Конспект урока Информатики "Путешествие по графам" 4 класс
Открытый урок по информатике в 4 классе
Тема: «Путешествие по графам»
Цель урока: познакомить учащихся с понятием «направленное ребро», основными принципами построения ориентированного графа.
Задачи:
формировать умения выделять отношения, связывающие объекты;
развивать внимание, логическое мышление, способность к рассуждению, математическую речь;
воспитывать взаимопомощь, совершенствовать умение сотрудничать при работе в группах и в парах.
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, презентации Power Point, дидактический раздаточный материал для групповой и индивидуальной работы, учебник - тетрадь по информатике (авт. А.В.Горячев), ноутбуки.
Структура урока.
Оргмомент. – 2 мин.
Проверка домашнего задания. – 3 мин.
Введение в тему урока. – 5 мин.
Изучение новой темы. – 10 мин.
Работа в группах (игра)
Работа в группах (исследование) работа по учебнику
Физминутка (танцевальная) – 3 мин.
Закрепление полученных знаний. – 15 мин.
Интерактивное тестирование.
Индивидуальная практическая работа за компьютером.
Физминутка (для глаз) – 2 мин.
Подведение итогов урока. Рефлексия. – 3 мин.
Сообщение домашнего задания, инструктаж. – 2 мин.
Организационный момент:
- Здравствуйте, ребята, посмотрите по сторонам, сегодня на уроке у нас присутствуют гости, скажем, дружно гостям здравствуйте, садитесь. Проверим вашу готовность к уроку. У вас на столах должны быть: РТ на печатной основе, обычная рабочая тетрадь, ручка и дневник. С принадлежностями у нас все в порядке, давайте проверим настроение, с которым вы пришли сегодня на урок. На доске висит паровозик настроения, в вагончики которого ребята вписывают маркером свои имена (желтый вагончик – настроение отличное, красный – настроение обычное, зеленый – настроение грустное).
Проверка домашнего задания:
- Ребята, кто из вас помнит, о чем мы говорили на прошлом уроке? (о графах, строили графы).
- А что такое граф? (Граф – это модель или схема, в которой объекты обозначены точками, кружками, а связь между ними – линиями).
- Что обозначают вершины графа? (предметы или существа).
- Что обозначают ребра графа? (связи, отношения между ними).
- Хорошо. А теперь проверим домашнее задание. Кто скажет, что было задано на дом? (задание 13 стр. 11). Какая перед вами стояла задача? (провести линию от описания к графу и придумать историю про домики для лишнего графа, вписать число вершин и ребер к каждому графу). Ну и как, справились? (да). Замечательно.
- Я тоже дома выполнила это задание. Давайте вместе проверим, правильно ли я его сделала. На слайде появляется мой вариант решения с допущенной ошибкой, которую ребята должны будут заметить. Молодцы, какие вы внимательные, выполнили задание правильно, и нашли мою ошибку. А какие истории про домики вы придумали к 5 графу? Послушайте и мою историю (Четыре гнома протоптали между домиками 3 тропинки: к двум домикам ведет по одной тропинке, а к двум другим – по 2 тропинки). Подходит ли эта история к нашему графу?
Объяснение нового материала:
- Ребята, посмотрите внимательно на следующий слайд.
Что изображено на нем? (граф).
Чем являются вершины в данном графе? (станции).
Как можно назвать данный граф другими словами? (схемой или картой пути).
Как вы думаете, чем мы займемся (пройдем по данному графу).
То есть отправимся в путешествие.
Давайте, сформулируем тему нашего урока (путешествие по графу).
- Откройте свои тетради, запишите дату и тему урока.
- Ребята, скажите, а наше путешествие только начинается? (нет, потому что мы уже прошли несколько станций).
- А куда мы отправимся дальше? (ребята называют свои предположения).
- Что же нам делать?
- Как можно решить эту проблему? (указать направление пути).
- А как это можно сделать?
(Показываю на слайде весь путь и говорю, что для удобства перенесем ту часть графа, по которой мы будем идти на нашу доску)
- Как вы думаете можно назвать такое ребро? (направленное). Давайте сформулируем сделанный нами вывод и запишем его в тетради (ребята записывают: ребро, которое имеет направление, называется направленным).
- Но стрелки на ребрах графа необходимы, когда нужно показать что действие имеет направление от одного объекта к другому. Если действие направлено в обе стороны, то стрелки на ребрах графа не нужны.
Работа в парах:
- Прежде чем мы отправимся в путь дальше, я предлагаю поиграть в игру «Нужна ли стрелка?». Поиграем мы в нее парами. Я зачитываю пример, вы обсуждаете его в паре, а затем поднимаете сигнальную карточку (зеленый – да, красный – нет, желтый – не знаем).
ВОПРОСЫ
Два города связаны железной дорогой (да)
Коля и Толя – одноклассники (нет)
Двое мальчиков – братья (нет)
Автомобиль следует из одного города в другой (да)
Один игрок бросил мяч другому (да)
Винни-Пух и Пятачок помогают друг другу (нет)
Наташа пришла в госте к Лене (да)
Тамара и Костя – соседи (нет)
- Вот мы и добрались с вами до станции, на которой должны помочь мышатам. Валера прочти, что случилось у мышат и чем мы сможем им помочь? (читает задание).
- Ну что ж, придется решать эту проблему.
Сейчас в парах вы исследуете план, который составили мышата, указав каждому ребру направление, т.е. очередность передачи лопаты.
Обратите внимание, что нужно найти 2 способа решения данной проблемы и описать «путь» лопаты из одной норки к другой, т.е. вписать имена мышат в клетки.
- С какого мышонка, мы должны начать? В учебнике, в клеточках, которых вы будете описывать путь, есть подсказка. Ребята выполняют задание, затем выходят и рисуют ответ на доске.
- Молодцы, хорошо справились с заданием, едем дальше.
Физминутка: (танцевальная)
Интерактивное тестирование:
- А сейчас вам предстоит пройти небольшой тест. У вас на столах мышки, которыми вы будете работать. Подобные тесты мы уже проходили, поэтому трудностей с технической стороны у вас не должно возникнуть. И все же, чтобы не возникла путаница, я на доске напротив изображения курсора написала ваши имена. Итак, готовы? Начнем! Ребята отвечают на вопросы теста.
- Молодцы и с этим заданием вы тоже справились. А мы отправляемся в путь дальше.
Практическая работа за компьютером:
- Теперь мы поработаем за компьютером, но прежде чем вы займете свои места и начнете работать, давайте вспомним, правила техники безопасности работы за компьютером.
- Хорошо, вижу, вы всё помните. Проходите каждый к компьютеру. На столах вы увидите задание, которое должны выполнить.
- Молодцы, садитесь за свои парты.
Физминутка для глаз: чтобы наши глазки отдохнули, давайте сделаем несколько упражнений, внимание на экран.
Итог:
- Ребята, как называлась тема нашего урока?
- Что новое вы узнали на уроке? Чему научились?
- Испытывали ли трудности в выполнении заданий? Какие?
- Прошу сейчас по очереди подойти к доске и вписать свое имя в окошечко вагончика, который соответствует вашему настроению сейчас.
Домашнее задание и оценивание:
- Откройте ваши дневники и запишите задание на дом: №12 стр. 14 в РТ на печатной основе. Посмотрите задание, понятно ли вам, что тут нужно сделать?
- Оценки за урок (комментирую).
- Ребята, вам понравился урок? Я очень рада.
-Урок окончен. Спасибо за внимание!
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории информатика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ