Конспект урока Информатики "Отношения между понятиями" 4 класс
Тема урока: «Отношения между понятиями»
(Конспект урока информатики в 4 классе)
Ахмадиева Любовь Леонидовна,
учитель информатики и ИКТ,
МБОУ «СОШ №1» п.г.т.Уренгой Пуровского района, первая квалификационная категория, п.г.т.Уренгой Пуровского района ЯНАО
Цель: познакомить с симметричными и несимметричными отношениями между множествами (род-вид, вид-вид)
Задачи:
Обучающая: формировать понятие «множества», учить определять отношения между множествами, актуализировать понятие «симметрия»
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к своему здоровью
Развивающая: развивать навыки анализа и систематизации материала
УМК: Матвеева Н.Д. Информатика и ИКТ
Оборудование: компьютер учителя, проектор
№
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Слайд
1
Организационный момент
- Добрый день. Сегодня на уроке информатики мы совершим увлекательное путешествие по бескрайним просторам Африки.
Раз, два, три – полетели.
А вот и тема урока
Слайд 2
Слайд 3
2
Актуализация знаний
- Как вы считаете, чему мы должны сегодня научиться, с чем мы должны сегодня познакомится?
- Мы должны узнать, какие отношения существуют между понятиями
- Мы должны научиться определять отношения между понятиями
Слайд 3
- А что такое понятие?
- Понятие – это, то как человек воспринимает окружающий мир
Слайд 3
- А какие отношения между понятиями мы уже изучали?
- Включение, пересечение
Слайд 3
- В каких отношениях находятся данные понятии?
- Понятия «бегемот» и «слон» включены в понятие «звери»
Слайд 4
- Покажите на диаграмме Эйлера это отношение
- Сверим правильность выполнения
Работают в тетради
Слайд 5
3
Изучение нового материала
- А как можно показать отношения между понятиями «звери», «слон» и «бегемот» на схеме
Предлагают свои варианты.
(подвести к слайду 5)
Слайд 6
- А почему от понятия «звери» идут стрелки к понятиям «бегемот» и «слон»
-Как называются понятия, в определение которых можно включить другие понятия?
- Потому что понятие «звери» более емкое по своему значению, оно включает в себя понятия «слон» и «бегемот»
- Родовые
Слайд 6
- А почему понятия «слон» и «бегемот» стоят рядом? Почему мы не поставили стрелку от бегемота к слону или наоборот?
- Потому что слон и бегемот – звери
- Понятия «слон» и «бегемот» - видовые понятия
Слайд 6
- Посмотрите на схему. Расскажите, какие отношения могут быть между видовыми и родовыми понятиями?
- Отношения между понятиями могут быть симметричные и несимметричные.
Несимметричные отношения – это отношения между родовыми и видовыми понятиями
Симметричные отношения – это отношения между видовыми понятиями
Слайд 7
- А что такое симметрия?
- Симметрия – это когда объект можно разделить на две одинаковые половинки в зеркальном отражении
Слайд 8
- Вернемся к нашей схеме. Где на схеме симметричные понятия? А где – несимметричные?
- Отношения между понятиями «звери» и «слон» - несимметричные
- Отношения между понятиями «звери» и «бегемот» - несимметричные
- Отношения между понятиями «бегемот» и «слон» - симметричные
Слайд 9
5
Физминутка
- Молодцы! Мы славно потрудились, давайте продолжим прогулку по Африке.
Встаем на физминутку, повторяем за мной движения и слова
- Мы охотимся на льва,
- Не боимся мы его
- У нас большой пистолет
- И острый меч!
- Ой, что это?
- Ой, кто это?
- Это река. Ее не обойдешь. Под ней не проползешь. Над ней не пролетишь – дорога напрямик. Поплыли.
- Ой, что это?
- Ой, кто это?
- Это болото. Ее не обойдешь. Под ней не проползешь. Над ней не пролетишь – дорога напрямик. Попрыгали.
- Ой, что это?
- Ой, кто это?
- Это же лев!!! Ой, боюсь-боюсь! Побежали обратно…
- Болото…
- Река…
- Славно поохотились!
Шагают на месте
- Мы охотимся на льва
- Не боимся мы его
Показывают «пистолет»
- У нас большой пистолет
Показывают меч
- И острый меч!
- Ой, что это?
- Ой, кто это?
Изображают плавание
- Ой, что это?
- Ой, кто это?
Изображают перепрыгивание через кочки
«Бегут»обратно
«Перепрыгивают кочки»
«Плывут»
6
Закрепление изученного
- Смотрите, а лев-то нас догнал…
- И как же быть?.. Я думаю, мы должны выполнить задания льва.
Нам необходимо определить в каких отношениях находятся загаданные львом понятия
Слайд 10
Слайд 11 - 12
7
Итог урока
- Молодцы! Вот мы и вернулись из путешествия в наш поселок.
- Что мы изучили на сегодняшнем уроке?
Ответы детей
Слайд 13
8
Домашнее задание
Слайд 14
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории информатика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ