Конспект урока информатики для 5 класса «В мире кодов. Способы кодирования информации»

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»



Факультет повышения квалификации


Кафедра информационных технологий









Разработка технологической карты урока

по информатике в 5 классе согласно ФГОС

по теме «В мире кодов. Способы кодирования информации»









Выполнила:

Неподкосова Инна Викторовна,

учитель информатики

МБОУ «Раздольинская ООШ »,




Руководитель:

Колпаков Олег Леонидович,

методист кафедры ИТ КРИПКиПРО






Кемерово,2014


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

конструирования урока в современной информационной образовательной среде



Предмет

Информатика

Класс

5

Тема урока

В мире кодов. Способы кодирования информации

Цель темы

Научить различным способам кодирования и декодирования информации.


Планируемые результаты


Предметные

Метапредметные

Личностные

общие представления о кодах и кодировании; умения кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования.

умение перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую; понимание необходимости выбора той или иной формы представления (кодирования) информации в зависимости от стоящей задачи.

понимание значения различных кодов в жизни человека; интерес к изучению информатики.


Основные понятия, изучаемые на уроке


Код, кодирование, декодирование, графический, числовой, символьный способы кодирования.

Формы работы

Фронтальная, коллективная,

индивидуальная

Используемые на уроке средства ИКТ

Персональный компьютер учителя, мультимедийный проектор, экран

Методическое назначение средств ИКТ

Демонстрационное

Аппаратное и программное

обеспечение

мультимедийный проектор, экран;

Microsoft Office PoverPoint 2003.

Образовательные интернет-ресурсы

Единая коллекция ЦОР (http://sc.edu.ru/): электронное приложение к учебникам (http://metodist.lbz.ru): презентация «Кодирование информации», видеоролик «Азбука Морзе» в составе CD «Библиотека электронных наглядных пособий по дисциплине ―Информатика», часть 1 «Теоретические основы информатики», раздел «Информация в цифровом виде, кодирования» (215485).


1 этап. Мотивация к деятельности

Цель


мотивировать учащихся на изучение темы «В мире кодов. Способы кодирования информации».


Длительность этапа

3-4минуты

Основной вид учебной деятельности

Проблемно-поисковая беседа



Методы обучения

метод проблемного обучения (проблемная ситуация)

Средства ИКТ


Формы организации деятельности учащихся

Фронтальная

Основные виды деятельности учителя

Учитель подводит к осознанию новой темы с помощью проблемной ситуации(Учитель раздаёт заранее подготовленные карточки с закодированным текстом (приложение 2). Нужно прочитать что написано на карточке.

Получилось ли у вас прочитать текст? Почему не получилось? Что же нам делать? Анализ ответов учащихся приводит к выводу: чтобы прочитать зашифрованный текст надо знать код, с помощью которого он был закодирован).



2 этап. Учебно-познавательная деятельность

Цель

Сформировать представление о различных способах кодирования информации


Длительность этапа

15 минут

Основной вид учебной деятельности

Просмотр и обсуждение презентации, наблюдение за демонстрациями учителя

Методы обучения

Наглядный метод обучения: демонстрация презентации «Кодирование информации» (слайды 1-14), словесный метод: объяснение

Средства ИКТ

Мультимедийная презентация «Кодирование информации»

Формы организации деятельности учащихся

Фронтальная, коллективная (выполнение задания на карточках, предложенных в начале урока: приложение 2,3)

Основные виды деятельности учителя

Учитель поясняет содержание слайдов, отвечает на вопросы учащихся


3 этап. Преобразовательная деятельность




Длительность этапа

4 минуты

Виды учебной деятельности

Регулятивные: оценка работы учащегося (взаимопроверка). Учитель озвучивает правильные ответы, учащиеся отмечают «+» верные ответы, а «- « неверные. и ставят оценку: «5» четыре «+», «4» - 3«+», 2«+» - «3» (по желанию).

Методы контроля

Практическая работа

Способы коррекции

взаимопроверка

Формы организации деятельности учащихся

Индивидуальная работа

Основные виды деятельности учителя

Учитель координирует работу по взаимопроверке

Цель

установить степень усвоения учащимися изученного материала по теме «В мире кодов. Способы кодирования информации»: умения кодировать и декодировать информацию при изученных правилах кодирования

Длительность этапа

15 минут

Основной вид учебной деятельности

Самостоятельная работа:

Задание 1

Раб. тетрадь стр.61 № 88 Задание 2

Раб. тетрадь стр.61 № 87 Задание 3 Задание 4 Учебник стр.53, № 8

Методы обучения

самоконтроль

Средства ИКТ


Формы организации деятельности учащихся

Индивидуальная

Основные виды деятельности учителя

Учитель наблюдает за работой учащихся



4 этап. Оценивание результатов











5 этап. Итоги урока, домашнее задание




Длительность этапа

2 минуты


Рефлексия

Учащиеся оценивают себя. Нужно обвести смайлик (приложение 4), в соответствии с образцом: Понял все, Понял, но не все, Ничего не понял. Карту со смайликами передать учителю.





(демонстрация слайда с помощью проектора)


Домашнее задание

§7(1,2), карточка (приложение 5)


Использованный материал



  1. «Информатика» для 5 класса (ФГОС). Босова Л. Л., Босова А. Ю. 2013 г.

2. Рабочая тетрадь по информатике для 5 класса (ФГОС). БОСОВА Л. Л., Босова А. Ю. 2013 г.

3. Методическое пособие по информатике для 5 класса ФГОС. Л. Л. Босова, А. Ю. Босова http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/files/mp-5kl-fgos.pdf

  1. «Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде», Пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Е.В.Чернобай. – М.: Просвещение, 2012.

5. Электронное приложение к учебникам (http://metodist.lbz.ru): презентация «Кодирование информации»































Приложение 1

Ссылки на работу:

https://docs.google.com/document/d/1ljAcpleKzSgpIzKLqPRg4Le_KHZbwXWSmwRuUIcPmIk/edit?pli=1













































Приложение № 2 (Раздаточный материал)

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/0/07/braille_%c3%8b.svg/50px-braille_%c3%8b.svg.pnghttp://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/0/0f/braille_i9.svg/50px-braille_i9.svg.pnghttp://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/34/braille_n.svg/50px-braille_n.svg.pnghttp://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/2c/braille_a1.svg/50px-braille_a1.svg.pnghttp://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/1/14/braille_z.svg/50px-braille_z.svg.pnghttp://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/34/braille_n.svg/50px-braille_n.svg.png



















































Приложение № 3 (Раздаточный материал)

Русская версия шрифта Брайля


http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/2c/braille_a1.svg/50px-braille_a1.svg.png

А


http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/fb/braille_b2.svg/50px-braille_b2.svg.png

Б


http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/37/braille_w.svg/50px-braille_w.svg.png

В


http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/e7/braille_g7.svg/50px-braille_g7.svg.png

Г


http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/3b/braille_d4.svg/50px-braille_d4.svg.png

Д


http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/8/85/braille_e5.svg/50px-braille_e5.svg.png

Е


http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/35/braille_%c3%82.svg/50px-braille_%c3%82.svg.png

Ё


http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/e9/braille_j0.svg/50px-braille_j0.svg.png

Ж


http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/1/14/braille_z.svg/50px-braille_z.svg.png

З


http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/0/0f/braille_i9.svg/50px-braille_i9.svg.png

И


http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/a5/braille_and.svg/50px-braille_and.svg.png

Й


http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/8/83/braille_k.svg/50px-braille_k.svg.png

К


http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/ff/braille_l.svg/50px-braille_l.svg.png

Л


http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/9b/braille_m.svg/50px-braille_m.svg.png

М


http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/34/braille_n.svg/50px-braille_n.svg.png

Н


http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/6b/braille_o.svg/50px-braille_o.svg.png

О


http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/28/braille_p.svg/50px-braille_p.svg.png

П


http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/43/braille_r.svg/50px-braille_r.svg.png

Р


http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/da/braille_s.svg/50px-braille_s.svg.png

С


http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/7/72/braille_t.svg/50px-braille_t.svg.png

Т


http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/23/braille_u.svg/50px-braille_u.svg.png

У


http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/9b/braille_f6.svg/50px-braille_f6.svg.png

Ф


http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/8/8c/braille_h8.svg/50px-braille_h8.svg.png

Х


http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/c/ca/braille_c3.svg/50px-braille_c3.svg.png

Ц


http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/5/59/braille_q.svg/50px-braille_q.svg.png

Ч


http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/b8/braille_%c3%9b.svg/50px-braille_%c3%9b.svg.png

Ш


http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/9b/braille_x.svg/50px-braille_x.svg.png

Щ


http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/d3/braille_%c3%80.svg/50px-braille_%c3%80.svg.png

Ъ


http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/1/1a/braille_%c3%88.svg/50px-braille_%c3%88.svg.png

Ы


http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/c/c3/braille_%c3%99.svg/50px-braille_%c3%99.svg.png

Ь


http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/6f/braille_%c3%96.svg/50px-braille_%c3%96.svg.png

Э


http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/8/8e/braille_%c3%9c.svg/50px-braille_%c3%9c.svg.png

Ю


http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/0/07/braille_%c3%8b.svg/50px-braille_%c3%8b.svg.png

Я


http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/e6/braille_period.svg/50px-braille_period.svg.png

.


http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/c/c5/braille_exclamationpoint.svg/50px-braille_exclamationpoint.svg.png

!


http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/e1/braille_hyphen.svg/50px-braille_hyphen.svg.png

-


http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/b1/braille_quoteopen.svg/50px-braille_quoteopen.svg.png

«


http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/4f/braille_quoteclose.svg/50px-braille_quoteclose.svg.png

»


http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/da/braille_s.svg/50px-braille_s.svg.png

(


http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/b8/braille_%c3%9b.svg/50px-braille_%c3%9b.svg.png

)


http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/e8/braille_comma.svg/50px-braille_comma.svg.png

,


http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/97/braille_questionmark.svg/50px-braille_questionmark.svg.png

?













Приложение 4 (Раздаточный материал)





























Приложение 5 (Раздаточный материал)




Декодируйте следующий текст:

21-19-22-6-16-17 * 4 * 22-26-7-16-11-11 – 14-7-5-13-17 * 4 * 3-17-33. Правило кодирования установите по ключу. Ключ: 11-16-21-7-19-16-7-21 – расшифровывается как самый современный информационный канал



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории информатика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ