Конспект урока с презентацией по информатике и ИКТ для 6 класса "Формы записи алгоритмов. Создание графических объектов"
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Арзинская средняя общеобразовательная школа
Конспект урока по информатике и ИКТ
в 6 классе
«Формы записи алгоритмов. Создание графических объектов»
подготовила
учитель информатики и ИКТ
Матюнькина Светлана Васильевна
п. Арзинка
2013
Тема: Формы записи алгоритмов. Создание графических объектов
Цели:
Систематизировать и расширить знания учащихся о формах записи алгоритмов;
Проверить навыки учащихся по созданию графических изображений.
Задачи урока:
Обучающие:
Систематизировать основные понятия по теме: “Алгоритм. Исполнители алгоритма. Свойства алгоритма”;
Способствовать закреплению навыков работы в графическом редакторе Paint.
Развивающие:
Развитие познавательного интереса, памяти, внимания;
Учить рациональному способу построения алгоритма;
Развивать логическое мышление.
Воспитательные:
Воспитывать чувство ответственности, аккуратности, трудолюбия, товарищества, взаимовыручки;
Коммуникативные качества, умение слушать;
Культуру межличностных взаимоотношений.
Тип урока: Комбинированный
Методы: Словесный (фронтальная беседа), наглядный (демонстрация компьютерной презентации), практические компьютерные работы
Средства обучения: презентация к уроку, учебник, программное обеспечение, карточки настроения.
Техническая база: проектор, экран, компьютеры.
План урока
Организационный момент – 1 мин.
Постановка темы и целей урока – 2 мин.
Активизация мышления и актуализация ранее изученного – 13 мин.
Объяснение нового материала – 10 мин.
Практическая работа за компьютером – 15 мин.
Подведение итогов урока – 3 мин.
Домашнее задание – 1 мин.
Ход урока
І. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Дежурный, скажите, кто сегодня отсутствует?
- Посмотрите, все ли у вас готово к уроку: учебник, рабочая тетрадь, ручка?
ІІ. Постановка темы и целей урока
- Тема нашего сегодняшнего урока «Формы записи алгоритмов. Создание графических объектов». Прежде чем приступить к изучению нового материала, мы с вами должны вспомнить основные моменты предыдущего урока, так как они неразрывно связаны с новой темой. И чтобы хорошо понять и запомнить новый материал, вам необходимо быть внимательными и тем самым вы значительно расширите свои знания по разделу «Алгоритмы и исполнители».
- В конце урока вы выполните практическую работу в графическом редакторе Paint по созданию графических объектов. При полном и правильном выполнении которой каждый из вас получит оценку.
ІІІ. Активизация мышления и актуализация ранее изученного
- Сейчас вы выполните графологический диктант. У каждого из вас есть листочек, запишите на нем свое имя и фамилию.
- Я буду зачитывать высказывания, если оно правильные, то вы ставите «+», если ложные – «-».
Вопросы диктанта:
Алгоритм – это конечная последовательность шагов в решении задачи, приводящая от исходных данных к требуемому результату.
Разрабатывать алгоритмы могут всевозможные устройства: станки, роботы, компьютеры, спутники и другие.
Команды, которые может выполнить конкретный исполнитель, образуют систему команд исполнителя (СКИ).
Исполнять алгоритмы могут только люди.
Программа – это последовательность строк, каждая из которых содержит некоторую команду для компьютера.
Понятность – это свойство алгоритма, обозначающее, что алгоритм составляется только из команд, входящих в систему команд исполнителя.
Конечность – это свойство алгоритма, обозначающее завершение работы алгоритма в целом за конечное число шагов.
Команда – это отдельное указание исполнителю алгоритма.
Разрабатывать алгоритмы может только человек.
Компьютер формальный исполнитель алгоритмов.
Ответ: + - + - + + + + + +
Критерии оценок:
«5» - допущено не более 1 ошибки; «3» - допущено 4 – 5 ошибок;
«4» - допущены 2 – 3 ошибки; «2» - допущено более 5 ошибок.
- Обменяйтесь листочками, сделайте проверку и поставьте оценку. Дежурный соберите, пожалуйста, работы.
Выполнение заданий в Рабочей тетради.
- А сейчас открываем рабочие тетради на странице 84, задание №15. Проверим навыки составления простейших программ для исполнителя Кузнечик.
- Следующее задание №17 страница 87.
- Итак, анализируя вашу работу по диктанту и заданиям в рабочей тетради, я могу сказать, что вы повторили тот материал, который был на предыдущем уроке и достаточно хорошо усвоили материал.
ІV. Объяснение нового материала
- Переходим к следующему этапу урока. Итак, чтобы составить алгоритм, необходимо знать систему команд предполагаемого исполнителя, правила записи отдельных команд и всего алгоритма в целом.
- Будем рассматривать алгоритмы, исполнителем которых является человек. Но я хочу заметить, что некоторые формы записи алгоритмов вам хорошо известны. Вы сразу вспомните их, прослушав данный материал.
- Последовательность шагов, которые выполняются человеком при решении некоторой задачи, удобно записывать в виде нумерованного списка (словесная форма), существует также графическая форма и программная форма записи алгоритмов.
- Словесная форма - это форма описания алгоритма на естественном языке. Данная форма очень удобна, если нужно приближенно описать суть алгоритма. Однако при словесном описании не всегда удается ясно и точно выразить идею.
- Для более наглядного представления алгоритма используется графическая форма. Графическая форма - изображение алгоритма в виде последовательности связанных между собой функциональных блоков, каждый из которых соответствует выполнению одного или нескольких действий. Последовательность действий указывается с помощью стрелок, соединяющих фигуры, обозначающие шаги алгоритма.
- Для обозначения шагов алгоритма используются следующие геометрические фигуры:
Название
фигуры
Изображение
Обозначаемый
шаг алгоритма
Овал
Начало или конец
Параллелограмм
Ввод или вывод
Ромб
Принятие решения
Прямоугольник
Выполнение действия
- При записи алгоритма в словесной и в графической форме допускается определенный произвол при изображении команд. Вместе с тем такая запись точна на столько, что позволяет человеку понять суть дела и исполнить алгоритм. Однако на практике в качестве исполнителей алгоритмов используются специальные автоматы – компьютеры. Поэтому алгоритм, предназначенный для исполнения на компьютере, должен быть записан на понятном ему языке. Такой язык принято называть языком программирования, а форму представления алгоритма - программной.
То есть программная форма записи алгоритма – это запись на языке программирования.
- Скоро с одним из таких языков мы познакомимся. И будем даже составлять небольшие программы.
- Рассмотрим примеры использования данных форм записи алгоритмов:
- Вот так, например, с помощью блок-схемы и словесной формы можно представить алгоритм ваших действий, когда вы собираетесь в школу:
Начало
Встань
Сделай зарядку
Умойся
Оденься
Позавтракай
Собери портфель
Конец
- Еще один пример представления алгоритма с помощью блок-схемы посмотрите на странице 71 учебника, здесь представлен алгоритм действий человека при переходе улицы.
V. Закрепление нового материала
- А теперь давайте подведем итог нашей беседы. На странице 71-72 учебника ответим на вопросы 1, 2, 4 и 5.
- Итак, что необходимо знать при разработке алгоритма?
- Перечислите известные вам формы записи алгоритмов?
- Какие геометрические фигуры используются в блок-схемах?
- Откройте рабочую тетрадь на странице 95, найдите № 24 и выполните задание.
VІ. Практическая работа за компьютером
- А сейчас вы выполните практическую работу по вариантам в группах. Каждая группа получает свою инструкцию по выполнению работы (приложение 1). Внимательно прочитайте задание и приступайте к его выполнению. За полное и правильное выполнение вы получите оценку за эту работу.
Если работа выполнена быстро и правильно, то дополнительное задание в рабочей тетради: страница 86 №16.
VІІ. Подведение итогов урока
- Что нового вы сегодня узнали на уроке? Оцените, пожалуйста, свои впечатления об уроке с помощью карточек настроения (приложение 2).
Выставление оценок за урок.
VІІІ. Домашнее задание
- Запишите в дневники домашнее задание: § 3.3 стр. 70-71; РТ: стр. 88 №18 .
- Спасибо за внимание! Урок окончен.
Приложение 2
Карточки настроения
Приложение № 1
Практическая контрольная работа №3
Вариант 1
Создайте в графическом редакторе Paint или средствами текстового процессора Word следующий фрагмент.
Копируя и отражая построенный фрагмент слева направо и сверху вниз, постройте один из следующих рисунков:
Сохраните результат работы в файле Мозаика.
Практическая контрольная работа №3
Вариант 2
Создайте в графическом редакторе Paint или средствами текстового процессора Word следующие рисунки:
Сохраните результат работы в файле Мозаика.
Практическая контрольная работа №3
Вариант 1
Создайте в графическом редакторе Paint или средствами текстового процессора Word следующий фрагмент.
Копируя и отражая построенный фрагмент слева направо и сверху вниз, постройте один из следующих рисунков:
Сохраните результат работы в файле Мозаика.
Практическая контрольная работа №3
Вариант 2
Создайте в графическом редакторе Paint или средствами текстового процессора Word следующие рисунки:
Сохраните результат работы в файле Мозаика.
Список использованной литературы
Босова Л., Босова А. Уроки информатики в 5-6 классах. Методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004
Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории информатика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ