Конспект урока для 5 класса "Обработка текстовой информации"

Урок по информатике

Класс: 5

Тема: Обработка текстовой информации. Редактирование текста

Педагогические цели:

  1. Обучающая: расширить представления учащихся о возможностях компьютера по обработке текстовой информации; дать представления о возможностях редактирования текста как наиболее важном изменении в технологии подготовки текстовых документов;

  2. Развивающая: развивать речь, память, внимание, умение работать на компьютере, воспитывать трудолюбие, самостоятельность, бережное отношение к технике.

3. Воспитывающая: воспитание творческого подхода к работе, умения экспериментировать; формирование целеустремленности, аккуратности при работе на компьютере, информационной культуры.

Основные понятия: редактирование, вставка, замена, удаление.

Планируемые результаты образования: 
Предметные: 
1. знать возможности редактирования текста;
2. уметь копировать, удалять, вставлять, вырезать, заменять фрагменты текста.
Метапредметные: 
1. новые знания, которые можно применять для создания документов в различных сферах учебной деятельности.
Личностные: 
1. расширение кругозора;
2. новые возможности в работе с текстовыми документами.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний. 
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный: репродуктивный, самостоятельная работа. 

Формы организации учебной деятельности:  фронтальная.

Программное и техническое обеспечение урока:

  1. Мультимедийный проектор;

  2. Компьютерный класс;

  3. Программа MS Word;

План урока:

  1. Мотивирование учебной деятельности (организационный момент) – 2 мин

  2. Целеполагание – 3 мин

  3. Актуализация знаний – 7 мин

  4. Усвоение новых знаний и способов действий – 7 мин

  5. Закрепление знаний и способов действий – 10 мин

  6. Домашнее задание – 3 мин

  7. Практическая работа. Рефлексия – 10 мин


Ход урока:

Этапы урока

Содержание урока

Примечание

I. Мотивирование учебной деятельности (организационный момент)

Здравствуйте ребята! Садитесь!

Ученики: приветствуют учителя

II. Целеполагание

Сегодня на уроке мы с вами ребята продолжим рассматривать тему урока «Обработка текстовой информации. Редактирование». Но для начала мы повторим то, что мы проходили на прошлом уроке. Для этого вам нужно ответить на вопросы:

Ученики: готовятся к уроку, записывают в тетради дату и тему урока.

III. Актуализация знаний

- выяснение уровня прочности и осмысленности знаний, полученных обучающимися на предыдущих уроках.

  1. Что общее и в чем отличие возможностей текстового процессора и текстового редактора?

И текстовые редакторы, и текстовые процессоры позволяют создавать тексты, состоящие из букв, цифр, знаков препинания и специальных символов, которые можно ввести с помощью клавиатуры. Но, в отличие от текстовых редакторов, текстовые процессоры позволяют включать в текст надписи, списки, таблицы, схемы, рисунки, фотографии, проверять орфографию.

  1. Что вы понимаете под текстовым документом?

Документ – это любой текст, созданный с помощью текстового редактора (процессора), вместе с включенными в него нетекстовыми материалами.
Текстовый документ – это любой текст, созданный с помощью текстового редактора (процессора).

  1. Перечислите основные этапы подготовки текстового документа на компьютере.

Основные этапы подготовки текстового документа на компьютере – это ввод (набор) текста, редактирование, форматирование и печать.

  1. Какие правила необходимо соблюдать при наборе (вводе) текста?

При вводе текста необходимо придерживаться следующих правил:
1. Там, где это нужно, использовать прописные буквы.
2. Все знаки препинания, кроме тире, ставить сразу же за последней буквой слова, после любого знака препинания нажимать клавишу Пробел. Тире выделять пробелами с двух сторон.
3. Ошибку, допущенную при вводе текста, исправлять так: ошибочный символ, расположенный справа от курсора, удалять клавишей Delete (делит) а слева от курсора – клавишей Backspase (баск)
4. При наборе текста на компьютере не следить за концом строки: как только он будет достигнут, курсор автоматически перейдет на начало следующей строки.
5. Для перехода к вводу нового абзаца (или строки стихотворения), нажимать клавишу Enter (интер)

Ученики: отвечают на вопросы устно


IV. Усвоение новых знаний и способов действий

-ввод понятия «редактирование», «вставка», «замена», «удаление»;

При редактировании текста, мы его просматриваем весь. А если текст такой большой, что не помещается в окне текстового процессора? Каким способом мы можем увидеть текст, например, на следующей странице документа или на последней? 
Для этого существуют клавиши клавиатуры такие как: ←; →; ↑; ↓; Home; End; PageDown; PageUp. Либо полосы прокрутки в окне программы, существуют как горизонтальные, так и вертикальные. А каким еще способом можно просмотреть документ? (колесико мышки).
При редактировании можно работать не только с отдельными символами, но и с целыми фрагментами текста. Предварительно фрагмент должен быть выделен. А как это сделать? Для этого необходимо установить указатель мыши в начало нужного фрагмента и, держа нажатой левую кнопку мыши, протянуть указатель до конца фрагмента (слева на право). Как видите этот фрагмент выделился контрастным цветом. Выбор фрагмента можно отменить щелчком в произвольном месте рабочей области окна программы.
А что же можем сделать с выделенным фрагментом? (ответы учащихся). Итак, выделенный фрагмент мы можем копировать, с помощью кнопки копировать, и вставлять, с помощью кнопки вставить в нужное вам место.  
Так же выделенный фрагмент мы можем удалить: 
1. Удалить из текста и стереть из памяти с помощью клавиш Delete и Backspase. 
2. Вырезать из текста и поместить в специальный раздел памяти, называемый буфером, с помощью кнопки вырезать. В этом случае удаленный фрагмент можно будет вернуть или на прежнее место или поместить в другое более поле подходящее место текста. 
Допустим у нас есть текст. Весь текст с одной и той же ошибкой в одном и том же слове. В ручную долго и скучно и можно пропустить нечаянно ошибку. А в текстовых процессорах есть специальная кнопочка поиск, которая позволяет найти нужное слово и заменить его другим.
Например: в предложенном стихотворении речь идет о конфетах, а по ошибке написано «котлеты». Заменим слово «котлеты» на слово «конфеты». 

- Выполнить в рабочей тетради задание №40 на стр. 75. 

Ученики: Смотрят и слушают презентацию, в ходе которой записывают основные понятия

V. Закрепление знаний и способов действий

- Давайте проанализируем, что мы сегодня узнали и чему мы научились.

1. Какие действия можем выполнять с фрагментом текста? (копировать, вырезать, вставлять, удалять, выполнять поиск и замену) 
2. А можем ли удалить не выделенный фрагмент? (нет) 

Ученики: Отвечают на вопросы

VI. Домашнее задание

учебник: §2.9 (стр. 90-92), 
рабочая тетрадь: №40-43 (стр. 75-77) , №45 (стр.79), 


VII. Практическая работа. Рефлексия



Выполнение практической работы №7, задания с 1 по 6.

Откройте PAINT и нарисуйте смайлик, насколько вам понравился или не понравился урок.

Ученики: выполняют практическую работу №7, задания с 1 по 6.










Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории информатика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ