Учет индивидуальных особенностей как средство преодоления неуспеваемости учащихся

Соловьева Д.Б., МОУ СОШ № 128 г.Волгоград,

Учитель химии и биологии


Описание опыта работы по теме: «Учет индивидуальных особенностей как средство преодоления неуспеваемости учащихся»


Н.П. Огарев «Как дать ребенку такой ход, чтоб он вышел гуманен и не мягок, объемлющ и не игнорант? Чтоб специальность не сделала его узким? Чтоб сведения шли об руку или всегда были в запасе на помощь мышлению?

Анализ уровня обученности учащихся по химии за последние несколько лет показал его снижение. В чем же причина? С одной стороны, это сокращение учебного времени, а с другой, это общее снижение уровня мотивации учебной деятельности.

Длительные, стойкие трудности усвоения программного материала в массовой школе являются одной из самых больных проблем для педагогов, родителей, психологов и самих неуспевающих детей. Проблема школьной неуспеваемости, снижение качества знаний учащихся не может не волновать и меня. Почему это происходит? С чем это связано? Почему учащиеся 8 класса, которые начали изучать химию, имеют на первом этапе обучения разный уровень усвоения знаний?

Поэтому тема моей методической работы «Учет индивидуальных особенностей как средство преодоления неуспеваемости учащихся на уроках химии». Я считаю очень важно своевременно выявить причины неуспеваемости и устранить их. Выявление причин неуспеваемости - это поиск верных путей преодоления данной проблемы.

Цель работы: исследовать причины неуспеваемости учащихся, выявить особенности и пути решения данной проблемы.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

Изучить исторически сложившиеся в педагогической науке и практике теории и концепции, ставившие своей целью объяснение неуспеваемости как явления, сопровождающего процесс обучения.

- Выявить особенности и пути решения проблемы неуспеваемости, разработать технологию педагогической диагностики неуспеваемости в условиях смены образовательной ситуации.

На основании литературного обзора я сделала вывод, что всех неуспевающих школьников можно разделить на 3 группы:

1. Учащихся с низким качеством мыслительной деятельности, но с положительным отношением к учебе.

2. Школьники с высоким качеством мыслительной деятельности, но с отрицательным отношением к учебе.

3. Учащиеся с низким качеством мыслительной деятельности и отрицательным отношением к учебе. Эта группа самая сложная, и как не грустно, таких учеников много.

Отнесение ученика к той или иной группе основывается на результатах тестирования.

К каждому их этих типов учащихся нужна соответствующая специфическая помощь.



При разработке путей совершенствования учебно-воспитательного процесса, как правило, имеется в виду создание особо благоприятных условий для неуспевающих школьников. Разрабатываются также отдельные меры, распространяющиеся на всех учащихся; они служат для общего улучшения условий обучения и воспитания учащихся в школе. Сюда относятся предложения к улучшению учёта и контроля, рекомендации о том, как активизировать познавательную деятельность учащихся и их самостоятельность, усиливать творческие элементы в ней, стимулировать развитие интересов. Плодотворными представляются пути перевоспитания отношений, предложенные в некоторых педагогических и психологических работах: поставить перед учеником такие доступные для него задачи, чтобы он мог достигнуть успеха. От успеха, даже самого незначительного, может быть проложен мост к положительному отношению к учению. С этой целью используют игровую и практическую деятельность, приобщают неуспевающих учеников старших классов к занятиям с отстающими учениками младших классов. В данном случае педагогическая деятельность заставила учащихся понять ценности знаний, критически отнестись к своим занятиям в школе.

Неуспевающие ученики, которые относятся к 3 группе с трудом понимают цели задания и поэтому самостоятельно не берутся выполнять работу. Они лучше усваивают учебный материал, работая в группах.

Групповая работа объединяет учащихся в звенья по 2 или 4 человека. Она также выполняется всеми учащимися класса в одно время, но члены каждой группы работают в тесном контакте друг с другом. Обязательными элементами такой групповой работы будут: наличие и осознание цели; выполнение индивидуального задания каждым участником работы в соответствии с общей целью; обязательная взаимная проверка результатов работы каждого, помощь и разъяснение друг другу возникающих затруднений; формулировка вывода сообща на основании обобщения результатов, полученных каждым членом группы; соотнесение вывода с поставленной в начале работы целью.

В течение двух лет я разрабатываю и применяю на практике учебные ситуации технология коллективно-индивидуальной мыследеятельности. В основе всех учебных ситуаций лежат проблемы, которые учащиеся решают самостоятельно на уроке с помощью различных средств, в результате чего они приходят к определенным выводам. Каждая учебная ситуация состоит из трех этапов, функционально взаимосвязанных между собой.

Первый этап — организация целевого пространства: создание творческих микрогрупп; ввод в ситуацию, постановка проблемы - выбор средств, позволяющих реализовать цели

Второй этап — организация поискового пространства: определение способов совместной деятельности; реализация программы общей деятельности; обсуждение результатов решения проблемы в микрогруппах; вывод нового научного знания.

Третий этап — организация рефлексивного пространства: осознание метода деятельности; осознание затруднений, ошибок; постановка новой проблемы.

Обращаю внимание и на особые условия опроса для данной категории. Для обдумывания ответа у доски им дается больше времени. Опрос слабоуспевающих учеников сочетаю с самостоятельной работой других учащихся. Моя задача не только в том, чтобы подтягивать слабых до необходимого уровня, но и в том, чтобы дать посильную нагрузку для средних и сильных учащихся.


При организации учебного процесса я использую карту индивидуальных достижений. В ней я фиксирую результаты освоения учащимися той или иной темы. Например, представлена карта индивидуальных достижений учащихся по теме «Кислоты». После постановки задач и подбора необходимых для их достижения приемов и средств я проверяю результат своего труда.

После заполнения карты я анализирую полученные результаты и намечаю пути решения возникших проблем.

Имя и фамилия ученика

Умение определять кислоты среди других неорганических веществ

Умение классифицировать кислоты

Знание формул и название кислот

Определение кислот с помощью индикаторов

Умение написать уравнение хим.реакций, характеризующих хим свойства кислот

Иванов Саша

5

5

4

4

5

Петров Петя

5

4

4

4

4


Активно веду поиск новых форм и методов работы с неуспевающими второй группы с целью повышения мотивации учебного предмета. Такой группе учащихся я предлагаю задания, связанные с поиском информации по изучаемой теме в различных доступных им источниках и ее оценкой.

Например, в качестве домашнего задания к уроку по теме: «Роль оксидов, оснований, кислот, солей в жизни организмов» было предложено подготовить информационные карты по следующей схеме:

Дата

Источник информации

Содержание




По результатам исследований такие источники информации, как учитель и урок, занимают седьмое и восьмое места из десяти, а на первом месте стабильно стоит телевидение и интернет. В такой ситуации учителю необходимо формировать у учащихся критическое мышление, обучать оценке достоверности и научной корректности сообщений, полученных по каналам СМИ, в том числе и из учебников.

Учащиеся нашей школы используют самые разнообразные источники информации. Например, по данной теме они приводили сведения из книг «Справочник медицинской сестры», «Лекарственные препараты», сообщения телевизионных программ, радио, местной газеты, информацию, полученную на других уроках, от родителей, а также приведенную на упаковке соли, спичек, этикетках лекарственных препаратов. Приведу в качестве примера несколько записей из информационных карт: «В составе чистящего средства "Сан-фор" есть фосфорная кислота Н3РО4 (надпись на бутылке с чистящим средством). Цвет линии, проведенной фломастером, меняется при нанесении раствора кислоты (уксуса) или основания (раствора соды) (энциклопедия для детей изд-ва "Аванта+", т. 17, "Химия"). Оказывается, нет большой разницы — курить или дышать у выхлопной трубы. В обоих случаях в кровь попадает окись углерода, которая замещает собой кислород во всех тканях и органах. Недостаток кислорода у курящих мальчиков в будущем может привести к импотенции, а у курящих девочек — к землистому цвету лица, а их родители в итоге лишаются возможности нянчить здоровых внуков (газета "Аргументы и факты").

Учащиеся VIIIIX классов, работая с дополнительными источниками информации, составляют также творческие задачи. Приведу несколько составленных ими задач.

Для приготовления маринада для капусты следует взять один стакан сахара (200 г), один стакан 6 %-ного уксуса и 3 стакана воды. Определите массовые доли всех веществ в маринаде. (Информация из поваренной книги)

В 100 г одеколона «Мистер X» содержатся диэтилфталат (0,2 %), парфюмерная композиция (1,5 %), спирт этиловый (56,5 %), вода дистиллированная (44,8 %). Рассчитайте массу каждого компонента в растворе одеколона. (Информация взята с этикетки флакона одеколона.)

Чтобы учащиеся лучше запомнили физические и химические явления, предлагаю им занести в информационные карты загадки, пословицы, поговорки, отрывки из стихотворений, в которых упоминаются различные явления, составить ребусы и чайнворды. Например, загадка «Скатерть бела весь свет одела» описывает выпадение снега — физическое явление; строка «На рукомойнике моем позеленела медь» — химическое.

Практика показала, что все эти виды работ с источниками информации, несомненно, служат важными факторами повышения мотивации в учебном процессе.

Активно использую проектный метод обучения. Работая над проектами, ребята, у которых отрицательное отношение к учебе, сами подбирают интересный материал, готовят презентации, участвуют в конкурсах и как результат приобретают необходимые знания по химии. После этого такие ребята проявляют больший интерес к предмету, просят дополнительные задания по подготовке проекта, постоянно приходят за консультацией.

Для организации творческой деятельности учащихся необходима интенсификация отдель­ных элементов процесса обучения, т. е. увеличе­ние объема работы, выполняемой ими в единицу времени. Пути интенсификации многообразны, но осуществлять ее следует очень осторожно. Один из способов, который я использую в работе, осно­ван на организации фронтальных работ уча­щихся с дидактическим материалом матричного характера.

Комплект дидактических материалов состоит из карточек разных ви­дов, содержание которых позволяет организовать на уроках химии работу по формированию основных умений, связанных с использованием химического языка и важнейших понятий учебно­го предмета.

Варианты

I

II

III*

IV

1

Zn+HCl→

NaOH+ H3PO4

Cu+Hg(NO3)2

Cu+O2

2

Na2O+H2

Cu+HCl→

Fe(OH)3

CaO+H2O →

3

P2O5+H2O→

Fe+CuCl2

CuO+H2

K+H2O →

4

Cu(OH)2

ZnO+HCl→

Ca+H2O →

H2SO4+AI(OH)3

5

Ca(OH)2+HNO3

Ca+O2

ZnO+H2O→

HgO→

Фронтальные работы на основе использования предлагаемых дидактических материалов позволяют при известной экономии времени привлечь к активной деятельности весь класс. Экономия достигается за счет единообразия все­го комплекта дидактических материалов и примерно одинаковой организации работы с ними. Однако единообразие не приводит к однообразию, так как содержание деятельности, организуемой учителем, может быть очень разнообразным, сама работа не утомляет учащихся, поскольку на нее затрачивается мало времени (от 3—5 до 10 мин), и практически все учащиеся принимают в ней активное участие.

При работе с приведенными дидактическими материалами я в основном направляю деятельность учащихся, которые отвечают по заданию вслух или думают «про себя», имея при этом возможность осуществлять самоконтроль, сравнивая свой ответ с тем, что говорит товарищ. Это способствует овладению химическим языком и основными понятиями предмета. При неодно­кратном использовании карточек (3—5 раз по 5—10 мин) происходит эффективное закрепление сформированных знаний и умений.

Использование дидактических материалов позволяет сосредоточить внимание учащихся на содержании работы, а внимание учителя — на определении уровня знаний каждого учащегося.

В ходе моей работы обобщен материал по интеграции, составлен познавательно развивающий практикум по химии, разработан дидактический материал, включающий задания прикладной направленности химических знаний, практически по всем темам курса химии разработаны комбинированные задания, направленные на систематизацию и применении имеющих знаний в нестандартных, модельных, учебных и реальных жизненных ситуаций. Введена практика ведения дневника «Заметки юного химика».

Диагностика результатов показала устойчивые, положительные результаты: чем больше прикладных знаний, умений и навыков приобретает учащийся по химии, тем выше мотивация учащихся к изучению предмета. Мой педагогический опыт может быть использован в средних образовательных учреждениях.

Исходя из опыта моей работы я предлагаю использовать следующие рекомендации по решению проблемы неуспеваемости:

  1. Проводить постоянное изучение психологических особенностей школьников.

  2. Выстроить систему взаимодействия с учеником с учетом его возможностей.

  3. Проводить мониторинг уровня обученности.

  4. Выявлять зоны затруднения в обучении у каждого школьника.

  5. Организовывать процесс максимальной индивидуализации приемов, с оптимальным сочетанием индивидуальных, групповых и фронтальных форм работы.

Решение проблемы неуспеваемости учащихся – это высокий уровень обученности учащихся и как результат, успешная сдача государственных экзаменов.

Мною проделана следующая работа по данной проблеме:

1. Изучена история исследования неуспеваемости как специфической педагогической проблемы в отечественной и зарубежной педагогике.

2. Проанализированы с достаточной полнотой причины неуспеваемости и их особенности в современной образовательной парадигме.

3. Выявлены особенности и пути решения проблемы неуспеваемости, разработана технология педагогической диагностики неуспеваемости.

В перспективе, я планирую использование и других методов для повышения мотивации учащихся на уроках химии, для преодоления неуспеваемости с учетом индивидуальных особенностей каждого учащегося, которое будет достигаться с помощью контроля уровня обученнности школьника по каждой теме.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории химия:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ