Конспект урока по Информатике "Алгоритм" 9 класс
Учитель: Жиглатый Е.В. Класс: 9
Цель урока: Работа над понятием «алгоритм».
Задачи:
Образовательные:
- Рассмотреть проблему определения понятия «алгоритм»;
- Познакомить учащихся с понятием «алгоритм»;
- Рассмотреть виды алгоритмов;
- Изучить формы записи алгоритмов;
- Формирование навыков составления алгоритмов посредством команд (шагов);
- Научиться создавать алгоритмы.
Развивающие:
- Формирование устойчивой познавательной учебной деятельности:
- Развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся;
- Развитие у школьников умения правильно излагать мысли;
- Развитие учебно-организационных умений: организовать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности;
- Развитие навыков самостоятельной работы;
- Способствовать развитию коммуникативности;
- Развивать алгоритмическое, логическое мышление, память, внимание.
Воспитательные:
- Воспитать умение работать в группе;
- Способствовать формированию познавательного интереса к предмету, потребность пользоваться дополнительной литературой;
- Воспитывать этические нормы общения, дисциплинированность, ответственность.
Тип урока: изучение нового материала.
Материальное обеспечение:
мультимедиа проектор;
интерактивная доска;
презентация по теме;
План урока
№
Ход занятия
Содержание
Форма организации учебной деятельности
Время
1
Организационный момент и постановка цели урока
Оценка внешнего вида, приветствие, готовность учащихся, кабинета и оборудования, цели урока, мотивация учебной деятельности.
2 мин
2
Проверка знаний ранее изученного материала
Проверка знаний по предыдущей теме.
Повторение правил по технике безопасности и правил поведения в кабинете информатики.
Опрос
7 мин
1 мин
3
Изучение нового материала
Объяснение учителем новой темы
Эвристическая беседа
15 мин
4
Самостоятельная работа
Создание алгоритма
Самостоятельная работа
10 мин
5
Анализ и рефлексия
Подведение итогов урока
3 мин
6
Инструктаж по домашнему заданию
Информация о домашнем задании и правила ее выполнения
2 мин
Ход урока:
1. Организационный момент и постановка цели урока
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодняшний урок будет посвящен изучению очень важного понятия в информатике, понятие - алгоритма.
2. Проверка знаний ранее изученного материала.
3. Изучение нового материала.
- Теперь запишите в тетрадь число и тему урока: «Понятие алгоритма».
Итак алгоритм – это заданная последованность действий, обязательно приводящая к результату.
Каждый из Вас обязательно использует алгоритмы в повседневной жизни. Около 97 % ваших действий – это заранее выработанный алгоритм.
Определения алгоритма
Итак, что же это такое алгоритм – попробуем разобраться. Ежедневно Вы ,просыпаясь утром, совершаете один и тот же алгоритм – «Приведение себя в порядок». Зачастую Ваше тело самостоятельно его выполняет, почти не используя для это мозговую активность. Итак представим такой алгоритм – Встал, почистил зубы, умылся, вытерся полотенцем – все алгоритм выполнен. Но если что то мешает выполнить алгоритм – например отсутствие воды в кране – включается ваше мышление. То есть выполнение алгоритма прекращается, и включается новый алгоритм с новыми условиями.
Ежедневно мы выполняем огромное количество алгоритмов, даже не задумываясь об этом. Ваше тело, легко обучается новым и новым алгоритмам – например если вы когда либо научились кататься на велосипеде, значит тело этого не забудет и автоматически применит алгоритм в следующий раз, когда вы захотите покататься.
Не все алгоритмы одинаковы – различают 3 основных типа алгоритмов - линейный, разветвленный и циклический. На доске вы видите все 3 типа, перечертите их в тетрадь. Также все действия можно описать с помощью специальных фигур – блок – схемы (на экране).
Пример создания торта:
Торт “Весна”
Для теста: 200 г маргарина, 200 г сметаны, 3 стакана муки, 1 ч.л. соли.
Для бисквита: 4 яйца, 1 стакан сахара, 1 стакан муки.
Для начинки: 1 стакан яблочного конфитюра, полстакана сахарной пудры.
Муку и масло положить в миску, порубить ножом, чтобы получилась маслянистая крупа, влить сметану, смешанную солью. И быстро замесить тесто. Разложить его на смазанный маслом противень ровным слоем, прижимая пальцами, поставить в хорошо нагретую духовку и слегка подрумянить. Затем вынуть. Смазать яблочной начинкой, сверху залить ровным слоем смеси для бисквита. Снова поставить в печь, убавив огонь. Когда бисквит зарумянится и пропечется, вынуть торт, и обсыпать сахарной пудрой.
Учитель: Чтобы приготовить торт нам нужно выполнить определенную последовательность действий, описанных в рецепте. А еще давайте вспомним правила решения квадратных уравнений.
Последовательность действий в этих двух примерах принято называть алгоритмом.
Основными свойствами алгоритмов являются:
1. Универсальность (массовость) - применимость алгоритма к различным наборам исходных данных.
2. Дискретность - процесс решения задачи по алгоритму разбит на отдельные действия.
3. Однозначность (определенность, детерминированность) - правила и порядок выполнения действий алгоритма имеют единственное толкование.
4. Результативность (конечность)- по завершении выполнения алгоритма обязательно получается конечный результат.
5. Понятность и выполнимость - результата алгоритма достигается за конечное число шагов.
Способы записи алгоритмов
Для записи алгоритмов используют самые разнообразные средства. Выбор средства определяется типом исполняемого алгоритма. Выделяют следующие основные способы записи алгоритмов:
-вербальный (словесный), когда алгоритм описывается на человеческом языке;
-псевдокоды, когда алгоритм описывается с помощью набора символов;
-графический (язык блок-схем), когда алгоритм описывается с помощью набора графических изображений.
- программа, тексты на языках программирования.
4. Самостоятельная работа.
Задача: Составить алгоритм «Уборка гостиницы».
Действия: Вытереть пыль, пропылесосить, помыть посуду в каждом номере.
Количество номеров и этажей неизвестно.
Рефлексия.
Дайте ответы на следующие вопросы:
Что нового мы изучили на уроке?
Зачем нужны алгоритмы?
Какую практическую значимость имеют полученные знания?
Что вам удалось сделать на уроке?
6. Инструктаж по домашнему заданию.
Домашнее задание:Составить алгоритм:
Выкопать картофель.
Действия: выкопать куст, в наличии 1 ведро и множество мешков, количество кустов картофеля неизвестно.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории информатика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ