Конспект урока для 5 класса "Обработка текстовой информации"
Урок по информатике
Класс: 5
Тема: Обработка текстовой информации. Редактирование текста
Педагогические цели:
Обучающая: расширить представления учащихся о возможностях компьютера по обработке текстовой информации; дать представления о возможностях редактирования текста как наиболее важном изменении в технологии подготовки текстовых документов;
Развивающая: развивать речь, память, внимание, умение работать на компьютере, воспитывать трудолюбие, самостоятельность, бережное отношение к технике.
3. Воспитывающая: воспитание творческого подхода к работе, умения экспериментировать; формирование целеустремленности, аккуратности при работе на компьютере, информационной культуры.
Основные понятия: редактирование, вставка, замена, удаление.
Планируемые результаты образования:
Предметные:
1. знать возможности редактирования текста;
2. уметь копировать, удалять, вставлять, вырезать, заменять фрагменты текста.
Метапредметные:
1. новые знания, которые можно применять для создания документов в различных сферах учебной деятельности.
Личностные:
1. расширение кругозора;
2. новые возможности в работе с текстовыми документами.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный: репродуктивный, самостоятельная работа.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная.
Программное и техническое обеспечение урока:
Мультимедийный проектор;
Компьютерный класс;
Программа MS Word;
План урока:
Мотивирование учебной деятельности (организационный момент) – 2 мин
Целеполагание – 3 мин
Актуализация знаний – 7 мин
Усвоение новых знаний и способов действий – 7 мин
Закрепление знаний и способов действий – 10 мин
Домашнее задание – 3 мин
Практическая работа. Рефлексия – 10 мин
Ход урока:
Этапы урока
Содержание урока
Примечание
I. Мотивирование учебной деятельности (организационный момент)
Здравствуйте ребята! Садитесь!
Ученики: приветствуют учителя
II. Целеполагание
Сегодня на уроке мы с вами ребята продолжим рассматривать тему урока «Обработка текстовой информации. Редактирование». Но для начала мы повторим то, что мы проходили на прошлом уроке. Для этого вам нужно ответить на вопросы:
Ученики: готовятся к уроку, записывают в тетради дату и тему урока.
III. Актуализация знаний
- выяснение уровня прочности и осмысленности знаний, полученных обучающимися на предыдущих уроках.
Что общее и в чем отличие возможностей текстового процессора и текстового редактора?
И текстовые редакторы, и текстовые процессоры позволяют создавать тексты, состоящие из букв, цифр, знаков препинания и специальных символов, которые можно ввести с помощью клавиатуры. Но, в отличие от текстовых редакторов, текстовые процессоры позволяют включать в текст надписи, списки, таблицы, схемы, рисунки, фотографии, проверять орфографию.
Что вы понимаете под текстовым документом?
Документ – это любой текст, созданный с помощью текстового редактора (процессора), вместе с включенными в него нетекстовыми материалами.
Текстовый документ – это любой текст, созданный с помощью текстового редактора (процессора).
Перечислите основные этапы подготовки текстового документа на компьютере.
Основные этапы подготовки текстового документа на компьютере – это ввод (набор) текста, редактирование, форматирование и печать.
Какие правила необходимо соблюдать при наборе (вводе) текста?
При вводе текста необходимо придерживаться следующих правил:
1. Там, где это нужно, использовать прописные буквы.
2. Все знаки препинания, кроме тире, ставить сразу же за последней буквой слова, после любого знака препинания нажимать клавишу Пробел. Тире выделять пробелами с двух сторон.
3. Ошибку, допущенную при вводе текста, исправлять так: ошибочный символ, расположенный справа от курсора, удалять клавишей Delete (делит) а слева от курсора – клавишей Backspase (баск)
4. При наборе текста на компьютере не следить за концом строки: как только он будет достигнут, курсор автоматически перейдет на начало следующей строки.
5. Для перехода к вводу нового абзаца (или строки стихотворения), нажимать клавишу Enter (интер)
Ученики: отвечают на вопросы устно
IV. Усвоение новых знаний и способов действий
-ввод понятия «редактирование», «вставка», «замена», «удаление»;
При редактировании текста, мы его просматриваем весь. А если текст такой большой, что не помещается в окне текстового процессора? Каким способом мы можем увидеть текст, например, на следующей странице документа или на последней?
Для этого существуют клавиши клавиатуры такие как: ←; →; ↑; ↓; Home; End; PageDown; PageUp. Либо полосы прокрутки в окне программы, существуют как горизонтальные, так и вертикальные. А каким еще способом можно просмотреть документ? (колесико мышки).
При редактировании можно работать не только с отдельными символами, но и с целыми фрагментами текста. Предварительно фрагмент должен быть выделен. А как это сделать? Для этого необходимо установить указатель мыши в начало нужного фрагмента и, держа нажатой левую кнопку мыши, протянуть указатель до конца фрагмента (слева на право). Как видите этот фрагмент выделился контрастным цветом. Выбор фрагмента можно отменить щелчком в произвольном месте рабочей области окна программы.
А что же можем сделать с выделенным фрагментом? (ответы учащихся). Итак, выделенный фрагмент мы можем копировать, с помощью кнопки копировать, и вставлять, с помощью кнопки вставить в нужное вам место.
Так же выделенный фрагмент мы можем удалить:
1. Удалить из текста и стереть из памяти с помощью клавиш Delete и Backspase.
2. Вырезать из текста и поместить в специальный раздел памяти, называемый буфером, с помощью кнопки вырезать. В этом случае удаленный фрагмент можно будет вернуть или на прежнее место или поместить в другое более поле подходящее место текста.
Допустим у нас есть текст. Весь текст с одной и той же ошибкой в одном и том же слове. В ручную долго и скучно и можно пропустить нечаянно ошибку. А в текстовых процессорах есть специальная кнопочка поиск, которая позволяет найти нужное слово и заменить его другим.
Например: в предложенном стихотворении речь идет о конфетах, а по ошибке написано «котлеты». Заменим слово «котлеты» на слово «конфеты».
- Выполнить в рабочей тетради задание №40 на стр. 75.
Ученики: Смотрят и слушают презентацию, в ходе которой записывают основные понятия
V. Закрепление знаний и способов действий
- Давайте проанализируем, что мы сегодня узнали и чему мы научились.
1. Какие действия можем выполнять с фрагментом текста? (копировать, вырезать, вставлять, удалять, выполнять поиск и замену)
2. А можем ли удалить не выделенный фрагмент? (нет)
Ученики: Отвечают на вопросы
VI. Домашнее задание
учебник: §2.9 (стр. 90-92),
рабочая тетрадь: №40-43 (стр. 75-77) , №45 (стр.79),
VII. Практическая работа. Рефлексия
Выполнение практической работы №7, задания с 1 по 6.
Откройте PAINT и нарисуйте смайлик, насколько вам понравился или не понравился урок.
Ученики: выполняют практическую работу №7, задания с 1 по 6.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории информатика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ