Конспект урока информатики "Алгоритмы, виды алгоритмов, способы записи"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Угловская средняя общеобразовательная школа»
Конспект урока по информатике
«Алгоритм, виды алгоритмов, способы записи»
Разработала: Лукьянова Л.Д.,
учитель информатики
с. Угловское, 2012 г.
Алгоритм, виды алгоритмов, способы записи
Цели:
Обучающая: повторить, обобщить и закрепить основные понятия: алгоритм, свойства алгоритма, составление алгоритма, алгоритмические конструкции.
Развивающая: способствовать развитию алгоритмического и логического мышления, умения излагать мысли, интереса учащихся к данной теме и предмету в целом;
Воспитательная: способствовать воспитанию уважения к сопернику, находчивости, воспитание навыков работы в группе, терпимости к мнению одноклассников, способности выслушать другого, идти на компромисс. воспитание ответственности за выполненную работу, умения принимать самостоятельные решения; привитие эстетического вкуса; воспитание духа соревнования.
Вид урока: урок-обобщение
Оборудование:
Компьютеры.
Мультимедийный проектор.
Наглядные материалы: мультимедийная презентация, карточки с заданиями.
План урока:
Организационный момент (2 мин);
Актуализация знаний(3 мин);
Защита проектов (20 мин);
Физкультминутка (2 мин)
Самостоятельная работа (10 мин);
Подведение итогов урока(2 мин);
Домашнее задание (1 мин).
Ход урока:
Организационный момент (приветствие учащихся, объявление темы и цели урока).
Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы повторим понятие алгоритма, вспомним, кто или что может быть исполнителем, подведем промежуточные итоги изучения программы SCRATCH, посмотрим как вы научились создавать анимацию движения. И посмотрим, можно ли управляя учебным исполнителем, создать анимационный сюжет. На предыдущих уроках мы увидели, что алгоритмы крепко связаны с нашей повседневной жизнью, и что любое действие можно записать в виде алгоритма.
Актуализация знаний
Давайте вспомним определение алгоритма (алгоритм – это последовательность действий, приводящая к решению поставленной задачи) Назовите основные свойства алгоритмов (дискретность, детерминированность, массовость, конечность, результативность),
Способы записи алгоритмов (словесный, графический, программный),
базовые алгоритмические конструкции (линейный алгоритм, разветвляющийся, циклический), дайте определение исполнителя (человек, робот или техническое устройство, способное выполнять заданные команды). С каким учебным исполнителем мы начали работать (SCRATCH).
На экране поочередно представлены пословицы, нужно отгадать пословицу и указать вид алгоритма
(Умный в гору не пойдёт, умный гору обойдёт.)
(Готовь сани летом, а телегу зимой.)
Скупой платит дважды)
(Куй железо, пока горячо)
Защита работ
На прошлом уроке вы создавали анимационный фильм, используя свои знания способов записи алгоритмов, базовых алгоритмических конструкций и основных команд учебного исполнителя Scratch.
Давайте кратко напомним интерфейс программы. Что находится в левой части окна, в правой части окна, что мы записываем в центре. Что такое спрайт, скрипт.
Сейчас вы покажете итоги своей работы на прошлом уроке. Вы должны были подготовить выступление (защиту своего мультфильма) по следующим пунктам:
Представиться (назвать свое имя и фамилию);
Назвать тему проекта;
Какую цель и ожидаемый результат поставили перед собой учащиеся по реализации проекта;
Пути решения проблемы (сколько и каких идей было, на каких идеях остановились).
Итак, слово предоставляется учащимся.
Учащиеся, работающие над данным проектом защищают свое творчество: пока выступающий рассказывает о проекте, работа одним учеником демонстрируется. По окончании защиты задаются вопросы и советы учащимися класса по содержанию работы, по техническим характеристикам работы, по дизайну.
Далее демонстрируются и защищаются работы выполненные учащимися класса.
Физкультминутка (на слайдах)
Самостоятельная работа
Ребята, мы с вами повторили понятие алгоритма, виды и способы записи, вспомнили, как создается алгоритм. Сейчас мы проверим, как вы усвоили эти понятия. Ребята, у вас на столах лежат карточки для самостоятельной работы. Обратите внимание, что они разного цвета. Если вы хорошо усвоили тему и уверены в своих силах, берите карточку белого цвета, выполнив правильно работу на этой карточке, вы получите оценку «5». На желтой карточке работа на «4». Ну и если вы испытываете трудности, можете взять зеленую карточку. Зеленая карточка на оценку «3».
Вариант 1 (оценка 3)
№1
Составь алгоритм сбора портфеля.
1. Проверить все ли на месте
2. Достать дневник
3. Сложить учебники, тетради, пенал
4. Закрыть портфель
5. Посмотреть какие завтра уроки
Ответ запиши номерами действий в правильном порядке (например: 34251)
Ответ:
№ 2
Составь алгоритм написания письма
1. Заклеить конверт
2. Приготовить бумагу, ручку, конверт
3. Написать письмо
4. Приготовить обед
5. Положить в письмо конверт
6. Написать книгу
7. Написать адрес на конверте
Убери лишнее, ответ запиши номерами действий в правильном порядке (например: 34251)
Ответ:
Задание 2
Подберите начало и конец предложения так, чтобы полученное высказывание было верным.
1
Алгоритм, записанный на языке исполнителя Scratch
7
Словесный, графический и аналитический.
2
Человек или автоматическое устройство.
8
Называется алгоритмом.
3
Называется системой команд исполнителя.
9
Набор действий, которые может выполнить исполнитель
4
Называется скриптом.
10
Последовательность действий, исполнителю, приводящие к решению задачи
5
Исполнителем алгоритма может быть
11
Существуют несколько видов алгоритмов
6
Основные способы записи алгоритмов
12
Линейный, разветвляющийся или циклический.
начало
конец
Вариант 2 (оценка 4)
№ 1
Составь блок-схему алгоритма работы автомата по продаже банок «Pepsi».
1. Посмотреть цену
2. Опустить монеты
3. Подойти к автомату
4. Набралась нужная сумма?
5. Достать деньги
6. Взять банку
7. Поискать недостающую сумму в дырках кармана
( В блок-схему впиши только цифры, соответствующие выбранному действию)
№2
Выбери правильное условие в алгоритме
1. Наступил следующий день?
2. Руки устали?
3. Кастрюля полная?
( В блок-схему впиши только цифру, соответствующую выбранному условию)
Вариант 3 (оценка 5)
№ 1
Выбери правильное условие в алгоритме
1. Все яблоки червивые?
2. Устал собирать?
3. Корзина не полная?
(В блок-схему впиши только цифру, соответствующую выбранному условию)
№2
Выбери правильное условие в алгоритме
1. Чайник полный?
2. Вода закипела?
3. Сколько можно ждать!
(В блок-схему впиши только цифру, соответствующую выбранному условию)
№3
Составь алгоритм перехода на другую сторону улицы на перекрестке со светофором.
1. Горит зелёный свет?
2. Посмотреть на сигнал светофора
3. Перейти улицу
4. Подойти к перекрестку
5. Дождаться, когда зажжется зеленый свет
6. Убедиться, что все машины остановились
( В блок-схему впиши только цифры, соответствующие выбранному действию)
(Если остается время)
Дополнительные задания
Подведение итогов урока
Учитель: Сегодня на уроке Вы сравнили свою работу с работами одноклассников, при анализе проектов увидели плюсы и минусы.
Я не буду выделять лучшие проекты, т.к. каждая из этих работ по-своему индивидуальна и несет ту задачу, которая ей предназначалась. Но отмечу высокий уровень художественного оформления ...(перечисляются учащиеся), продумана до тонкостей анимация у ...(перечисляются учащиеся), раскрыли тему и достигли поставленной цели ...(перечисляются учащиеся).
Домашнее задание.
Ребята, а все ли желания вы реализовали. Знаем ли мы все возможности среды Scratch. Нет. На следующих уроках мы продолжим изучать возможности программы. А вы продумайте, какие элементы вы добавили бы в свой мультфильм.
Спасибо за урок.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории информатика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ