Конспект урока информатики «Определение местоположения точки на числовой прямой»


Автор Кондратьева Марина Олеговна


Место работы Москва, ГОУ ЦО №1440


Должность учитель информатики и ИКТ
































Учебники и дидактический материал:


1. Босова Л.Л. Информатика. Учебник для 6 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,

2004. 191с.

2. Мельникова О.И., Бонюшкина. А.Ю. Начала программирования на языке QBASIC. Учебное

пособие. М.: Эком, 2000.304 с.




































Урок по теме: Алгоритмизация и программирование на языке программирования (ЯП) ВАSIC.

«Определение местоположения точки на числовой прямой.». 6 класс.


Данная тема в разделе моделирования геометрических задач является пропедевтической. На текущем этапе процесс изучения языка программирования построен так, чтобы организовать «вхождение» в процесс программирования, не отвлекаясь на сложные алгоритмические конструкции, облегчить адаптацию учащихся в новой учебной среде. Именно поэтому в качестве языка программирования выбран ЯП ВАSIC, а содержательно решаемые задания не должны быть сложными.

К моменту проведения урока учащиеся освоили: операторы LET, PRINT, INPUT, LOCATE, алгоритмическую структуру ВЕТВЛЕНИЕ, графические операторы LINE, COLOR, CIRCLE.

Урок по типу является уроком изучения нового и первичного закрепления изученного, по форме – учебный практикум..

Его основной целью является:

дать учащимся начальное представление о создании математической модели и об основных этапах реализации этой модели средствами ЯП BASIC.

В ходе проведения урока должны быть решены следующие задачи:

  • обучающая – научить учащихся формализовать задачу путем создания математической модели и реализовать поэтапно эту модель средствами ЯП ВАSIC;

  • развивающая – применить сравнение и построение аналогий при решении новой задачи, обобщить полученные знания и построить алгоритм решения; осуществить самоконтроль изученного;

  • воспитывающая – научить организовать самостоятельную работу на компьютере,

воспитывать у учащихся потребность эстетического оформления вида пользовательского экрана, используя для этого графические возможности BASIC.

В ходе урока формируются и отрабатываются следующие общеучебные умения и навыки:

1. Учебно-организационные:

  • определить учебную задачу в целом и на каждом этапе решения;

  • выстроить рациональную последовательность действий по выполнению учебной задачи и ее этапов;

  • спланировать собственную деятельность, осуществить самоконтроль усвоенного материала;

  • организовать рабочее место.

2. Учебно-интеллектуальные:

  • определить понятия по существенным признакам;

  • выявить свойства объекта;

  • выделить критерии для сравнения и осуществить сравнение;

  • систематизировать информацию;

  • формулировать вывод

3. Учебно-коммуникативные:

  • продолжить и развить мысль собеседника;

  • соотносить собственную деятельность с деятельностью других;

  • вести диалог;

  • сотрудничать при решении учебных задач;

  • кратко формулировать свои мысли.

4. Специальные умения и навыки:


  • уметь определить исходные данные, требуемый результат с учетом специфики решения задачи с помощью компьютера;

  • выделить основные этапы решения и составить алгоритм;

  • грамотно применять специальную терминологию при изложении решения;

  • описать алгоритм решения задачи средствами ЯП BASIC;

  • уметь набрать программу и запустить на исполнение;

  • уметь использовать графические возможности ЯП для грамотной иллюстрации решения;

  • подобрать исходные значения для тестирования так, чтобы выявить возможные «аварийные» случаи работы программы;

  • внести необходимые исправления и дополнения в программу.


Учебники и дидактический материал:


1. Босова Л.Л. Информатика. Учебник для 6 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,

2004. 191с.

2. Мельникова О.И., Бонюшкина. А.Ю. Начала программирования на языке QBASIC. Учебное

пособие. М.: Эком, 2000.304 с.


Материальное обеспечение : классный комплект PC



ТАБЛИЦА №1 - Технологическая карта урока

 


Предмет, класс

Информатика и ИКТ, 6 класс

Учитель

Кондратьева Марина Олеговна

Тема урока,

№ урока по теме

Определение местоположения точки на числовой прямой. Программа на ЯП BASIC.

Урок №1

Актуальность использования средств ИКТ

Обеспечение наглядности учебного материала

 

Цель урока

Дать учащимся начальное представление о создании математической модели и о пути реализации этой модели средствами ЯП BASIC.

Тип урока

Урок изучения нового и первичного закрепления знаний

Форма урока

Учебный практикум

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

научить учащихся формализовать задачу путем создания математической модели и реализовать эту модель средствами ЯП ВАSIC;


применить усвоенные знания, умения, навыки при решении новой задачи, опираясь на ранее приобретенные общеучебные и специальные ЗУН; осуществить самоконтроль изученного;

 

уметь организовать самостоятельную работу на компьютере, воспитать у учащихся потребность эстетического оформления вида пользовательского экрана, используя для этого графические возможности BASIC.

Материально-техническое обеспечение урока

Классный комплект PC, программа QBASIC.

Учебно-методическое обеспечение

1. Босова Л.Л. Информатика. Учебник для 6 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,

2004. 191с.

2. Мельникова О.И., Бонюшкина. А.Ю. Начала программирования на языке QBASIC. Учебное

пособие. М.: Эком, 2000.304 с.


ТАБЛИЦА № 2 - Организационная структура урока


Название этапа

Длительность (мин)


Задачи

Функции и виды деятельности преподавателя

Формы и  виды деятельности учащихся

Промежуточный контроль

Примечание


1. Организация начала занятия

2


Подготовить учащихся к работе на занятии

Ознакомление с темой, целью и планом урока.

 Подготовка к уроку, организация рабочего места, приветствие

 Визуально

 


2. Проверка выполнения дз

2

Первичный контроль выполнения дз

Контроль выполнения дз, визуально.

Сопоставление графического изображения и содержания понятия

Работа с карточками



3. Мотивация цели.

Актуализация опорных знаний и умений

4

Постановка задачи.

Математическое решение задачи.

Активизация ранее усвоенных знаний, создание ситуации проблемной мотивации, диалогическая беседа.

Анализ исходных данных, выделение главного

Устные ответы



4. Усвоение новых знаний и способов действий

12

Составить алгоритм программы

 Активизация мыслительной деятельности учащихся, изложение новых сведений, беседа.

Анализ особенностей выполнения алгоритма компьютером, синтез, индуктивное рассуждение, построение аналогий

Проверка записи в тетрадях



5. Первичная проверка понимания.

5

«Перевод » алгоритма из словесной формы на язык программирования.

Контроль и корректировка действий учащихся, беседа.

Реализация ранее усвоенных и новых знаний: сопоставление команд алгоритма и операторов BASIC

Проверка записи в тетрадях

 



Продолжение таблицы №2


6. Закрепление знаний и способов действия

8

Реализовать программу на компьютере.

Визуальный контроль и корректировка действий учащихся.

Реализация умений и навыков работы в среде программирования: набор программы в окне редактора

Запуск программ на компьютерах



7. Обобщение и систематизация знаний

2

Определить основные этапы создания модели.

Направление и корректировка деятельности учащихся

Анализ и структурирование полученных знаний

Устный ответ с опорой на записи в тетрадях



8. Контроль и самоконтроль знаний

4


Определить варианты входных данных для тестирования программы, тестирование программы, отладка.

Направление и корректировка деятельности учащихся

Анализ выполнения программы, прогнозирование работы программы при различных входных данных

Запуск программ на компьютерах



9. Подведение итогов

2


Определить соответствие задачи, поставленной в начале урока и полученного результата

Обобщение, анализ результата урока, беседа

Сопоставление задания и результата, логический вывод, обобщение

Устный ответ



10. Рефлексия

2

Выявить этапы урока, на которых учащиеся испытывал затруднения

Анализ деятельности учащихся

Анализ причин затруднений в ходе выполнения задания

Устный ответ



 11. Домашнее задание

2

Постановки задачи по завершению программы

Определение цели дз, монолог 

 Запись дз

Проверка записей в дневниках 

 


ТАБЛИЦА №3 - Ход урока



Этап, время



Деятельность учителя


Деятельность ученика

1. Организационный момент.


Здравствуйте, ребята.

Проверьте готовность к уроку. На парте должны быть: рабочая тетрадь, дневник, ручка, карандаш, линейка, ластик, конверты №

Садитесь.

Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, урок № . Тема урока «Местонахождение точки на числовой прямой».



2. Проверка выполнения д/з

К сегодняшнему уроку вам надо было повторить изученные вами операторы графики в ЯП BASIC и алгоритмическую конструкцию ВЕТВЛЕНИЕ. Возьмите конверт с карточками № 1. Я буду показывать вам карточку с командой или геометрической фигурой. Вы должны показать мне в ответ карточку с оператором BASIC, который соответствует фигуре или команде.

Карточки – см. приложение 1]


3. Подготовка к активной у.п.д.

Знание этих операторов нам понадобится сегодня для того, чтобы решить математическую задачу с помощью компьютера.

Запишите в тетради текст задачи: «Дано: два целых числа. Определить: которое из двух чисел расположено на числовой прямой дальше от нуля. Ответ вывести в текстовой форме и сопроводить иллюстрацией».

Для того, чтобы решить эту задачу давайте вспомним:

  • какая прямая называется числовой прямой?

  • чертеж на доске по мере получения ответов от учеников



  • как могут располагаться числа на числовой прямой относительно нуля?



  • как определить которое из чисел располагается дальше от нуля?








- Наличие нуля, направления положительных чисел, наличие единичного отрезка


- Оба справа, оба слева, по разные стороны от нуля


- Измерить расстояние



Продолжение таблицы № 3



  • как это выразить с помощью арифметического действия?




  • сделать запись на математическом языке

- Из большего вычесть меньшее, особо рассмотреть случай с отрицательным числом


- Отрезок ОА = 0 – а

- Отрезок ОВ = 0 – в

4. Усвоение новых знаний

















Так задача решается на уроке математики. Но на нашем уроке задачу будет решать компьютер, а его действия отличаются от действий человека (чем?).


Поэтому мы должны составить для него программу действий – алгоритм. При этом надо учитывать, что человек, использующий нашу программу, не будет знать программирования, а значит надо организовать диалог компьютера с пользователем.


Давайте составим словесный алгоритм программы.

- Для решения задачи нужны 2 числа. Где их возьмет компьютер?


- Что нужно сделать дальше?



Но мы не знаем какие числа (по знаку) введет пользователь. Поэтому необходимо воспользоваться функцией ABS). Почему?


- На следующем этапе мы должны сравнить полученные отрезки. Какие могут быть варианты соотношения длин отрезков?


Как осуществить сравнение с помощью конструкции ветвления? Какой вид ветвления выберем?

Примечание: На данном этапе лучше не усложнять программу и осуществить сравнение простым последовательным перебором трех вариантов



Продолжение таблицы № 3



- Что необходимо сделать с результатами?



Теперь нам нужно проиллюстрировать ответ чертежом.


Давайте определим ЧТО мы хотим показать пользователю (на доске составляется чертеж по ответам учеников :начертить прямую, указать направление, отметить точку 0, отметить точки, соответствующие числам):


Вид экрана:


Схема № 1 – Вид экрана выполнения программы


А теперь решим, КАК мы это будем делать?





Как мы будем «рисовать» картинку?























- Запросим числа

Произведем действия в программе

Выведем результат текстом на экран



«Нарисуем иллюстрацию»

- Прямую и положение 0 – LINE


Продолжение таблицы № 3


Как мы будем отмечать числа?


Что нужно знать компьютеру для оператора, рисующего круг?


Определяем координаты x,y:

y – совпадает с координатой y числовой прямой.

Для того, чтобы высчитать x нужно к координате x нуля прибавить отрезок, который состоит из а отрезков mx- единичный отрезок числовой прямой: X = X0 + a*mx

(mx принимаем 3-7 пикселей)




Расчет координаты X необходимо сопроводить чертежом на доске:


Схема № 4 – Расчет координаты Х.



r принимаем 2-3 пиксела


- Кружком CIRCLE


- Координаты центра – x,y и радиус r




Продолжение таблицы № 3



5. Первичная проверка понимания



Теперь давайте проговорим каким оператором ЯП мы выразим действия словесного алгоритма? Записать справа через вертикальную черту:






























Запрос чисел


INPUT “Введи числа

Определение расстояния ОА

LET OA=ABS(0-b)

Определение расстояния ОА

LET,OB=ABS(0-b)

Сравнение отрезков

IF<условие>THEN

Вывод результата

PRINT ”<текст сообщения>”

Числовая прямая

LINE (x1,y1)-(x2,y2)

“Рисование нуля

LINE (x1,y1)-(x2,y2)

LOCATE x, y

PRINT 0

Расчет координат и

“рисование ”

1числа





XA=320 +mx*a


COLOR c

CIRCLE(XA,240),3

Расчет координат и

“рисование ”

2 числа

XB=320 +mx*b


COLOR c

CIRCLE(XB,240),



Продолжение таблицы № 3


6. Закрепление знаний


Те, кто чувствует, что все понятно – садится набирать программу за компьютер.

Те, кто испытывает затруднения – садитесь поближе, будем составлять программу вместе.


7. Обобщение и систематизация


А теперь, глядя на свою программу, давайте определим основные этапы ее создания:


1. Осмыслить условие задачи: определить исходные данные и требуемый результат.

2. Составить математическое решение.

3. Определить особенности решения этой задачи на компьютере.

4. «Перевести» словесный алгоритм на язык программирования.

5. Набрать программу на компьютере.

6. Протестировать программу.

7.При необходимости внести изменения в текст программы.

8. Оформить программу.


8. Контроль и самопроверка


Те, кто закончил набирать программу на компьютере – запускаем и тестируем программу.

Кто работал в тетради – покажите программу, которую вы написали.







Индивидуальная работа за компьютером, групповая работа в тетради.



Продолжение таблицы № 3


9. Итог


А теперь давайте все вместе попробуем вспомнить наши шаги, которые привели нас к окончательной программе.



1. Прочитать условие задачи, определить что дано (исходные данные) и результат, который мы хотим получить.

2. Составить математическую модель – способ решения задачи при помощи математики.

3. Продумать и записать команды для компьютера в словесной форме – составить алгоритм решения.

4. «Перевести» все команды полученного алгоритма на ЯПBASIC.

5. Проанализировать полученную программу и найти те данные, которые при тестировании помогут выявить «аварийные» ситуации в работе программы.

6. Протестировать программу на этих данных и внести необходимые изменения.




10. Рефлексия


Что на сегодняшнем уроке было для вас трудным?




Устные ответы





Продолжение таблицы № 3


11. Домашнее задание


1. Закончить набор программы на компьютере.

2. Подумать, как можно усилить выразительность программы, используя цвет.

3. Попросить кого-либо из домашних протестировать вашу программу, и записать, какие действия пользователя мы не предусмотрели? (ввод чисел, которые не поместятся на экране, вещественные числа).

Законченную программу принести в распечатке или на любом носителе.

Результаты тестирования программы и выводы записать в тетрадь.
























Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории информатика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ