Конспект урока по Информатике "Массивы данных. Описание одномерного массива"
Автор: Надырова Ирина Вильевна
Место работы: Казахстан, Восточно-Казахстанская область, КГУ «Школа – Лицей города Зыряновска»
Должность: учитель математики и информатики
Тема: Массивы данных. Описание одномерного массива
Тип урока: урок сообщения новых знаний
Учебно-воспитательные задачи:
Образовательные:
познакомить с понятием массив, одномерный массив, видами массивов;
показать правила описания одномерного массива, способы ввода, вывода его элементов;
научить писать программы на массив, находить сумму, произведение его элементов.
Развивающие:
развить умения написания программ на одномерный массив;
научить вводить элементы с клавиатуры и автоматически;
формировать умения работы с конспектом;
развить логическое мышление.
Воспитательные:
показать различие между циклами и массивами;
вовлечь в активную практическую деятельность;
воспитать культуру учебного труда, умение распределять свое время.
Оборудование и наглядные пособия: ПК, дидактический материал
Форма организации: урок – лекция
Оформление доски: Тема урока
План урока:
Организационный этап
Подготовка учащихся к активному усвоению знаний
Всесторонняя проверка знаний
Усвоение новых знаний
Этап закрепления нового материала
Итог урока
Ход урока:
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
I. Организационный этап
Приветствую, проверяю наличие учебных принадлежностей, отсутствующих.
Проверяют наличие тетради, дневника, ручки, приветствуют.
II. Подготовка учащихся к активному усвоению новых знаний
Сообщаю тему и цели урока.
Мы начинаем изучать большую и интересную тему – массивы данных. Сегодня вы познакомитесь с таким видом массивов как одномерный и научитесь писать программы с использованием данного массива.
Слушают, записывают в тетрадь тему урока.
III. Всесторонняя проверка знаний
Предлагаю устно ответить на вопросы.
Какой из циклов является самым простым?
Заполните пропуски:
______ i:=нз _____ кз ______
Определите с какими элементами работает данный цикл?
А) for i:=1 to 10 do
Б) for i:=15 to 25 do
В) for i:=-5 to 4 do
Цикл с параметром (для)
For to do
От 1 до 10
От 15 до 25
От -5 до 4
IV. Усвоение новых знаний
Массив – сложный тип данных, содержащий более одного компонента.
Существуют одномерные и двумерные массивы.
Одномерный массив удобно представлять в виде нескольких элементов расположенных в один столбец или в одну строку.
П 15 20 36 9 -4 8 8 8 1 1
3 8 7 4.5 -9 8
452 -98 56 3
Работа с элементами одномерного массива.
Любой массив имеет имя. Именем массива является любая буква или сочетание букв латинского алфавита.
a - имя массива.
Каждый элемент массива имеет порядковый номер. Порядковым номером может также выступать любая буква или сочетание букв латинского алфавита.
i - порядковый номер элемента.
Каждый отдельный элемент массива также имеет имя. Имя элемента состоит из имени массива и своего номера.
a[ i ] – элемент массива.
IV. Усвоение новых знаний
И w - имя программы n - количество элементов одномерного массива Т – тип элементов одномерного массива i – номер элементов одномерного массива
Program W;
Var a: array [1..n] of T;
i: integer;
Пример описания одномерного массива
1 2 3 4 5 6 7 8 - номера элементов одномерного массива
4 6 2 3 7 -1 -1 -1 - элементы одномерного массива
Данный массив состоит из восьми элементов целого типа и его описание будет следующим:
Var a: array [1..8] of integer;
i: integer;
Организация ввода элементов одномерного массива.
Ручная организация.
1 способ: «Ввод с комментарием»
Program W;
Var a: array [1..n] of T;
i: integer;
Begin
write (‘a[n]’);
for i:=1 to n do
read (a [ i ]);
2 способ: «Ввод с комментарием»
Program W;
Var a: array [1..n] of T;
i: integer;
Begin
for i:=1 to n do
begin
write (‘введи’, i , ‘элемент’);
read (a [ i ]);
End;
Запомните! При использовании такой организации ввода, элементы одномерного массива должен вводить пользователь с клавиатуры в столбец или в строку.
Конспектируют
Конспектируют
Конспектируют
Конспектируют
IV. Усвоение новых знаний
Организация ввода случайным образом.
Организация ввода случайным образом отличается от ручного тем, что элементы будет задавать сама программа, а не пользователь с клавиатуры.
Прежде чем рассмотреть данный способ необходимо познакомиться с рядом новых операторов.
Random (n) – выдает случайное число в интервале от 0 до n-1
Round (n) – округляет дробное число до целых
Round(random(n)) - выдает случайное целое число в интервале от 0 до n-1
Round(random(n)-m) – выдает случайное целое число в интервале от -m до m-n-1
Round(random(n)+m) – выдает случайное целое число в интервале от m до m+n-1
Пример работы данных операторов
действие
результат
y:=Random (10)
y:=Round (12.54)
y=13
y:=Round(random(10))
y:=Round(random(21)-10)
y:=Round(random(4)+2)
3 способ: «Организации ввода случайным образом»
Program W;
Var a: array [1..n] of T;
i: integer;
Begin
randomize;
for i:=1 to n do
a[ i ]:=round(random(n)+m);
Конспектируют
Отвечают и записывают ответы
Конспектируют
IV. Усвоение новых знаний
Пример ввода элементов
Рассмотрим все три способа ввода элементов на одномерном массиве, состоящем из восьми элементов целого типа.
№1
Program pr1;
Var a: array [1..8] of integer;
i: integer;
Begin
write (‘a[8]’);
for i:=1 to 8 do
read (a [ i ]);
№2
Program Pr2;
Var a: array [1..8] of integer;
i: integer;
Begin
for i:=1 to 8 do
begin
write (‘введи’, i , ‘элемент’);
read (a [ i ]);
End;
№3
Program Pr3;
Var a: array [1..8] of integer;
i: integer;
Begin
randomize;
for i:=1 to 8 do
a[ i ]:=round(random(15)+5);
Организация вывода элементов одномерного массива.
f k - количество позиций отведенных для каждого элемента
write(a[ i ]:k);
Примеры программ.
№1. Найти элементы одномерного массива по формуле
a[ i ]:=i+3;
Program Pr1;
Var a: array [1..5] of integer;
i: integer;
Begin
for i:=1 to 5 do
a[ i ]:=i+3;
for i:=1 to 5 do
write(a[ i ]:5);
end.
Конспектируют
Конспектируют
Конспектируют и проверяют на Паскале
IV. Усвоение новых знаний
№2. Дан одномерный массив. Обработать его элементы по формуле: a[ i ]:= (a[ i ]+3)*2;
Program Pr2;
Var a, b: array [1..5] of integer;
i: integer;
Begin
write(‘a[5]’);
for i:=1 to 5 do
read (a[ i ]);
for i:=1 to 5 do
b[ i ]:= (a[ i ]+3)*2;
for i:=1 to 5 do
write (b[ i ]:5);
end.
№3. Дан одномерный массив. Уменьшить его элементы в десять раз.
Program Pr3;
Var a: array [1..5] of integer;
I, s: integer;
Begin
randomize;
for i:=1 to 5 do
a[ i ]:=round(random(10)-10);
s:=0;
for i:=1 to 5 do
s:=s+ a[ i ];
writeln (‘s=‘,s);
for i:=1 to 5 do
write(a[ i ]:5);
end.
Конспектируют и проверяют на Паскале
V. Этап закрепления нового материала
Предлагаю написать программы к задачам:
Вычислить произведение элементов одномерного массива
Уменьшить элементы одномерного массива в десять раз.
Вычислить среднее арифметическое элементов одномерного массива
Пишут в тетрадях и проверяют на Паскале.
VI. Итог урока
Задаю домашнее задание:
Написать Программу к задачам (см. приложение 1)
основные понятия темы, структуру программ знать.
Сообщаю оценки за урок.
Записывают в дневник
Выставляют в дневник
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
задачи
№I
Дан одномерный массив. Найдите его элементы по формуле a[i]=(i+1)/2.
Дан одномерный массив. Найдите его элементы по формуле a[i]=i/2.
Дан одномерный массив. Найдите его элементы по формуле a[i]=(i+1)/(2*i).
Дан одномерный массив. Найдите его элементы по формуле a[i]=i+3.
Дан одномерный массив. Найдите его элементы по формуле a[i]=i-2.
Дан одномерный массив. Найдите его элементы по формуле a[i]=i2.
Дан одномерный массив. Найдите его элементы по формуле a[i]=i3.
Дан одномерный массив. Найдите его элементы по формуле a[i]=(i+1)/(2-i).
№II
Дан одномерный массив. Найдите произведение его элементов выведенных случайным образом.
Дан одномерный массив. Найдите полупроизведение его элементов выведенных случайным образом.
Дан одномерный массив. Найдите произведение его элементов уменьшенное в три раза.
Дан одномерный массив. Найдите произведение его элементов уменьшенное в четыре раза.
Дан одномерный массив. Найдите сумму его элементов уменьшенную в три раза.
Дан одномерный массив. Найдите сумму его элементов уменьшенную в четыре раза.
Дан одномерный массив. Найдите сумму его элементов увеличенную в два раза.
Дан одномерный массив. Найдите сумму его элементов увеличенную в пять раз.
№III
Дан одномерный массив, содержащий в себе информацию о количестве осадков, выпавших за 10 дней. Найдите общее количество осадков.
Дан одномерный массив, содержащий в себе информацию о количестве проданных шапок за 10 дней. Найдите общее количество шапок, проданных за эти дни.
Дан одномерный массив, содержащий в себе информацию об оценках, полученными учеником за 10 дней. Найти среднюю оценку ученика.
Дан одномерный массив, содержащий в себе информацию о баллах, полученными пловцами за 10 дней. Найти средний балл пловцов.
Дан одномерный массив, содержащий в себе информацию о температуре за 10 дней января. Найдите сумму данных температур.
Дан одномерный массив, содержащий в себе информацию о баллах, полученными студентами за 10 дней сессии. Найти средний балл студентов.
Дан одномерный массив, содержащий в себе информацию об оценках, полученными 10 учениками на уроке математики. Найти среднюю оценку учеников.
Дан одномерный массив, содержащий в себе информацию о расстоянии каждого из 10 туристов, шедших на экскурсию. Найдите среднее расстояние.
№IV
Дан одномерный массив. Увеличьте его элементы в три раза.
Дан одномерный массив. Увеличьте его элементы в полтора раза.
Дан одномерный массив. Увеличьте его элементы на три.
Дан одномерный массив. Увеличьте его элементы на само себя.
Дан одномерный массив. Уменьшите его элементы в два раза.
Дан одномерный массив. Уменьшите его элементы на два.
Дан одномерный массив. Уменьшите его элементы на само себя.
Дан одномерный массив. Уменьшите его элементы в -1 раз.

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории информатика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ