Особенности предметной готовности обучающихся при подготовке к ЕГЭ по информатике на уроках и во внеурочной деятельности
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Информационно-технологический лицей № 24
Республика Саха (Якутия)
Статья:
Особенности предметной готовности обучающихся
при подготовке к ЕГЭ по информатике
на уроках и во внеурочной деятельности
Чистякова Римма Нагимджановна
учитель информатики и ИКТ
г. Нерюнгри
2011 г.
Особенности формирования предметной готовности обучающихся
при подготовке к ЕГЭ на уроках информатики и во внеурочной деятельности
С каждым годом количество учащихся, которым необходимо сдавать ЕГЭ по информатике возрастает. Это связано с тем, что информатика является одним из нескольких вступительных экзаменов на технические специальности. Возникает проблема: как обеспечить успешную сдачу ЕГЭ по информатике, когда и в каком классе необходимо ее начинать, какому направлению в этой работе отдать предпочтение?
Опыт реализации ЕГЭ показал, что подготовка к нему не должна быть самоцелью (школа призвана учить, а не готовить к экзамену), но в то же время она должна проходить постоянно. Работая над данной проблемой, я выявила, что одним из условий успешной сдачи ЕГЭ является формирование предметной готовности ученика.
Одна из главных трудностей, с которыми сталкиваются сегодняшние выпускники при сдаче ЕГЭ – это неумение работать с тестовым материалом разной типологии и разного уровня сложности. В связи с этим и возникает необходимость организации системной работы на уроках по подготовке учащихся к ЕГЭ по предмету.
Система работы в данном направлении может быть построена следующим образом:
в среднем звене – пропедевтическая работа (использование тестовых заданий при осуществлении контроля знаний учащихся);
в старших классах – использование тестов на уроках текущего контроля знаний, обобщения материала (при контроле знаний – использование тестовых заданий разного уровня сложности);
Наиболее эффективными формами, методами и приемами по подготовке к ЕГЭ по информатике являются:
дифференцированный подход в обучении и подготовке;
работа с тестовыми заданиями;
индивидуальные занятия, консультации;
формирование у учащихся на уроках информатики умений, навыков, развитие компетенций, необходимых для успешной сдачи ЕГЭ:
регулярная проверка качества знаний по информатике с помощью системы тестирования Netschool (тренажеров по ЕГЭ).
Подготовку к ЕГЭ необходимо начинать уже в среднем звене, выделив в своей работе 2 направления:
Знание теории по информатике;
Умение работать с тестами.
Первое направление призвано обеспечить максимальное усвоение материала по предмету. Второе направлено на их правильное применение. Уже с 8 класса провожу в начале или в конце урока минутки информатики на которых ребята выполняют подобранные мною задания из части А ЕГЭ 2006-2010 года. Часть материала ребята запоминают зрительно, а тесты позволяют его правильно соотнести с предложенным вариантом ответа. Мною разработана система тестов, задания в которых взяты из КИМов предыдущих лет, из ежегодного игры-конкурса «Инфознайка», игры-конкурса «КИТ» и других источников. Задания адаптированы к данному возрасту учащихся и максимально приближены к ситуации сдачи ЕГЭ (форма бланка ЕГЭ, технология и особенности его заполнения, время, отведенное на решение теста и т.д.).
Тесты самые разные. Одни используются как элемент урока, другие – рассчитаны на урок, третьи - предлагаются в качестве домашнего задания. Все работы обязательно анализируются, отслеживается уровень овладения компетенциями, ведется мониторинг ЗУНов и ООУНов, учет пробелов и корректируется индивидуальная работа с учащимися. В заранее заготовленной таблице отмечаю выполнение задания полностью – «+», частично- «v», не выполнено - «-». Уровень сформированности компетенции отмечен как 2- низкий, 3- средний, 4 - достаточный, 5 – высокий. С ребятами, у которых выявились затруднения и уровень сформированности компетенции средний или ниже провожу дополнительные занятия, консультации и т.д.
Таблица, отражающая затруднения и уровень сформированности компетенции
9А класс
Умение определять количество информации для кодирования
Часть А
Часть В
Трудности
Уровень компетенции
Задание 1
1
2
3
4
5
6
1
2
3
4
25.11.2010
25.11.2010
1
Богданов Дима
+
+
v
+
-
-
+
+
v
-
4
3
2
БорноволоковПаша
+
+
+
-
v
v
v
+
+
-
5
3
3
Горькавая Кристина
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
0
5
4
Горьявчева Кристина
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
0
5
5
Зданович Настя
+
v
v
v
-
-
-
-
-
-
проблема
2
6
Карпова Ксения
+
+
+
+
+
v
+
+
v
-
3
4
Уже на выходе из 9 класса учащиеся обладают тем минимальным запасом знаний, который необходим им в 11 классе для сдачи ЕГЭ. Далее в 10-11 классах эти знания обобщаются на уроках, конкретизируются, добавляются сложные случаи. И основным видом контроля здесь также является тестирование.
Работа на уроках в 10-11 классах строится в виде тематических практикумов, которые начинаются с краткого повторения основ теории и работы с раздаточным материалом, включающим все типы заданий ЕГЭ по теме. Учащимся дается время на письменное выполнение определенного задания, а затем проводится фронтальная проверка и коррекция знаний. Повторение заканчивается выполнением теста по данной теме.
Тематические тесты, предлагаемые старшеклассникам в конце изучения каждой темы – разноуровневые, состоящие из трех частей А, В и С. Причем в части А решение каждого задания осуществляется выбором ответа из предложенных, в части В необходимо записать результат решения, а в части С представить полное решение или выполнить задание на компьютере (если это раздел технология программирования или раздел информационных технологий). Правильное решение заданий части А оценивается 1 баллом, части В – 2 баллами, а части С – 3 баллами. Выполняют такие тесты ученики в тетрадях.
Для учащихся 10-11 классов мной разработаны тематические тесты; подобраны тесты – варианты ЕГЭ (более 25 вариантов), системы тестирований: Netschool, on - line. Ведется таблица выполнения заданий по каждому ребенку, где отмечается его уровень овладения ЗУНами и развития компетенций.
Технология обработки числовых данных в электронных таблицах
№
ФИО
А1
А2
А3
А4
А5
…
А11
А12
В1
В2
В3
…
В8
С1
С2
С3
1
Васильева А
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
0
2
0
3
0
0
2
Воробьев А
1
1
1
0
1
1
1
0
2
2
2
0
2
0
0
0
3
Диденко Е
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
3
0
0
4
Давлетбердина А
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
3
3
3
Данный подход позволяет, во-первых, показать ученикам все пробелы и организовать своевременную работу по их устранению, во-вторых при подготовке к консультации видно, на какие задания следует сделать упор в групповой работе, какие отдать для индивидуальной консультации.
В заключении необходимо отметить, что такая система мониторинга знаний и умений обучающихся позволяет не только увидеть пробелы в знаниях ученика, но и эффективно спланировать работу учителя по их коррекции и ликвидации, спрогнозировать учебные возможности обучающихся.
Представленная система подготовки к ЕГЭ дает стабильные результаты. Успеваемость по предмету информатика и ИКТ составляет 100 %, качество 85-100%. Эти результаты подтверждают и результаты сдачи ЕГЭ.
Литература
ЕГЭ-2007: Информатика: Пособие для подготовки к единому государственному экзамену/Н.В.Николаева, Е.С.Рожина, С.И.Ситников; М-во образования Рос. Федерации, Якут. Гос. Ун-т им. М.К. Аммосова, Ин-т математики и информатики. – Якутск: Филиал изд-ва ЯГУ, ИМИ ЯГУ, 2007.
Антонов Ю.С. Пособие по подготовке к единому государственному экзамену по информатике, Якутск 2010.
Сафронов И.К. Готовимся к ЕГЭ. Информатика. – СПб.: БХВ-Петербург, 2007.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории информатика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ