МАСТЕР-КЛАСС «Создание совместных учебных объектов с помощью Google-сервисов»
МАСТЕР-КЛАСС
«Создание совместных учебных объектов
с помощью Google-сервисов»
Сероштанова Ирина Георгиевна,
учитель информатики,
высшая квалификационная категория
В настоящее время организация учебно-воспитательного процесса невозможна без использования современных технологий обучения. Наиболее актуальной задачей обучения и воспитания можно назвать развитие у обучающихся компетентностей, которые раскрываются через формирование умений и качеств человека XXI века: личной ответственности, терпимости к другим точкам зрения, коммуникативные умения, способности к саморазвитию, развитие мышления, умение находить, анализировать, управлять, интегрировать, оценивать и создавать информацию в разных формах и различными способами, способность работать в команде, умения ставить и решать проблемы.
Для решения обозначенной задачи целесообразно применять в учебном процессе ИКТ, интегрируя их с другими современными образовательными технологиями.
Программа информатизации и компьютеризации учебного процесса предусматривает оснащенность учебного заведения современным компьютерным оборудованием и программным обеспечением, которые стремительно меняются и совершенствуются. Перед учебными заведениями стоит проблема обеспечения учебного процесса последними новинками компьютерной техники и программным обеспечением, предполагающим немалые материальные затраты на поддержание соответствующего информационного сервиса.
Как показывает опыт развитых зарубежных стран, отличным решением проблем компьютеризации образования является внедрение в учебный процесс «облачных вычислений». Популярный сейчас термин cloud computing («облачные вычисления») стал употребляться в мире компьютинга с 2008 года. К ним относятся бесплатные хостинги сетевых служб для учащихся и преподавателей. Стоит обратить внимание на инновационные IT-приложения: сервисы Web 2.0 или Google-сервисы. Ведь лучший способ подготовки учащихся к работе с новейшими IT-технологиями – это использование этих технологий в образовательном процессе. Сетевым технологиям и использованию сетевых социальных сервисов сети Интернет в образовании посвящены многие работы отечественных, российских и зарубежных авторов. Веб-сервисы рассматриваются как сетевое программное обеспечение, поддерживающее групповые взаимодействия. Их можно эффективно использовать в процессе обучения и подготовки обучающихся.
Если еще несколько лет назад учителя преимущественно использовали Сеть с целью поиска информационных материалов для обеспечения учебного процесса, то теперь ясно обозначена еще одна устойчивая тенденция развития образовательного Интернета: разработка учителями собственных ресурсов, создание электронных учебных объектов, обмен ими и предоставление их обучащимся для обучения. Безусловно, этому способствовала растущая в педагогических кругах популярность современных веб-сервисов для создания, редактирования и хранения файлов.
С введением новых образовательных стандартов поменялись и вызовы: ориентация на индивидуальную образовательную траекторию ученика, на расширение образовательной среды предполагают, что материалов, имеющихся в открытом доступе, педагогу может и не хватить. Это значит, что учителю придется самому становиться автором и разработчиком.
Стоит обозначить проблемы:
учителям не достает компетенций при работе с сетевыми сервисами;
учителя пока еще мало обмениваются друг с другом тем, что создали;
есть опыт решения проектных задач в малых группах, состоящих из учителей, но проблема в том, что это чаще всего один и тот же состав учителей, не удается привлечь новых учителей к сотрудничеству;
большая часть учителей практически не имеет опыта сотрудничества в разработке учебных материалов.
Цели мастер-класса:
Рассмотреть возможности использования сервисов google в деятельности учителя;
Осмыслить возможности использования социальных сервисов Интернета в практической деятельности учителя-предметника.
Задачи:
познакомиться с понятием сервисы Web 2.0;
смоделировать ситуацию обучения с использованием сетевых сервисов Интернет;
рассмотреть варианты использования сервисов Google в совместной работе членов учебной группы.
Рассмотрим, как Google может стать площадкой для создания образовательного пространства с выходом на совместную деятельность обучаемых. Суть технологии Google заключается в возможности привлечения обучающихся для участия в образовательном процессе не только в качестве потребителей образовательного контента, но и как его активных создателей, она способствуют тому, чтобы в центре педагогического процесса оказывался обучающийся.
Корпорация Google разрабатывает и предоставляет множество приложений и сервисов, доступ к которым возможен в окне любого браузера при наличии подключения к Интернету. Наиболее используемыми в образовательном сообществе, являются следующие сервисы Google: Google Calendar – онлайновый календарь, Google Docs – онлайновый офис, Gmail – бесплатная электронная почта, Google Maps – набор карт, Google Sites – бесплатный хостинг, использующий вики-технологию, Google Translate – переводчик, YouTube – видеохостинг. Эти Google-приложения предоставляют учащимся и преподавателям учебных заведений инструменты, необходимые для эффективного общения и совместной работы. Службы Google для образования, по мнению разработчиков, «содержат бесплатный и свободный от рекламы набор инструментов, который позволит преподавателям и учащимся более успешно и эффективно взаимодействовать, обучать и обучаться». (Приложение 1)
Основные преимущества использования сервисов Google в образовании с точки зрения пользователя:
минимальные требования к аппаратному обеспечению (обязательное условием – наличие доступа в Интернет);
google-технологии не требуют затрат на приобретение и обслуживание специального программного обеспечения (доступ к приложениям можно получить через окно веб- браузера);
Google поддерживают все операционные системы и клиентские программы, используемые учащимися и учебными заведениями;
все инструменты Google бесплатны.
Сделаем небольшой обзор Google-инструментов, которые учитель может использовать для построения своего образовательного пространства.
Google-cайт - как учебная среда
Технические возможности этого сервиса основаны на бесплатном хостинге и wiki-технологии. И этого вполне достаточно, чтобы создать на сайте полноценную электронную учебную среду.
Рассмотрим коротко, как функционал данного сервиса может быть использован для создания среды обучения. Прежде всего – это возможности создания html-страниц и настроек навигации по создаваемым страницам. Есть автоматическое и пользовательское дерево навигации по сайту. Редактор страниц позволяет добавлять информацию из других приложений Google, таких как Google Docs, Google Calendar, альбомы Picasa, видеохостинг YouTube.
Еще одно немаловажное достоинство - возможность совместной работы нескольких пользователей – преподаватель, как владелец сайта, организует доступ учащихся к сайту в качестве соавторов. Все авторизованные участники могут редактировать страницы, оставлять комментарии, а также добавлять файлы в виде приложений к страницам.
Для организации дистантного обучения всех перечисленных возможностей хватает для:
структурирования учебного материала,
организации навигации по сайту,
размещения ссылок на ресурсы (приложения),
обеспечения совместного доступа,
отслеживания информации о действиях учащегося на сайте.
Для конструирования электронной среды с помощью удобных инструментов можно создать учебные модули и организовать интерактивное взаимодействие всех участников обучения. Остается придумать, как лучше структурировать образовательный контент и, главное, как обеспечить его подачу в условиях полного или частичного дистанта - и для взаимодействия в режиме реального времени, и в "оффлайне".
Форма Google
Форма Google – отличный помощник учителя. С помощью формы можно проводить различные опросы, викторины, создавать анкеты, тесты. При создании формы автоматически создается таблица Google, в которой накапливаются результаты заполнения формы. Таблица предоставляет удобные возможности хранения и обработки собранных данных.
Вот некоторые примеры использования формы Google в образовании:
регистрация участников учебных проектов;
промежуточный контроль, викторина, опросы, анкеты
организация совместной работы группы, самооценка,
рефлексия.
Таблицы Google
Таблицы – одна из основных и наиболее распространённых форм представления информации, в том числе и в случае, когда информация обрабатывается при помощи персонального компьютера. Таблицы Google позволяют легко создавать, совместно использовать и изменять таблицы в Интернете. С помощью таблиц Google можно выполнять:
Возможности сервиса:
Импорт, преобразование данных и экспорт.
Форматирование и изменение формул для вычисления результатов. При этом используются команды, изменяющие содержимое клеток (очистить, редактировать, копировать) и команды, изменяющие структуру таблицы (удалить, вставить, переместить).
Создание диаграмм. Диаграммы являются эффективным средством наглядного представления числовых значений и соотношений между ними.
Встраивание таблицы или ее отдельных частей в свой блог, веб-сайт.
Создание таблиц для отслеживания продвижения в проекте (выполненные, невыполненные задания).
Совместное наполнение учащимися таблиц по заданной теме, например создание SWOT-анализа объекта, процесса, явления.
Google Документы. Рисунок
Возможности сервиса:
Создание онлайн рисунков, схем с помощью автофигур, текстового поля, вставки картинок/фотографий с диска компьютера или из сети Интернет (есть встроенный поиск внутри сервиса).
Вставка готового рисунка (схемы), выполненного с помощью Google Рисунок в текстовые документа Google.
Возможность совместной работы нескольких пользователей на одном листе (рисунке).
Вышеизложенные технологии я применяю для организации учебного процесса в 9-11 классах. Предложенная мною технология является моделью «обучения за дверью кабинета». Это – ежедневная деятельность учителя, это – основа, платформа для построения образовательного пространства, членами которого являюсь я, и мои ученики. Сайт виртуальных кабинетов размещены по адресам:
9 класс – https://sites.google.com/site/virtkab9/,
10 класс – https://sites.google.com/site/virtkab10/,
11 класс – https://sites.google.com/site/virtkab11/).
Электронный кабинет учителя состоит из виртуальных кабинетов и рабочих тетрадей в формате google-сайтов, которые позволяют организовать сетевое взаимодействие между обучающимся и учителем. На сайтах кабинетов размещаю учебный материал, вопросы для исследования и учебные задачи. Обучающиеся на сайтах-тетрадях публикуют результаты выполнения домашних заданий. Мною используются google-формы для тестирования и анкетирования, классные журналы, google-документы с общим доступом для создания совместных документов и публикации успеваемости обучающихся.
Для работы с классом я также использую возможности Google. Основным ресурсом для обобщения жизнедеятельности моего классного коллектива является сайт класса «Пятый элемент» (https://sites.google.com/site/sch95kl/), значимость которого уже оценили родители моих учеников.
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта
С 2009 года мною не случайно была выбрана тема самообразования: «Организация учебного процесса в виртуальной образовательной среде с применением сервисов Веб 2.0». Свой опыт работы по теме самообразования я представляла на разных уровнях: в своём образовательном учреждении, на муниципальном, региональном и федеральном уровнях:
2009г.–II региональная научно-практической конференция «Информационное сопровождение учащихся в образовательном процессе», публикация «Сетевые сервисы Web 2.0»;
2010г.–VII(XXIII) Всероссийская НМК «Совершенствование качества профессионального образования», публикация «Виртуальное образовательное пространство как зеркало новой информационной технологии»;
2011г.–VIII(XXIV) Всероссийская НМК «Совершенствование качества профессионального образования», публикация «Создание виртуального учебного кабинета сервисами Google»;
2011г.– Форум «Образование Братска-2011», победитель конкурса выпускников программы Intel в номинации «Учебный проект»;
2011г.– Всероссийская педагогическая видеоконференция «Новые образовательные стандарты: проблемы реализации»;
2011г.–Всероссийский конкурсный проект «Мой кейс Веб 2.0»;
2012г.– Форум «Образование Приангарья-2012», региональная научно-практическая конференция «Информационно-коммуникационные технологии в педагогической деятельности», участие;
2012г.– Форум «Образование Приангарья-2012», VII конкурс учебно-методических разработок с использованием ИКТ, лауреат, особый диплом за использование сервисов Web 2.0.;
2012г.– МАОУ ДОД «Дворец творчества детей и молодёжи», V фестиваль инновационных идей «Формирование развивающей образовательной среды средствами медиаобразования», презентация «Использование сетевых сервисов в практической деятельности педагога»;
2012г.– школьный Единый методический день презентация темы самообразования «Организация учебного процесса в виртуальной образовательной среде с применением сервисов Веб 2.0»;
2012г.– Всероссийский слёт учителей Сочи-2012, мастер-класс «Путешествие с картами Google»;
2012г.– Всероссийский слёт учителей Сочи-2012, семинар «Использование сетевых сервисов Web 2.0 в работе учителя-предметника»;
2012г.– Всероссийский он-лайн педсовет «Сетевое взаимодействие, проекты: проблемы и решения», организован НОУ «Открытый молодёжный университет» г.Томска.
Свой опыт, инновационные идеи по работе с обучающимися и построению образовательного пространства нового формата я обобщаю и представляю на сайтах педагогических интернет-сообществ и мастер-классов.
На портале открытого педагогического объединения «Интерника», участником которого я являюсь, размещены методические материалы:
Инструкция по сервису Google-диск http://internika.org/works-irseroshtanova/instruktsii-po-servisu-google-disk ;
Путешествуем с картами Google http://internika.org/works-irseroshtanova/puteshestvuem-s-kartami-google-0 ;
Публикация документов Google и их размещение на странице сайта http://internika.org/works-irseroshtanova/publikatsiya-dokumentov-google ;
Создай свое обучающее пространство на Google http://internika.org/node/5367 ;
Использование сервисов Web 2.0 в работе учителя-предметника http://internika.org/works-irseroshtanova/ispolzovanie-servisov-web-2-0-v-rabote-uchitelya-predmetnika .
На образовательном портале «Продлёнка» опубликована статья раздела «Обобщение опытом» по теме «Создание виртуального учебного кабинета сервисами Google», страница с публикацией http://www.konkyrs.org/metodichka/viewlink/2331.html.
Считаю опыт своей работы интересным и востребованным среди коллег в профессиональном сообществе, в методическом объединении учителей информатики и учителей-предметников. Самые значимые профессиональные достижения опубликованы на моей странице Иркутской Вики
http://wiki.irkutsk.ru/index.php/Участник:Сероштанова_Ирина.
Результативность деятельности учащихся, свидетельствующее об эффективности использования технологии Google находят отражение в результатах анкетирования, составлении SWOT-анализа деятельности.
Результаты анкетирования размещены по адресам:
Анкета: https://sites.google.com/site/virtkab9/home/anketa-po-samoocenivaniu , результаты: https://docs.google.com/spreadsheet/ccc?key=0Au5HUg-RD8FAdEplc0ZZY2s1cko3LTFfeWxOeDRnSVE#gid=0 ;
SWOT-анализ: https://docs.google.com/spreadsheet/ccc?key=0Au5HUg-RD8FAdEY1Y1ZtM3ViWWdRb0VvaE1tM1pmS2c#gid=0 ;
https://docs.google.com/document/edit?hgd=1&id=1sgtPqTeCMYX7WDCUrMnaH-cOgwWbzbZdmdMio_zvbJE .
2. Основные приёмы работы учителя в данной технологии
Включение обучающихся в сетевое сообщество через создание учебных кабинетов;
Создание учебных объектов (анкет, опросников, задачников, рабочих листов), используя сервисы Google;
Организация совместной работы обучающихся в группе при сетевом взаимодействии;
Использование электронной почты и Skype-технологии.
3. Алгоритм проведения имитационной игры:
Цель: осмысление и знакомство с возможностями использования сервиса Google-Рисунок в совместной деятельности обучающихся.
Задачи:
Овладеть навыком создания совместного Google-Рисунка.
Дать самооценку достижения ожидаемого результата через заполнение совместной Google-таблицы.
№ этапа
Деятельность Мастера
Деятельность слушателей
Результат
1
Приветствие, вступительное слово мастера, постановка целей и задач
2.
Презентация педагогического опыта учителя-мастера
Знакомство
Осмысление слушателями преимуществ технологии Мастера
3.
Проведение имитационной игры
Работа по алгоритму
Сопровождение деятельности обучаемых
3.1.
Выполнить авторизацию в Google
Вход в аккаунт Goggle
3.2.
Открыть общий рисунок «С Новым годом!»
У участников открыт совместный рисунок
3.3
Участник выполняет действия по созданию общего рисунка
Созданный совместный новогодний коллаж
4.
Подведение итогов работы
Рефлексия
Заполненный бланк самооценивания (для сетевых участников)
Обсуждение по вопросам устной анкеты «Вхождение в тему» (для остальных участников)
Документы Google позволяют легко создавать, совместно использовать и изменять рисунки в Интернете. Работая в этой службе, вы, помимо прочего, можете:
изменять рисунки в Интернете совместно с выбранными пользователями и приглашать людей просмотреть ваши правки - все это в режиме реального времени;
общаться в чате со своими соавторами прямо в редакторе рисунков;
публиковать рисунки в Интернете в качестве изображений или загружать их в стандартных форматах;
вставлять текст, фигуры, стрелки, каракули и изображения из своего компьютера или Интернета;
размещать рисунки на странице с помощью функций выравнивания, привязки к сетке и автораспределения;
вставлять рисунки в другие документы, таблицы или презентации Google с помощью веб-буфера обмена и затем изменять их прямо в документе.
Обзор возможностей сервиса Google-рисунок
Примеры создания общих рисунков находятся по адресам:
https://docs.google.com/drawings/d/1N__Bek6KSTgnRG8oEXCMp8j8WuAzQ5HJ90w8Bo4vObE/edit ;
https://docs.google.com/drawings/d/1g51Khdwo5AHPfZCrMhqEyvKftgcS4r_bBuBJN-sbXKU/edit .
Чтобы создать в Документах Google рисунок, откройте Список документов, нажмите кнопку Создать и выберите пункт Рисунок. Затем с помощью команд меню и кнопок на панели инструментов можно создавать блок-схемы и графики, а также другие типы рисунков.
Файл
С помощью этого раскрывающегося меню можно создать, переименовать, создать копию рисунка, опубликовать в Интернете, оправить файл с рисунком соавторам и настроить параметры печати.
Правка
С помощью этого раскрывающегося меню можно вырезать, копировать, вставить фигуру или создать ее копию.
Вставка
Текстовое поле: нажмите на то место, куда необходимо добавить текстовое поле, введите текст и нажмите клавишу Enter. Текст будет добавлен на рисунок.
Ломаная линия: чтобы создать непрерывную линию из нескольких отрезков, нарисуйте отрезок, нажмите кнопку мыши, чтобы начать следующий отрезок, и повторите эту процедуру нужное число раз. Подробнее об использовании ломаных линий
Word Art: выбрав этот параметр, введите текст и нажмите клавишу Enter.
Изображение: введите URL изображения или найдите его с помощью функции поиска и нажмите кнопку Выбрать
Комментарии
Возможность делать комментарии участниками к рисунку или процессу.
Формат
С помощью этого меню можно изменить цвет фона рисунка, задать выравнивание и поворот объектов, включить привязку к сетке и выравнивание по направляющим, изменить порядок объектов (например, переместить фигуру вперед) и их группировку.
Отмена и повторение изменений, Увеличение и уменьшение масштаба
Отменять и повторять изменения можно с помощью кнопок со стрелками в левой части панели инструментов. Чтобы увеличить или уменьшить масштаб рисунков, нужно нажать кнопку Масштаб на панели инструментов.
4. Проведение рефлексии работы мастера:
Учитель-Мастер проводит со слушателями устную анкету «Вхождение в тему».
Цель: выявление впечатлений после первичного ознакомления с проблемой, после начальной проработки вопроса.
Вопрос учителя-мастера к аудитории:
Поделитесь, пожалуйста, тем, что вы услышали.
Что нового вы узнали?
Что вас удивило?
Что заинтересовало?
Что вызвало недоумение, сомнение, отрицание?
О чем бы вы хотели продолжить разговор?
Примечания: обратная связь по данной анкете дает информацию об уровне (теоретическом, мотивационном, практическом, проблемном, смысловом) «продвинутости» слушателей по предложенному вопросу. Анкетирование может проводиться в устной форме.
Информационные источники:
Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю. Е.Д.Патаракин – 2-е изд., испр. – М: Интуит.ру, 2007;
Учим и учимся с Веб 2.0. Быстрый старт. Руководство к действию. БыховскийЯ.С., Коровко А.В., Е.Д.Патаракин. – М: Интуит.ру, 2007;
Как помочь учителю освоить современные технологии обучения. О.Н.Шилова, М.Б.Лебедева. Методическое пособие для преподавателей(тьюторов) системы РКЦ-ММЦ проекта ИСО – М: Интуит.ру, 2006;
http://www.eelmaa.net/dld/web20.pdf - Веб 2.0-сервисы Интернета – новые формы коллективного педагогического взаимодействия. Использование Интернет-технологий в современном образовательном процессе. Часть II. Новые возможности в обучении. – СПб, РЦОКОиИТ, 2008.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории информатика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ