Конспект урока информатики для 9 класса "Условная функция"

Конспект урока по информатике

учителя МОУ «Елпачихинская средняя общеобразовательная школа»
Савиновой А.Р.

9 класс.

Тема программы: Электронные таблицы.

Тема урока: Условная функция

Тип урока: освоение и закрепление нового материала.

Цели урока:

Обучающие: закрепить навыки по созданию и заполнению ЭТ. Научиться решать задачи в ЭТ с использованием условной функции.

Развивающие: Формирование приемов логического и алгоритмического мышления, развитие познавательного интереса к предмету. Развитие представлений об ЭТ как инструменте для решения задач из разных сфер человеческой деятельности.

Воспитательные: развитие навыков межличностного взаимодействия, взаимопомощи. Воспитание аккуратности, точности.

ТСО: проектор, компьютеры.

Программная поддержка: электронные таблицы Microsoft Excel.

Ход урока:

  1. Организационный момент

-приветствие

-знакомство с порядком проведения урока.

  1. Актуализация знаний

На демонстрационном экране представлена таблица для расчетов заработной платы работникам некоторого производственного учреждения.

Учащиеся получают листы с заданиями:

Произвести расчет незаполненных граф следующим образом:

1)Аванс составляет 40% от оклада. Расчет выполнить, используя абсолютную ссылку.

2)Сумма налогов составляет 13% оклада.

3)Последняя графа равна разнице между окладом и всеми удержаниями.

4)Выполнить расчет итоговой строки, воспользовавшись для этого кнопкой автосуммы.

Учитель вводит ответы учеников на компьютер и на демонстрационном

экране будет следующее:


  1. Условная функция.

    1. Задание: добавить в данную таблицу графу «Премия» и заполнить ее следующим образом: если план выполнен на 100% и более, то назначить премию в размере 1000 руб., иначе вычесть из зарплаты 500 руб.

Как выполнить эти расчеты?

Учитель: Сначала подумайте, куда вставить новую графу, так как нужно отчислять налоги. И как заполнить эту графу?

Учащиеся: Между столбцами «Аванс» и «Подоходный налог». Числа 1000 и –500 можно вводить с клавиатуры.

Учитель: А как определяете, кого поощрять, а кого наказать?

Учащиеся: Смотрим выполнение плана каждым работником: если выполнение плана >=100%, то 1000 руб., иначе –500 руб.

Учитель: А если в этом учреждении число работников несколько сотен? Тогда электронный процессор должен определять значения клеток сам автоматически.

Учащиеся: Нужна какая-то формула.

Учитель: Правильно. Давайте внимательно посмотрим на вопрос. Чем является первая часть вопроса?

Учащиеся: Логическим выражением (условием).

Учитель: Какие значения может принимать логическое выражение?

Учащиеся: истина или ложь.

Учитель: Значит, Если А2>=100, то Е2=1000, иначе Е2=-500. В ЭТ для решения таких задач существует условная функция, которая имеет вид:

Если(<условие>; <выражение 1>; <выражение 2>). И выполняется так: если условие истинно, то значение данной ячейки определит <выражение 1>, в противном случае - <выражение 2>.

Выражение 1 и Выражение 2 могут быть числами, формулами или текстом. Для нашей задачи в ячейке Е2 будет формула:

Если(А2>=100;1000;-500)



    1. Открываем тетради, записываем число. Учитель просит учащихся сформулировать тему урока, исходя из полученных знаний.


    1. Затем разбираем задачу «Решение квадратного уравнения» с помощью ЭТ:



Здесь ключевой является формула, по которой производится анализ на наличие корней: =IF(B5>=0;(-B3-КОРЕНЬ(B5))/(2*B2);”НЕТ КОРНЕЙ”). Формулы в ячейках В6 и В7 различаются лишь знаком перед дискриминантом.

Надо проговорить с учениками, что в случае, когда дискриминант равен 0, мы получаем два совпадающих корня. Обратить внимание на расстановку скобок в формуле вычисления корней.


4. Учащиеся получают листы с практическим заданием и выполняют их в парах.

Выдаваемый лист:

Выполните задание:

  1. Откройте документ с именем «Квадратное уравнение», находящийся в Моих документах.

  2. Выполните необходимые расчеты, используя условную функцию, и получите решение для нескольких наборов коэффициентов:

а) а=-1, b=2, с=3;

б) а=1, b=2, с=3;

с) а=1, b=4,с=4.

  1. Откройте документ «Абитуриент».

  2. Найдите сумму баллов за три экзамена для каждого студента и поместите информацию о зачислении: если сумма баллов больше или равна проходному баллу, то студент зачислен, иначе – нет.


Учитель контролирует выполнение работы, и в случае возникновения трудностей в одной из пар, просит оказать ей помощь учащегося из пары, успешно справившейся с заданием.


  1. Домашнее задание: стр. 295, упр.4.




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории информатика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ