематизация знаний

Задачи

Обучающие

Развивающие

Воспитывающие


Закрепить ранее изложенный материал на конкретных примерах; актуализировать навыки вычисления степени окисления элементов; актуализировать понятия о причинно-следственной взаимосвязи характера и степени окисления элемента и характера свойств его соединений.

Развивать логическое мышление через умение сравнивать, анализировать, обобщать, умение самостоятельно выполнять задания.

Развивать произвольное внимание, предметную культуру речи.

Формировать у учащихся умения четко организовывать свою учебно-познавательную деятельность.

Воспитывать у обучающихся:

- диалектико-материалистическое мировоззрение, умение устанавливать причинно-следственные связи;

-трудолюбие и аккуратность при оформлении работы;

-познавательный интерес.

Содержание урока

Методический инструментарий

Результаты

1.Организационный момент.

2.Постановка целей и задач.

3.Подробный разбор результатов выполнения домашнего задания.

4.Упражнения.

1Общие свойства металлов.

2.Взаимодействие металлов с неметаллами.

3.Взаимодействие металлов с водой

4. Взаимодействие металлов с растворами кислот.

5.Металлотермия.

6.Общие способы получения металлов.

7.Свойства сплавов.

8.Коррозия.

5.Самостоятельная работа.

6.Задание на дом.


Методы

  1. Частично-поисковый

  2. Словесно-наглядно-практический

  3. Самостоятельная работа по модели,
    рассказ, беседа.

Средства

  1. Предметные: дидактический материал;

  2. Практические: составление опорного конспекта, заполнение сравнительных таблиц, выполнение письменных упражнений;

  3. Интеллектуальные: анализ, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей;

  4. Эмоциональные: интерес, радость, удовлетворение.

Форма

Групповая.

Учащиеся должны уметь:

1.Объяснять физические свойства металлов на основании их строения;

- классифицировать металлы по составу и строению;

- характеризовать основные свойства металлов

- устанавливать причинно-следственные связи между строением и свойствами элементов;

- производить расчеты по химическим формулам и химическим уравнениям;

- характеризовать химические свойства металлов;

-определять степени окисления металлов в различных соединениях;

-характеризовать сущность РИО, ОВР;

-объяснять значение химических процессов с экологической точки зрения.






Технологическая карта урока

Урок 3.Щелочные и щелочноземельные металлы, их важнейшие соединения. Нахождение в природе. Действие на организм


Этапы урока

Задачи этапа

Методы, средства

формы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Результат взаимодействия

1. Организационный

Подготовить учащихся к работе на уроке

М.Словесный, беседа

Приветствие учащихся, определение отсутствующих, организация внимания учащихся

Приветствие учителя Внутренняя организация каждого учащегося

Кратковременность орг. момента, полная готовность класса к работе, включение учащихся в деловой ритм

2. Постановка цели

Организовать познавательную деятельность учащихся

М.Частично-поисковый



Сообщение темы урока, цели и задач изучения новой темы, форм работы

Учащиеся должны точно представлять результат своей деятельности и форму отчета о своей работе

Понимание

Цели активная деятельность результат

3. Актуализация прежних понятий

Показать значение ранее изученного материала в освоении новых знаний

Частично-поисковый

Показ практической значимости ранее изученного материала

Поиск взаимосвязей между классами органических веществ

Понимание практической значимости органических веществ

4. Изучение нового материала

Обеспечить:

      • усвоение понятия щелочных и щелочноземельных металлов

      • важнейших соединений и действия на организм..

Достичь:

      • умения характеризовать по составу, строению и свойствам;

      • умения вычислять по формулам;

знания физических свойств щелочных и щелочноземельных металлов, их биологическую роль.

м: беседа с элементами средств наглядности

ср:

  • наглядные пособия:

        • таблицы;

        • учебник;

        • образцы щелочных и щелочноземельных металлов;

  • интеллектуальные:

        • сравнение;

        • анализ;

        • обобщение;

  • эмоциональные:

        • интерес.

ф: групповая


          1. Ставит задачу: охарактеризовать щелочные и щелочноземельные металлы по положению в ПСХЭ.

          2. На основании беседы делает совместно с учащимися вывод о составе, строению и свойствам

          3. Предлагает проанализировать распространенность элементов и значение их ионов для биосферы.

          4. Говорит о их биологической значимости.


5.Демонстрирует образцы щелочных и щелочноземельных металлов.

  • характеризуют щелочные и щелочноземельные металлы по положению в ПСХЭ делают вывод о составе, строении и свойствам.



  • Анализируют, распространенность и их значение.

Знакомятся с биологически значимыми соединениями щелочных и щелочноземельных металлов.


    • Делают вывод о взаимосвязи неорганических веществ, единстве природы.

Прогнозируют физические свойства, сравнивают с записью в учебнике.

Активность познавательной деятельности учащихся Эффективность

восприятия и осмысления новых знаний

Качество ответов Составление конспекта .

5. Рефлексия

Проверить степень усвоения нового материала

М.частично-поисковый.

Ф. групповая.

С.предметные

Дифференцированный подход к опросу учащихся

Анализ ответов товарищей

Устранение пробелов в понимании нового материала

Выяснение степени осознанности полученных знаний

6. Выходной контроль

Контроль усвоения нового материала

М. Самостоятельная работа

С. .Практические

Ф. Групповая.

Контроль выполнения заданий

Самостоятельная работа учащихся

Усвоение изученного материала

7.Домашнее задание

Сообщить учащимся о ДЗ, разъяснить мето­дику выполнения ДЗ

М.беседа

Комментарий по выбору и выполнению ДЗ

Запись ДЗ в дневник, понимание содержания и способа выполнения ДЗ

Правильное выполнение ДЗ всеми учащимися





Тема 4

Урок 4 Технологическая карта урока «Химические свойства щелочных и щелочноземельных металлов»



Этапы урока

Задачи этапа

Методы, средства

формы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Результат взаимодействия

1. Организационный

Подготовить учащихся к работе на уроке

м: словесный

  • Приветствие учащихся, определение отсутствующих, проверка готовности к уроку

  • Учитель сдержан, терпелив, требователен.

  • Приветствие учителя

  • Полная готовность к уроку

Полная готовность, быстрое включение в работу

2. Постановка цели

Организовать познавательную деятельность учащихся

М.Словесно-наглядный.

Сообщение темы урока, цели и задач изучения новой темы, форм работы

Учащиеся должны точно представлять результат своей деятельности и форму отчета о своей работе

Понимание

Цели активная деятельность результат

3.Проверка домашнего задания.

Установить правильность и сознательность выполнения домашнего задания

м: объяснительно-иллюстративный

ср: ДДЗ, тетрадь, записи на доске, кодоскоп

ф: групповая

  • Вызывает двух учащихся для оформления на доске заданий № 16 и 1 7

  • Под кодоскоп проверяет задания № 4,5,6,11,15

  • Беседует с учениками, задает вопросы

  • Объясняет непонятое.

  • Двое учащихся оформляют на доске задания № 16 и 17

  • Остальные учащиеся проверяют задания
    № 4,5,6,11,15 под кодоскоп. Задают и отвечают на вопросы учителя

  • Обсуждают задания № 16,17.

  • Выявлен уровень знаний по теме

  • Устранены недостатки

  • Учащиеся удовлетворены результатом работы.

4.Изучение нового материала.

Обеспечить в ходе урока:

  1. усвоение химических свойств щелочных и щелочноземельных металлов

  2. сформировать понятие восстановительные свойства щелочных и щелочноземельных металлов.

  3. умение составлять уравнения указанных реакций

  4. умение называть типы химических реакций, продукты реакций, условия их протекания.

м: частично-поисковый:

беседа с элементами средств наглядности

ср: предметные: учебник, тетрадь, записи не доске

практические: составление таблицы, записи в тетради

интеллектуальные: сравнение, анализ, обобщение, установление взаимосвязи состав →

строение → свойства

эмоциональные: интерес

ф: групповая

  1. Ставит задачу: проанализировать состав строение и свойства предположить возможные химические свойства. Обсуждает и записывает на доске УХР, характеризующие свойства щелочных и щелочноземельных металлов.

    1. с кислотами

    2. неметаллами

    3. водой

    4. солями.

      1. Формирует понятие восстановительные свойства щелочных и щелочноземельных металлов.

        1. Анализируют состав строение и свойства щелочных и щелочноземельных металлов предполагают химические свойства:

  1. Записывают УХР, характеризующие химические свойства щелочных и щелочноземельных металлов:

    • определяют тип химической реакции

    • условия протекания

    • называют продукты

  2. Сравнивают свойства щелочных и щелочноземельных металлов.

  3. Делают вывод о взаимосвязи состав → строение → свойства .

Активность познавательной деятельности учащихся.

Развитие интеллектуальных умений:

  • анализировать

  • сравнивать

  • делать выводы

  • устанавливать взаимосвязи.

5.Закрепление.

Установить уровень осмысления учащимися нового материала, устранить пробелы в понимании.

М.Словесно-наглядный- практический, выполнение письменных упражнений.

Ф.индивидуальная.

Задает вопросы уточняющего характера, устраняет пробелы в понимании.

Отвечают на вопросы, выполняют письменные упражнения.

Выяснен уровень осознанности нового материала. Умение воспроизводить основные идеи нового материала.

6.Итог.

Подвести итоги урока. Выставить отметки.

М.Эвристическая беседа.

Ф. фронтально.

Как можно спрогнозировать свойства щелочных и щелочноземельных металлов.

Делают вывод о причинно-следственной связи

состав→строение→

свойства.

Осознанное отношение к изученному материалу.

7.Задание на дом.

Разъяснить методику выполнения домашнего задания

М.Словесный, записи в дневнике.

Объясняет какую работу нужно выполнить.

Записывают домашнее задание.

Правильное выполнение у большинства учащихся.





Технологическая карта урока по теме Отработка содержания уроков 1-6 «Характеристика щелочных и щелочноземельных металлов и их соединений».


Этапы



Задачи урока


Методы, средства, формы



Деятельность учителя


Деятельность учащихся


Прогнозируемые результаты

I.Организационный.

Подготовка учащихся к работе.

м: словесный.


ф: групповая

    • Приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности к уроку.

    • Учитель сдержан, терпелив,
      требователен.


      • Приветствие, полная готовность к уроку: учащиеся сидят по группам в 4 человека.

Полная готовность, быстрое включение в работу.

II. Постановка целей и задач.

Организовать познавательную деятельность учеников.

м: убеждение

ср: аргументированность, доказательность

ф: групповая


Сообщение темы, цели и задач урока, формы работы.

Учащиеся точно представляют результат своей деятельности, форму отчета о работе.


Понимание цели активная деятельность результат.

III. Повторение алгоритма работы по МРБ.

Определить алгоритм работы в ППС по МРБ

м: объяснительно-иллюстративный

ср: алгоритм, карточки- задания

ф: групповая

      • Организует проработку алгоритма работы по МРБ.

      • Добивается полного понимания учениками порядка их деятельности.


Осознают порядок своей деятельности в процессе работы по МРБ.

Готовы к работе в ППС.

IV. Индивидуальная работа по карточкам.

      • Выполнить индивидуальное задание первой карточки.

      • Развитие умственной самостоятельной деятельности учащихся.

М: самостоятельная работа

ср: карточки-задания, учебные пособия.

Ф: групповая

При необходимости оказывает помощь учащимся в выполнении заданий.

Выполняют письменно два задания в своей первой карточке.

Выполнены задания с первой карточки.

V. Проверка выполнения заданий.

Организовать проверку выполнения заданий по карточкам-подсказкам.

м: репродуктивный

ср: тетради с решением, карточки для проверки заданий.

Организует проверку, оказывает помощь при необходимости.

Проверяют правильность выполнения заданий, готовятся к передаче информации партнеру.

Задания выполнены верно.



1

2

3

4

5

6

VI. Работа в ППС по алгоритму МРБ

      • Развитие коммуникативной культуры учащихся.

      • Формирование химического языка.

      • Закрепление знаний, умений по теме.

М: словесно-наглядный

ср: записи учащихся

ф: групповая


      • Координирует при необходимости работу в ППС.

      • Организует проверку выполнения заданий по очередным карточкам.


    • Обмениваются информацией – обучают друг друга.

    • Выполняют задания по новым карточкам, проверяют, передают информацию новому партнеру, получают информацию от него.

    • Выставляют оценки в лист учета.

      • Активность

      • Познавательный интерес

      • Удовлетворение от работы с разными партнерами в группе

      • Качественное усвоение знаний

      • Формирование умений.

VII.Диагностическая работа № 12.

Проверить степень сформированности умений, усвоения знаний по теме.

М: самостоятельная работа

ср: карточки с диагностической работой № 12, тетради

ф: индивидуальная

Организует выполнение работы.

Самостоятельно выполняют работу.

Усвоение изученного материала.

VIII.Подведение итогов урока.

Подвести итоги урока

м: словесно-наглядный

ср: лист учета

ф: групповая

      • Объявляет результаты работы, анализируя Лист учета.

      • Благодарит за работу.


Воспринимают информацию, получают удовлетворение полученными результатами.

Удовлетворение от проделанной работы и полученных результатов.




ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Урок 8. Тематический контроль №5 по теме «Щелочные и щелочноземельные металлы».




Этапы урока

Задачи этапа

Методы, средства

формы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Результат взаимодействия

1. Организационный

Подготовить учащихся к работе на уроке

Педагогический такт

Приветствие учащихся, определение отсутствующих, организация внимания учащихся

Приветствие учителя Внутренняя организация каждого учащегося

Кратковременность орг. момента, полная готовность класса к работе, включение учащихся в деловой ритм

2. Постановка цели

Организовать познавательную деятельность учащихся

Убеждение Аргументированность Доказательность

Сообщение темы урока, цели и задач изучения новой темы, форм работы

Учащиеся должны точно представлять результат своей деятельности и форму отчета о своей работе

Понимание

Цели активная деятельность результат

3. Проверка знаний (выполнение контрольной работы)

Глубоко и всесторонне проверить знания обучающихся, выявить причины появления пробелов в знаниях и умениях.

М. Словесно-наглядно-практический

С.предметные: тексты контрольных работ ;

практические: выполнение письменных упражнений;

интеллектуальные: анализ, синтез, сравнение;

эмоциональные: интерес, радость, удовлетворение.

Ф.индивидуальная.

Создать атмосферу значимости и необходимости данного вида работы, дает разъяснения при возникновении трудности у учащихся.

Выполняют задания контрольной работы.

Выполнение максимального количества заданий контрольной работы.

4Домашнее задание

Сообщить учащимся о домашнем задании, провести инструктаж по его выполнению.

М. словесный;

С. Интеллектуальные;

Ф: фронтальная.

Кратко дает указания о том, как должно выполняться домашнее задание.

Записывают задание в дневник, задают вопросы, возникающие в ходе объяснения учителем задания.

Правильное выполнение домашнего задания (проверяется на следующем уроке).































































15


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории химия:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ