Методика преподавания темы «Среда Delphi. Решение простейших задач в среде Delphi
















«Методика преподавания темы «Среда Delphi.

Решение простейших задач в среде Delphi»















Шпак Наталия Петровна,

учитель информатики

МБОУ «Гимназия №5 г. Сергиев Посад»

Сергиево-Посадского района

Московской области





Среди современных информационных технологий программирование занимает особое место. В технологиях программирования в определенной степени синтезируются все достижения информатики на каждом этапе ее развития. Визуальное программирование - одна из современных технологий программирования. В ее основе лежит объектно-ориентированный подход к описанию процессов (явлений), который, по утверждению ряда исследователей, является одним из наиболее эффективных и удобных средств, используемых сегодня программистами для создания больших программных систем.

В школьном образовании осуществляется переход к многоэтапной структуре обучения информатике, состоящей из трех этапов: пропедевтического, базового и профильного. При это подготовка по информатике учащихся старших классов, чья дальнейшая профессиональная деятельность будет связана с программированием ведется в рамках соответствующего профильного курса. Его содержание включает и знакомство с принципами и технологиями программирования, среди которых визуальное программирование занимает ведущее место. Этим обусловлен выбор моей работы – «Среда Delphi. Решение простейших задач в среде Delphi».

Одной из трех основных целей изучения информатики в школе является развитие мышления обучающихся.

Программирование в информатике является базовым инструментом развития интеллектуальных способностей ребенка.

Актуальность работы обусловлена еще и тем, что при объектно-ориентированном программировании ученик сразу видит результат своей работы – реально работающие приложения, которые он привык видеть и которые он разработал сам. Это позволяет высоко поднять интерес и мотивацию к изучению предмета и в данном случае программирования.



Цели работы:

  • развитие интеллектуального, образного и алгоритмического мышления обучающихся;

  • знакомство с основами объектно-ориентированного программирования посредством создания проектов при решении задач линейной структуры;

  • формирование практических навыков работы с интегрированной средой программирования Delphi;

  • формирование умения планировать свою деятельность, критически оценивать результаты своей работы, готовности исправлять свои ошибки, настойчивости и целенаправленности в действиях;


Решение задач линейной структуры.

Задача №1. Создать проект, позволяющий вывести значение радиус круга, если известна его площадь.

Решение:

  1. Поместить на форму(рис.1):

Рис.1


  • Метки Label1, Label2 для текстового сообщения и вывода значения радиуса;

  • Кнопки Button1, Button2 для запуска обработки событий;

  • Текстовое поле Edit1 для ввода числовых значений.

  1. С помощью окна Свойства(Properties) изменить значения свойств управляющих элементов.

  2. Изменить значение свойства Caption:

  • Форма - Form на Нахождение радиуса круга;

  • Кнопка Button1- Вычислить, Button2 Завершить;

  • Метку Label1 на Введите площадь круга; Label2 – Очистить.

  1. В окне Программный код создать обработку событий, реализующий линейный алгоритм:

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);

var

r,s:real;

begin

s:=StrToFloat(Edit1.Text);

r:=sqrt(s/pi);

Label2.Caption:='Радиус='+FloatToStr(r);

end;

procedure TForm1.Button2Click(Sender: TObject);

begin

Form1.Close

end;

Рис.3

Рис.2

Запустить проект на выполнение. После ввода значения площади и щелчка по кнопке с надписью Вычислить начнет выполняться обработчик события. Щелчок по кнопке с надписью Завершить очистит поле ввода данных. Результат работы отображен на рис. 2 и рис.3.


Задача №2. Разработать проект «Калькулятор», который позволит производить четыре арифметических действия над действительными числами (сложение, вычитание, умножение, деление).

Решение:

  1. Поместить на форму(рис.1):

Рис.1


  • Метки Label1, Label2 и Label3 для текстового сообщения и вывода результата;

  • Четыре кнопки Button1, Button2, Button3, Button4 для запуска обработчиков событий: сложения, вычитания, умножения, деления и двух кнопок Button5 и Button6 для очисти текстовых полей и завершения работы

  • Текстовые поля Edit1 и Edit2 для ввода числовых данных.

  1. С помощью окна Свойства(Properties) изменить значения свойств управляющих элементов.

  2. Изменить значение свойства Caption:

    Форма - Form

    Калькулятор;

    Button1

    +

    Button2

    _

    Button3

    *

    Button4

    /

    Button5

    Сброс

    Button6

    Выход

    Label1

    Число 1

    Label2

    Число 2

  3. В окне Программный код создать обработку событий, реализующий линейный алгоритм:

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);

var a,b,Rez:real;

begin

a:=strtofloat(Edit1.text);

b:=strtofloat(Edit2.text);

rez:=a+b;

Label3.Caption:= floattostr(rez);

end;

procedure TForm1.Button2Click(Sender: TObject);

var a,b,Rez:real;

begin

a:=strtofloat(Edit1.text);

b:=strtofloat(Edit2.text);

rez:=a-b;

Label3.Caption:= floattostr(rez);

end;

procedure TForm1.Button3Click(Sender: TObject);

var a,b,Rez:real;

begin

a:=strtofloat(Edit1.text);

b:=strtofloat(Edit2.text);

rez:=a*b;

Label3.Caption:= floattostr(rez);

end;


procedure TForm1.Button4Click(Sender: TObject);

var a,b,rez:real;

begin

a:=strtofloat(Edit1.text);

b:=strtofloat(Edit2.text);

rez:=a/b;

Label3.Caption:=floattostr(rez);

end;

procedure TForm1.Button5Click(Sender: TObject);

begin

Edit1.text:='';

Edit2.text:='';

Label3.Caption:='';

end;

procedure TForm1.Button6Click(Sender: TObject);

begin

close;

end;

end.

Рис.3

Рис.2

Запустить проект на выполнение. После ввода значений двух чисел в текстовые поля и щелчка по кнопке с требуемым действием (+,-,*,/) ь начнет выполняться обработчик события. Щелчок по кнопке с надписью Сброс очистит поле ввода данных.

  1. Результаты работы для целых чисел с разными и одинаковыми знаками отображены на рис. 2 и рис.3.


Рис.2



Рис.3


  1. Результаты работы для действительных чисел с разными и одинаковыми знаками отображены на рис. 4 и рис.5.

Рис.5

Рис.4



Рис.2


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории информатика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ