Конспект урока для 9 класса «Поиск информации в сети Интернет»
Автор: Пастлер Елена Эдуардовна
Место работы: МОУ «Школа №71» г. Прокопьевска Кемеровской области
Должность: учитель информатики
Урок информатики на тему «Поиск информации в сети Интернет», 9 класс
Источники материалов:
http://mirstihoff.ru/978-internet-yeto-superrrrrrrrrrrrrrrrstix.html
http://school497.spb.ru/download/u/01/urok6/les6.html
http://festival.1september.ru/articles/410432/
http://ultimatum-zm.clan.su/news/nasha_gruppa_v_kontakte/1-0-4
http://alexgo.ru/archives/4103
http://www.social-networking.ru/papers/57/
http://www.blogavod.ru/odnoklassniki-pomogut-za-moderaciyu.html
Тема: «Поиск информации в сети Интернет» (9 класс)
Тип: урок – обобщение
Цель: обобщение и систематизация понятий, связанных с поиском информации; формирование навыков поиска информации в сети интернет.
Задачи:
образовательная – формировать навыки поиска информации в сети Интернет, повторить текстовый редактор Word;
развивающая – развивать алгоритмическое мышление, умение выделять главное, расширить кругозор учащихся, творческий потенциал учащихся;
воспитывающая – воспитывать культуру труда, общения: ученик-ученик, учитель-ученик, ученик-ПК, воспитывать аккуратность, дисциплинированность.
Оборудование:
компьютерный класс с выходом в Интернет;
медиапроектор;
раздаточный материал: памятка по правилам поиска информации, образец листовки.
Ход урока:
Организационный момент.
Приветствие. Отметить отсутствующих.
Учитель читает стихотворение:
Интернет, ты просто - супер
Интернет, ты просто - класс
Соединил все мысли, в узел
Соединил всё вместе, в раз
Связал все страны, и поселки
Все острова и берега
Связал атоллы и осколки
Все небольшие города
Такого чуда, краше - нету
На свете, милом - дорогом
Ту связь подарит он поэту
Соединит он нас с игрой
Ты просто чудо, загляденье
В том мире, быстром и большом
Ведь нет, быстрее мысли в свете
Чем интернет, наш дорогой.
Действительно появление Интернета подарило нам очень много возможностей, общение, поиск друзей, проводить интересно свой досуг, а также в этой паутине находится море различной информации, как найти нужную именно нам, какие способы для этого существуют мы с этими вопросами знакомились на предыдущих уроках, сегодня обобщим и систематизируем эти знания. И так наши задачи на уроке: повторить правила поиска информации в Интернет, найти информацию на определенную тему, и оформить ее в листовку (мини газету, образец на столе).
Актуализация познавательной деятельности. Обобщение.
Повторение понятий, связанных с поиском информации
- на доске написаны понятия: URL-адрес, браузер, ключевые слова, протокол, поисковая система. Каждое понятие закрыто листом бумаги с номером (1, 2, 3, 4, 5). Учащийся с места называет номер, учитель открывает соответствующее понятие, учащийся его раскрывает.
(Браузер – это программа, служащая для просмотра Web-страниц. Браузер является программой-Web-клиентом, т.е. позволяет пользователю запрашивать, получать и изучать информацию, размещенную на Web-серверах. У браузеров одна основная функция – обеспечить отображение Web-страницы.
URL – универсальный указатель ресурсов включает в себя протокол доступа к документу, доменное имя сервера, на котором находится документ, а также путь к файлу и собственное имя файла.
Protocol://domain_name/path/file_name
Протокол доступа к документу определяет способ передачи информации. Для доступа к Web-страницам используется протокол передачи гипертекста HTTP (гипертекст – это способ представления информации при помощи связей между документами).
Поисковая система – это большая база ключевых слов, связанных с Web-страницами, на которых они встретились.
Ключевыми являются любые слова, которые объявляются основными.)
- рассмотреть основные элементы браузера, поисковых систем (проектор)
На примере браузера IE, поисковых систем Яндекс (yandex.ru) и Google (google.ru)
Адресная строка (URL адрес) Строка запроса Тип искомой информации
Результат поиска:
По запросу у нас выходит ряд гиперссылок, идя по которым мы можем прочесть нужную информацию, если нужны картинки выбираем тип искомой информации «картинки» и т.д.
- обратить внимание на памятку по поиску информации в Интернет (приложение 1)
Правила формирования запросов в поисковой системе
Ключевые слова в запросе следует писать строчными (маленькими) буквами.
Это обеспечит поиск всех ключевых слов, а не только тех, которые начинаются с прописной буквы.
При поиске учитываются все формы слова по правилам русского языка, независимо от формы слова в запросе.
Например, если в запросе было указано слово «знаю», то условию поиска будут удовлетворять и слова «знаем», «знаете» и т. п.
Для поиска устойчивого словосочетания следует заключить слова в кавычки.
Например, «фарфоровая посуда».
Для поиска по точной словоформе перед словом надо поставить восклицательный знак.
Например, для поиска слова «сентябрь» в родительном падеже следует написать «!сентября».
Для поиска внутри одного предложения слова в запросе разделяют пробелом или знаком &
Например, «приключенческий роман» или «приключенческий&роман». Несколько набранных в запросе слов, разделенных пробелами, означают, что все они должны входить в одно предложение искомого документа.
Если вы хотите, чтобы были отобраны только те документы, в которых встретилось каждое слово, указанное в запросе, поставьте перед каждым из них знак плюс «+». Если вы, наоборот, хотите исключить какие-либо слова из результата поиска, поставьте перед этим словом минус «-». Знаки « + » и «-» надо писать через пробел от предыдущего и слитно со следующим словом.
Например, по запросу «Волга -автомобиль» будут найдены документы, в которых есть слово «Волга» и нет слова «автомобиль».
При поиске синонимов или близких по значению слов между словами можно поставить вертикальную черту «|».
Например, по запросу «ребенок | малыш | младенец» будут найдены документы с любым из этих слов.
Вместо одного слова в запросе можно подставить целое выражение. Для этого его надо взять в скобки
Например, «(ребенок | малыш | дети | младенец) +(уход | воспитание)».
Знак «~» (тильда) позволяет найти документы с предложением, содержащим первое слово, но не содержащим второе.
Например, по запросу «книги ~ магазин» будут найдены все документы, содержащие слово «книги», рядом с которым (в пределах предложения) нет слова «магазин».
Если оператор повторяется один раз (например, & или ~), поиск производится в пределах предложения. Двойной оператор (&&,~~ ) задает поиск в пределах документа.
Например, по запросу «рак ~~ астрология» будут найдены документы со словом «рак», не относящиеся к астрологии.
Повторение текстового редактора Word
Посмотрим на образец мини-газеты (приложение 2) (на проектор и учащихся на столах) и ответим на несколько вопросов:
Какое выравнивание используется для заголовков статей?
Как оформлено название листовки?
Какой вид списка встречается в тексте?
Что такое колонки и где они здесь встречаются?
Как вставить рисунок?
Встречается ли в тексте красная строка?
Что такое межстрочный интервал, и какой он встречается здесь в тексте?
«Копировать, вырезать, вставить»- для чего предназначены эти инструменты?
Практическая работа.
В ходе практической работы предстоит найти информацию по теме «Космос», используя найденную информацию изготовить листовку, учащиеся работают в парах, учитель консультирует, также учитель себе в помощники может взять хорошо успевающего учащегося. По результатам практической работы, учащиеся получают 2 отметки (за поиск информации, за оформление листовки).
- поиск информации:
Вопросы: 1) Последние достижения в космонавтике.
2) Немного из истории космонавтики.
3) Они посвятили жизнь космонавтике.
Оценка будет выставляться, после проверки URL адреса
- оформление листовки
Критерии оценки:
1) структурирование текста;
2) выравнивание текста;
3) подбор картинок и их оформление;
4) использование списка;
5) общий дизайн.
Итог урока. Рефлексия.
Объявление оценок, выделение лучших работ, комментарии.
Рефлексия:
В конце занятия ребята заполняют карточки эмоционального состояния, в которых отмечают свое самочувствие, указывают свое отношение к уроку, вписывая то, что понравилось (не понравилось) на занятии.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории информатика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ